Конспект урока обществознания 7 класс "Экономика семьи"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление об экономике семьи.

Задачи:

Образовательная: обеспечить условия для углубления таких понятий как бюджет, доходы, расходы.

Воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, способности брать ответственность на себя, основ коммуникативного общения.

Развивающая: развивать умение принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekonomika_semi.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Шаркиева Диана Сериковна

Место работы: МБОУ «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»

Должность: учитель истории и обществознания

Класс: 7

Предмет: обществознание

Тема урока: «Экономика семьи».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать целостное представление об экономике семьи.

Задачи:

Образовательная: обеспечить условия для углубления таких понятий как бюджет, доходы, расходы.

Воспитательная: способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности, способности брать ответственность на себя, основ коммуникативного общения.

Развивающая: развивать умение принимать самостоятельные решения и выдвигать собственные идеи.

Учебно-методический комплекс: Боголюбов Л.Н. учебник по обществознанию 7кл.

Ход урока:

I Организационный момент

II Актуализация знаний.

Учитель: Ребята давайте вспомним с вами что такое деньги?

Назовите функции денег.

Учитель: Обратите внимание на слайд и прочитайте пословицу «Хорошо живет тот, кто деньги бережет».

Обсуждение пословицы:

 -О чем идет речь в данном высказывании? (о бережливости)

-Что такое бережливость? (экономичность, расчетливость)

-Умеете ли вы бережно относится к тому, что у вас есть?

-Где, чаще всего, вы можете проявить свою бережливость? (в семье)

-Какая наука изучает проблему бережливости? (экономика)

- Как вы думаете о чем мы будем с вами сегодня говорить? (об экономике семьи)

Учитель: Итак, записываем тему нашего урока «Экономика семьи».

III Изучение нового материала:        

Учитель: Из чего же складывается экономика семьи?

Каждая семья располагает различными видами ресурсов

Виды ресурсов (записываем схему в тетрадь)

Пояснения учителя: Материальные ресурсы – это дом, квартира, дача или семейный участок, одежда, бытовая техника и другое имущество семьи

Трудовые ресурсы – это умения, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения семьи средствами к существованию.

Энергетические ресурсы – это средства освещения и обогрева

Информационные ресурсы – знания домочадцев о технологии выполнения отдельных видов домашних работ

финансовые ресурсы – это сбережения и доходы семьи

Задание. Определите какие ресурсы имеются у семьи Ивановых

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы
  • Родители и старший сын - трудовые ресурсы
  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные
  • Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы
  • Проценты - доход от сбережений в банке
  • Рента за земельный участок - собственность.

Учитель: Более подробно остановимся на финансовых ресурсах. Финансовыми ресурсами являются доходы семьи.

А также запишем определение «дохода семьи».        

Доход семьи – это все денежные средства, получаемые ее членами из разных источников.

Источники дохода семьи: ЗП и социальные выплаты государства, т.е. стипендии, пенсии и пособия.

Учитель: Сейчас мы с вами решим задачу – В одном большом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед? Читаем слайд, вставляем пропущенные слова.

Велосипед стоит 7 000 рублей. Отец взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей».

Бабушка получает…...........

Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, в размере 3000рублей. О каких деньгах говорит сын – студент? ...................

Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1000 рублей.

Смогут ли родители купить велосипед и какие источники доходов есть у семьи представленной в тексте?

Вопрос: какие источники доходов есть у семьи? (ответы учеников: заработная плата, пенсия, степендия)

Учитель: Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

Доходы семьи:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Смогут ли родители купить велосипед Вере стоимостью в 7 тысяч рублей? (Ответы учеников).

На эти деньги можно купить не один велосипед. Но вдруг мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Расходы бывают двух видов:

Обязательные (питание. одежда, лекаства) и произвольные

В нашем примере доходы составили 68 000 рублей, а расходы 50 000. Чего больше? Доходов или расходов у нас получилось? Осталось еще 18 000 рублей. Смогут ли родители купить велосипед Вере. Но велосипед стоит 7000 рублей, куда пойдут оставшиеся 11 000 рублей? (Ответы учеников). Папа сказал, что оставшиеся деньги они отнесут в банк на хранение.

Учитель: Также ребята я вам хотела сказать, что есть прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают а живут безбедно на проценты от банковских вкладов.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Учитель: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

IV. Рефлексия

Учитель: Сейчас вы решите тест на закрепление темы.

1. Переменный доход семьи составляет:

А) пособие на детей

Б) стипендия внуков

В) пенсия родителей

Г) прибыль предпринимателя

2. Расходы на посещение театра, кино, музеи, на покупку книг являются расходами:

А) лимитированными

Б) произвольными

В) обязательными

Г) сезонными        

3. План расходов и доходов на определенный период времени:

А) затраты

Б) смета

В) бюджет

Г) кредит

4. Установите соответствие.

Пример ресурса

Вид ресурса

А. Квартира, дом в деревне

Б. Процент от вклада в банке

1. Информационный

2. Материальный

3. Финансовый

А

Б

V. Подведение итогов и д/з.

Учитель: Давайте запишем Д/з: параграф 14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания в 11 классе "Семья"

На уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями - семья, брак, патрииархальная семья, прослеживают этапы становления брачно-семейных отношений, знакомятся с  типами семей, функциями семьи, выявля...

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"

Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"...

План - конспект урока на тему «Семья» по обществознанию в 8 классе

План - конспект урока на тему «Семья»  по обществознанию в 8 классе...

Конспект урока обществознания "Семья" (5 класс)

Цель: формирование целостной системы знаний о семье как малой социальной группы.Основные задачи:1.Образовательные: познакомить учащихся с понятием «Семья»;  показать роль семьи в жизн...

Конспект урока обществознания по теме "Семья под защитой закона"

Конспект урока обзществознания в 9 классеОсновные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, регистрация брака, расторжение брака, брачный договор, правовая связь членов семьи.Оборудование: презентация...

Конспект урока обществознания "Семья и семейные отношения" 6 класс

Конспект урока обществознания по теме "Семья и семейные отношения" 6 класс...

Конспект урока обществознания по теме "Семья и семейные отношения". 6 класс

Разработка урока "Семья и семейные отношения" (обществознание 6 класс)...