Конспект урока обществознания в 11 классе "Семья"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с новыми понятиями - семья, брак, патрииархальная семья, прослеживают этапы становления брачно-семейных отношений, знакомятся с типами семей, функциями семьи, выявляют плюсы и минусы гражданского брака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_11_kl.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28» Г.Братска
Семья и брак
(конспект урока по обществознанию в 11 классе)
Учитель: Рогова Анна Павловна
Тема. Семья и брак.
Тип. Изучение нового материала.
Форма. Беседа.
Цели: - деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов – семья, брак, патриархальная семья, демократическая семья, гражданский брак;
воспитательная: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Задачи:
личностные – формирование умений применять знания по обществознанию для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;
метапредметные – владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
предметные – способность применять понятийный аппарат исторического и обществоведческого знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности понятий.
Основные понятия: семья, брак, гражданский брак, патриархальная семья.
Ход
- Орг. момент
- Изучение нового материала
План:
- Понятия «семья», «брак».
- Функции семьи
- Этапы становления брачно – семейных отношений
- Основные черты патриархальной и современной семьи
- Кризис современной семьи
- Гражданский брак
Эпиграф к уроку: “Жениться совсем не трудно, трудно быть женатым”.
Унамуно
“Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности”.
Шопенгауэр
Звучит песня Ю. Антонова «Под крышей дома твоего»
Учитель. Ребята, давайте обсудим эпиграфы к уроку.
Семья оказывает огромное влияние на становление личности и развитие общества. Состояние семьи показывает степень продвижения общества по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социокультурного развития. Важное значение в наше время имеет экономическая самостоятельность и материальное благополучие семьи, которые поддерживают процесс раскрепощения личности, характерный для начала XXI века.
Вопрос классу. Как вы понимаете, что такое семья и что такое брак?
Под браком в социологии понимается форма отношений между мужчиной и женщиной, реализующих естественную потребность людей в продолжении рода. Эта форма во многом обусловлена культурно – историческими факторами.
Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и, как социальный институт. В последнем случае подразумевается неразрывная взаимосвязь семьи и общества. С одной стороны, общество морально поддерживает и закрепляет в праве супружеские и родительские отношения, оказывает государственную поддержку семье. Вместе с тем семья выполняет важные общественные функции.
Вопрос классу. Какие функции выполняет семья в обществе?
Схема на доске
Репродуктивная функция
семья
Учитель. Давайте на примере развития общества проследим развитие брачно – семейных отношений.
Вопрос классу. Назовите начальный этап развития любого общества. Как назывался коллектив людей в таком обществе? (первобытное общество – человеческое стадо).
С появлением орудий труда общество переходит на следующую стадию. Какую? (Родовая община). Люди осваивают медь, совершенствуют орудия труда, на смену родовой общине приходит… (соседская). Все мы с вами живем в более совершенном типе общества (современном).
Схема на доске
Человеческое стадо родовая община соседская община современное общество
Согласно этапам развития общества можно выделить этапы становления брачно – семейных отношений.
Этапы становления брачно – семейных отношений
Первобытное состояние
(неупорядоченные
половые связи)
Задание классу. Познакомьтесь с фрагментами из средневековой русской и зарубежной литературы. Выявите ряд основных черт патриархальной семьи.
В германской «Песне о Нибелунгах» героиня в ответ на заявление Гунтера, что он просватал ее за некого рыцаря, заявляет: «Вам не нужно меня просить: как Вы прикажете, так я всегда буду поступать. Кого Вы, государь, дадите мне в мужья, с тем я охотно обручусь».
Фрагменты из русского «Домостроя»:
«Казни сына своего от юности его, и даст красоту душе твоей. И не ослабляй, бия младенца: аше то жезлом биеши его, не умрет, но здравее будет... Дщерь ли имаши: положи на них грозу свою».
«Жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии... И что муж накажет, то с любовью принимати, со страхом внимати и тюрити по его наказанию».
Основные черты патриархальной семьи:
- Зависимость жены от мужа,
- Подчинение младших воле старших.
Учитель. Существует несколько версий возникновения патриархальной семьи. Прослушайте их и скажите, какая, на ваш взгляд, причина является более убедительной и реальной. Свой ответ аргументируйте.
- Естественное неравенство полов,
- Именно мужчина с переходом к рабовладению и частной собственности стал обладателем богатств,
- Мужчины заняли господствующее положение в общественной жизни, что было следствием связи военного статуса с правом принятия политических решений.
Вопрос классу. Каково состояние современной семьи? Какие изменения в ней произошли по сравнению с патриархальной?
- Более широкое вовлечение женщин в различные сферы общественной жизни
- Независимость женщины от мужчины.
- Уменьшение числа детей в семьях во многих развитых странах.
Последняя тенденция развития современной семьи является одной из причин кризиса современной семьи.
Кризис семьи проявляется:
- в росте числа разводов,
- в увеличении количества добрачных и внебрачных детей,
- во взаимном отчуждении членов семьи,
- в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей,
- в увеличении числа неполных семей.
Задание классу. Попробуйте выделить причины и последствия кризиса семьи.
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее число гражданских браков, т.е. таких, которые не признаны ни церковью, ни государством. В таких семьях жену и мужа связывают только взаимные чувства и устный договор.
1. Кто и почему вступает в гражданский брак? (молодые специалисты, студенты, вчерашние школьники, те, кто временно устраивает свою жизнь(длительно командированные, стажеры), те, кто опасается что развод повредит их карьере или приведет к значительным имущественным потерям)
2. Когда такой брак уместен?
3. Назовите положительные и отрицательные стороны такой формы брачного союза?
(«+» - репетиция семейных отношений, позволяющих обрести опыт совместной жизни; такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем распадаются через 5-7 лет; защита имущественных прав супругов;
«- «- нет прочности положения, серьезности отношений; отрицательное мнение общественности; болезненно реагируют дети).
Учитель. Неофициальные семейные отношения нередко порождают сложные психологические проблемы. Иллюстрацией этому может служить история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из гражданских жен художника.
Сообщение учащегося
Они познакомились в 1943–м: она – начинающий живописец, он – всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, Двое детей — сын Клод и дочь Палома, — казалось, навечно скрепили их союз.
И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны, — ей надоели его диктаторские замашки, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Естественно, ни она, ни ее дети не получили ничего из миллионов художника. Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать свою фамилию их детям. Он выдвинул условие Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним. Женщина пошла ради детей на такой шаг. Узнав о ее разводе, Пикассо, желая досадить своей бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Жило в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о жизни с художником. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий, ущемили интересы детей.
Учитель. Д. Корнеги выделил 7 правил, следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
- не ворчите;
- не старайтесь перевоспитать своего супруга;
- не критикуйте;
- искренне восхищайтесь достоинствами супруга;
- уделяйте внимание супруге;
- будьте вежливы;
- читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
Вопрос к классу: Какие пословицы кажутся вам устаревшими, а какие актуальными:
- “Одному с женой радость, другому горе”.
- “Муж задурит – половина двора сгорит, а жена задурит – и весь сгорит”.
- “У мужа жена всегда виновата”.
- “Не надобен и клад, коли у мужа с женой лад”.
Какие еще вам известны пословицы о семейных отношениях?
III.Закрепление
Проблемные задания.
1. О каком типе семьи говорят следующие пословицы, сложившиеся в средневековой Европе «Не достоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены», «Шляпа должна командовать чепцом»?
2. В последнее время в нашем обществе все чаще звучат призывы вернуться к устоям традиционной патриархальной семьи, в которой совместно проживают три поколения. При этом старшему поколению отводится особая роль в управлении семейными делами. Как вы относитесь к такой перспективе в развитии семейных отношений?
3. Российский социолог И.Бестужев-Лада считает, что не так трудно создать семью, как ее сохранить. На нее сегодня обрушились «четыре джина», свирепствовавшие и до этого, но державшиеся в определенных рамках вековыми традициями, нравами, обычаями. К этим разрушающим семью силам социолог относит: пьянство мужа, совместное проживание супругов со свекровью или тещей, несправедливость в распределении домашних обязанностей, проявляющуюся чаще всего в бытовом паразитизме мужа, и бытовое хамство, т.е. неумение выходить из конфликтных ситуаций иначе, как безобразным скандалом. Согласны ли вы с исследователем в оценках причин распада семей? Что, на ваш взгляд, может сегодня обуздать этих «джиннов»?
4. Некоторые исследователи утверждают, что история развития семьи и ее нынешнее состояние позволяют сделать два основных вывода:
- семья — величайшая ценность общества;
- патриархальная семья с мужской доминантой должна уступить место семье, построенной по модели партнерства.
Согласны ли вы с этими выводами? Свою позицию аргументируйте.
- Домашнее задание: §7, записи в тетрадях, подобрать пословицы о семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс
Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации для её граждан, для государства. ...
Конспект урока обществознания "Конституция России"
Данный урок проводился в 9 классе. В ходе урока учащиеся знакомятся с текстом Конституции нашей страны, анализируют ее статьи, учатся высказывать собсвенную точку зрения...
план-конспект урока обществознания в 6 классе. Практикум по теме: "Школа" УМК Л.Н. Боголюбова
Урок обществознания в 6 классе по УМК Боголюбова Л.Н. - практикум по теме "Школа". Цель: О - усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации; применение полученных знаний на практике; поиск...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....
План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"
Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....
План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»
План – конспект урока обществознания в 5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». - М.: ...
Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.
Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией. Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать ...