Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему
Технологическая карта урока обществознания "Экономика семьи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekosim.zip | 676.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экономика семьи»
Урок обществознания. 7 кл.
Ресурсы:
- учебник «Обществознание» 7 кл. под ред. Л.Н. Боголюбова. §18 Издательство: Москва «Просвещение», 2009 г.;
- рабочие листы;
- презентация к уроку.
Цели: после занятия участники смогут
- дать определения понятиям «доход», «расход», «бюджет», «дефицит», «профицит», «баланс»;
- планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять схему, выступать публично;
- задуматься над взаимосвязью между семейной экономикой и экономикой государства.
Словарь урока:
Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность.
Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг.
Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени.
Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов.
Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов.
Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания (5 минут)
Выполнение тестов (вариант 1 и 2, см. Приложение 1.)
- Изучение нового материала.
План урока.
- Ресурсы семьи.
- Доходы и расходы семьи.
- Что такое семейный бюджет.
- Без нужды живет, кто деньги бережет.
Вопрос 1. Ресурсы семьи.
Методы, приемы обучения | Задания обучающимся |
- ответ на вопрос - анализ текста - заполнение схемы -анализ текста (см. Приложение 2) | 1. Вспомните, что такое ресурсы? 2. Прочитайте текст §18 на стр. 190, 192 3. Заполните схему «Ресурсы семьи» 4.Какие семейные ресурсы перечислены ниже? |
Вывод учителя: У любой семьи есть свое хозяйство. Его элементами являются дом (квартира), имущество, денежные средства. В нем целесообразно распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество.
Вопрос 2. Доходы и расходы семьи.
- работа с понятием, запись определения в тетрадь - объяснение учителя с использованием текстовой схемы (при возможности мультимедийной презентации) - обучающиеся записывают схему «Доходы семьи» в тетрадь - анализ текста (см. Приложение 3) - представление и анализ данных, полученных обучающимися при социологическом опросе с использованием диаграмм (при возможности мультимедийной презентации) (см. Приложение 4.) - ответ на проблемный вопрос - вывод учителя - ответ на проблемный вопрос - объяснение учителя - комментарий учителя - работа с понятием, запись определения в тетрадь - ответ на проблемный вопрос - объяснение учителя с использованием текстовой (логической) схемы (при возможности мультимедийной презентации) - обучающиеся записывают схему в тетрадь - ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации) - вывод учителя - ответы на проблемные вопросы по диаграмме (при возможности мультимедийной презентации) | 1. Доход - это материальные ценности или деньги, получаемые в виде заработной платы, вознаграждения или подарка от государства, предприятия или отдельного лица за работу, услугу или другую деятельность. 2. 3.Какие из перечисленных источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным? 4.Источники семейных доходов жителей п. Хомутово. 5.Какие выводы можно сделать по результатам опроса? - Абсолютное большинство семей живет в условиях ограниченных ресурсов, поэтому многие подростки хотят помочь своим родителям увеличить семейные доходы. 6.- Как вы можете это сделать? 7. Трудовой кодекс РФ о трудоустройстве подростков. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации подросток с 14 лет может с согласия одного из родителей в свободное от учебы время трудиться по договору, выполняя легкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учебой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего – 3,5 часа в день, ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк). В любом случае дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе (колледже и т.п.). 8. - Мы с вами говорили и о том, что у каждой семьи есть свои потребности, которые ей необходимо удовлетворять в большинстве своём случаев с помощью денег. Естественно, чем больше потребности, тем больше требуется денег и тем больше расходов у семьи. 9. Расход – это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт и обслуживание каких-либо изделий, услуг. 10. Приведите примеры расходов. 11. 12. Меняются ли потребности человека с увеличением доходов? Как они меняются? 13. С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище, коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на культурные и иные материальные и нематериальные нужды заметно возрастает Итак, чем выше доходы, тем ниже доля затрат на насущные потребности. Анализ структуры семейных расходов позволяет сравнить уровень благосостояния граждан разных стран мира и определить уровень благосостояния граждан своей страны. 14. Определите по диаграмме уровень благосостояния граждан России. Какие государства лидируют? |
Комментарий учителя: Теперь, зная, что такое «доходы» и «расходы» мы с вами сможем разобраться с ответом на вопрос: «Что такое бюджет?».
- Что такое семейный бюджет
- работа с определением, запись определения в тетрадь - объяснение учителя с использованием текстовых схем (при возможности мультимедийной презентации) - обучающиеся записывают схему и понятия в тетрадь - ответ на проблемный вопрос | 1. Бюджет – предварительно составленная роспись будущих доходов и предполагаемых расходов на некоторый период времени. 2. 1. Дефицит – если в семье расходов больше, чем доходов. Доходы < Расходы – дефицит бюджета Объясните, когда может произойти такая ситуация. 2. Баланс – если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов. Доходы = Расходы – баланс 3.Профицит – ситуация в семье, когда доходов больше чем расходов. Такую семью можно назвать экономной. Доходы > Расходы – профицит бюджета 3. Попытайтесь представить, что произойдет, если семья не будет заботиться о своем бюджете. |
Вопрос 4. Без нужды живет, кто деньги бережет.
Комментарий учителя: «Без нужды живет, кто деньги бережет». Эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Дело в том, что возможности отдельного человека и семьи в целом ограничены. Ограничен не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.
Как рационально организовать домашнее хозяйство? В этом вопросе ваши родители более опытны, чем вы. Поэтому они вам дома помогут разобраться с этим вопросом.
- самостоятельное домашнее изучение (с привлечением родителей) - комментарии учителя к выполнению домашнего задания | 1. Посовещайтесь в семьях и дайте советы, как можно сэкономить денежные средства, когда денег в семье немного. |
Вывод учителя: Что ж, думаю, на главные вопросы нашего урока мы ответили. А сейчас давайте вспомним вопрос, который был поставлен в начале урока.
4.Закрепление изученного материала.
- ответ на проблемный вопрос в трех предложениях (письменная работа в парах) с последующей проверкой (2-3 минуты) | - Как влияет экономика семьи на экономику государства? |
Вывод учителя: Итак, экономика семьи оказывает непосредственное влияние на экономику государства и от того, как государство будет решать основные экономические задачи, зависит и то, какой будет жизнь граждан и уровень благосостояния каждой семьи и отдельной личности.
5.Подведение итогов урока.
- оценивание работы обучающихся с комментариями - составление бюджета урока | У каждого из вас на парте есть кружочек. Представьте, что это монетка. Выходя из класса, опустите ее в файл с надписью «Доходы», если вы получили сегодня больше знаний, чем израсходовали, если этот урок был для вас интересен и полезен. А если вы только отдали свои знания, не получив ничего и не узнали для себя что-то новое, опустите свою монетку в файл с надписью «Расходы». |
Домашнее задание.
- Параграф 18, записи в тетради,
- «Жил на свете человек» - стр. 195,
- Как сэкономить?
- Повторить параграфы 12-17.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Тестирование по теме: «Деньги и их функции»
Фамилия, имя_________________________________________________
Вариант -1
А1. Что такое эквивалент?
- внешне похожие предметы 3) все произведенное человеком
- товар-посредник 4) дорогостоящий товар
А2.Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег?
- способность денег обмениваться на любой другой товар
- способность денег стать богатством
- способность денег быть мерой стоимости любого товара
- способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент
А3. Верны ли суждения о функциях денег:
А) деньги могут определить стоимость любого товара;
Б) деньгами можно оплатить товар или услугу.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
А) валютой называют товар, произведенный за пределами страны;
Б) в нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. В каких из перечисленных ниже примеров деньги выступают в качестве меры стоимости?
- Цена товара, выставленная в магазине
- Получение денежного перевода
- Выплата заработной платы
- Определение суммы, необходимой для совершения покупок
- Сумма, взятая в поездку за границу
- Стоимость товара на рынке
Ответ: __________________________________
Тестирование по теме: «Деньги и их функции»
Фамилия, имя_________________________________________________
Вариант – 2
А1. Одной из самых важных функций денег является:
- Быть символом государства 3) содержать драгоценные металлы
- Быть мерой стоимости 4) быть ювелирным украшением
А2. К безналичным деньгам относятся:
- Чеки 3) монеты
- Купюры 4) банкноты
А3.Верно ли, что:
А) роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха;
Б) первые монеты в истории появились в Лидии.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
А) название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем;
Б) все больше граждан нашей страны пользуются пластиковыми картами.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
В1. Установите соответствие между приведенными понятиями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| А) денежная единица страны, используемая в данном государстве Б) денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью В) особый товар, используемый в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров |
Ответ:
1 | 2 | 3 |
Приложение 2. Ресурсы семьи
- Какие семейные ресурсы перечислены ниже?
Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учится в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.
Приложение 3. Доходы семьи.
Какие из перечисленных источников доходов относятся к фиксированным, а какие к переменным?
В выходные семья решила поехать в санаторий. Для этого было решено набрать сумму денег, которая позволит выкупить путевки на всех членов семьи без ущерба для семейного бюджета. В начале недели бабушка получила пенсию. Во вторник папа отремонтировал автомобиль соседей и получил за это денежное вознаграждение, а в среду ему выплатили ежемесячную заработную плату и премию по итогам месяца. Целую неделю дети разносили рекламные проспекты и тоже внесли свой вклад в семейный бюджет. Вошла в бюджет и зарплата мамы, которая была чуть меньше обычной, так как ее предприятие закупило новое оборудование, но не успело его запустить в производство. Так к концу недели нужная сумма для семейного отдыха была набрана.
Приложение 4. В помощь юному социологу
Памятка «Юному социологу»:
1. Подойдя к опрашиваемому, необходимо:
поздороваться;
представиться (назвать имя, класс, школу);
рассказать о целях социологического опроса;
попросить ответить на вопросы.
2. Получив согласие, попросить представиться (не настаивать, если опрашиваемый не хочет назвать фамилию и имя), сообщить возраст, профессию.
3. Задать вопросы, как можно подробнее записать ответы.
4. Поблагодарить и попрощаться.
5. Если человек не хочет вступать в беседу, вежливо извиниться перед ним и отойти.
Виды семейных ресурсов
№ п/п | Фамилия, имя, отчество | Возраст | Место работы | Ответ на вопрос: «Ваши основные источники семейных доходов» |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе по теме "Семья"...
Технологическая карта урока "Семья" во 2 классе по учебному предмету "Английский язык" по УМК "Английский язык" под редакцией Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перрет
Технологическая карта урока позволяет спланировать урок поэтапно, распределить материал так, чтобы частное и целое излагаемого материала были поняты и усвоены учеником максимально глубоко....
технологическая карта урока "моя семья" в 6 классе.
Введение и закрепление новых слов по теме "Семья". Разработка урока по ФГОС....
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...
Технологическая карта урока Моя семья, 5 класс
технологическая карта урока английского языка по теме "Моя семья", в 5 классе, разработанная по учебнику Spotlight-5. Урок-повторения и обобщения полученных знаний. к уроку прилается авторск...
Технологическая карта урока урока французского языка по теме "Семья"
Данная технологическая карта урока разработана с учетом всех требований ФГОС к уроку иностранного языка...
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок» 2021г.
Технологическая карта урока «Право. Семья. Ребенок»...