Методическая разработка урока по теме «Азбука избирателя»
методическая разработка по обществознанию

Костромина Галина Викторовна

Методическая разработка урока по теме «Азбука избирателя». Комбинированный урок. Систематизирует знания учащихся об избирательном праве граждан РФ, обучает практическому применении этих знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка урока91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адмиралтейский район Санкт-Петербурга

ГБОУ школа-интернат №2

Методическая разработка урока

По теме «Азбука избирателя»

                                                                     

                                                           

                                                                                     

Выполнила

Полонская Г.В

учитель истории и обществознания

ГБОУ школы-интерната №2

Санкт-Петербург

2019 г


Цели урока: Повторить и систематизировать опорные знания по теме: сущность и принципы избирательной системы, виды избирательных систем; ввести новое понятие «референдум»; развивать умения работать с новыми терминами, систематизировать имеющиеся теоретические знания

ТИП УРОКА: комбинированный

МЕТОДЫ: систематизация, практические задания, рассказ, беседа

 Ход урока

Актуализация опорных знаний по теме

Что такое избирательное право? В каких документах закреплено? (устно)

Избирательное право – это право на избрание гражданами РФ органов государственной власти и местного самоуправления, а также на участие граждан в референдуме

Избирательные права граждан, порядок и техника выборов органов высшей государственной власти закреплены в Конституции РФ и в ряде законов:

- Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»,
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»,

Назвать виды избирательного права.   Вниманию учащихся предлагается схема.


 Избирательное право



Активное



Пассивное



право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т.д.)



право гражданина быть избранным в представительные органы государства.



С какого возраста возникает активное избирательное право? (устно)

В Российской Федерации предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет (за исключениями, предусмотренными конституционным законом).

С какого возраста возникает пассивное избирательное право? ( устно)

Право быть избранным возникает у граждан более старшего возраста. Минимальный возраст для права быть избранным в представительные органы и органы местного самоуправления не может превышать 21 года, а для права быть избранным главой администрации субъекта Федерации – не более 30 лет. Кандидат в президенты не может быть моложе 35 лет.

Кто лишается права избирать и быть избранным? (устно)
Лишены права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Что такое голосование? Выборы? (устно)

Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.
Выборы – средство легитимации политического режима. (Легитимность – законность власти в глазах граждан)

Какие формы участия граждан в политической жизни можно выделить? (устно)

Наряду с ней имеются и другие: в частности - организация и участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного деятеля, членство в политическом клубе или организации, денежные пожертвования в пользу партии.


Задания на карточках

Карточка № 1

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «политический институт».
партии, общественные движения, денежная система, государство, избирательная система, гражданское общество.

Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Ответ: ____________________________
Карточка № 2

Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы и запишите цифры, под которыми они указаны

1) тайная подача голосов

2) наличие возрастного ценза

3) доступность правдивой информации о кандидатах

4) равноправие избирателей

5) наличие альтернативных кандидатов

Карточка № 3
Какой признак отличает пропорциональную избирательную систему?

  1. создание общенационального избирательного округа
  2. тайное голосование граждан на избирательных участках
  3. предоставление кандидатам времени в телевизионном эфире
  4. голосование за кандидатуры конкретных политиков


Карточка № 4

Парламент страны
Н избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивших на выборах формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Н?

  1. парламентская республика
  2. федерация
  3. президентская республика
  4. демократия


Карточка № 5

Каждые 5 лет в стране
Н проходят парламентские выборы. Места в парламенте получают партии, набравшие больше 9% голосов, а победителем признается партия или блок партий, набравшие большинство голосов избирателей. Какой из приведенных ниже признаков характерен для избирательной системы такого типа?

  1. В парламенте представлены все официально зарегистрированные политические партии
  2. Количество депутатских мандатов определяется процентом голосов, набранных партией на выборах
  3. Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу
  4. В стране для выдвижения кандидатов и проведения выборов создаются одномандатные округ


Карточка № 6

В государстве К депутаты парламента избираются по одномандатным округам. Каждый кандидат встречается с избирателями и пытается убедить их в перспективности своей политической программы. Какая избирательная система установлена в государстве К?

1) демократическая

2) мажоритарная

3) пропорциональная

4) смешанная

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же (видеосюжет). После просмотра сюжета учащиеся называют основные элементы:

  1. регистрация в списке избирателей по месту жительства,
  2. тайное голосование в специальной кабине,
  3. использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов,
  4. присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования,
  5. подсчет бюллетеней cпeциально созданной комиссией,
  6. официальное опубликование результатов голосования.

 Презентация «Избирательное право» 

Итак, вся эта упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти называется избирательная система.
Каковы принципы избирательной системы? (устно)

Голосование всеобщее, равное, прямое.

Каковы различия между пропорциональной и мажоритарной избирательными системами? (устно)

Они различаются по способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования. В первом случае определяется процент полученных на выборах каждой партией голосов и определяется число голосов по данному списку. Во втором случае избранным в каждом избирательном округе является тот кандидат, который набрал относительное или абсолютное большинство голосов.

 Презентация «Избирательное право» 





От чего зависит активность голосования? (устно)

Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от их общего количества.
 Она зависит от разных обстоятельств:
а) насколько важными считают выборы граждане

б) партии, сторонником которой является избиратель,

в) личных характеристик избирателя, его пола, возраста и статуса.

 Презентация «Избирательное право» 

Голосование зависит от множества факторов:

1. пола и возраста - влияют на участие в политической деятельности, но очень странно. Молодежь участвует в выборах неохотно, зато в организации партий и повседневной работе - активно. Для западных стран, кроме того, отмечены следующие тенденции: женщины участвуют в выборах реже, чем мужчины, черные - реже, чем белые, рабочие - реже, чем средний класс, молодые реже, чем пожилые. Женщины все время боролись за право голоса, но когда они впервые его завоевали, то лишь очень немногие воспользовались им.
 2. степень участия в выборах зависит от социального статуса и образования. Чем выше статус человека, тем сильнее выражена его готовность участвовать в политической жизни. Более образованные люди охотнее занимаются политикой, особенно когда ощущают, что это может способствовать социальным изменениям в обществе.
Доля активно участвующих в выборах зависит даже от того, насколько просто зарегистрироваться и проголосовать.

В разных странах
активность избирателей неодинакова. Причиной считается не пассивность граждан, а особенности избирательных систем.

В странах, где голосование является обязательным (и за уклонение от него взыскивается штраф), отмечается большее число голосующих, чем там, где людям предоставлена свобода выбора.

Новая тема

Введение понятия:

Референдум (от лат. referendиm - то, что должно быть сообщено) - форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством
всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. Тем не менее, он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента.

В одних государствах (Великобритания) инициаторами референдума выступают только парламент и правительство, в других (Франция) - кроме них, президент, в третьих (Италия) - непосредственно народ. Для того чтобы референдум состоялся, не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. Во Франции они обязательны для принятия конституционных поправок.

Референдум - дело достаточно сложное и дорогостоящее, но с его помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов.  Референдумом была принята ныне действующая Конституция России.  Порядок проведения референдума регулируется Федеральным конституционным законом «О референдуме российской Федерации».

Презентация по теме: «Референдум»
Закрепление и систематизация: Учащиеся заполняют таблицу


виды избирательного права


избирательные системы


принципы избирательной системы


ограничения для участия в выборах





 Игровой момент:
Задание: выбери кандидата.

Кандидат А.

Сын директора гимназии в Симбирске, в которой учились братья Ульяновы. Окончил юридический факультет Петербургского университета, в годы первой русской революции сотрудничал с боевой организацией эсеров. Был министром юстиции во Временном правительстве, с углублением кризиса в стране возглавил Временное правительство. После захвата власти большевиками бежал за границу.

Кандидат Б.

Родился в селе Калиновка Курской губернии, работал пастухом, слесарем на заводах и шахтах Донбасса. В 1918 году вступил в партию большевиков, участвовал в Гражданской войне. Находясь на пенсии, был, фактически под домашним арестом.

Кандидат В.

Был высокообразованным человеком, знал английский, французский, датский, немецкий языки. Убежденный сторонник самодержавной власти, считал, то только она подходит для России
.

Его вступление на престол ознаменовалось трагедией. Во время торжеств в Москве, посвященных коронации, на Ходынском поле собралась огромная толпа. Из-за плохой организации празднеств началась давка, в которой погибло более 1000 человек.

Кандидат Г.

Учась в школе, работал помощником комбайнера, в 18 лет был награжден орденом Трудового Красного Знамени, вступил в ряды КПСС. Имел два высших образования: юридический факультет МГУ и сельскохозяйственный институт. В отечественной истории ему досталась роль реформатора. Последний руководитель КПСС, первый и последний Президент СССР.

Кандидат А.Керенский Александр Федорович

Кандидат Б. Хрущев Никита Сергеевич

Кандидат В. Николай II

Кандидат Г. Горбачев Михаил Сергеевич

Обобщение

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с основными правами человека и гражданина, записанными в конституции РФ. Так как Россия – страна развивающейся демократии, она обязана признавать ценность человека, гарантировать осуществление его прав. Интерпретация прав и свобод соответствует международным документам, таким как Всеобщая декларация прав человека. В действующей Конституции закреплены все основные права и свободы человека, т.к. они лежат в основе всех других прав личности и обеспечивают наиболее существенные интересы граждан. Само признание прав и свобод человека как высшей ценности обеспечивает каждому человеку возможность быть самостоятельным, способным самоутвердиться в данном обществе, но чтобы права действительно стали «высшей ценностью» нужны длительные усилия государства и прежде всего самих людей, то есть нас с вами.

Подведение итогов. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание: § 7, вопросы стр.60 (1,2,4)

Рассмотреть критерии и сделать сравнительный анализ проведения выборов или референдума в России и в любом другом государстве. Оформить в табличной форме.

Критерии для сравнения:

  1. вид избирательной системы
  2. необходимый для того, чтоб выборы состоялись процент явки избирателей
  3. наличие ограничений по половому, возрастному или иным признакам для избирателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: Методы решения задач по теме «Системы счисления» в различных средах.

Урок можно использовать при повторении  курса информатики в 11 классе,  учащимся предлагается вспомнить алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую, работу в среде эле...

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока по теме «Тема, идея, проблема текста».

Как показал опыт, при сдаче ЕГЭ по русскому языку в написании сочинения (часть С) у учащихся возникают затруднения именно в выделении проблемы пр...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по теме "Обобщение по теме "Имя рилагательное"

Урок групповой, очень нравится детям такая форма. За урок бывают опрошены все дети и повторена вся тема....

методическая разработка урока по теме "Повторение темы Вес тела. Невесомость"

урок был разработан в мимио (интерактивная доска). Сохранен как презентация...

Методическая разработка занятия на тему "Азбука театра"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....