Конспект урока 8 класс обществознание
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)
План-конспект урока по обществознанию 8 класс.
Тема урока: Наука в современном обществе.
Цель урока: познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
2. Способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности
учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе.
3. Расширять общекультурный кругозор школьников через знакомство с биографиями выдающихся учёных.
4. Создать условия для освоения приёмов работы с актуальной информацией, характеризующей современные научные открытия, оценивать достоверность научных прогнозов.
5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владение основами проектно-исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_konspekt.docx | 32.06 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по обществознанию 8 класс.
Тема урока: Наука в современном обществе.
Цель урока: познакомиться с особенностями научных знаний, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с особенностями научного знания, со сложившейся в современном обществе классификацией наук и основными элементами системы организации науки.
2. Способствовать формированию умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; представлений о нравственной ответственности
учёного, возрастании социального значения науки в современном обществе.
3. Расширять общекультурный кругозор школьников через знакомство с биографиями выдающихся учёных.
4. Создать условия для освоения приёмов работы с актуальной информацией, характеризующей современные научные открытия, оценивать достоверность научных прогнозов.
5. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию; владение основами проектно-исследовательской деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Материальное обеспечение: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование:
- План-конспект урока.
- Учебники «Обществознание».
- Презентация.
- Мультимедиа-проектор.
Ход урока:
Ι. Организационный момент. Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Ну, а если еще и стихи Пушкина почитать, послушать хорошую музыку - день сложится на отлично.
( слайд1.) – звучит музыка
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И разум, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель,
И беззаботный созидатель –
Блаженный гений и талант –
Один – алмаз, другой – бриллиант,
Воображенье – дерзкий странник,
И восхищение творцом,
Чей неизвестный нам посланник
С неузнаваемым лицом
И в величайших откровеньях,
И в мимолётнейших прозреньях
Явленью всякому дал суд –
Всё достигается чрез труд." А.С. Пушкин)
( слайды с достижениями науки, фото ученых)
ΙΙ. Мотивационный этап.
Сообщение учителя.
Сегодня у вас есть возможность не только принять участие в уроке, но и ценить свое участие. У каждого из вас есть на столе лист оценивания. Впишите свою фамилию.
Мы живем в эпоху невиданных скоростей, сверхновых технологий, гуманитарного преобразования мира. В современном мире нам необходимо уметь мгновенно переключаться с одной области знаний на другую, своевременно реагировать на изменение ситуации на рынке труда, иметь среднее или высшее образование, всю жизнь продолжать обучение, т.е. совершенствоваться. Так, что же в себя включает понятие «образование». Вспомним, проверим как вы усвоили пройденную тему.
2.1. Актуализация опорных знаний ( проверка домашнего задания)
1) Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.
А) Фронтальный опрос
1. Что такое образование?( это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации)
2. В чем заключается приоритет образования? (направленности образования на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества)
3. С какой целью в России установлены государственные стандарты среднего и высшего образования? ( для повышения качества образования и обеспечения единства его содержания)
4. Образование активно воздействует на жизнь. Ученые утверждают, что чем выше образованность граждан страны, тем успешнее… ( развивается экономика, культура)
5. Перед нашей страной стоит задача – обеспечить конкурентоспособность. Данная цепочка состоит из трех звеньев, назовите их …( страна, образование, личность).
6. Кто является главной движущей силой укрепления конкурентоспособности в нашей стране? ( человек)
7. Образование в нашей стране для всех граждан должно быть доступным
8. Из каких ступеней состоит общее образование? ( дошкольное, начальное, основное общее, среднее общее)
9. Ступени профессионального образования – среднее профессиональное, высшее – бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации)
10. Почему в наше время так необходимо непрерывное образование? ( знания требуют постоянного обновления, развития)
11. Что вы знаете о дополнительном образовании?
12. Что включает в себя понятие «дистанционное образование»?
13. Какова роль самообразования в нашей жизни?
14. Назовите источники самообразования? ( книги, СМИ, Интернет, лекции, музеи и т.д.)
- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.
Вам предлагается самостоятельно выполнить тестовое задание ( время ограничено – 3 минуты) Ответы записываем в лист с заданием.
Б) Тестовое задание
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат, знание.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
2. Организация учебной деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, приобретению опыта деятельности, развитию способностей:
1) социализация 2) принуждение 3) воспитание 4) образование
3. Из двух суждений:
а) одним из принципов образования в Российской Федерации является его общедоступность;
б) одним из законодательно закрепленных в Российской Федерации принципов образования является сочетание светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях:
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования
1) дошкольное общее образование
2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование
3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование
4) дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее
5. Государство гарантирует бесплатность на конкурсной основе
1) начального образования
2) среднего (полного) образования
3) дошкольного образования
4) высшего профессионального образования
Осуществим взаимопроверку, ключ на слайде презентации (1-философия ; 2-4; 3-1; 4-4; 5-4)
Проверка выполнения заданий.
- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.
2.2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия ( определение темы и целей урока) ( на слайде)
Ребята, помоги восстановить пропуски. Учащиеся должны заполнить пропуски
1. Основные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.
2. Духовная сфера жизни общества включает в себя: право, религию, образование, науку, искусство, мораль.
( слайды об ученых Нобелевских лауреатах)
- Учитель : Что вы знаете о Нобелевской премии? ( ответы учащихся)
Учитель: - Мне кажется информации вполне достаточно, чтобы вы назвали тему сегодняшнего урока.
План: (Слайд)
- Что такое наука?
- Нравственные принципы труда ученого.
- Возрастание роли современной науки
Цели урока (слайд) : (Приём «Домысливание»). Предлагается тема урока и слова «помощники»:
Нам предстоит узнать о …..
Мы поговорим о ……
Мы сможем …..
С помощью слов «помощников» дети формулируют цели урока. Сообщение темы и целей урока. Постановка учебных задач.
- Запишем в тетради дату урока, тему, и план урока.
- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и внесите в лист оценивания.
III. Введение в новый материал
Учитель. Сегодня нам необходимо узнать и запомнить: наука-…. Цель науки - …. Отличительные признаки науки - ….. уровни научного познания - …
А) Что такое наука?
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «наука»? (Ученики называют ассоциации).
- Что же такое наука? ( давайте обратимся к словарю – стр.249)
Запись в тетради:
Наука – сфера духовной деятельности человека, направленная на получение достоверных знаний о мире и человека в нем.
Наука — это сфера человеческой деятельности, направленная на получение достоверных знаний о реальной действительности и на их теоретическую систематизацию.
Наука — это специализированная деятельность людей, которые пытаются поставить общие, абстрактные вопросы, не связанные с сиюминутными потребностями, и создают систему знаний о природе, обществе и человеке.
Это одна из форм общественного сознания, включающая как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму научных знаний.
Цель науки — познание, поиск истины.
Научное знание по своей природе является систематизированным. В нем принято выделять несколько элементов. Для наглядности предлагаю вам составить кластер к термину – «наука». Основу- схему – я показываю вам на слайде, а заполнить вам ее придется самим, используя материал учебника( стр.87). Хочу предупредить, что в каждой ячейке будет только одно слово. Работать вы можете вместе, т.е. в паре.
С целью проверки все данные появляются на слайде.
Наука - это особая система знаний. Учащиеся знакомятся с соответствующим разделом в учебнике и выписывают в тетради отличительные признаки науки:
— оперирует научными фактами;
— использует категории и законы логики;
— даёт систематизированные знания;
— опирается на особые методы (наблюдения, эксперимент, объяснение, доказательство и др.);
— использует особый язык (формулы, символы, знаки, обобщённые понятия).
Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень: итоги наблюдений, измерений, экспериментов.
Теоретический уровень: теории, законы и принципы.
Проблемные вопросы
— Почему роль науки в обществе постоянно возрастает?
— Каковы нравственные принципы труда ученого?
- Вы можете оценить свое участие на данном этапе и внесите в лист оценивания.
ΙV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. Времени у вас всего 3 мининуты.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Коренные изменения в системе научных знаний в XX веке превратили ___________(1) в непосредственную производительную силу общества. Произошло коренное, качественное преобразование ____________(2) и сельского хозяйства. Определяющими направлениями _____________(3) оказываются знания и информация. Научные разработки становятся главной движущей силой _____________(4). Наиболее ценными качествами являются уровень _____________(5), профессионализм, обучаемость и способность работника к творчеству в своей деятельности. В мире возрастают требования к уровню образования и квалификации, в геометрической прогрессии возрастает использование компьютерной техники в __________(6)».
Список слов: A) наука Д) производство Б) промышленность Е) образование B) политика Ж) прогресс Г) экономика
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. В ответе напишите только буквы, обозначающие соответствующее слово из Списка!
Правильный ответ: АБЖГЕД. ( на слайде) - самопроверка
- Итак, свой результат внесите в лист оценивания.
Наш урок подходит к концу. Продолжите фразы.
• Я хочу сказать...
• Мне больше всего удалось...
• Для меня было открытием, что...
V. Домашнее задание
1. Прочитать § 11 учебника.
2. Выполнить задания 2 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 94 учебника (на выбор).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"
"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс
Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...