Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме
Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezhlichnostnye_otnosheniya.doc | 49.5 КБ |
prezentaciya1.ppt | 2.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию по теме:
«Межличностные отношения».
8-а класс
Дата проведения:
Цель: Показать взаимосвязь человека и общества, зависимость развития личности от общества.
Задачи:
Образовательная: Раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления; помочь учащимся осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений.
Воспитательная: Содействовать развитию уважения к личности любого человека через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта
Развивающая: Развивать коммуникативные компетенции работать в группах.
Подготовительная работа к уроку
- Весь класс делится на 4 группы;
- каждая группа должна иметь лист ватмана, цветные карандаши или мелки, гуашь или краски.
Оборудование к уроку: иллюстрации, конверты с заданиями, Д.Карнеги. «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (правила общения).
На доске: написана тема урока, эпиграфы к уроку: «Человеку свойственно ошибаться, и оттого у него есть друзья» И.Гете.
«Люди существуют друг для друга» Марк Аврелий.
«Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены» Ежи Лец.
Подготовительная работа к уроку
1 задание. Заполните таблицу, вписав в нее следующие примеры:
Поездка на рыбалку с приятелем; встреча главы иностранного родителей ученика к директору школы. государства; поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами; поздравление с днем рождения брата( сестры); беседа по телефону с приятелем; приглашение по телефону
Отношения личные Отношения деловые
2 задание. Проверьте свои возможности.
Запишите в два столбика слова: в один - обозначающие чувства симпатии, в другой- антипатии.
К какой позиции ближе полученный вами результат- «король улыбки» или « рыцарь печального образа»?
3 задание. « Групповой портрет».
инструкция: вы должны сообща нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Придумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет жанр и сюжет вашей картины. Подумайте, как вы представите свою работу зрителям, какие пояснения вы будете давать при этом.
На выполнение задания дается 15 минут. Затем по очереди каждая группа представляет свою работу. На представление результата каждой группе дается 3 минуты.
Анализ игры(вопросы учащиеся также получают вместе с инструкцией, отвечает на них тот, кто представляет работу группы):
- Кому ты доверил написать свой портрет?
- Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
- Кто выбрал тебя художником?
- Как вы пришли к решению, что нарисовать?
-Ты доволен своим портретом?
- Тебе понравилось работать вместе с другими ребятами?
- Ты доволен тем портретом, который нарисовал ты сам?
После выступления всех групп проводится итоговое голосование.
Для этого необходимо приготовить и раздать каждому ученику небольшие листочки бумаги - для каждой группы листочки разного цвета. На листочках по 10-балльной системе ставятся оценки каждой группе.
4 задание. «Лестница».
Постройте условную лестницу, на вершине которой находится конкретный человек, а на каждой ступени располагаются другие люди, находящиеся на определенном уровне межличностных отношений с этим человеком. Чем дальше расположена эта ступенька, тем больше может находиться на ней людей, однако, чем ступеньки ближе, тем большее значение для личности имеют отношения с находящимися на них людьми.
Как завоевывать друзей?
Шесть правил (тезисы)
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Ход урока:
- Орг. момент (проверка наличия принадлежностей к уроку).1мин.
2. Учитель: Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с нового раздела, который называется « Человек среди людей». И первая тема в этом разделе называется « Межличностные отношения». Часто слово «отношение» приходится слышать в самых разных значениях. Можно сказать:
- Мне нравятся мои отношения с одноклассниками.
- Отношения между нашими странами в последние годы значительно улучшились.
- По данным последней переписи населения, я имею отношение к учащимся основной школы.
- На уроке математики я находил отношение шести к двум.
Все эти высказывания относятся к определенной связи либо между человеком и группой людей, либо между двумя людьми, либо между двумя величинами, а то и между странами.
Под межличностными отношениями понимают особенную связь человека с окружающими. Эта особенность связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При межличностных отношениях чаще всего два человека вступают в непосредственный контакт. Межличностные отношения могут быть деловыми, приятельскими, товарищескими, семейными.
Главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер. Обычно это подчеркивается словом «взаимо».
Например, машинист и его помощник ведут состав от одной железнодорожной станции до другой. От их взаимодействия зависит успех дела и настроение каждого члена экипажа. Новый ученик приходит в класс. Учитель предлагает ему сесть с тобой за парту. Вольно или невольно ты приглядываешься к нему и при этом стараешься произвести впечатление. Тут имеет место взаимовосприятие. Дирижер взмахивает палочкой, и пианист начал исполнение своей партии концерта для фортепиано с оркестром. От того, насколько установлено взаимопонимание солиста и дирижера зависит, принесет концерт радость слушателям или вызовет раздражение.
Чувства – основа межличностных отношений.
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.
Возможно, тебя удивит, что в словаре русского языка содержится около 150 слов, обозначающих чувства. Много, не правда ли? Вряд ли кто-то может перечислить их все. Однако всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы: те чувства, которые сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, и те чувства, которые отношения затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству.
Выполнение задания №1.
Чувства, которые условно могут быть отнесены к положительным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность. Иногда трудно объяснить , чем именно тот или иной человек тебе симпатичен, это легче почувствовать, ощутить. Скорее всего, человек, вызывающий симпатию, обладает положительными качествами, совершает поступки, которые тебя привлекают, которые ты готов разделить. Правда, иногда положительное отношение вызывается приписываемыми человеку качествами, которые только кажутся симпатичными.
Часто межличностным отношениям мешают стереотипы. Стереотип – обобщенное и упрощенное представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. Часто ошибочными бывают суждения: «Все девчонки – плаксы», «Все мальчишки – хулиганы», «Все «новые русские» ездят на мерседесах». Помни, попав в плен стереотипа, легко ошибиться!
Если идеал и реальность не совпадают – возникает разочарование. А от него один шаг до антипатии.
Антипатия – отношение, прямо противоположное симпатии. Обычно она – следствие отрицательных чувств. Скорее всего, человек, который тебе несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел тебя или на твоих глазах другого человека, совершил нехороший, с твоей точки зрения, поступок. Но не торопись с вынесением суждения: «Он плохой, он мне не нравиться». Хорошо ли ты знаешь человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людей? Справедливо ли твое суждение? Все ли ты сделал, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?
Понять другого – важное условие межличностных отношений.
- выполнение задания №2.
- выполнение задания №3.
Виды межличностных отношений.
Многообразие непосредственных отношений между людьми позволяет выделить разные виды межличностных отношений. Самый распространенный вид межличностных отношений – знакомства.
В круг знакомых входит множество людей – все ученики твоей школы, может быть, пассажиры автобуса, с которыми ты каждый день едешь по маршруту от дома до школы, продавцы соседнего магазина и т.д. Есть среди твоих знакомых более узкий круг. Это те знакомые тебе люди, которые узнают тебя, с которыми ты при встрече разговариваешь, беседуешь на общие темы.
Из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной приязни) возникают приятельские отношения. Само слово «приятель» указывает на особую роль симпатии. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, стремление к контакту, к общению. Помнишь, в детских стихах:
Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем. | Мы такие с ним друзья, Куда он – туда и я. |
Более близкими межличностными отношения становятся отношения товарищества. Они основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности. Более высокий уровень отношений характеризуется словом дружба. Обычно настоящих друзей много не бывает. Это ты знаешь по себе. Тот, кто говорит, что у него полно друзей, либо лукавит, либо не отличают дружбу от приятельства. Дружба – велика ценность и дорогой дар, которого удостаивается тот, кто сам умеет и хочет дружить. Найти друга – значит разделить беду и умножить радость, найти опору и завоевать доверие. В подростковом возрасте о дружбе мечтают все без исключения. Друзья юности – часто самые надежные и верные спутники на всем жизненном пути.
- выполнение задания №4.
3. Рефлексия. (Что нового узнали; Что понравилось, а что не понравилось).
4. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по обществознанию для учащихся 8-го класса по теме "Распределние доходов".
План-конспект содержит в себе многжество различных видов деятельности во время урока...
Конспект урока по обществознанию Государственная политика занятости" 9 класс
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о роли государства в области обеспечения занятости населения.Задачи урока:Ø освоение учащимися новых знаний о государственной политике занятости; безр...
Конспект урока по обществознанию: "Семья- ячейка общества" (6 класс).
Урок разработан на основе учебника Боголюбова Л.Н. для 6 класса. Урок составлен с использованием технологии развития критического мышления....
Конспект урока по обществознанию "Защита прав потребителя" 9 класс
Форма урока: урок – интеллектуальный турнирТема: Защита прав потребителей.Цели: формировать у школьников рациональное потребительское поведение;развивать представления о необходимости активного исполь...
Конспект урока по обществознанию "Человек и общество". 11 класс.
Данная разработка поможет учителю систематизировать полученные учениками знания.Подготовиться к сдаче зачета, ЕГЭ....
Конспект урока по обществознанию "Конституция Российской Федерации" 9 класс
Цель урока : - создать условия для осознания учащимися значения Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, для формирования знаний текста основного закона страны;- сп...
Конспект урока по обществознанию по теме "Потребление" 8 класс
Конспект урока по обществознанию по теме "Потребление" 8 класс...