Технологическая карта урока "Учитель года" 2021
учебно-методический материал по обществознанию (9 класс)

Технологическая карта урока обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_na_uchitel_goda.docx43.35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по обществознанию

«Правонарушения и юридическая ответственность»

в соответствии с действующих Федеральных государственных образовательных стандартов на тему:

Рекомендуемый класс: 9

Время урока: 45 минут

Технологическая карта урока

Цели для ученика

1. Систематизировать  и углубить знания о том, что такое преступление, виды преступлений, юридическая ответственность

2. Расширить горизонты своего социального опыта примерами из жизни и литературы

3. Осознать необходимость и обязательного соблюдения законов. Формировать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание.

Цели для учителя

Развивающие: формирование у учащихся способностей к рефлексии как собственных поступков, так и других людей, развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач, работа над формированием высокой коммуникативной культуры учащихся.

Образовательные: Расширить представления учащихся о нормах российского законодательства, через работу с юридическими источниками и рассмотрение правовых ситуаций. (работа с текстом, анализ видеоматериалов, презентация результатов работы), повторение и усвоение обществоведческих понятий.

Воспитательные: продолжить воспитание правовой культуры, работу по формированию духовно-патриотических ценностей подрастающего поколения, научить уважать закон, быть законопослушным гражданином, способствовать социализации подростка, а также уважительному отношению к прошлому и настоящему нашей страны.

Метапредметные:

Регулятивные: Организовать пространство диалога, творческой деятельности на уроке. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух, развивать умение делать выводы, переключать внимание.

Личностные: Организовать обмен содержанием субъективного опыта между учениками. Общение с учениками выстраивать на принципах сотрудничества. Организовать атмосферу включённости каждого ученика в работу класса.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие - строить монологическое высказывание.

Предметные: Развивать в детях чувство ответственности. Способствовать усвоению новых понятий, знаний о правонарушениях и юридической ответственности.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы урока

Словесный, проблемно-поисковой, практический, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления, игровые технологии

Оборудование урока

Рабочие листы, распечатанные тексты, презентация, видеоролик, ноутбук, проектор, доска

Опорные понятия, термины

Правонарушения, закон, гражданский кодекс, уголовный кодекс, юридическая ответственность

Новые понятия

   уголовная ответственность;

·    состав преступления;

·     невменяемость;

·     необходимая оборона;

·     крайняя необходимость;

·     наказание;

·     несовершеннолетние.

Формы контроля

Лист самоконтроля

Домашнее задание: параграф 10

Написать эссе по теме или  сложный план по теме

 

Этап урока

Рекомендуемое время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Оборудование урока

1.Постановка цели и задачи урока

7 минут

1. Приветствует учащихся (встали вместе с учителем, говорю ободряющие слова, настраиваю на успех),

2.Демонстрирую видеоролик (Фильм 1983г «Пацаны», ролик из интернета.

2. Прошу  выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

3. Организую беседу, выявляющую представления детей о правонарушениях.

4. Подвожу итог беседы, фиксируя на доске определение правонарушения в виде синквейна

1. Правонарушение

2.Уголовное , административное, гражданское

3.Нарушают, вредят, судят

4.Противоречит требованиям правовых норм

5.Деяние

Давайте составим план нашего урока  

1.Понятие правонарушение и его признаки.

2.Виды правонарушения

3. Юридическая ответственность и ее виды

Смотрят ролик.

Выдвигают

предположения

о теме урока.

Слушают вопросы

учителя.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Выделять существенную

информацию

из видеоролика.

Выдвигать гипотезу

и обосновывать ее.

Осуществлять

актуализацию

личного жизненного

опыта

Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

Уметь слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Дополнять, уточнять

высказанные мнения

по существу полученного

задания

Видеоролик, рабочий лист, слайд 1 презентации

2.Работа с новым материалом

  1. минут

1.Задает вопрос учащимся дать оценку поведению героев фильма (какой характер носят действия героев фильма)

Давайте сформулируем понятие «Правонарушение»

Послушайте внимательно ситуации назовите виды правонарушения и его признаки:

1.1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

2.Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

Суд вынес приговор, по которому он проведет в колонии 7 лет.

Виды правонарушения проступок и преступление.

Признаки правонарушения: Противоправное поведение (деяния) человека, которое выражается в действии или бездействии. Как вы понимаете противоправное поведение? (Не может быть правонарушения, если не нарушены правовые нормы). Так, если в законе нет нормы, обязывающей людей здороваться при встрече, то несоблюдение этого правила, хотя и будет невежливостью, правонарушением не считается. Приведите примеры действия и бездействия, нарушающие нормы права. Примерные ответы: Примером действия может служить: -превышение скорости автомобиля, которое привело к аварии; - нанесение телесных повреждений. Бездействие- это тоже деяние, это неисполнение к.-л. действия, например,- неуплата налогов; - неуплата за проезд в общественном транспорте.

Б). Общественная опасность (вредность). Совершение правонарушения причиняет вред другим людям или всему обществу.

В). Виновность, т.е. деяние, предполагающее наличие вины. Вина- это психическое отношение правонарушителя к собственному поведению и его результатам. Вина связана с тем, есть ли у человека желание совершить правонарушение или нет, осознанно ли он совершал деяние, как он относится к наступившим последствиям.

Слушают вопросы

учителя. 

-Что называется правоотношением?

-Кто может быть участником правоотношений?

-Что такое правоспособность и дееспособность, с какого возраста наступает?

-Что значит правомерное поведение?

У правомерного поведения есть свой антипод – противоправное поведение.

Отвечают на вопросы

учителя

Взаимодействуют

с учителем во время

опроса, осуществляемого

во фронтальном

режиме

Отвечают на вопросы учителя Слушать собеседника.

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Контролируют

правильность

ответов обучающихся

3.Изучение нового материала

20 минут

        Задание № 1. Поднимают карточки с проступком или преступление , обьясняют свой выбор.

Определите, к каким видам правонарушений относится деяние:

•        1     Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора ( проступок).

•        2.      Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (проступок).

•        3.      Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (проступок).

•        4.      Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики ( преступление).

•        5.      Гражданин Самохвалов убил своего соседа, который громко слушал музыку (преступление).

Выясняет тему следующего этапа урока-неотвратимость наказания.

Вы уже знаете, что есть отрасли права, давайте вспомним их.(уголовное, трудовое, семейное и т.д.) Охарактеризуйте из них те, которые подходят по теме нашего урока.Сейчас я предлагаю поработать с документами, а конкретно Кодексами РФпоотраслям права.

Предлагает поработать с

“Кодексом об административных правонарушениях Р.Ф.”

“Гражданским кодексом Р.Ф.”

“Трудовым кодексом Р.Ф.”

 и выполнить задание.

Предлагает поработать с “Уголовным кодексом Р.Ф.”,

Решение задач и выдвижение статей с Кодекса, обьснение в группах

А теперь давайте обобщим все изученное.

У вас на парте есть конверты с картинками вам нужно составить коллаж, в котором нужно отразить тот вид юридической ответственности, который у вас на столе и рассказать все об этом виде Юридической ответственности

Выбрать одного человека, который его защитит.

1. Работают над содержанием текста

Организует объяснение темы и ее первичное закрепление во время урока.

-Что такое правонарушение?

-Каковы его признаки?

Организует составление схемы, поясняет задание.

Организует работу детей в парах и индивидуально. Поясняет  задание, выполняемое учащимися.Выслушивает ответы, комментирует.

Выясняет тему следующего этапа урока-неотвратимость наказания.

Класс: понимать

на слух ответы

обучающихся, фиксировать результат работы групп в рабочий лист

Слушают, отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, записывают определение в тетрадь, работают с технологической картой, работают с текстом учебника, составляют схему.

Выполняют задание в тетради и по желанию на интерактивной доске.

арорар

Анализируют, отвечают на вопросы, делают вывод, записывают определение в тетрадь.

Поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, передают содержимое в преобразованной форме, применяют теоретические положения источника в процессе анализа учащимися фактов

Продолжают заполнять

таблицу, делают выводы,

представляют результаты.

Выполняют задание в группах.

Проверяют работу

Распечатанные тексты, рабочие листы. Слайд 2,3,4,5,6,7,8,9

4.Первичное осмысление и закрепление.

3 минут

1.Обощение материала урока

Защита коллажа

Организует работу по вопросу: что нового вы узнали сегодня на уроке?

Отвечают на вопросы.

5.Рефлексия

3 минуты

1.Подводит итоги урока

 Вот закончился урок,

Подведём сейчас итог,

Мы много вспомнили, друзья,

Нарушать закон нельзя

Ответ детей: Да

Знать Закон обязан каждый,

Ведь без  этого никак нельзя жить в нашем обществе друзья

Ответ детей: Да.

Отрасли права мы повторили,

На практике их применили

Ответ детей:

Задачам по праву , находили решенье,

Развивали наше  мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

Ответ детей: Да

А теперь, внимание,

Домашнее задание:

Игра в снежки

Если вы понимаете, что учащиеся «засиделись», то стоит сделать в конце динамическое завершение занятия. Попросите учеников написать на листе бумаге вопросы (некоторые учащиеся не любят отвечать на личные вопросы, поэтому стоит предупредить учеников, что вопросы не должны быть личного характера), затем сделать снежок из данного листа. После этого все встают в круг, бросают снежки друг другу в течение 20 секунд, выбирают один снежок и отвечают на вопросы написанные на них.

Подводят итог урока, заполняют листы самоконтроля

Развивают умение рефлексировать, адекватно оценивать свой вклад в урок и действия других

Рабочий лист, вкладка лист самоконтроля (или отдельно можно распечатать, как удобно)

6.Домашнее задание

2 минуты

1.Объясняет цель и содержание, алгоритм выполнения д\з, отвечает на уточняющие вопросы.

2. Благодарит учащихся за работу на уроке

Составить сложный план по теме. (задание ОГЭ)

Развивают умение слушать, правильно фиксировать д\з

Слад 10,11,12

  • Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние:
  • 1     Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).
  • 2.      Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).
  • 3.      Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).
  • 4.      Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).
  • 5.      Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

  • Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)
  • 1.      Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)
  • 2.      Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)
  • 3.      Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)
  • 4.      Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

1.Кейс № 1 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 17).

 Гражданин Иванов Н.Н. работает в компьютерной фирме «Компьютер-сервис». Иванов ежедневно опаздывает на работу на 15-20 минут. Нерегулярно заполняет рабочую документацию. Однажды потерял договор на поставку компьютерной техники.

Вопросы к кейсу:

Являются действия Иванова Н.Н. правонарушением? Свой ответ обоснуйте.

 Как можно классифицировать действия Иванова, как проступок или преступление? И почему?

Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?

С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?

Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?

Как бы вы поступили на месте работодателя Иванова и почему?

Кейс № 2 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 19).

Старшеклассники Михаил, 17 лет, опаздывал в школу. Он очень торопился, так как на первом уроке у него должна была быть контрольная работа по алгебре. Подходя к перекрестку, он увидел, что уже загорелся красный свет. Так как поблизости не было машин, а до звонка оставалось три минуты, Михаил быстро перебежал дорогу на красный свет.

Вопросы к кейсу:

Является действие Михаила правонарушением? Свой ответ обоснуйте.

 Как можно классифицировать действия Михаила, как проступок или преступление? И почему?

Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?

С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?

Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?

Как бы вы поступили на месте Михаила и почему?

Кейс № 3 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 20).

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и мобильные телефоны и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопросы к кейсу:

Докажите, что действия старшеклассников являются правонарушением?

Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок или преступление? И почему?

Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?

С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?

Какие наказания предусмотрены за правонарушения такого вида?

Как бы вы поступили, если бы среди ваших одноклассников оказались такие ученики?

Кейс № 4 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 16).

Гражданка Петрова Н.И. купила в магазине компьютер. На покупку был выписан товарный чек. Дома покупательница обнаружила, что компьютер имеет дефект: не загружается операционная система. Гражданка Петрова принесла компьютер в магазин и попросила возврата денег. Продавец отказался принять бракованный товар.

Вопросы к кейсу:

Являются ли действия продавца правонарушением?

Как можно классифицировать действия продавца, как проступок или преступление? И почему?

Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?

С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?

Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?

Как бы вы поступили на месте гражданки Петровой?

Случай на улице.

Идет молодая девушка – студентка, а навстречу ей цыганка.

Цыганка: «Девушка, молодая, красивая, счастливая подскажи, как пройти до больницы?»

Девушка, посмотрев наивным взглядом, подумала, что человек болен и нуждается в лечении и стала объяснять: «Поверните направо, затем пройдите магазин, рядом с магазином будет больница».

Цыганка поняв, что девушка идет на контакт говорит: «Какая ты добрая давай я тебе погадаю, будешь ты жить счастливо, но у тебя будет подруга, которая уведет у тебя парня, наведет на тебя порчу, я тебе помогу снять порчу, если ты мне дашь немного денег». Девушка соглашается, дает цыганке денег, потом еще, потом цыганка незаметно снимает с девушки колечко, сережки и говорит: «Ну, все я пошла в больницу, а ты будь счастлива». Девушка, очнувшись от гипноза, поняла, что она стала жертвой преступления, начала кричать: «Меня обокрали!»

Ведущий обращается к командам: «Какие статьи закона нарушила цыганка?» (мошенничество, кража) «Как правильно нужно было поступить в этой ситуации?» Ответы детей.

Нужно было сказать цыганке про больницу, не глядя ей в глаза и сразу идти дальше, если она удерживает вас своими разговорами, нужно ей ответить: «Гадать мне не надо я очень спешу, если это не помогает, сказать сейчас позову полицию, если это не поможет пуститься в бег».

Ситуация с телефоном.

Идет молодой парень играет в телефон, внезапно подходит к нему мужчина и просит позвонить: «Дай, пожалуйста телефон, очень надо маме позвонить» Молодой парень подумал, что действительно нужна помощь и дал телефон незнакомому человеку. Тот, взяв телефон, кинулся бежать и скрылся в неизвестном направлении. Парень был в растерянности.

Ведущий: «Какие статьи закона были нарушены? (хищение чужого имущества, кража) Ребята как же правильно нужно было поступить в данной ситуации? Ответы детей.

Ведущий: «Во-первых, не надо было давать телефон незнакомому человеку, так-так телефон является вашей собственностью. Вы могли ответить, у меня закончились деньги, я не могу вам дать позвонить, потому что у меня села батарейка, и вообще я вас не знаю, почему должен давать вам телефон. А лучше всего не играть в телефон в общественном месте, не носить его на виду, прятать в потайной карман, сумку».

Карточка 1

Во дворе дома один из жильцов постоянно досаждал Андрею и его друзьям: то родителям на жалуется, то участковому. После очередной жалобы они решили «посчитаться» с ним: ночью облили бензином автомобиль жалобщика и подожгли его. (Поджог, админ.)

Карточка 2

Два 14-летних восьмиклассника не знали, чем себя занять. Они заметили одиноко стоящий автомобиль, владелец которого, оставив ключ зажигания в замке, ушел за сигаретами. Ребята решили прокатиться, сели в автомобиль и поехали. (Угон, уголовный)

Карточка 3

Недалеко от деревни мальчики развлекались тем, что поджигали тополиный пух. Очередная волна пламени вместе с большой охапкой пуха была подхвачена ветром и брошена прямо на крышу дома. Зной и сушь стояли невероятные, дом полыхнул. (Поджог, админ.)

Карточка 4

Группа подростков шла на дискотеку. Проходя мимо памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, один из них нарисовал краской на памятнике фашистскую свастику.(Вандализм, уголовное правон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описание систем и процессов с помощью блок-схем. Апробация пу

Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологическая карта. Технологическая карта. Составление технологической карты известного технологического процесса. Алгоритм. Инструкция. Описан...