технологическая карта урока 9 класс Обществознание«Правовое государство»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
технологическая карта урока обществознания 9 класс по теме "Правовое государство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/tehnologicheskaya_karta_uroka_0.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Правовое государство»
Класс: 9
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока:
1. Сформировать представление учащихся о правовом государстве как основном институте политической системы, его особенностях и признаках, способствовать развитию умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии, работать с документами.
Задачи урока:
Образовательные: выявить качество и уровень владения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
Развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, устанавливать причинно - следственные связи, научить работать с различными источниками информации, развивать коммуникативные навыки работы в группе.
Воспитательные: совершенствовать навыки общения, создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации их как личностей, вовлечь в активную практическую деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: история, право.
Ресурсы: презентация по теме, рабочая карта, учебник обществознания 9 класс, автор Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев и др.
Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок. характеризовать конституционные обязанности гражданина. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к изучению обществознания как общественной науки |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивирование на учебную деятельность | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно - значимом уровне. Эпираграф к уроку «Государство крепко, когда в нем соблюдается закон”. Эврипид. Слайд № 1. Учитель: Главное требование, предъявляемое к любой власти,- справедливость. Как вы думаете, в каком государстве хотели бы жить граждане? Безусловно, большинство ответит, что в справедливом и свободном. А теперь давайте поразмышляем над образом некоего идеального государства. С помощью ответов учащихся составляется рисунок: - сильное, - без богатых и бедных, - закон одинаков для всех, - миролюбивое, - со справедливым правителем, - права граждан защищены. Обратите внимание на эпиграф к уроку и рисунок. Можно ли выделить какие то ключевые слова (закон, право, государство) Слайд № 2. На прошлом уроке мы с вами изучили тему «Политические режимы». Как вы считаете, при каком политическом режиме права граждан защищены и соблюдается закон? | Слушают, осмысливают вопросы учителя, отвечают на них, дополняют ответы одноклассников. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, построение логической цепочки рассуждений |
2. Актуализация знаний | Организовать подготовку обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия | Прошу вас в рабочей карте (задание № 1, приложение1) сформулировать три вопроса в виде теста по пройденной теме. После этого передайте свои карты соседу по парте, он попробует ответить на вопросы и оценить их. Затем вы оцените ответы своего соседа (задание № 2) В ст.2 Конституции РФ говорится (рабочая карта № 4) Вопросы учителя. Какое государство может выполнить такую обязанность? Каковы признаки этого государства? Достаточно ли вам знаний, чтобы ответить на эти вопросы? | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений. | Регулятивные: оценка результатов работы, целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
3. Целеполагание, постановка проблемы | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вопросы учителя. Как решить эти затруднения? Как вы понимаете выражение «Правовое государство»? Какова цель нашего урока? Тема урока «Правовое государство» Слайд № 3 | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему (тема записывается в рабочей карте) и цель | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели |
4.Поиск путей решения проблемы | Выбрать оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. | Выделите признаки правового государства, работая в паре (стр.28 – 29 учебника) и запишите их в рабочую карту (задание № 5) Но есть еще один признак. (рабочая карта). Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». Какой признак определен этим документом? (рабочая карта № 5 пункт 3) Каким образом разделяются 3 ветви власти в РФ? | Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная и парная работа по решению практических задач | Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные: структурирование знания, постановка и формулирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание анализ объектов с целью выделения признаков |
4.Решение проблемы | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы | Заполнение таблицы «Разделение властей в РФ» (рабочая карта № 6). | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, планирование Познавательные: самостоятельно е оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
5. Коррекция | Коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | Предлагает учащимся проговорить результаты заполнения таблицы (Приложение № 2). Слайд № 4 | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения | Регулятивные: оценка результатов работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: самостоятельно е оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимой коррективы |
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний | Решение типовых задач на новый способ действий | Предлагаю вновь поработать в парах и заполнить документ, в котором некоторая информация не пропечаталась. Задание № 7 рабочая карта. Текст с пропусками «Правовое государство». Слайд № 5 В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей 3 ветви власти законодательная исполнительная судебная Парламент в РФ глава …. система судов называется.. + министры состоит из | Выполнение упражнений по новой теме | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее Познавательные: усвоение и закрепление нового знания |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Стр. 34-35.Раскроем смысл нескольких положений. Рубрика «В классе и дома» вопрос № 1,2 | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью | Регулятивные: оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы Коммуникативные: инициативное сотрудничество Познавательные: умение структурировать знания по новой теме | |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Параграф 9. Эссе В. Гюго стр.35. | Записывают в дневник | ||
8. Оценивание | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучающихся | Что необходимо сделать, прежде чем закончим урок? Оценить вашу работу (заполните пункт № 8 в рабочих картах). Оценка будет выставлена с учетом работы в рабочих картах и вашей самооценки и объявлена на следующем уроке. | Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке | Регулятивные: оценка- выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели. | Вопросы учителя: - Что нового вы узнали на уроке? - Какую цель поставили? - Вы достигли поставленной цели? - В чем было затруднение? - Как вы открывали новое знание? - Что вам помогло открыть новое знание? Какие качества помогли вам добиться цели? (рабочая карта № 9) | Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке | Регулятивные: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания, оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Приложение 1. Рабочая карта к уроку обществознания в 9 классе.
Тема «______________________________________»
Ф.И. обучающего_____________________________
№ зада ния | Вопросы по теме «Политические режи мы» | Ответы Ф.И. обучающегося_______________ |
2 | Оцените по 5 бальной шкале ответы | Оцените по 5 бальной шкале вопросы |
3 | Оценка учителя | Оценка учителя |
4 | Ст.2 Конституция РФ . Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. |
5 | Выделите признаки правового государства (стр.30 – 31 учебника). 1. 2. Какой признак определен этим документом? Текст документа. Французский просветитель, правовед и философ Ш.Монтескье в своем труде «О духе законов» (1748) писал: «Для того чтобы предупредить... злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнитель ной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти». 3.
|
6.Таблица «Разделение властей в РФ» (заполнить используя п.3 параграфа 4)
Ветвь власти | Состав | Основные функции |
7. Текст с пропусками «Правовое государство»
В правовом государстве перед законом все ………….. , власть подчинена …….., существует принцип разделения властей
3 ветви власти
законодательная исполнительная судебная
Парламент в РФ глава ……… система судов называется……
+ министры
состоит из …………….
8. Оцените свою работу на уроке по 5 бальной шкале
______________________________________
9. Какие качества помогли вам добиться цели?_________________________________________________________________________________________________
Приложение 2.
Таблица «Разделение властей в РФ»
Ветвь власти | Состав | Основные функции |
Законодательная (Представительная – избирается всем народом и защищает его интересы) | Парламент Федеральное собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) | Забота о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека |
Исполнительная (назначается) | Правительство | Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения |
Судебная (самостоятельная и независимая) | Конституционные, суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ), арбитражные | Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) – защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc
Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...
Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс
Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....
Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»
Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Класс: 7 Тема: «Was nennen wir unsere Heimat?» / «Что мы называем Родиной?»
формирование коммуникативной компетенции учащихся на основе изученных лексических единиц, речевых и грамматических структур по теме «Что мы называем своей Родиной» («Was nennen wir u...
Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"
Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)
Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...
Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»
Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация...