Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве»
план-конспект урока по истории (7 класс)

Технологическая карта урока «Смута в Российском государстве» для 8 класса по Истории России. Прилагается презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_urok_smuta.docx28.92 КБ
Файл smuta.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ПРЕДМЕТ-История    

КЛАСС- 7

ТЕМА УРОКА: «Смута в Российском государстве» 

Тип урока  Изучение нового материала

Учитель –Михайлина А.И.

Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о Смутном времени в российской истории.

Задачи:

  1. раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;
  2. показать неустойчивость власти периода Смутного времени;
  3. раскрыть особенности мятежа Ивана Болотникова.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: причины Смуты; проблемы внутренней и внешней политики русского государства; основные события.

Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.

Проявляют способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную; овладевают умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации.

Проявляют интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.

Словарь урока: Смутное время (смута), самозванство, авантюрист, гражданская война

Основные даты и события

1598 – 1605 гг. – царствование Бориса Годунова.

1605 – 1606 гг. – царствование Лжедмитрия I.

1606 г. – восстание Ивана Болотникова.

1606 – 1610 гг. – правление Василия Шуйского.

1608 – 1610 гг. – Лжедмитрий II.

Ресурсы урока: ноутбук, проектор, раздаточный материал, карта

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Этап.

Организационный момент 1 минута.

Здравствуйте, ребята.

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний 5 мин.

Беседа по домашним вопросам. Главный акцент на вопрос 2. Какой выход видели правители Речи Посполитой из экономических проблем страны в конце XVI в.?

1. Ребята отвечают на вопросы. Проверяется готовность учащихся к уроку

3.Этап.

 Мотивация 1 минута.

Кто такой Григорий Отрепьев? (слайд 1)

Сегодня мы с вами узнаем как он повлияет на историю нашего государства.

Ответы учащихся: монах, который выдавал себя за Дмитрия и получил прозвище Лжедмитрий.

4.Этап. Целеполагание и планирование 3 минуты.

Сегодня мы попробуем самостоятельно определить тему урока. А для этого вам необходимо выполнить задание 1 (слайд 2)

Какое ключевое слово у вас получилось из первых букв? Что же такое Смута?

Давайте посмотрим, как трактует понятие «Смута» исторический словарь?

Цель: изучить период смутного времени в Российском государстве.

Проблемный вопрос: Можно ли считать боярство главным виновником начала Смуты в Российском государстве?

Учащиеся отгадывают слова и по первым буквам определяют тему урока: Смута в Российском государстве.

Учащиеся высказывают свои предположения

Смутное время – период в отечественной истории, когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война.(слайд 4)

5.Этап открытия новых знаний 25 мин

1- Используя текст учебника стр. 10 выделите  социально-экономические и политические причины смутного времени (слайд 5).

Вопрос: Выскажите свое мнение о действиях царя Бориса Годунова?

2. В такой сложной обстановке появляется Лжедмитрий I

(Рассказ учителя о роли Лжедмитрия I в начале смутного времени-слайд 6,7,8).

Какие ошибки допустил Лжедмитрий I во время своего правления?

3.Почему бояре подняли заговор против Лжедмитрия I. (слайд 9)

4.Приход к власти князя Василия Шуйского (1606-1610г.) -рассказ учителя (слайд 10)

5.Восстание Ивана Болотникова. -Работа с картой (слайд 11). Работа с историческим источником на стр 19.

6. Отдельные очаги внутреннего кризиса постепенно перерастали в гражданскую войну. Как вы понимаете это?

7. Появление Лжедмитрия II. Почему его прозвали тушинский вор?

8. Вторжение Речи Посполитой  и Швеции- работа с картой (слайд 11).

 Работа с текстом учебника. Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания. Результат записывают в тетрадь.

Социально-экономические:

1-1601-1603г. - голод в стране.

  1. народные восстания (Хлопка Косолапа)

Политические:

1- пресечение законной династии

2-недовольство царём (Борисам Годуновым)

Слушают рассказ учителя,  анализируют полученную информацию и пробуют ответить на вопрос.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр. 12

Слушают рассказ учителя, записывают основные события.

Учащиеся работают с картой, рассматривают движение Ивана Болотникова на Москву и основные места сражения.

Отвечают на вопросы по тексту исторического документа.

Учащиеся пытаются сами дать определение понятию гражданская война.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр. 15

Учащиеся работают с картой, рассматривают движение войск Речи Посполитой к Москве и захваченные территории Швецией.

6.Этап закрепление изученного материала 6 минут.

1. Работа с историческим источником (сайд 12). О ком идёт речь? Согласны вы с мнением  историка об этом человеке?

2. Выполнение заданий по карте

Организуется беседа, работа с понятиями, датами, персоналиями.

Учащиеся пробуют применить полученные знания на карте

 7.Этап рефлексия и оценивание 3 минуты.

Теперь, узнав об основных деятелях и событиях Смутного времени, предлагаю вам сформулировать своё определение этой страшной эпохи, «раскрасив» его новыми знаниями

Давайте попробуем ответить на проблемный вопрос  «Можно ли считать боярство главным виновником начала Смуты в Российском государстве?»

Учащиеся высказывают свое мнение используя полученные знания на уроке.

8.Этап домашние задание 1 минута.

 Параграф №14-15, вопросы для работы с текстом



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание 1.Придворный священник, входивший в Избранную раду. Он является автором Домостроя. 2.Порядок занятия должностей по знатности происхождения. 3.Город, в котором погиб царевич Дмитрий. 4.При каком правителе Иване началось объединение земель вокруг Москвы (укажите порядковый номер) 5.Столица опричнины.

Слайд 3

Смута в Российском государстве

Слайд 4

Смутное время – период в отечественной истории,когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы,разгорелась первая в истории России гражданская война.

Слайд 5

Причины смутного времени Социально-экономические Политические

Слайд 6

Причины смутного времени Социально-экономические 1-1601-1603г. - голод в стране. 2-народные восстания (Хлопка Косолапа) Политические 1- пресечение законной династие 2-недовольство царём (Борисам Годуновым)

Слайд 13

Определите важные события 1604 год- 1605-1606 год- 1606-1610 год 1606 год- Кого называли тушинским вором?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок " Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смута в российском государстве "

Для усиления эффективности восприятия  учащимися  изучаемого материала возможно применение различных приемов и методов: отражение основных   разделов  новой темы в ...

Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»

Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями....

Технологическая карта урока по теме "Роль государства в экономике"

Технологическая карта разработана для урока обществознания в 8 классе. На уроке ученики получат возможность через решение экономической задачи увидеть проблемную ситуацию, формируется представление о ...

урок истории в 7 классе по теме "Смута в Российском государстве"

На этом уроке мы выясним, что происходило в нашей стране после прекращения существования династии Рюриковичей. Какова роль личности в событиях этого периода...

Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана БолотниковаЗадачи: Обуч...

Технологическая курта урока по истории:Смута в Российском государстве

На основе анализа полученной из различных источников информации научиться применять исторические знания данной эпохи в нестандартных ситуациях; на основе работы с текстом учебника, с исторической карт...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ "Формирование Древнерусского государства"

Цели урока: Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян. Раскрыть предпосылки,  причины и этапы становления государства у восточных славян; сформир...