Методическая разработка урока-практикума по обществознанию по теме "Толерантность" для учащихся 5-7 классов
методическая разработка по обществознанию (5, 6, 7 класс)
Данный урок -практикум позволит учащимся не только познакомиться с особенностями культуры различных народов, но и поможет научиться уважению людей других национальностей. А основная задача данного урока - воспитание гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_uroka_programmy_tolerantnost_dlya_5-7_klassov_1.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ПО ТЕМЕ «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
(ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ)
ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!
Цель:
Познакомить учеников с понятием толерантность; научить проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению одноклассников и других людей; определять значение толерантности в классе и в обществе; развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.
Результаты:
Школьники смогут
-толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта, уважение, человечность, толерантность;
-узнать об особенностях различных культур нашей многонациональной страны, а также о связи понятий культура-уважение-толерантность;
- понять, толерантны ли ученики по отношению к своим одноклассникам и другим людям;
- рассказывать, почему терпимость является условием дружбы и сохранения мира.
Оборудование:
-ватман, расчерченный на 8 квадратов с вписанными заданиями (задания указаны в п.7)
-8 листов формата А4 с цветным изображением людей в национальных костюмах (чукчи, русские, татары, буряты, грузины, узбеки, карелы, евреи)
-чистые листы А4
-фломастеры
-шариковые ручки
-плакат со словом «толерантность»
Домашняя заготовка ведущего (воспитателя) – Волшебный мешочек
- Вводное слово, мотивирующее учеников к размышлению на тему толерантности.
Учитель: Понятие толерантность в современном языке является синонимом слова терпимость, а в переводе с латинского – выносливость, стойкость. Толерантность людей является важнейшей условием мира и согласия в семье, классе и обществе. У разных людей - разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды других? Как надо уважать других? Надо стремиться, чтобы другой человек воспринимал ваши взгляды?
В условиях современного мира очень важно понимать свою культуру и разные культуры мира, что невозможно без действенного воспитания, основанного на принципах толерантности.
- Задание «Давайте попробуем определить понятия»
Культура
Уважение
Справедливость
Милосердие
А теперь подумаем, какие из этих слов подходят к понятию
Толерантность
- Задание «Продолжи предложение»
Толерантность – это ...
Образцы ответов: умение жить в мире непохожих людей; уступчивость; вежливость; борьба за сохранение мира, дружба и уважение, забота
- Задание Назовите пословицы и поговорки про дружбу
Друг познается в беде
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
……
- Задание Подбери относящееся к понятию толерантность слово к каждой букве «Толерантность»
Ученики должны подобрать синонимы этого слова на каждую букву
Т- терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- справедливость.
Т- трудолюбие.
- Россия – многонациональная страна, в которой живут представители разных культур. Рассказ учителя об основных положительных характеристиках и национальных традициях, верованиях данных народов.
На карточках вы можете увидеть представителей различных культур и религий:
Русские
Татары
Чукчи
Грузины
Узбеки
Евреи
Карелы
Буряты
Учитель попросит назвать первую пришедшую на ум ассоциацию (черты характера, еда, одежда, фольклор, предметы быта и т.п.)
Игра Волшебный мешочек
Учитель достает из мешка различные предметы и просит назвать, с какой национальностью они ассоциируются и почему.
Ученики называют ассоциации, далее выясняем, какое значение в определении национальности имеют стереотипы.
Учитель: Все эти характеристики называются стереотипами и очень часто они влияют на наше поведение, стереотипы позволяют упростить человеку мыслительные процессы и действовать по шаблону, опираясь на опыт поколений. Но давайте подумаем, насколько часто такие стереотипы бывают правдивы. Посмотрите, вот одна из распространенных пословиц: «Незваный гость хуже татарина». Согласны ли вы с ней, как вы думаете правдива ли она и откуда взялась? Давайте также обсудим и другие стереотипы, возможно у вас есть друзья других национальностей, согласны ли вы со стереотипами о них?
Далее общий вывод, что стереотипы не всегда оказываются правдивыми.
- Игра Лото (возможно поделить группу на 2, в зависимости от количества учеников)
На листе ватмана (с расчерченными квадратами (8)) в каждом квадрате указана национальность и написаны вопросы, касаемые культуры разных народов с вариантами ответов. Если учащиеся выбирают правильный ответ, то закрывают этот квадрат соответствующей картинкой с представителем той или иной национальности, если ответ не правильный, то квадрат не закрывается.
Данная игра позволит закрепить услышанный материал, а также выяснить пробелы в знаниях.
Надписи в квадратах ватмана:
Чукчи
Почему на земле идет дождь?
-Небесные люди плачут
-Небесные девушки уронили ведро с водой
-В небе тают снега
-Женщины с неба отжимают белье
Грузины
На Кавказе говорят, что лошадь – это…
-Крылья всадника
-Ноги всадника
-Душа всадника
-Сердце всадника
Узбеки
Одно знаменитое блюдо, чтобы сохранить горячим, подавали на подносе, закрытым шлемом. Что это за блюдо?
-Хачапури
-Лобио
-Лаваш
-Плов
Евреи
В какое время могла появиться коробочка для ароматов в виде паровоза?
-16 век
-17 век
-18 век
-19 век
Татары
Сколько пар узорных сапог выпускалось в конце 19 века?
-3 тыс
-10 тыс
-500 тыс
-3 млн
Карелы
Какая самая «колдовская» вещь шамана?
-шапка
-пояс
-посох
-сапоги
Русские
Чем заменяла свечи экономная хозяйка?
-Лампада
-Лучина
-Растопленная печь
-Лампочка
Буряты
Как молятся буряты?
-Бегают вокруг храма
-Стоят на коленях
-Крутят барабаны
-Читают книгу
- Последнее упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
Это задание позволит ученикам сказать хорошие слова своим одноклассникам.
Ученики берут чистый лист бумаги и фломастером обводят свою ладонь.
Учитель: Возьмите фломастеры и напишите доброе пожелание своему однокласснику. Например: ты так задорно смеешься, ты такая вежливая, ты такой добрый и т.п.
.
И помните, как вы относитесь к другим, так и будут относиться к вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...
Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей»
Методическая разработка урока-практикума по теме: «Защита прав потребителей» Цель урока: познакомить студентов с основными правами потребителей, основами потребительско...
Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"
Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"...
Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"
Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...
Методическая разработка урока-практикума по информатике в 7-м классе по теме «Компьютерная графика»
Закрепление полученных навыков работы с графическим редактором Paint.NET, развитие универсальных учебных действий....
Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».
Урок- практикум на тему:« Великая Отечественная война в исторических источниках»....