Методическая разработка Урок- практикум на тему: « Великая Отечественная война в исторических источниках».
методическая разработка по истории (11 класс)

Урок- практикум на тему:

« Великая Отечественная война в исторических источниках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- практикум на тему:

« Великая Отечественная война в исторических источниках ».

Методическую разработку подготовила

учитель истории ГБОУ лицей 486 Синельникова Светлана Витальевна


Цель урока:

1.Формировать навыки самостоятельной работы; развивать умения учеников работать с учебником, текстами, документами; учить выделять главное, проводить сравнительный анализ по теме;

2.Сформировать представление о сотрудничестве стран антифашистской коалиции в борьбе с общим врагом;

3.Способствовать осознанию исторического значения подвига советского народа;

4.Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, навыков самостоятельной работы с учебным текстом и документами.


Тип урока: Урок- практикум.

План урока:

1.Организационный момент.

Фронтальный опрос:

  • Назовите причины 2 Мировой войны.
  • Какими были цели государств, принимавших участие в войне?
  • Назовите планы Германии в отношении Советского Союза?
  • Как назывался германский план нападения на СССР?
  • Что такое Блицкриг?
  • Какими были мероприятия СССР по организации отпора врагу?
  • Какой по характеру была Великая Отечественная война со стороны стран- агрессоров и Советского союза?
  • Обозначьте главные периоды Великой Отечественной войны
  • В каких направлениях Германия начинает свою военную кампанию?
  • Кому принадлежит крылатая фраза: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!»
  • Заполните таблицу.

Далее ребята продолжим наш урок, работая с историческими источниками. Каждая команда выбирает себе конверт с заданиями. На выполнение задания дается 5 минут. Для выполнения работы кроме источников можете использовать литературу, предоставленную нам для этого урока нашей школьной библиотекой


Класс делим на 2 группы, раздается раздаточный материал : карточки с текстом и заданием. На работу по каждой карточке дается по несколько минут, команды отвечают по мере готовности.

1.В чем заключались причины неудач Красной армии на начальном этапе Великой Отечественной войны?

Документальное свидетельство

«Из донесения помощника военного атташе США в СССР от 16 июня 1941 года. «В сравнении с высокомоторизованными, боеспособными, современными армиями, уже создаваемыми в различных странах мира, боеспособность Красной армии в настоящее время находится на относительно низком уровне…В результате 1938 г из армии были изгнаны способные военачальники, что сделало ее сегодняшний высший командный состав в качественном отношении неполноценным. Офицерский корпус в целом может быть охарактеризован подобным же образом за исключением офицеров молодого возраста. Пехоту следует оценить как род войск, способный выполнять приказы командования, но нельзя сказать, что она делает это хорошо. Она испытывает недостаток способных командиров и недостаточно хорошо обученных унтер-офицеров. Артиллерия имеет в достаточном количестве устаревшее снаряжение, но очень немного такого, которое является современным. Техника ведения огня может быть оценена как превосходная. Танковые войска, как представляется, находятся в отличном состоянии, но они не располагают достаточным количеством современных тяжелых танков. Вооружение средних танков оставляет желать лучшего.

Короче говоря, самая большая слабость советской армии состоит в недостатке современного снаряжения, вооружений и техники. В качественном и количественном отношении она нуждается: в усилении современными самолётами, артиллерией и автотранспортом. Эти недостатки снижают её воздушную мощь и мобильность. Она не сможет противостоять действующей в наступательном духе, высокоподвижной армии, оснащённой современным снаряжением и вооружением».

2.Какими были планы Гитлера по отношению к территориям и народам СССР?

«Я надеюсь, что нам удастся полностью уничтожить понятие « евреи», так как существует возможность массового переселения всех евреев в Африку или в какую – нибудь другую колонию. Несколько времени потребуется для того, чтобы на нашей территории исчезли такие народности, как украинцы, гораки и лужичане- славянский народ, живущий в Восточной части Германии. Все, что было сказано об этих отдельных народностях, в еще большей степени относится к полякам….Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ.Для него достаточно наличия четырехклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным.»Из записки Г.Гиммлера «Некоторые соображения об обращении с местным населением восточных областей.»


«Важно, чтобы на русской территории население в своем большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Это масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве….Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и на Украине…Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим прививкам против детских болезней…Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе». Из замечаний и предложений по плану «ОСТ», начальника отдела 1-го главного политического управления « восточного министерства», доктора Ветцеля «К вопросу о будущем обращении с русским населением».27 апреля 1942 г.

«Примерно 10 км севернее Брянска мы проезжали мимо горящей кучи тел, из которых еще вырывались крики сжигаемых жертв. Вокруг стояло гражданское население, люди плакали, кричали от ужаса и причитали….Я спросил солдата: и вы их просто так сжигаете? -А что же с ними еще делать, с русскими,- ответил солдат,- не хватит деревьев, чтобы можно было бы их перевешать».Из показаний пленного обер- ефрейтора Арно Швагера.

«Немцы вовсе не думают готовить наших русских детей на получение среднего или высшего образования – немцы думают воспитать из них молодежь, физически пригодную для работы в немецком сельском хозяйстве. В замечаниях по изучению отдельных предметов говорится: Немецкий язык: « Дети должны научиться изъясняться по-немецки в повседневной жизни». Русский язык: « кончая 4-класс, ученик должен быть в состоянии плавно, с выражением читать русскую книгу или газету…»Арифметика: «Кончая 4- класс, дети должны быть в состоянии решать 4 основных действия с любыми полными числами».Из доклада представителя центрального штаба партизанского движения на Калининском фронте.

3. Какие варианты поведения людей на оккупированных территориях отражены в документах? Подумайте, чем оно определялось? Чем, на ваш взгляд , обусловливался выбор людьми той или иной общественной позиции? Проанализируйте обращение так называемого Русского комитета. Какие цели в нем провозглашались? На что рассчитывали его авторы?

«Существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу все более широкие слои населения. Нужно, наряду с организацией новых партизанских отрядов, создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения».Из приказа № 00189 « О задачах партизанского движения».

«С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупированных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение. Это движение носит различный характер, начиная с пропагандистских выступлений и покушений на отдельных военнослужащих немецкой армии и кончая открытыми мятежами и организованной партизанской войной».

Фюрер приказал применять повсюду самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение…При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер». Из приказа генерал- фельдмаршала диверсионной службы вермахта на южном участке советско-германского фронта Г.Оберлендера. Октябрь 1941г.

«Поднимали людей на борьбу не только политические убеждения. Большинство боролись за освобождение Родины, против нацистского « нового порядка», многие стремились защитить или отомстить за своих родных и близких или облегчить борьбу сыновей, ушедших в Красную Армию и т.д….Побудительные мотивы были различны, но все отстаивали честь и достоинство страны. Некоторые историки считают что возникновение и усиление сопротивления оккупантам было лишь ответом на жестокое обращение с местным населением, что мол, у него не было другого выбора, как идти к партизанам. Они не учитывают, что оккупанты проводили политику кнуты и пряника, скрывали свои планы превращения СССР в колонию третьего рейха и массового уничтожения его населения, вели пропаганду о том, что Германия ведет войну якобы во имя неких « освободительных целей». Кульков Е. Мягков М, Ржешевский О.Война 1941- 1945 гг.факты и документы.»

«Кроме грузинского и армянского легионов, в районе Моздока оперирует так называемая Кавказский батальон…По национальному составу смешанный: 1-я рота- грузины и немцы, 2-я рота- смешанные национальности Дагестана, 3- я рота- азербайджанцы и немцы, 4-я рота- грузины и армяне, 5-я рота- штабная, укомплектована была белоэмигрантами ( около 30 человек).Командный состав штабной роты целиком состоял из немцев..Немцы обещали солдатам после взятия Кавказа самоуправление и землю. Солдаты же азербайджанцы, армяне, грузины говорили между собой, что им незачем воевать за немцев и стрелять в своих братьев, но боясь расстрела со стороны русских, они не переходят на сторону Красной Армии…В Польше формировались так же азербайджанский, узбекский, казахский, русский и украинский легионы».Из докладной записки командующему войсками Закавказского фронта генералу армии И.В.Тюленеву о национальных формированиях в составе германской армии.(12 октября 1942 г.)

«Друзья и Братья! Большевизм - враг Русского народа. Неисчислимые бедствия принес он нашей Родине и, наконец, вовлек русский народ в кровавую войну за чужие интересы…Несмотря на самоотверженность бойцов и командиров, несмотря на храбрость и жертвенность Русского народа, проигрывалось сражение за сражением. Виной этому- гнилость всей большевистской системы, бездарность Сталина и его главного штаба…Германия ведет войну не против русского народа и его Родины, а лишь против большевизма….Для объединения Русского народа и руководства его борьбой против ненавистного режима, для сотрудничества с Германией в борьбе с большевизмом, за построение Новой Европы мы, сыны нашего народа и патриоты своего Отечества, создали Русский Комитет. Русский Комитет ставит перед собой следующие цели: А.Свержение Сталина и его клики, уничтожение большевизма.

Б.Заключение почетного мира с Германией.

В.Создание в содружестве с Германией и другими народами Европы новой России, без большевиков и капиталистов. Председатель русского комитета генерал- лейтенант А.А.Власов. Секретарь Русского Комитета Генерал- майор В.Ф.Малышкин».Из обращения Русского Комитета к бойцам и командирам Красной Армии, ко всему русскому народу и другим народам Советского Союза.

4.Проанализируйте документы и материалы. Что, на ваш взгляд, является в них самым важным? ( Попытайтесь оценить воспоминания как исторический источник.) Какие моральные качества людей проявлялись в тылу в годы Великой Отечественной войны?

«Всю войну проработала я в колхозе и на окопах, и дрова пилила, и на аэродроме работала, и бригадиром полеводческой бригады. В семье было 6 человек. Минимум трудодней надо было выработать 280…а тогда и не учитывали, работали и работали, без выходных, работали за так…Конечно были случаи, когда просят у меня: ребенок болен, разреши мол после обеда выйти. Я к председателю, а тот ни в какую- пусть идет работать, ничего с ее детьми не сделается…Время наверное такое было. Нельзя было иначе. Война….»

«Воевал… был автоматчиком. В апреле 1944 г. Под Одессой был ранен.Комиссовали до дома…Вернулся я, и меня назначают в колхозе бригадой полеводческой руководить…А в бригаде 60 человек- в основном женщины, ну и ребятишки лет по 13-15…Работали тогда хорошо, старались даже не опаздывать, потому что трудно было представить, что тебя вызовут в правление колхоза и там будут ругать. Люди стыдились тогда. Работы было много. Ложился я в 12 часов, когда посевная или уборочная шла, а вставал в 3 часа утра…Техники у нас не было. Только 4 комбайна «Сталинец», но и они не самоходные, их возили на быках. А так – все в ручную делали. Например, жать надо. Норма на жатве- 80 соток на одного. Да женщины и больше жали, друг с другом соревновались, даже до работы приходили многие и начинали жать…Людей спасала картошка…Личное хозяйство- оно и спасало….( из воспоминаний Григория Викторовича П.Пензенская обл.)»


«Всего лишь несколько месяцев прошло с начала войны, а город Ленинград уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г.рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы давали 300 гр, масла- 100 гр в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 граммов, от которого зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках…Какое то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в ледяном нетопленом классе, голодные. У всех- закопченные лица: электричества уже не было, в квартирах горели коптилки –баночки с какой то горючей жидкостью, в которую вставлялся маленький фитилек. Света она дает ничтожно мало, но коптит немилосердно, отсюда и название…Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат- жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город….»( Блокадная книга. Адамович А.М)

5. Ознакомьтесь с некоторыми фрагментами документов и определите, какой была позиция членов антигитлеровской коалиции.


Из обращения от 22 июня 1941 г.Речь премьер- министра Великобритании Уинстона Черчилля.

За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я…Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает…Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем, сколько хватало сил и жизни».


Гарри Трумэн, вице- президент США: « Надо помогать русским, пока Германия выигрывает, и немцам, если выигрывать начнет ССС; и пусть они убивают друг, друга как можно дольше».


Уинстон Черчилль, премьер- министр Великобритании: « Если бы Гитлер напал на Ад, то я бы по крайней мере отозвался бы доброжелательно о Сатане в палате общин».


Из телеграммы писателя Т.Драйзера в Союз писателей СССР от 1 июля 1941 года. «Ничто не имеет большого значения для либеральной и демократической Америки чем успех России в борьбе против Гитлера. Дело русских является всегда и везде подлинным делом демократии, ибо Россия уже сделала для простого человека больше, чем какая- либо другая страна в истории».


Из меморандумов, подготовленного советниками Президента США Рузвельта.

«Мы противники коммунистов и нацистской догмы….С тех пор как Россия стала коммунистической, Советы никогда серьезно не угрожали нашим национальным интересам и нашему укладу жизни. Однако за два года безумного похода Гитлера, предпринятого им с целью порабощения всего мира, возникла серьезная угроза самому существованию как свободного народа….Мы не за коммунизм, но мы против всего, за что выступает А.Гитлер. Он и его безбожные нацисты- главная угроза миру, справедливости и безопасности. Путь к нашей безопасности- разгром Гитлера.»

6. Прочитайте отрывок из воспоминаний главного маршала авиации А. Е. Голованова о полководцах Великой Отечественной войны. Что роднит всех полководцев, которых характеризует А.Е.Голованов? В чем проявлялась индивидуальность этих людей? Подберите другие описания полководцев из мемуаров, научных книг и статей, художественной литературы. Руководители Сталинградской обороны генерал- лейтенант В.И.Чуйков и генерал- полковник М.С Шумилов завещали похоронить себя на Мамаевом кургане. Как вы объяснили бы это их желание?

«Хочется мне остановиться на некоторых наших полководцах. Вообще то говоря , определенных рамок или определений, кто может или должен или имеет право считаться полководцем,- нет. Во всяком случае, под этим названием следует, как мне кажется, подразумевать человека, который своим искусством, своим военным талантом, своим дарованием одерживал победы над врагом не числом, как говорил Суворов, а умением. Начну с Ивана Степановича Конева…Характер у маршала Конева был прямой, дипломатией заниматься, прямо надо сказать, он не умел. Комиссар со времен Гражданской войны, он привык общаться с солдатскими массами. В войсках его звали солдатским маршалом…Был смел и решителен, отправляясь подчас непосредственно в батальоны и роты для личного руководства боем, оставляя штаб фронта, а следовательно, и управление войсками..

«Хотел бы я здесь сказать и о Георгии Константиновиче Жукове. Я бы сказал, что он является характерным представителем русского народа….Все, что имелось в его, если можно так выразиться, активе- это два класса городского училища. Никаких академий он не кончал и никакого законченного образования не имел. Все, что он имел,- это голову на своих плечах. Настоящий полководческий талант проявился у него там, где ему и надлежало быть, т.е. в войсках.»

«Если И.С.Конев и Г.К Жуков имеют что- то общее между собой и есть что то общее в их характерах, то А.М.Василевский не походит ни на одного из них. Стиль работы Александра Михайловича является примером для стиля работника штаба крупного масштаба. А.М.Василевский обладал особыми способностями в умении обобщить получаемые доклады и данные с фронта, доложить их Верховному, изложить предложения по дальнейшему ходу боевых действий…Будучи образованным человеком, Василевский обладал объемным мышлением и широким кругозором…И, наконец, из целой плеяды военачальников я хочу остановиться на личности Константина Константиновича Рокоссовского. Пожалуй, это наиболее колоритная фигура из всех командующих фронтами, с которыми мне довелось сталкиваться во время Великой Отечественной войны….Годы заключения не сломили, а закалили его. Я не слышал, чтобы Верховный называл кого- либо по имени и отчеству, кроме В.М.Шапошникова, однако после Сталинградской битвы Рокоссовский был вторым человеком, которого И.В.Сталин стал называть по имени и отчеству…».

7.Ознакомьтесь с данным источником и назовите, какой вклад в борьбу против фашизма в годы Великой Отечественной войны внес Башкортостан?

Еще в годы войны в вышедших работах уже приводились некоторые источники, в частности принятые на местном уровне партийно-государственные решения [Совет..., 1943; Бюджет..., 1944]. В их числе выходили стенографические отчеты сессий Верховного Совета республики, речи некоторых депутатов на сессиях [Седьмая..., 1944; Вагапов, 1944]. Кроме того, в некоторые публикации военного времени включалось определенное количество документов и других материалов, что, безусловно, имеет для данной работы важное значение. Так, в брошюру «На разгром врага» вошли телеграммы Башкирского обкома ВКП(б) и Совнаркома БАССР, жителей республики в Государственный Комитет Обороны, лично И.В. Сталину о сборе средств на строительство самолетов и другой боевой техники, об отправке теплых вещей и подарков для бойцов Красной Армии[На разгром..., 1943]. В 1944 г. было опубликовано одно из писем населения республики И.В. Сталину [Писъ-мо..., 1944]. Среди этой группы источников особое место занимает сборник писем советских народов фронтовикам, в их числе башкирского народа, изданный в годы войны [Письмо..., 1943. С. 169-182].


Заключительная часть урока.

Мы сегодня рассмотрели ряд документов, проанализировали их. Можем ли мы теперь ответить на ряд вопросов и сделать какие -то выводы? Давайте попробуем сделать это.

1.Было ли начало Великой Отечественной войны неожиданным, как утверждали раньше?

2.Можно ли было предупредить и избежать столь трагическое начало и многочисленность жертв со стороны СССР?

3.Правильной ли была позиция союзников по антифашистской коалиции?

4.Можно ли считать, что Победа советского народа в Великой Отечественной войне сыграла важную роль в спасении мира от фашизма?

5.Можем ли мы утверждать, что наш народ внес весомый и очень важный вклад в Победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны?

Домашнее задание:

  1. Подготовиться к проверочному тестированию по теме: «Великая Отечественная война».
  2. Написать эссе на тему: «Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат.» (Суворов Александр Васильевич)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока. "Страницы художественной летописи Великой Отечественной войны на примере романа Ю.В.Бондарева "Горячий снег" (к 70-летию Сталинградской битвы)

Прошло немало лет с тех пор , как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны.Совсем скоро ( 2 февраля 2013 года) страна будет отмечать  70-летие сталинградской битвы. И сегодня время ра...

Разработка классного часа на тему "Великая Отечественная война"

Данная работа содержит методический материал на тему "Поклонимся великим тем годам..."...

Разработка урока "Роль химии в Великой Отечественной войне"

Все дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны. Уже давно встали из руин города и села, разрушенные фашистскими варварами, шумят густыми кронами деревья, выросшие на брустверах с...

Урок по истории. ТЕМА: «Великая отечественная война. Германское нашествие. Трагическое начало.» 11 класс

Конспект урока можно использовать как для урока в 9, 11 классах, так и для внеклассного мероприятия....

Методическая разработка:"Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"

Данный материал является уроком для учащихся 9 классов. Он наглядно показывает роль советского тыла в годы Великой Отечественной войны...

Методическая разработка урока мужества «О технике Великой Отечественной войны в задачах по физике»

Методическая разработка урока мужества «О технике Великой Отечественной войны в задачах по физике»...

Методическая разработка урока.« Великая Отечественная война в исторических источниках »

Методическая разработка урока.« Великая  Отечественная война в исторических источниках »...