Методическая разработка урока - практикума по литературе в 9 классе по теме: "Литературоведческий анализ монолога А Чацкого "А судьи кто?"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Урок посвящен лингвистическому анализу текста и рассредоточенной подготовке к сочинению по комедии "Горе от ума"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_lit-re_9_klass_po_komedii_gore_ot_uma.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по литературе в 9 классе.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая
Цели урока:
Познавательный аспект:
- Усвоить монолог в единстве формы и содержания.
- Повторить основные умения по анализу языка в стихотворном произведении.
- Научиться по речи распознавать характер человека.
- Обучить формированию собственного мнения о герое.
Развивающий аспект:
- Развивать ключевые компетенции и внимание.
- Развивать логическое мышление, умение делать выводы, обобщать.
- Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательный аспект:
- Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры.
- Формировать у учащихся морально-ценностные качества.
Задачи урока:
- Развивать умение работать с текстом художественного произведения, умение грамотно проводить комплексный анализ текста.
- Развивать представления учащихся об экспрессивных возможностях разных синтаксических конструкций.
Ход урока.
- Вводная часть.
Беседа с классом:
- К какому литературному направлению относится комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»? (Классицизм)
- Что вы знаете о классицизме?
- Почему комедия А.С.Грибоедова относится именно к этому направлению? (Правила классицизма в области драматургии)
- Найдите признаки классицизма в комедии.
- Как развивается сюжет с момента появления А.Чацкого в доме Фамусова? (Явление 7:
а) Встреча героя с Софьей (он раздражен и огорчен)
б) Встреча с Фамусовым (Чацкий еще более разочарован)
Вывод: не прошло и часа, как Чацкий произносит монолог: «И точно начал свет глупеть…»
- Как раскрывается образ главного героя в этом монологе? (В нем говорят неудавшиеся амбиции, он ненавидит «век минувший», обвиняет «век покорности и страха», раболепство).
- Чтение монолога «А судьи кто?» и задания к тексту:
- Обратите внимание на синтаксический строй речи А Чацкого (Односоставные предложения, 4 риторических вопроса)
а) Что такое риторический вопрос? (Вопрос, не требующий ответа)
б) Почему Чацкий задает эти вопросы и сам на них отвечает? (Уверен в том, что на них ему никто не ответит)
в) Назовите виды сложных предложений в этом монологе.
г) Как характеризуют эти предложения героя? (Умный, образованный, начитанный)
д) Какова композиция монолога? (Первая половина – о старом поколении, вторая половина – о новом поколении)
е) Сколько частей в первой половине монолога? (Две части)
ж) Сколько частей во второй половине? (Две)
Вывод: Чацкий обладает стройной речью, умеет мыслить логически. Он хороший оратор.
- О ком мы узнаем в монологе «А судьи кто?» и что узнаем? («Судьи» - консерваторы, враги свободы, взяточники, казнокрады, безнравственные люди. Их надо судить.)
- О ком говорит Чацкий в первой части второй половины монолога? (Двоюродный брат в деревне, брат Скалозуба)
Вывод: честно служащие Отчизне люди все-таки есть, но их мало.
- Как к этим людям относятся представители старого поколения? (Боятся их, не понимают)
- О чем говорит Чацкий в конце монолога? (О мундире, который укрывал «их слабодушие, рассудка нищету»)
- Как характеризует Чацкого такая логика построения монолога? (Честный, бесстрашный, ненавидит старый мир)
- Как герои комедии характеризуют Чацкого(«Остер, красноречив, он славно пишет, переводит»)
- Где в монологе «А судьи кто?» самые большие паузы? Как они обозначены в тексте? (Между половинами каждой части монолога. Они обозначены тире, запятыми, двоеточием)
- Какие средства художественной выразительности мы находим здесь? (Метафора, метонимия, гипербола, ирония, сарказм)
- Приведите примеры метафоры.
- Что такое метонимия?
- Найдите примеры иронии, переходящей в сарказм. («Вот наши строгие ценители и судьи»)
- Приведите примеры эпитетов. (Негодяев знатных, подлейшие черты и т.д.)
- Творческое задание по группам:
1-я группа: дайте характеристику образа А.Чацкого, используя текст монолога «А судьи кто?»
2-я группа: определите стиль монолога (публицистический), найдите признаки стиля, используя доказательства к ним из текста монолога.
- Заключительная часть урока.
Ребята, сегодня вы убедились в том, что к тексту художественного произведения нужно относиться вдумчиво и внимательно. При таком подходе всегда можно собрать нужный материал к сочинению.
Запишите задание на дом. Самостоятельно проанализировать, использую материалы урока, монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть» (Действие 2-е, явление второе)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Методическая разработка урока практикума для 3-х классов
Совершенствование навыков устной речи учащихся при употреблении времени Past Simple Tense....
Методическая разработка Урок-практикум в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Обобщение по теме«Сложноподчиненные предложения»Цели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности ...
Методическая разработка урока по татарской литературе (7 класс) "Эт токымнары"
Тема. “Эт токымнары” .Дәрес тибы: Яңа белемнәрне ачу дәресе. Максат: 1. “Этләрнең сугыш вакытындагы батырлыгы” текстын укып, фактларны анализлау һәм аларга бәя бирү күнекмәләрен формалаштыр...
Методическая разработка уроков – практикумов по химии в 9 классе по теме "Серная кислота,ее применение и получение"
Методическая разработка урока-практикума содержит, технологические карты, приложения. Урок - практикум «Серная кислота, ее свойства. Применение и получение», рассчитан на 2 урока. В данной...
Методическая разработка урока-дискуссии по литературе 11 класс. "В чем мудрость жизни...?" М Горький. Ранние романтические рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
Данный вариант проведения урока – дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. Включенность всех участников достигаетс...
Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»
Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...