Методическая разработка урока в 7 классе "Деньги и их функции"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Методическая разработка предназначена для учителей обществознания. Она представляет собой комплекс практического материала к учебному занятию по обществознанию в 7 классе по теме «Деньги, их функции и виды». Методическая разработка урока содержит задания различного уровня сложности и направлена на формирование экономических знаний и финансовой грамотности учащихся, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики. Представленные в данной методической разработке материал сочетает репродуктивные и творческие задания, проектную и игровую деятельность, которые разрабатывались и проверялись на практике в течение нескольких лет. Данный, практический материал этих упражнений был составлен с учетом заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka._vikulova_i.docx | 465.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Викулова И.Г
Методическая разработка урока обществознания в 7 классе по теме:
«Деньги, их функции и виды»
Методические материалы к учебным занятиям
пгт. Советский
2021г.
Автор
Викулова Ирина Геннадьевна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский РМЭ»
Аннотация
Методическая разработка предназначена для учителей обществознания. Она представляет собой комплекс практического материала к учебному занятию по обществознанию в 7 классе по теме «Деньги, их функции и виды». Методическая разработка урока содержит задания различного уровня сложности и направлена на формирование экономических знаний и финансовой грамотности учащихся, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики. Представленные в данной методической разработке материал сочетает репродуктивные и творческие задания, проектную и игровую деятельность, которые разрабатывались и проверялись на практике в течение нескольких лет. Данный, практический материал этих упражнений был составлен с учетом заданий ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………. с.2
Основная часть.
- Раздел. Методические рекомендации проведения урока. Информационно- методическое обеспечение…с.4
- Раздел. План проведения урока;
2.1. Программное содержание………………………………………………………………………………….с.5
2.2. Тема урока…………………………………………………………………………………………………..с.5
2.3. Тип и вид урока……………………………………………………………………………………………..с.5
2.4. Методическая цель…………………………………………………………………………………………с.5
2.5. Формы, методы и используемые педагогические технологии ………………………………………….с.6
2.6. Универсальные учебные действия………………………………………………………………………...с.7
2.7. Материально – техническое обеспечение…………………………………………………………………с.8
2.8. План урока. Технологическая карта урока…………………….………………………………………….с.9
Заключение……………………………………………………………………………………………………………с.15
Библиографический список………………………………………………………………………………………….с.15
Приложение…………………………………………………………………………………………………………..с.17
.
Раздел 1.
Данная методическая разработка направлена на обучение школьников 7 класса основам финансовой грамотности, умению ориентироваться в условиях современной рыночной экономики и знанию её основных элементов.
В эпоху глобальной информационной экономики, общество всё большее внимания уделяет финансовой грамотности учащихся, что, прежде всего, связано с повышением качества жизни граждан, и уровня его квалификации. Изменения, происходящие в экономике как в одном государстве, так и на международном уровне связывают и преобразование в системе образования. Современному обществу нужны работники, владеющие финансовой компетенцией, умеющие решать экономические вопросы, как на уровне семьи, так и на государственном уровне. Поэтому, вопрос о финансовом образовании и внедрении его в образовательный процесс всех уровней является обязательным и повсеместным.
Для чего это необходимо?.. Наши дети уже с малых лет самостоятельно ходят в магазин и приобретают необходимые товары, с 14 лет получают дебетовые карты, распоряжаются собственным заработком или карманными деньгами. Вот эти торгово-финансовые операции требуют от них определенного уровня финансовой грамотности. Самое главное научит детей ценить деньги и правильно ими распоряжаться.
Эта тема всегда бывает, интересна и занимательна для обучающихся, так как связана с социальной действительностью и практической значимостью. Кроме того, с 2016 года во многих российских школах введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников, а также вопросы из курса по финансовой грамотности реализуются в рамках таких предметов, как математика, география, история. На этом уроке учащиеся не только получают новые знания, умения и навыки, но и находят альтернативные способы действия с новой информацией, учатся рассуждать, тренируют внимание, память, учатся работать в коллективе, оказывать взаимопомощь.
Раздел 2.
2.1. Программное содержание. Урок составлен на основе рабочей программы, созданной на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, авторской программы «Обществознание,6-9 классы» Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и дополнений.
2.2.Тема урока «Деньги, их функции и виды.
Метатема: проблема и знание.
2.3.Вид урока: урок «открытия» нового знания.
Метакомпетенции: ценностно-мировоззренческая и коммуникативная.
2.4. Цель методической разработки: формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления, представлений о видах денег, формирования активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности.
2.5. Формы, методы, используемые педагогические технологии:
Формы: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Методы:
1. Словесные, наглядные, практические.
2. Продуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Педагогические технологии: технология интегрированного обучения, создание проблемной ситуации, игровая технология, ИКТ-технология, проектная,
Основные термины: Деньги, эквивалент, мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги, биллоны, электронные деньги.
2.6.Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- рассмотреть определение понятия «деньги», познакомиться с историей возникновения денег. Выяснить, для чего нужны деньги, их основные функции и виды.
- умение объяснять, какие современные разновидности денег существуют;
- Показать достоинства и недостатки бумажных, металлических и электронных денег.
- использование приёмов работы с простой финансовой информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;
Личностные:
- проявление интереса к поставленной проблеме, готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя. Умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег.
- проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию
Метапредметные:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах;
,выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег;
• построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчёты на условных примерах.
Регулятивные
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• Контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя). Оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Коммуникативные
- Умение извлекать ситуацию, анализировать её и применять
- умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов,
- работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. .
2.7.Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, пособие для учащихся, раздаточный материал (иллюстрации с изображением денег), карточки для работы в группах (Приложения 1, 2, 3), буклет (Приложение 4), презентация , проектные работы учащихся прошлых лет.
- 2.8.План урока:
- 1. Определение учащимися темы урока.
- 2. Что такое деньги. История их возникновения.
- 3. Функции денег.
- 4. Виды денег.
- 5. Практикум (работа в группах).
- 6. Рефлексия.
Домашнее задание
2.7.Технологическая карта урока
Этапы урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные |
I. Организационный момент | Проблемный диалог Фронтальная работа | Приветствие. Эмоциональная Проблемная ситуация Звучит фрагмент арии Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст». Учитель: Мефистофель поет о том, что весь род людской поклоняется только одному кумиру — золотому тельцу. Из-за этого кумира идут войны, льется кровь, люди истребляют друг друга. Вопросы классу: о каком кумире идет речь? За какой металл гибнут люди? Учащиеся определяют тему урока. | 1.Слушают арию Мефистофеля из оперы Ш. Гуно «Фауст» и определяют тему урока. 2.Записывают тему и план урока в тетрадь. | Личностные -умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам; Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; логические – умственные операции, поисковая и исследовательская деятельность. |
II. Актуализация знаний | Фронтальная работа | Организует диалог Деньги — это зло или благо? Сегодня мы попробуем разрешить эту проблему(вернемся к ней в конце урока). Вопросы к классу. Совместное обсуждение:
Работа с учебником, рубрика «Путешествие в прошлое», с.109 | Работа с презентацией «Деньги и их функции». Отвечают на вопросы: 1. Мефистофель поет, что от золота - все зло на земле. Может быть, сейчас все переменилось? Деньги — это зло или благо?
3.Учащиеся участвуют в устном опросе. 4.Работа с учебником. | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме о значении общения, способах общения; формулирование ответов на вопросы учителя;; логические – дополняющие Регулятивные - формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность Коммуникативные - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем., умение работать с текстом презентации и учебника. |
III. Изучение материала | Парная работа Фронтальная работа | 1. Работа с презентацией «Деньги и их функции». 2. Поясняет задания для работы учащихся в группах: карточки – задания (метод незаконченного предложения): – Деньги – это… – Деньги нужны для… – Деньги бывают…
Совместное обсуждение.(Приложение №1)
| 1.Выполняют задания. 2.Работа в группах. Обсуждение и работа в тетрадях. 3. Просмотр презентации, Работа с текстом учебника и записи в тетрадь. | Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. , умение работать с текстом, допускать существование различных точек зрения. Познавательные: общеучебные – составление логические – поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению Регулятивные - формирование целевых установок, контрольно-оценочная деятельность; принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
IV. Первичное осмысление и закрепление знаний. | Парная работа | 1.Чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с примерами, и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. (Приложение №2) 2.У вас на столе лежат российские монеты. Рассмотрите их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, как называются части монеты. (приложение №3), 3.Практикум: «Выскажите свою точку зрения».Вы получили информацию о том, что такое деньги, каковы их виды и функции. Вспомним нашу проблемную ситуацию «Деньги — это зло или благо?» (ответы обучающихся). «Деньги — это цель или средство?» | 1. Работа с карточками и картинками. Учащиеся, работая в группах, отвечают на вопросы устно. 3.Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | Познавательные: общеучебные – формулировка ответов; логические – осуществление Личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Воспитание уважительного отношения к деньгам, умения разумной траты денег. |
V. Итоги урока. Рефлексия. | проблемный диалог Индивидуальная работа | Заключительное слово учителя: Деньги — это средство, необходимое для удовлетворения потребностей человека, общества, государства. Сами по себе деньги — это всего лишь бумажки или металл, а добро или зло они несут — зависит от отношения человека к деньгам. Культура разумного обращения с деньгами — это часть общей культуры человека. Как писал античный баснописец Эзоп, «что бы не терять голову от денег, нужно иметь разум». Организует рефлексию Рефлексивный экран
| Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения |
VI. Домашнее задание | Объяснение домашнего 1. Написать эссе на тему:«Деньги — это зло или благо?»; 2. Найти информацию и материал о самых красивых деньгах мира (бумажных или металлических); 3. Параграф учебника. | Записывают домашнее задание. |
Заключение:
Данная разработка урока на тему «Деньги, их функции и виды», которая рассматривается в главе 2 «Человек в экономических отношениях» УМК Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, «Обществознание 7 класс" Л.Ф Иванова и др. «Обществознание 7 класс», а так же УМК Липсица И.В., Вигдорчика Е.А. «Финансовая грамотность 5-7», и раскрывает общие знания экономики, некоторые основные термины, и мотивирует учащихся на изучение финансовой арифметики. Так же данная разработка может использоваться как на уроках истории и обществознания, так и использоваться на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Месячника социально-гуманитарных предметов», «Дня экономических знаний»), на классных часах.
Библиографический список:
- Обществознание. 7 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
- Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2011.
- Финансовая грамотность 5-7 класс: материалы для учащихся/ Липсица И.В., Вигдорчика Е.А. – М.: Министерство финансов РФ, ООО «ВАКО», 2018.
- Презентация на тему «Деньги и их функции»
- Обществознание 9класс ; учебник для общеобразовательных учреждений / О.В. Кишенковой; – М. : Просвещение, 2013. С. 56-61 п. 5
Приложение 1.Выдели достоинства и недостатки современных денег (групповая работа)
Достоинства бумажных денег | Недостатки бумажных денег |
Достоинства электронных денег | Недостатки электронных денег |
Достоинства металлических денег | Недостатки металлических денег |
Приложение 2. Определи функции денег.
Пример | Функция денег |
Коля Ягодкин получил в подарок 500 рублей и спрятал их в копилку. | |
Мама Коли купила бутылку молока за 60 рублей | |
Сергей Бобиков, которому вчера исполнилось15 лет, положил деньги в банк под проценты. | |
У Буратино была замечательная азбука, которую Папа Карло выменял на свою куртку. | |
В магазин «Магнит» завезли новое мороженое «Улыбка» по цене 50 рублей. | |
Россия закупила за рубежом, в Бразилии, большую партию кофе | |
Приложение 3. Соотнеси понятие и содержание (групповая работа).
Аверс | оборотная сторона монеты |
Реверс | надпись на монете |
Легенда | боковая поверхность монеты |
Гурт | лицевая сторона монеты |
Приложение 4. Буклеты учащихся 7 класса (проектная деятельность)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"
Пояснительная записка Характеристика учебной группы. Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...
Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и п...
Методическая разработка урока по теме: "Производная сложной функции".
Данный урок является уроком изучения новой темы. Представленная разработка урока раскрывает методические подходы к введению понятия сложной функции, алгоритма вычисления её производной. Разработка пре...
методическая разработка урока "Признаки возрастания и убывания функции. Точки экстремума"
методическая разработка урока математики для студентов 1 курса СПО...
Учебно-методическая разработка урока алгебры на тему "Исследование функций с помощью производной" (для учащихся 10 классов)
Развернутый план откртого урока -зачета по теме "Производная" в 10 классе.Предлагаются многочисленные графические материалы для проведения тестирования и ответов у доски вдифференцированной форме....
методическая разработка урока "Взаимное расположение графиков линейных функций"
методическая разработка урока "Линейная функция и её график"...
Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка....