Методическая разработка урока по теме "Построение графиков функции с помощью производной".
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе. Соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Используемые технологии: критическое мышление через чтение и письмо, ИКТ, технология сотрудничества и партнерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algebra_11_klass.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Применение производной
к построению графиков функций»
по алгебре и началам анализа
в 11 классе.
( Урок открытия нового знания, обучающий)
Каженцева И.М., Почетный работник общего образования РФ,
Учитель математики высшей квалификационной категории.
Деятельность – единственный путь к знаниям.
Б. Шоу
Кто не умеет читать,
тот не умеет мыслить.
В.А.Сухомлинский
Основные цели и задачи:
Образовательный аспект:
- показать практическое применение производной в физике, экономике, биологии, для исследования функции и построения графиков;
- разработать схему построения графика с помощью производной, научиться строить графики с помощью производной.
Развивающий аспект:
- развивать умение самостоятельно выделять и формировать познавательные цели;
- развивать умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза;
- развивать навыки работы с математическим текстом;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитывающий аспект:
- формирование активности, взаимопомощи, коллективизма, умение работать в паре;
- формирование творческого отношения к делу, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Используемые образовательные технологии – развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), ИКТ, технология сотрудничества и партнерства.
Информационно – обучающее обеспечение урока: презентация, раздаточный материал (вопросы, табличка «самооценка деятельности на уроке», кластеры, источник текста: учебник Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. «Алгебра и начала анализа» для 10 – 11 кл., М. 2010 г.
Используемые приемы: верные и неверные утверждения, кластеры, ИНСЕРТ, эссе.
Ход урока.
Стадия вызова.
Учитель (небольшое вступление. Вспомним, чем мы занимались на предыдущих уроках.
Презентация «Приложение производной в физике, экономике, биологии, математике»
(ученик).
Учитель: откроем учебник стр. 276 рис. 136. Мы не читаем задания, смотрим на рисунок и задаем мне вопрос. Какой вопрос вы мне должны задать?
Учащиеся: Это график функции или производной?
Беседа по графику, какие вопросы можно задать в 1 или 2 случае. Задаем вопросы и отвечаем.
Учитель: Проанализируйте нашу деятельность в начале урока и сделайте вывод: «Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Вы можете назвать тему нашего урока? Цель и задачи?»
Учащиеся: Строить графики с помощью производной.
Учитель: На столах лежат задания с вопросами: «Верите ли вы, что…». Ответ на вопрос может быть только «да» или «нет». Если «да», то справа от вопроса, в первом столбце, ставим знак «+», если «нет» - то «-». Работаем в парах.
Содержание карточки.
Верите ли вы, что
для того чтобы построить график функции
нужно:
«да» +
«нет»- поставить в столбец «а».
№ | Вопросы | а | б | в |
1 | Исследовать функцию с помощью производной. |
2 | Найти критические точки функции. |
3 | Найти множество значений функции. |
4 | Знать, что такое точки экстремума, уметь их находить. |
5 | Обязательно находить стационарные точки. |
6 | Найти область определения функции. |
7 | Уметь находить промежутки возрастания и убывания. |
8 | Найти нули функции. |
9 | Исследовать функцию на четность, нечетность. |
10 | Найти стационарные точки. |
11 | Написать уравнение касательной. |
12 | Найти угловой коэффициент касательной. |
После окончания работы обсуждаем результаты и заполняем таблицу №1 на доске (1 строку)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
А вы могли бы теперь предположить, какова схема построения графика с помощью производной? Для построения схемы воспользуемся приемом «кластеры» и на доске появляется схема. (У учащихся есть сомнения в очередности выполнения некоторых заданий, разные предположения.)
Давайте попробуем построить график функции f(x) = x- 2x 2 + x по нашей схеме.
Работают индивидуально.
Возникли проблемы?
Стадия осмысления содержания.
Выяснить, правильны ли наши предположения по схеме построения графика функции и при построении конкретного графика функции f(х) = х 3 _ 2х 2 + х, можно, прочитав в учебнике § 51 стр. 271 до задачи 2. При чтении пользуемся приемом ИНСЕРТ, карандашом на полях оставляем пометки:
- «V» - уже знал это;
- « + » - новая информация;
- « - » - думал иначе;
- « ? » - не понял.
По окончании работы с текстом каждый ученик в тетради заполняет таблицу:
«V» | « + » | « - » | « ? » |
Закончив работу, пары возвращаются к вопросам, рассмотренным в начале урока (заполняют значениями «V», « + », « - , « ? » столбик «б» таблицы с вопросами. Затем заполняем 2 строку таблицы 1 на доске.
Стадия рефлексии.
Учитель предлагает учащимся обсудить полученные результаты. Какие бы позиции они поменяли местами в схеме, что-то теперь, может быть, не нужно находить. Почему возникли проблемы при построении графика? Что не находили? (Значения функции в точках экстремума).
Необходимо обязательно проанализировать столбец «б» таблицы, ответить на вопросы.
Выполним № 926(1) из учебника (учтя все ошибки и дополнения).
у = х 3 _ 3х 2 + 4 (работа индивидуальная). Взаимопроверка в парах, проверка с помощью компьютера. Возникает вопрос «Обязательно ли находить нули функции?»
Затем одна из учениц предлагает схему построения графика с помощью производной, которую она нашла в интернете (презентация). Обсуждается вопрос «Нужно исследовать функцию на четность, нечетность, периодичность».
Заполняем столбец (в) в карточке и в таблице №1 третью строчку.
Результатом нашего урока будет написание эссе (в нашем случае – это схема построения графика с помощью производной. Выделить вопрос, который оказался непонятным или какой бы вы хотели задать учителю).
Домашнее задание: § 51 № 926 (2,4), подготовка к ЕГЭ № 1861, 1862, 2047. Сборник.
Друзья, мои, вы согласны с эпиграфом к нашему уроку ? Дружно «Да».
В конце урока заполнить таблицу «Самооценка деятельности на уроке».
Баллы | Стадия вызова | Стадия осмысления | Стадия рефлексии |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
И анализируем результаты.
Используемая литература:
- С.И. Заир-Бек, И.В.Муштанская «Развитие критического мышления на уроке». Москва «Просвещение» 2011г.
- Т.Г. Галактионова «От самопознания к самореализации». Санкт- Петербург 1999 г.
- Т.Г. Галактионова, С.И. Заир-Бек и др. «Современный студент в поле информации и коммуникации». Санкт- Петербург 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование "Построение графиков функций с помощью производной"
Урок-исследование условий жизни по законам математики....
Урок "Построение графика функции с помощью производной"
Методическая разработка урока....
Урок "Построение графика функции с помощью производной" Приложение 1
Приложения к уроку "Построение графика функции с помощью производной"....
Урок "Построение графика функции с помощью производной" Приложение 2
Приложения к уроку "Построение графика функции с помощью производной"....
Урок "Построение графика функции с помощью производной" Приложение 3
Приложения к уроку "Построение графика функции с помощью производной"....
Урок "Построение графика функции с помощью производной" Приложение 4
Приложения к уроку "Построение графика функции с помощью производной"....
Урок "Построение графика функции с помощью производной" Приложение 5
Приложения к уроку "Построение графика функции с помощью производной"....