Методическая разработка урока по теме "Строение и функции головного мозга"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения и функциями отделов головного мозга: продолговатого и среднего мозга, мозжечка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
golovnoy_mozg.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: «Строение и функции головного мозга».
Цели: сформировать представления о строении головного мозга человека; выявить специфические особенности строения отделов головного мозга у человека; закрепить знания о составных частях центральной нервной системы, о функциях головного мозга.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ с элементами беседы.
Оборудование: таблицы «Строение спинного мозга», «Головной мозг», муляж головного мозга человека.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
Индивидуальная работа по карточкам.
Фронтальный опрос:
- Перечислите функции спинного мозга.
- В чем суть рефлекторной функции? Пояснит на примере.
- В чем заключается проводящая роль спинного мозга?
- Где расположен спинной мозг? Чем защищен?
- Каково строение спинного мозга?
Обобщение ответов.
III. Изучение нового материала.
1. Местоположение. Размеры.
Головной мозг расположен в полости черепа, следовательно защищен костями черепной коробки. Головной мозг покрыт тремя оболочками, как и спинной. На всем своем протяжении цнс покрыта 3 мозговыми оболочками и заключена в защитную костную капсулу (череп и позвоночник). Снаружи мозг покрыт прочной твердой мозговой оболочкой, которая сращена с надкостницей черепа и позвоночника. Непосредственно к ткани мозга прилегает мягкая мозговая оболочка. Между твердой и мягкой оболочками находится паутинная оболочка. Между мягкой и паутинной оболочками образуется пространство, заполненное, спинномозговой жидкостью.
От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов.
Средняя масса головного мозга человека равна 1450 г. Есть предел массы головного мозга, ниже которого умственные способности резко падают. Для взрослого мужчины она равна 1000 г, а для взрослой женщины – 900 г.
Непосредственной связи умственного развития с массой головного мозга не существует.
2. Строение головного мозга.
Головной мозг
белое вещество серое вещество (кора, ядра)
3. Отделы головного мозга.
Головной мозг состоит из 5 отделов: продолговатого, мозжечка, среднего, промежуточного и переднего.
Продолговатый мозг: непосредственное продолжение спинного мозга. Длина продолговатого мозга около 28 мм. Ширина его постепенно увеличивается по направлению вперед, и в самом широком месте составляет 24 мм. В продолговатом мозге серое вещество лежит внутри белого, образуя ядра, а не столбы как в спинном мозге. Ядра принимают участие в осуществлении рефлекторных актов: отделение пищеварительных соков, жевание, сосание, глотание, рвота, чихание, кашель, моргание. В продолговатом мозге расположены жизненно важные центры регуляции дыхания, сердечно – сосудистой деятельности, функций пищеварительных органов.
Безусловные рефлексы спинного мозга и таковые продолговатого мозга (глотательный рефлекс при раздражении корня языка) функционально сходны. Они возникают непроизвольно только при раздражении соответствующих рецепторов.
Задание 1: Докажите, что глотательный рефлекс не может осуществляться без раздражения корня языка, который является рефлексогенной зоной этого рефлекса.
Учащиеся предлагают свои доказательства.
Учитель подводит итоги и предлагает провести опыт.
Опыт. Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений. При отсутствии слюны (раздражителя) сделать глотательные движения невозможно. При раздражении рецепторов корня языка акт глотания происходит непроизвольно, и часто может проглотить несъедобный предмет.
Мозжечок: Мозжечок расположен позади продолговатого мозга и моста. Он имеет два полушария. Серое вещество лежит поверхностно, образуя его кору, толщиной 1-2,5 мм. Поверхность испещрена многочисленными бороздами. Белое вещество лежит в мозжечке под корой. Внутри белого вещества имеются ядра серого. Волокна белого осуществляют связь между частями самого мозжечка, а также другими отделами мозга. К мозжечку проходят импульсы от всех рецепторов, которые раздражаются во время движения тела. Двусторонние связи мозжечка и коры больших полушарий дают возможность ему оказывать влияние на произвольные движения. У человека при нарушении или выпадении функций мозжечка нарушается регуляция мышечного тонуса: движения ног и рук резкие, некоординированные, походка шаткая, напоминающая походку пьяного.
Задание 2: Пронаблюдайте координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой пробы.
Опыт. Проводится фронтально. По команде учащиеся закрывают глаза, протягивают руку вперед с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа.
Обобщение: Это движении происходит быстро и плавно, хотя в нем участвуют более 30 мышц. Последовательность мышечных сокращений при выполнении движений запрограммирована в мозжечке. Он контролирует порядок, очередность работы нервных центров спинного мозга, управляющих мышцами. Важно, чтобы каждая мышца вовремя включалась в работу и вовремя из нее вышла.
Средний мозг.
Задание 3: Пронаблюдайте рефлексы среднего мозга.
а) рефлексы, поддерживающие равновесие тела;
б) ориентировочный рефлекс.
Опыт. Испытуемый принимает позу Ромберга: одна ступня касается носком пятки другой ступни, расположенной впереди (ступни должны быть на одной прямой – одна спереди, другая сзади). Руки сложены в замок, локти сближены. Предупреждение: при потере равновесия переставлять ноги нельзя.
Задание 4: Доказать, что ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движении к этому раздражителю.
Опыт. Использовать для эксперимента любой раздражитель – слуховой, зрительный или тактильный. Важно, чтобы раздражитель был новый. При повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется.
Через средний мозг проходят все восходящие пути к коре больших полушарий и к мозжечку и нисходящие, несущие импульсы к продолговатому и спинному мозгу.
В среднем мозге находятся скопления серого вещества в виде ядер четверохолмия, ядер глазодвигательного и бокового нервов. Передние бугры четверохолмия являются первичными зрительными центрами, а задние бугры – первичными, слуховыми центрами. С их участием осуществляются ориентировочные рефлексы на свет и звук: движение глаз, поворот головы, настораживание.
К функциям среднего мозга относится и регуляция тонуса мышц.
Промежуточный мозг: состоит из зрительных бугров (таламуса) и подбугровой области (гипоталамуса).
Таламус (от греч. «таламос» - комната, внутренние покои) состоит из серого вещества, сгруппированного ядрами, к которым приводят чувствительные пути почти от всех рецепторов, воспринимающих раздражения внешней и внутренней среды (от кожи, мышц, зрительных и слуховых рецепторов, внутренних органов и т.д.). Отсюда информация поступает в кору больших полушарий головного мозга.
Гипоталамус: (от греч. «гипо» - ниже) – отдел промежуточного мозга, в котором находятся многочисленные ядра, регулирующие вегетативные функции (сердечный ритм, кровяное давление, дыхание, перестальтику).
С работой гипоталамуса связано возникновение чувства голода, жажды, эмоций, регулирует деятельность эндокринных желез, сексуальное поведение, поддерживает постоянство состава внутренней среды организма. Гипоталамус участвует в регуляции сна и бодрствования, в регуляции температуры тела. При повреждении гипоталамуса возникает чрезмерное ожирение за счет излишнего потребления жиров и появления так называемого «волчьего голода», поражение других ядер вызывает катастрофическое похудение при сниженном аппетите.
Опыт. При выполнении каких – либо движений, звучит резко команда «Замри». Это дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга.
Команда «Замри» вызвала остановку движения. При этом заблокировались движения во многих суставах. Если бы этого не произошло, то человек бы упал.
IV. Закрепление.
Приготовить таблицу.
Строение и функции головного мозга
Отдел мозга | Местоположение и особенности строения | Функции | Рефлексы головного мозга |
Продолговатый мозг | |||
Мозжечок | |||
Средний мозг | |||
Промежуточный мозг | |||
Большие полушария переднего мозга |
Таблица заполняется дома. А на уроке проводится закрепляющая беседа, в ходе которой отмечаются основные моменты, которые необходимо отметить в таблице.
V. Домашнее задание.
§45, заполнить таблицу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция, ее свойства и график
Представлен ход урока, презентация,, лист контроля учета учащихся, конспкт, графики в Excel...
Методическая разработка урока по теме: "Производная функции"
Данная методическая разработка способствует обощению знаний студентов по изученной теме и написана с целью обмена опытом....
Методическая разработка урока по теме "Показательная функция, её свойства и график"
Материал содержит подробный конспект урока в 10 классе по теме "показательная функция, её свойства и график" и презентацию по этой теме. ...
Методическая разработка урока по теме: "Приращение функции, приращение аргумента".
Урок изучения нового материала, направленный на формирование понятия приращения функции, приращения аргумента, секущей, геометрического смысла приращения функции. На уроке показывается применение данн...
Методическая разработка урока "Четные и нечетные функции"
Методическая разработка урока "Четные и нечетные функции"...
Методическая разработка урока по биологии в 9 специальном (коррекционном) классе. Тема: « Строение и функции головного мозга»
Изучение нервной системы является наиболее сложным разделом курса биологии 9 специального (коррекционного) класса. Данный урок составлен на основе авторской программы Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева под ...
Методическая разработка урока по теме: "Показательная функция"
Технология проектной деятельности, технология обучения в сотрудничестве,инвидидуально - групповая технолония....