Рабочая программа внеурочной деятельности «Практическое обществознание»
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)
Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся IX класса, составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениям), ФГОС ООО и в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 ст. Тамань, а также с учетом кодификаторов элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Программа курса рассчитана на подготовку обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmaprakticheskoe_obshchestvoznanie.docx | 43.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Темрюкский район ст. Тамань
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 28 имени кавалера
ордена Красной Звезды Николая Владимировича Заики
муниципального образования Темрюкский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
от 30 августа 2021 года протокол № 1
Председатель педсовета
____________ Савалей Н.П.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
Рабочая программа внеурочной деятельности
Образовательная программа по конкретному виду деятельности
Практическое обществознание
Уровень образования, класс: основное общее, 9 класс
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 34 ч.
Учитель: Видюлина Светлана Викторовна
Рабочая программа дополнительного образования «Практикум ОГЭ по обществознанию» для обучающихся IX класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года(c изменениями), ФГОС ООО и в соответствии с ОСНОВНОЙ Образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 ст. Тамань, а также с учетом кодификаторов элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Практическое обществознание» для обучающихся IX класса, составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениям), ФГОС ООО и в соответствии с Основной образовательной программой Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 ст. Тамань, а также с учетом кодификаторов элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2022 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Программа курса рассчитана на подготовку обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Обществознание, особенно в курсе основной школы, направлено непосредственно на изучение наиболее типичных и существенных черт современного общества, форм и направлений его развития. При этом целый ряд ключевых понятий раскрыт на данной ступени курса на уровне описания отдельных признаков и проявлений, что существенно сужает возможности экзаменационной проверки. Поэтому при сдаче Основного государственного экзамена (ОГЭ) по обществознанию имеют значение не только знания об обществе, но и умения выразить эти знания в конкретной (чаще в виде тестовых заданий) форме контрольно-измерительных материалов (КИМ).
Предлагаемый спецкурс поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся IX классов к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ и рассчитан на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Подготовка к экзамену в форме ОГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов обществознания и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определенным образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приемов работы с тестами.
Цели курса:
- сформировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях;
- повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- сформировать у учащихся четкое представление о сдаче экзамена в формате ОГЭ;
- сформировать представление о смысле заданий;
- отработать навыки работы с заданиями, входящими в структуру ОГЭ.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к ОГЭ;
- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально–экономического и юридического профиля для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;
- рассмотреть на практике задания, входящие в структуру ОГЭ;
- отработать на практике требования к оформлению работы, времени выполнения работы;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы:
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач.
Формы контроля
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Основному государственному экзамену». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ.
Планируемые результаты
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.);
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы лицейского курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Содержание программы
Раздел 1. Человек и общество (6 часов)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Структура КИМ.
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Глобальные проблемы человечества.
Раздел 2. Сфера духовной культуры (5 часов)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. Образование. Ступени образования. Религия. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Раздел 3. Экономика (7 часов)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги. Страховые услуги. Экономические функции домохозяйства. Семейный бюджет.
Раздел 4. Социальная сфера (4 часа)
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте.
Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления (6 часов)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство.
Раздел 6. Право (5 часов)
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права Потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права.
Раздел 7. Итоговое повторение –(1 час)
Диагностика и контроль изученного материала.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
Раздел 1. Человек и общество | 6 | ||
1 | ОГЭ как форма итоговой аттестации. Структура КИМ | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
3 | Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение). | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
4 | Человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Глобальные проблемы человечества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
5 | Практикум по теме «Человек и общество» | Решение заданий разного уровня сложности | 1 |
6 | Диагностика по теме «Человек и общество» | тестирование | 1 |
Раздел 2. Сфера духовной культуры | 5 | ||
7 | Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука в жизни современного общества. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
8 | Образование. Ступени образования. Религия. Свобода совести. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
9 | Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
10 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | Решение заданий разного уровня сложности | 1 |
11 | Диагностика по теме «Сфера духовной культуры» | тестирование | 1 |
Раздел 3. Экономика | 7 | ||
12 | Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
13 | Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
15 | Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
16 | Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Банковские услуги. Страховые услуги. Экономические функции домохозяйства. Семейный бюджет. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
17 | Практикум по теме «Экономическая сфера жизни общества» | Решение заданий разного уровня сложности | 1 |
18 | Диагностика по теме «Экономика» | тестирование | 1 |
Раздел 4. Социальная сфера | 4 | ||
19 | Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
20 | Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
21 | Практикум по теме «Социальная сфера» | Решение заданий разного уровня сложности | 1 |
22 | Диагностика по теме «Социальная сфера» | тестирование | 1 |
Раздел 5. Сфера политики и социального управления | 6 | ||
23 | Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Формы государства. Политический режим. Демократия. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
25 | Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
26 | Политические партии и движения. Гражданское общество и правовое государство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
27 | Практикум по теме «Сфера политики и социального управления» | Решение заданий разного уровня сложности | 1 |
28 | Диагностика по теме «Сфера политики и социального управления» | тестирование | 1 |
Раздел 6. Право | 5 | ||
29 | Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
30 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации. Правоохранительные органы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
31 | Понятие прав, свобод и обязанностей. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
32 | Гражданские правоотношения. Права собственности. Права Потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
33 | Практикум и диагностика по теме «Право» | Решение заданий разного уровня сложности, тестирование | 1 |
Раздел 7. Итоговое повторение | 1 | ||
34 | Диагностика и контроль изученного материала. | Тестирование по КИМам | 1 |
Итого: | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы ОГЭ
1. «Инструкция для участников единого государственного экзамена» (Письмо Рособрнадзора от 17 сентября 2018 года № 02-421).
Специальная литература по предмету
1.Баранов П. А. ОГЭ. Обществознание. Новый полный справочник. М., АСТ: Астрель, 2018.
2. Калачева Е.Н. ОГЭ 2021. Обществознание. 9 класс. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий М.: «Экзамен», 2021.
3.Калачева Е.Н. ОГЭ 2020. Обществознание. Практикум. М.: «Экзамен», 2019.
4.Конституция РФ. М.,2019
5.Котова О. А., Лискова Т. Е. ОГЭ-2021. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-центр, 2021.
6.Основная образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 28 ст. Тамань
7.Кодификаторов элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2021 года.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки 0ГЭ
- http://www.mon.ru.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru –портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...