Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и составлена на основе:
- программы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю.: «Обществознание», 10-11 классы. Профильный уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 10
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/______________ ФИО Протокол №_____ от «____»_________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ СШ № 10 __________/______________ ФИО от «____»_________20___г. | «Утверждено» Приказом №_____ от «____»_________20___г. |
Рабочая программа
по обществознанию
для 10 класса
среднего (полного) общего образования
профильный уровень.
Учитель: Жукова Елена Борисовна
Квалификационная категория: высшая.
2017/2018 учебный год
Количество часов: всего - 102 ч., в неделю - 3 ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и составлена на основе:
- программы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю.: «Обществознание», 10-11 классы. Профильный уровень. - М.: Просвещение, 2011
Учебник:
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М.: Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень. - М.: Просвещение, 2012.
1. Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать:
- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- основные социальные институты и процессы;
- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.
уметь:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов;
- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- объяснять: внутренние и внешние связи изученных социальных объектов;
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- подготовить аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
2. Содержание учебного курса
Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Общество и человек
Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть общества.
Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры. Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Деятельность как способ существования людей
Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности. Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Сознание и познание
Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Личность. Межличностные отношения
Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности. Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах.
Интеграция в группах разного уровня развития. Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | К-во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Введение (1ч.) | 1 | ||
Раздел 1.Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 ч.) | 16 | |||
2 | Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия | 1 | ||
3 | Социальные науки и их классификация | 1 | ||
4 | Место философии в системе обществознания. Философия и наука. | 1 | ||
5 | Социология, политология, социальная психология как общественные науки | 1 | ||
6 | Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Мифологическое сознание древнего человека | 1 | ||
7 | Древние мыслители о мире и человеке (Восток) | 1 | ||
8 | Древние мыслители о мире и человеке (Запад) | 1 | ||
9 | Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху | 1 | ||
10 | Общественная мысль России. Философские искания XIX в. | 1 | ||
11 | Русская философская мысль начала XX в. | 1 | ||
12 | Выбор темы эссе по философской проблематике. | 1 | ||
13 | Разбор выполненных эссе | 1 | ||
14 | Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания | 1 | ||
15 | Основные профессии социально-гуманитарного профиля. | 1 | ||
16 | Профессиональные образовательные учреждения | 1 | ||
17 | Повторение по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность» | 1 | ||
Раздел 2. Общество и человек | 26 | |||
18 | Происхождение человека и становление общества | 1 | ||
19 | Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции | 1 | ||
20 | Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности | 1 | ||
21 | Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка | 1 | ||
22 | Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира. Общество и природа | 1 | ||
23 | Культура – «вторая природа» | 1 | ||
24 | Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения | 1 | ||
25 | Системное строение общества | 1 | ||
26 | Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда | 1 | ||
27 | Типология обществ. Традиционное общество. Становление индустриального общества | 1 | ||
28 | Индустриальное общество как техногенная цивилизация | 1 | ||
29 | Современное общество | 1 | ||
30 | Восток и Запад в диалоге культур | 1 | ||
31 | Цивилизационное развитие общества. Теория локальных цивилизаций | 1 | ||
32 | Формационная теория развития общества. Теория постиндустриального общества | 1 | ||
33 | Сравнительный анализ различных подходов к общественно-историческому развитию | 1 | ||
34 | Типы социальной динамики. Факторы изменения социума | 1 | ||
35 | Исторический процесс и его участники | 1 | ||
36 | Прогресс и регресс. Проблема общественного развития | 1 | ||
37 | Многообразие и неравномерность процессов общественного развития | 1 | ||
38 | Свобода в деятельности человека | 1 | ||
39 | Свобода и ответственность. Свобода выбора | 1 | ||
40 | Что такое свободное общество | 1 | ||
41 | Выбор темы эссе по теме «Свобода и необходимость в человеческой деятельности». | 1 | ||
42 | Разбор выполненных эссе | 1 | ||
43 | Повторение по теме: «Общество и человек» | 1 | ||
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей | 10 | |||
44 | Многообразие деятельности. | 1 | ||
45 | Потребности и интересы. | 1 | ||
46 | Типология деятельности. Природа творческой деятельности. | 1 | ||
47 | Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. | 1 | ||
48 | Духовная жизнь общества. Духовный мир человека. | 1 | ||
49 | Трудовая деятельность. Социология труда. | 1 | ||
50 | Социальное партнерство и перспективы его развития в России. | 1 | ||
51 | Политическая деятельность. Власть и политика. | 1 | ||
52 | Типология властных отношений. Легитимность власти. | 1 | ||
53 | Повторение по теме: «Деятельность как способ существования людей» | 1 | ||
Раздел 4. Сознание и познание | 17 | |||
54 | Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме | 1 | ||
55 | Познавательная деятельность | 1 | ||
56 | Чувственное и рациональное познание | 1 | ||
57 | Истина и ее критерии | 1 | ||
58 | Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение. | 1 | ||
59 | Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание | 1 | ||
60 | Жизненный опыт и здравый смысл | 1 | ||
61 | Познание средствами искусства. Паранаука | 1 | ||
62 | Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления | 1 | ||
63 | Дифференциация и интеграция научного знания. Научные революции | 1 | ||
64 | Социальное познание, его особенности | 1 | ||
65 | Обыденное и научное социальное познание. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук | 1 | ||
66 | Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание | 1 | ||
67 | Теоретическое и обыденное сознание | 1 | ||
68 | Самопознание и самооценка | 1 | ||
69 | Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя | 1 | ||
70 | Повторение по теме: «Сознание и познание» | 1 | ||
Раздел 5. Личность. Межличностные отношения | 31 | |||
71 | Индивид, индивидуальность, личность | 1 | ||
72 | Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности | 1 | ||
73 | Периодизация развития личности | 1 | ||
74 | Понятие возраста в психологии. Становление личности | 1 | ||
75 | Направленность личности. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение | 1 | ||
76 | Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения | 1 | ||
77 | Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение | 1 | ||
78 | Особенности общения в информационном обществе | 1 | ||
79 | Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция | 1 | ||
80 | Общение в юношеском возрасте | 1 | ||
81 | Общение как взаимопонимание. | 1 | ||
82 | Стереотипы и «эффекты восприятия» | 1 | ||
83 | Малые группы | 1 | ||
84 | Условные группы. Референтная группа | 1 | ||
85 | Межличностные отношения в группах | 1 | ||
86 | Интеграция в группах разного уровня развития | 1 | ||
87 | Межличностная совместимость. Групповая сплоченность | 1 | ||
88 | Конформность, нонконформность, самоопределение личности | 1 | ||
89 | Групповая дифференциация | 1 | ||
90 | Лидерство | 1 | ||
91 | Решение проблемной задачи: Определяющие черты лидера | 1 | ||
92 | Взаимоотношения в ученических группах | 1 | ||
93 | Семья как малая группа | 1 | ||
94 | Психология семейных взаимоотношений | 1 | ||
95 | Воспитание в семье | 1 | ||
96 | Неформальные молодежные группы | 1 | ||
97 | Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп | 1 | ||
98 | Структура и динамика межличностного конфликта | 1 | ||
99 | Поведение личности в конфликте | 1 | ||
100 | Пути конструктивного разрешения конфликта | 1 | ||
101 | Повторение по теме: «Личность. Межличностные отношения» | 1 | ||
102 | Итоговое повторение | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 11 класс(профильный уровень)
Эта программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможно...
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/25/picture-16227.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 кл (профильный уровень)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы по обществознанию с...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-47464-1472594893.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Данная рабочая программа содержит календарно-тематическое планирование и проверочный материал к урокам обобщения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-215376-1505656209.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 11 класс (профильный уровень)
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Боголюбова Л.Н. Данная программа используется при изучении курса обществознания 11 класс на профильном уровне....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-621975-1428686188.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс. Профильный уровень. Учебник под редакцией Л,Н. Боголюбова....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-44417-1358157292.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10-11 (профильный уровень). УМК Л.Н.Боголюбова
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на учебных 134 учебных час из расчета ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/26/picture-821186-1474908066.jpg)
Рабочая программа по обществознанию 10 класс (профильный уровень) по учебнику Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой и др.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова и ...