Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Надежда Петровна Фомина

Конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Социальные статусы и роли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnye_statusy_i_roli.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 8 классе

 «Социальные статусы и роли»

Подготовила: Фомина Надежда Петровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ «Черемшанская КШИ»

Черемшан-2019

Цель:  познакомить учащихся с понятиями «социальный статус» и «социальная роль», определить какие факторы влияют на социальный статус личности и социальную роль.

Планируемые результаты:        

Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий социальная роль, гендерные различия, гендерные установки, раскрывать сущность социального статуса и социальных ролей; выделять позиции, определяющие статус личности; различать предписанные и достигаемые статусы; описывать ролевой репертуар личности; объяснять причины ролевых различий по гендерному признаку; описывать основные социальные роли старших подростков; Метапредметные УУД :

1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

3)познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

4) личностные УУД: формирование и развитие познавательного интереса к обществоведческим проблемам; выражение собственного мнения к проблемам взаимоотношения поколений; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок обществознания, мы постараемся узнать много нового. Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне, ведь улыбка всегда располагает к общению и плодотворной работе. Спасибо.

II. Мотивационный этап. Постановка целей урока.

Работа в группах. Учитель раздаёт учащимся задания – разыграть определённую ситуацию. Остальные учащиеся должны догадаться, о чём идёт речь.

Группа №1. Врач на приёме. К нему пришла бабушка, жалуется на различные недомогания (боли в спине, ломота в суставах, давление высокое). Врач её полностью игнорирует, слушает музыку в наушниках, пританцовывает.

Группа №2. Учитель на уроке объясняет ученикам материал, используя блатной жаргон. Слова: типа, короче, в натуре, вы врубились или нет? И другие… Ученики обращаются к учителю по имени, отчеству.

Группа №3.Сын пришёл домой из школы, а мама, вместо того, чтобы сварить еду, прибрать в квартире, целый день играет в компьютерную игру (стрелялки какие-нибудь). На просьбы сына покормить его, отмахивается, предлагает самому что-нибудь приготовить.

Группа №4.Девушка подбегает к полицейскому в слезах, просит его задержать грабителей, которые отобрали у неё сумочку. Полицейский отвечает, что он их сам боится, и вообще пусть попросит кого-нибудь из прохожих.

Обсуждение:

 - Что Вам показалось странным в разыгранных ситуациях? (люди вели себя не так как положено);

- Очень часто мы слышим в обществе следующие выражения: «Твой статус не позволяет тебе себя так вести» или «Ты выбрал не ту роль». ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?»

- Запишите тему урока «Социальные статусы и роли»

Что бы вы хотели получить от сегодняшнего урока?

III. Усвоение новых знаний.

— Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальный статус»?  (Ученики называют ассоциации)

Социальный статус

Общество     Человек    Место   Престиж   Авторитет   Деньги   Машина

- Попробуйте дать определение понятию социальный статус.

Социальный статус – положение человека в обществе  в соответствии с возрастом, полом, профессией, образованием и т.д.(запись в тетрадях)

- Как вы понимаете выражение положение человека в обществе?

- Отчего оно зависит? (доход, власть, образование, престиж)

Краткий рассказ о социальной структуре общества (если учащиеся затрудняются ответить)

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Найди место». Детям предлагается разделить различные социальные статусы на две группы: брат, хирург, сын, итальянец,  режиссер, президент компании,  бродяга, мальчик. (Дети записывают на доске)

Обсуждение: почему так разделили статусы?

Должны выйти на понятия предписанный статус и достигаемый.

Предписанный (приписанный) статус: брат, сын, итальянец, мальчик

Достигаемый статус:хирург, режиссёр, президент компании, бродяга.

- Назовите свой социальный статус.

 - Почему называем не один? (потому что каждый человек обладает статусным набором)

Например: гражданин Н. может являться преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, членом профсоюза, членом партии, православным, избирателем, мужем, отцом, сыном и т.д.

Опрос – Что такое социальный статус? (проверка усвоения понятия)

Большую роль в формировании социального статуса играют понятия:

1) престиж (влияние, уважение) — оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

2) авторитет - степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств определенного человека.

— Какие обязательства накладывает на человека высокий статус?

(Ответы учеников.).

Задание «Престижно или авторитетно?» (Ученики должны соотнести примеры в две колонки) Работа у доски. Остальные пишут в тетрадях.

а) быть студентом известного столичного ВУЗа?

б) добиться крупного успеха в предпринимательской деятельности?

в) стать лидером футбольной команды?

г) быть в числе постоянных клиентов популярного ресторана?

д) быть человеком способным дать дельный совет в определённой области знаний?

е) ежегодно отдыхать на всемирно известном курорте?

ж) иметь влияние на принятие важных политических решений?

престижно

авторитетно

А г  е

Б в д ж

Т.е. Престижным может быть место, а авторитетным – человек.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие распознать обладателей различных статусов. Например, воинские звания и знаки отличия в армии. А как обстоит дело со статусными символами гражданского населения?

Всем хорошо известны знаменитые строки Шекспира

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Либо - Просмотр фильма (если есть время)

- О чем эти строки?

Социальная роль – способ поведения человека, ориентированный на социальный статус. (запись в тетрадях)

Действительно, каждый человек играет несколько социальных ролей. Общество выдвигает определенные требования к личности, имеющей тот или иной статус, и ожидает от нее соответствующего поведения.

Какие у вас есть роли? (обсуждение)

IV. Первичное закрепление материала.

- Что произойдёт, если социальный статус и социальная роль не совпадут? (общество может не принять человека, могут последовать санкции. Доктора,  учителя, полицейского  уволят с работы, маму поставят на учёт в комиссию по делам несовершеннолетних, возможно, лишат детей).

Такая ситуация называется «ролевой конфликт»

А сейчас вспомним наш проблемный вопрос «Кто и что нас может ограничивать в нашей деятельности?». Вы можете дать ответ? Предполагаемые ответы учеников: Ограничивать нас могут наш статус, мнение общества и роли, которые мы должны выполнять соответственно нашему статусу, и если перепутаем роли, то столкнемся с осуждением окружающих.

V. Рефлексия

Сегодня придя домой вас, встретят родители. Какой вопрос вы от них слышите каждый день? Как ответите на него вы сегодня? Как вы думаете, что из материала урока вам пригодится в будущем?

Оценивание за урок: Давайте обсудим, кто у нас на уроке достоин похвалы? Почему?

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Выполнение творческих заданий

Задание 1

Подумайте, какие роли в обществе вы выполняете? Какие поведенческие характеристики им соответствуют?

Задание 2

Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...

Открытый урок обществознания 8 класс, тема:"Социальные статусы и роли"

Урок предусматривает  использование интерактивных методов и приемов ТРКМ, что позволяет учащимся качественно усваивать материал....