Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)
Рабочие программы по обществознанию на 2021-2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_obshchestvoznaniyu_2021-2022_uchebnyy_god.zip | 163.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание 8 класс»:
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметныерезультаты
Личность и Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Требования к уровню подготовки выпускников
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
Распределение учебного материала в 8 классе
№ | Наименование главы | Кол-во часов по программе |
Введение | 1 | |
1 | Личность и общество | 12 |
2 | Сфера духовной культуры | 16 |
3 | Социальная сфера | 10 |
4 | Экономика | 23 |
5 | Итоговое повторение | 1 |
Итого | 68 |
Содержание программы учебного предмета 8 класс (68ч)
Введение. (1ч)
Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе, в классе и дома.
Тема 1. Личность и общество (12 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общест ва. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (16 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло -главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.Религия как одна из форм культуры. Религиозные ор ганизации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Социальная сфера (10 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значи мость здорового образа жизни.
Тема 4. Экономика (26ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.Производство. Товары и услуги. Факторы производ ства. Разделение труда и
специализация.Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе ние доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков ские услуги, предоставляемыегражданам. Формы сбере жения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Итоговое повторение (1 ч)
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | количество часов | Дата проведения |
1. | Введение | 1 | |
Личность и общество (13 ч) | |||
2. | Что делает человека человеком? | 1 | |
3. | Человек, общество, природа | ||
4. | Человек, общество, природа | 1 | |
5. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |
6. | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 | |
7. | Развитие общества | 1 | |
8. | Развитие общества | 1 | |
9. | Как стать личностью | 1 | |
10. | Как стать личностью | 1 | |
11. | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | |
12. | Практикум по теме «Личность и общество» | 1 | |
13. | Обобщение по теме«Личность и общество» | 1 | |
Сфера духовной культуры (17 ч) | |||
14 | Сфера духовной жизни | 1 | |
15. | Сфера духовной жизни | ||
16. | Мораль | 1 | |
17. | Мораль | 1 | |
18. | Долг и совесть | 1 | |
19. | Долг и совесть | 1 | |
20. | Моральный выбор — это ответственность | 1 | |
21. | Моральный выбор — это ответственность | 1 | |
22. | Образование | 1 | |
23. | Образование | 1 | |
24. | Наука в современном обществе | 1 | |
25. | Наука в современном обществе | 1 | |
26. | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
27. | Религия как одна из форм культуры | 1 | |
28. | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
29 | Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 1 | |
30 | Обобщение по теме«Сфера духовной культуры» | 1 | |
Социальная структура общества 11ч | |||
31 | Социальная структура общества | ||
32. | Социальная структура общества | ||
33. | Социальные статусы и роли | 1 | |
34. | Социальные статусы и роли | 1 | |
35 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
36 | Нации и межнациональные отношения | 1 | |
37 | Отклоняющееся поведение. | 1 | |
38 | Отклоняющееся поведение. | 1 | |
39 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | |
40 | Практикум по теме «Социальная сфера» | 1 | |
41 | Обобщение по теме «Социальная сфера» | ||
«Экономика» 26ч | |||
42 | Экономика и её роль в жизни общества | ||
43 | Экономика и её роль в жизни общества | ||
44 | Главные вопросы экономики | 1 | |
45 | Главные вопросы экономики | 1 | |
46 | Собственность | ||
47 | Собственность | 1 | |
48 | Рыночная экономика | ||
49 | Рыночная экономика | 1 | |
50 | Производство — основа экономики | ||
51 | Производство — основа экономики | ||
52 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
53 | Предпринимательская деятельность | 1 | |
54 | Роль государства в экономике | 1 | |
55 | Роль государства в экономике | 1 | |
56 | Распределение доходов Потребление | 1 | |
57 | Распределение доходов Потребление | 1 | |
58 | Инфляция и семейная экономика | ||
59 | Инфляция и семейная экономика | 1 | |
60 | Безработица, её причины и последствия | 1 | |
61 | Безработица, её причины и последствия | 1 | |
62 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | |
63 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 | |
64 | Промежуточная аттестация в форме тестирования | 1 | |
65 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | |
66 | Практикум по теме «Экономика» | 1 | |
67 | Обобщение по теме«Экономика» | 1 | |
Итоговое повторение 1ч | 1 | ||
68 | Итоговое повторение по курсу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога психолога на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа педагога психолога....
Рабочая программа по ОДНКНР на 2021- 2022 учебный год
Рабочая программа по ОДНКНР...
Рабочая программа по ОРКСЭ на 2021- 2022 учебный год
Рабочая программа по ОРКСЭ...
Рабочая программа по алгебре 9класс, 2021-2022 учебный год
основе обучения математики лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: предметной, коммуникативной,организационной и обще...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2021-2022 учебный год 6 А класс...
Рабочая программа дополнительного общеразвивающего образования 2021-2022 учебный год
Авторская рабочая программа кулинарного кружка "Едим дома" на 2021-2022 учебный год...
Рабочие программы за 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы
Рабочие программы...