Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса
рабочая программа по обществознанию (5 класс)
Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp._ktp._obshchestvoznanie._5_klass._belov_e.a._2021-2022.docx | 97.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №472 имени дважды Героя Советского Союза А.Т. Карпова Выборгского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Обществознание»
для 5 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
на 2021 - 2022 учебный год
г. Санкт-Петербург
2021 г.
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 5 класса составлена на основе:
- Образовательная программа ГБОУ школа №472 им. А.Т. Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга на 2021-2022 учебный год;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 13.04.2021 № 997-р «О формировании учебных планов государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год»;
- Распоряжением Комитета по образованию от 12.04.2021 № 1013-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
- Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20);
- Учебный план ГБОУ школа №472 им. А.Т. Карпова Выборгского района г. Санкт-Петербурга;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 5 класса (2021-2022 гг.)
Пояснительная записка
Настоящий учебник «Обществознание» 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016. является частью учебно-методического комплекса по истории, включен в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, предназначен для всех типов учебных заведений.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Федеральном государственном стандарте основного общего образования.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны место учебного предмета в учебном плане; планируемые результаты освоения программы; распределение часов по разделам программы; календарно-тематическое планирование.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение Обществознания в 5 классе 34 учебных часа – из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы по курсу «Обществознание» для 5 класса
Предметные результаты обучения:
- Научится давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
- Научится использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять обязанности гражданина РФ;
- Научится использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальной сущности человека; определять факторы социализации личности;
- Научится использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;
- Научится используя диагностические материалы, оценивать собственный уровень компетенций по курсу 5 класса;
- Научится исследовать статистическую информацию о конфессиональном составе РФ и Челябинской области;
- Научится объяснять взаимосвязь религии и духовной культуры общества;
- Научится объяснять значение для общества благотворительности и меценатства;
- Научится объяснять смысл понятия «гражданин», характеризовать основные права и обязанности граждан РФ;
- Научится объяснять смысл понятия «патриотизм»; приводить примеры служения Отечеству в разных сферах жизни;
- Научится описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;
- Научится описывать государственные символы РФ, историю их возникновения и развития, а также значение русского языка как государственного в РФ;
- Научится описывать историю возникновению христианства, ислама, иудаизма и буддизма;
- Научится определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде;
- Научится осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- Научится осознавать необходимость изучения общества и человека;
- Научится осознанно содействовать укреплению толерантного отношения к людям разных национальностей;
- Научится оценивать роль воспитания и социальной среды в социализации человека;
- Научится оценивать собственное творчество, презентовать результаты своего труда;
- Научится оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями; корректировать собственное поведение в соответствии с нормами дружеского общения;
- Научится оценивать собственное умение учиться и возможности его развития; выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний;
- Научится показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантности;
- Научится приводить примеры взаимного обогащения различных религий и культур;
- Научится приводить примеры исторических личностей, оказавших влияние на развитие духовной культуры в России;
- Научится применять на практике правила общения в различных социальных ситуациях;
- Научится различать естественные и общественные науки;
- Научится различать материальную и моральную оценку труда;
- Научится различать творчество и ремесло, приводить примеры творчества;
- Научится раскрывать на конкретных примерах значение образования в жизни человека в прошлом и настоящем; описывать ступени школьного образования;
- Научится раскрывать роль христианства, ислама, иудаизма и буддизма в развитии мировой культуры на конкретных примерах (памятниках архитектуры, живописи, литературы и т.д.);
- Научится сравнивать и сопоставлять основные возрастные периоды жизни человека, выделять возможности и ограничения каждого возрастного периода;
- Научится характеризовать биосоциальную природу человека;
- Научится характеризовать государственное устройство Российской Федерации, статус Челябинской области как субъекта РФ;
- Научится характеризовать особенности подросткового возраста;
- Научится характеризовать особенности России как многонационального государства;
- Научится характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества;
- Научится характеризовать процесс появления общества как особой формы жизнедеятельности людей;
- Научится характеризовать учёбу как основной труд школьника; выявлять позитивные результаты учения;
- Научится характеризовать формы и значение самообразования.
Метапредметные результаты обучения:
- Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
- Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция);
- Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
- Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- Выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
- Выделять общую точку зрения в дискуссии;
- Выделять явление из общего ряда других явлений;
- Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
- Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
- Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности);
- Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты;
- Играть определенную роль в совместной деятельности;
- Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- Использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
- Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
Личностные результаты обучения:
- Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Готовность к соблюдению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных спецификой промышленного региона, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- Осознает своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- Сформирует гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- Сформирует коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Сформирует морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Сформирует осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
- Сформирует ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- Сформирует российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
- Сформирует целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Сформирует ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Сформирует чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Сформирует эстетического сознания через освоение художественного наследия народов родного края, России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Распределение часов по разделам программы по курсу «Обществознание» для 5 класса
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 1 час |
2 | Глава I. Человек | 4 часа |
3 | Глава II. Семья | 8 часов |
4 | Глава III. Школа | 7 часов |
5 | Глава IV. Труд | 5 часов |
6 | Глава V. Родина | 8 часов |
7 | Итоговый урок | 1 час |
Календарно-тематическое планирование (КТП) по курсу «Обществознание» для 5 класса (34 часа)
Номер урока | Дата по КТП | Дата фактического проведения урока | Тема урока | Домашнее задание |
Введение (1 час) | ||||
1 | Введение. Предмет изучения исторической науки. | |||
Глава I. Человек (4 часа) | ||||
2 | Загадка человека | Читать §1. Загадка человека (с. 10-15). В тетради ответьте на вопрос: "Чем человек отличается от животного?" | ||
3 | Отрочество - особая пора жизни | Читать §2. Отрочество - особая пора жизни (с. 15-23). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 3, 6 (с. 22-23) | ||
4 | Учимся общаться | Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 24) | ||
5 | Обобщающий урок по теме: "Человек" |
| ||
Глава II. Семья (8 часов) | ||||
6 | Семья и семейные отношения | Читать §3. Семья и семейные отношения (с. 26-32). В тетради ответьте на вопрос рубрики "В классе и дома": 2 (с. 32) | ||
7 | Семья и семейные отношения | Читать §3. Семья и семейные отношения (с. 26-32). В тетради ответьте на вопрос рубрики "В классе и дома": 2 (с. 32) | ||
8 | Семейное хозяйство | Читать §4. Семейное хозяйство (с. 33-39). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 6-8 (с. 38-39) | ||
9 | Семейное хозяйство | Читать §4. Семейное хозяйство (с. 33-39). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 6-8 (с. 38-39) | ||
10 | Учимся помогать вести семейное хозяйство |
| ||
11 | Свободное время | Читать §5. Свободное время (с. 40-48). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 2 (с. 47) | ||
12 | Учимся распределять свое время | Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 48) | ||
13 | Обобщающий урок по теме: "Семья" |
| ||
Глава III. Школа (7 часов) | ||||
14 | Образование в жизни человека | Читать §6. Образование в жизни человека (с. 50-58). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 3 (с. 57-58) | ||
15 | Образование в жизни человека | Читать §6. Образование в жизни человека (с. 50-58). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1, 3 (с. 57-58) | ||
16 | Образование и самообразование | Читать §7. Образование и самообразование (с. 58-64). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2, 5 (с. 64) | ||
17 | Образование и самообразование | Читать §7. Образование и самообразование (с. 58-64). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2, 5 (с. 64) | ||
18 | Одноклассники, сверстники, друзья | Читать §8. Одноклассники, сверстники, друзья (с 64-71). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-2 (с. 70) | ||
19 | Учимся дружно жить в классе | Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 71-72) | ||
20 | Обобщающий урок по теме: "Школа" |
| ||
Глава IV. Труд (5 часов) | ||||
21 | Труд - основа жизни | Читать §9. Труд - основа жизни (с. 74-81). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 2-3, 5 (с. 80) | ||
22 | Учимся трудиться и уважать труд |
| ||
23 | Труд и творчество | Читать §10. Труд и творчество (с. 81-89). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-6 (с. 88) | ||
24 | Учимся творчеству | Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 90) | ||
25 | Обобщающий урок по теме: "Труд" |
| ||
Глава V. Родина (8 часов) | ||||
26 | Наша Родина - Россия | Читать §11. Наша Родина - Россия (с. 92-98). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 98) | ||
27 | Государственные символы России | Читать §12. Государственные символы России (с. 99-106). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-3 (с. 106) | ||
28 | Гражданин России | Читать §13. Гражданин России (с. 107-112). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 111) | ||
29 | Гражданин России | Читать §13. Гражданин России (с. 107-112). В тетради ответьте на вопросы рубрики "В классе и дома": 1-3 (с. 111) | ||
30 | Учимся быть достойными гражданами |
| ||
31 | Мы - многонациональный народ | Читать §14. Мы - многонациональный народ (с. 112-118). Устно ответьте на вопросы рубрики "Проверь себя": 1-5 (с. 117) | ||
32 | Учимся уважать людей любой национальности | Устно ответить на вопросы рубрики "Практикум" (с. 118-119) | ||
33 | Обобщающий урок по теме: "Родина" |
| ||
Итоговый урок (1 час) | ||||
34 | Итоговый контроль |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса
Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса
Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....
рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...