Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса
рабочая программа по обществознанию (10 класс)
Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprogramma_obshchestvo_10_klass.docx | 99.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв»
________________________________________________________________________
197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Приморское шоссе, дом 356, тел. (812) 437-34-60, 437-34-22, 437-25-35
Рекомендовано к использованию МО протокол №______ от ______
Согласовано Заместитель директора по УВР ГБОУШИ ОР ______________ Первухина Н.А.
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № ___________ от ____
Утверждено Директор ______ Умеренков В.И. Приказ № ___ от ________
Рабочая программа
по обществознанию
для учащихся 10 класса
Срок реализации: 1 год
Автор: учитель истории и обществознания Синюков Илья Сергеевич
Санкт – Петербург
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014 год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.
Приоритетной целью данной программы, является не только усвоение учеником определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Содержание полного общего среднего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Приоритетные задачи:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений. Это знания необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности. В межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Методы обучения
Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; тесты, цифровые образовательные ресурсы.
Основные технологии обучения:
- Модульно-блочная технология;
- Дистанционные технологии.
Характерные для учебного курса формы организации занятий:
лекция, практическое занятие, видеоурок, учебная экскурсия; проектная, игровая деятельность; индивидуальная, парная и групповая формы обучения.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущий, промежуточный, итоговый).
Текущий контроль: тест, устный опрос, практическая работа
Промежуточный контроль: тест, практическая работа
Итоговый контроль: контрольная работа, тест
Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс:
- Сравнительно небольшой количественный состав классов, дающий возможность индивидуальной работы.
- Различный уровень знаний и подготовки учащихся.
- В связи с частым выездом учащихся на сборы необходимо сочетание очных и заочных форм обучения.
Конкретизированные цели и задачи курса:
- освоение системы знаний об обществе и его сферах;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные
данные, применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
В процессе обучения обществознанию ставятся задачи:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: - Что произойдет, если?
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации,
создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Рабочая программа составлена на основе учебного плана ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв» и Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений рассчитанного на 34 учебные недели в год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 68 часов. Изучение курса позволит заложить у учащихся знания об обществе и его сферах, ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире; способствует определению учащимися места в мире и профессиональному самоопределению, выработке жизненной стратегии; формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
Система формирования средствами предмета универсальных учебных умений.
Коммуникативные Описывать – ставить и отвечать на вопросы «что», «где», «как»; Объяснять – работать с вопросами «отчего, почему, зачем, что будет, если…»; Участвовать в беседе, дискуссии. | Информационные Умение читать текст осмысленно; Умение выделять главное слово, мысль; Умение работать с таблицами, схемами; Умение работать с учебником, справочной литературой; Умение составлять конспект; Умение составлять план текста. |
Интеллектуальные Сопоставлять объекты; Сравнивать; Анализировать; Обобщать; Классифицировать; Оценивать. | Организационные Умение принимать цель, поставленную учителем или сформулированную в учебнике и т.д., работать в соответствии с целью; Умение ставить и формулировать цель, отбирать средства для ее достижения и работать в соответствии с целью; Умение планировать деятельность (составлять последовательность этапов выполнения операций и действий); Умение работать в определенном темпе (мысленно прикидывать и рассчитывать время, необходимое для выполнения этапов работы, решения задач, работы в целом); Умение осуществлять самоконтроль (сопоставлять действия и результат с образцом, правилом, поставленной целью); Умение осуществлять самоанализ деятельности (в отношении цели и плана с учетом принципов и правил применения знаний, умений и навыков); Умение осуществлять самокоррекцию деятельности на основе данных самоанализа и самоконтроля. Рефлексия деятельности. |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Модуль 1. Человек в обществе (8 блоков)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Обучающиеся должны знать:
- Определение общества и его основные характеристики, основные сферы общества и их взаимосвязь.
- Основные теории происхождения человека, единство биологического и социального, науки о человеке.
- Главные компоненты духовной жизни. Что такое мировоззрение и его виды.
- Деятельность и ее мотивация. Многообразие видов деятельности.
- Определение и уровни познания, формы человеческого знания.
- Личность, факторы, влияющие на ее формирование, этапы и агенты социализации.
Обучающиеся должны уметь:
- Определять узкое и широкое значение понятия общество, иллюстрировать примерами.
- Приводить примеры взаимосвязи и взаимодействия основных сфер общества.
- Анализировать обособление общества от природы и их взаимовлияние, вредные последствия дисгармонии между природой и обществом.
- Характеризовать основные черты и виды деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания.
- Систематизировать и обобщать изученный материал с помощью таблиц, схем, опорных конспектов.
Модуль 2. Духовная сфера общества (8 блоков)
Духовная культура общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Черты массовой культуры. Причины появления массовой культуры. СМИ и массовая культура.
Обучающиеся должны знать:
- Что включает в себя духовная жизнь. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры.
- Значение и функции науки и образования в обществе.
- Основные категории морали, роль и функции религии в жизни общества.
- Виды, формы и основные направления искусства. Тенденции духовной жизни современной России.
Обучающиеся должны уметь:
- Готовить сообщения на заданную тему, отвечать на вопросы, аргументировано защищать свою точку зрения.
- Понимать и правильно употреблять основные понятия темы.
- Находить и оценивать дополнительную информацию о проблемах духовной жизни.
- Работать с текстом учебника и документов, конспектировать, составлять план.
- Применять полученные знания для решения конкретных практических и познавательных задач.
Модуль 3. Правовое регулирование общественных отношений (15 блоков)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Обучающиеся должны знать.
- Место права в системе социальных норм, основные отрасли, институты права.
- Источники права, виды нормативно-правовых актов.
- Значение понятий «правоотношения и правонарушения», Виды юридической ответственности.
- Основные отрасли права их краткое содержание.
- Понятие и предпосылки правомерного поведения, правовой культуры.
- Многовариантность и противоречивость общественного развития. Проблемы современного мира.
Обучающиеся должны уметь:
- Объяснять взаимосвязь права и закона и различие этих понятий.
- Раскрывать признаки правоотношений и правонарушений, приводить примеры., называть главные черты юридической ответственности.
- Определять какими нормами права регулируется определенная жизненная ситуация, выбирать верную модель поведения
- Применять социально политические и правовые знания в процессе решения познавательных задач и в конкретных жизненных ситуациях.
- Систематизировать и обобщать изученный материал с помощью таблиц, схем, опорных конспектов
Модуль 4. Повторение (3 блока)
Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения курса.
Учебно-тематический план (структура курса)
№ | Название раздела (модуля) | № урока | Тема урока (блока) | Тематические контрольные работы |
1 | Человек в обществе 8 блоков | 1 | Общество и общественные отношения | Контрольная работа «0» - срез |
2 | Общество как сложная динамичная система | |||
3 | Природа человека: соотношение биологического и социального | |||
4 | Деятельность – основной способ существования людей | |||
5 | Познание и знания. Многообразие путей познания. | |||
6 | Свобода и необходимость в деятельности человека | |||
7 | Современное общество и глобальная угроза международного терроризма | |||
8 | Повторение раздела «Человек в обществе» | Контрольная работа №1 «Человек в обществе» | ||
2 | Духовная сфера общества 8 блоков | 1 | Духовная культура общества | |
2 | Духовный мир личности | |||
3 | Мораль | |||
4 | Наука и образование | |||
5 | Религия и религиозные организации | |||
6 | Искусство | |||
7 | Массовая культура и СМИ | |||
8 | Повторение раздела «Духовная сфера общества» | Контрольная работа №2 «Духовная сфера общества» | ||
3 | Правовое регулирование общественных отношений 15 блоков | 1 | Современные подходы к пониманию права | |
2 | Право в системе социальных норм | |||
3 | Источники права | |||
4 | Правоотношения и правонарушения | |||
5 | Предпосылки правомерного поведения | |||
6 | Гражданин РФ | |||
7 | Гражданское право | |||
8 | Семейное право | |||
9 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | |||
10 | Экологическое право | |||
11 | Процессуальные отрасли права | |||
12 | Конституционное судопроизводство | |||
13 | Международная защита прав человека | |||
14 | Правовые основы антитеррористической политики российского государства | |||
15 | Повторение раздела « Правовое регулирование общественных отношений | Контрольная работа №3 «Правовое регулирование общественных отношений» | ||
4 | Повторение 3 блока | 1 | Человек в обществе и духовная сфера общества | |
2 | Правовое регулирование общественных отношений | |||
3 | Итоговое повторение | Итоговая контрольная работа |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет: обществознание
Классы: 10
Учитель: Синюков И.С.
Кол-во часов за год: 68, в неделю 2 часа
Плановых контрольных работ: 5
Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы Предметная линия
учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014 год.
Учебники Обществознание Базовый школьный ученик для 10 классов. Авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. – М.: Просвещение,
2018год.
Поурочно-тематическое планирование 10 класс (68 часов)
№ | Тема урока | Тип урока и содержание | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Домашнее задание | Планируемые результаты усвоения | ||||
Модуль 1 Общество и человек. 7 блоков. | ||||||||||
1/1 | Общество и общественные отношения | Вводный урок. Понятие об обществе. Общество как совместная жизнедеятельность людей Общество и природа Общество и культура. Науки об обществе. | 1) Отвечают на вопросы; 2) Записывают определения; 3) Выполняют тестовую работу | Диагностика «0» срез | §1, воп. 1-3. | Знают: - смысл понятия «общество»; - взаимосвязь общества и природы. Умеют: - давать характеристику изучаемому объекту; - сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям. | ||||
1/2 | Общество как сложная динамичная система | Изучение нового материала. Особенности социальной системы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни общества. Социальные институты. | 1) Заполняют таблицу; 2) Делают выводы; 3) Составляют развернутый план; | Устный опрос | §2-3, анализ документов письменно | Знают: - структуру общества и ее характерные особенности. Умеют: - раскрывать взаимное влияние сфер общественной жизни; давать системный анализ общества; давать характеристику социальному институту по выбору. | ||||
1/3 | Природа человека: соотношение биологического и социального | Изучение нового материала. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Социальные качества личности. Самосознание и самореализация. | 1) Заполняют таблицу; 2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения; 3) Работают в группах по заданиям; 4) Записывают основные понятия и выводы. | Практические задания. | § 4 , | Знают: - понятия «антропогенез», «природа человека», «смысл жизни»; - основные науки о человеке. Умеют: - работать в группе; - готовить и представлять сообщения; - участвовать в обсуждениях. | ||||
1/4 | Деятельность – основной способ существования людей | Комбинированный урок с элементами практикума. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. | 1) Готовят вопросы, отвечают по цепочке; 2) Читают и анализируют документ; 3) Выполняют тесты. | Устный опрос в форме диспута, проверка д/з в форме фронтального опроса. | Составить схему «Социальные качества личности» | Знают: - значения понятий «потребность», «деятельность»; - мотивы и виды деятельности. Умеют: - характеризовать черты деятельности; - определять мотивы деятельности; - анализировать, отвечать на вопросы. | ||||
1/5 | Познание и знания. Многообразие путей познания. | Комбинированный урок с элементами практикума. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии Многообразие форм человеческого знания Социальное и гуманитарное знания. | 1) Работают с раздаточным материалом; 2) Заполняют таблицу. | Устный опрос | § 5, воп. 1-5. | Знают: - значения понятий «познание», «истина», «чувственное и рациональное познание»; - виды и особенности научного и социального познания. Умеют: - анализировать различные взгляды на познаваемость мира; - объяснять сложность и противоречивость процесса познания. | ||||
1/6 | Свобода и необходимость в деятельности человека | Урок практической работы. Единство свободы и ответственность личности. | 1) Самостоятельно выполняют задания; 2) Заполняют таблицу; 3) Смотрят презентацию. | Решение проблемных задач | § 6, зарисовать схему на с. 59, воп. 7-9 | Знают: - основные положения по теме. Умеют: - обосновывать суждения; - давать определения; - работать с текстами различных стилей. | ||||
1/7 | Современное общество и глобальная угроза международного терроризма | Изучение нового материала. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Международный терроризм. Противодействие терроризму. | 1) Классифицируют понятия; 2) Работают с источниками; 3) Подводят итоги. | Работа с источниками, дифференцированные задания | § 7, зад. 1 | Знают: - основные глобальные проблемы современности. Умеют: - определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития; - объяснять, что такое процесс глобализации; - объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения. | ||||
1/8 | Повторение раздела «Человек в обществе» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выполняют контрольную работу | Контрольная работа №1 «Человек в обществе» | Работа над ошибками | Знают: - основные понятия и термины модуля. Умеют: - применять полученные знания на практике. | ||||
Модуль 2 Духовная сфера общества. 8 блоков. | ||||||||||
2/9 | Духовная культура общества | Изучение нового материала. Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Институты культуры | 1) Слушают учителя, конспектируют; 2) Выделяют главное; 3) Отвечают на вопросы; 4) Читают стр. 104-105, чертят схему; 5) Читают документ, отвечают на вопросы. | Проверка схемы «Многообразие культур» | Знают: - значения понятий «культура», «духовная сфера»; - основные виды культур; - основные тенденции культурного развития. Умеют: - анализировать, делать выводы; - работать с текстом учебника и документов. | |||||
2/10 | Духовный мир личности | Комбинированный урок с элементами практикума. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. | 1) Классифицируют понятия; 2) Составляют опорный конспект. | Проверка конспекта | § 10, заполнить схему «Функции культуры» и выучить | Знают: - особенности духовной жизни общества. Умеют: - анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия. | ||||
2/11 | Мораль | Комбинированный урок с элементами практикума. Возникновение морали. Устойчивость моральных принципов. | 1) «Мозговой штурм»; 2) Участвуют в дискуссии, обосновывают свою точку зрения; 3) Чертят схему, заполняют таблицу. | Устный опрос | § 11, воп.1, 3-6 | Знают: - значения понятий «мораль» и «религия»; - функции морали; - виды мировых религий. Умеют: - анализировать, делать выводы; - работать с текстом учебника и документов. | ||||
2/12 | Наука и образование | Комбинированный урок с элементами практикума. Наука и образование в современном обществе, их функции. Этика науки. Образование как система. | 1) Самостоятельно готовят сообщения; 2) Представляют сообщения; 3) Задают друг другу вопросы; 4) Выполняют задания №3, 4. | Обсуждение сообщений | § 12, заполнить таблицу «Нормативно-ценностная система общества» | Знают: - определение науки и ее функции; - роль образования и его ступени; - значение понятия приоритетности и гуманизации образования. Умеют: - готовить сообщения и представлять их; - отвечать на вопросы, делать выводы; - обобщать изученный материал. | ||||
2/13 | Религия и религиозные организации | Комбинированный урок с элементами практикума. Особенности религиозного сознания. Религия как общественный институт. Проблема поддержания религиозного мира. | 1) Отвечают на вопросы; 2) Читают и обсуждают документы. | Устный опрос | § 13, воп. 1-5 | Знают: - значение понятия «религия»; - виды мировых религий. Умеют: - анализировать, делать выводы; - работать с текстом учебника и документов. | ||||
2/14 | Искусство | Изучение нового материала. Искусство, его формы. Основные направления современного искусства. | 1) Работают с текстом, составляют план; 2) Анализируют документ; 3) Выполняют тестовую работу. | Выполнение тестовой работы | § 14, работа с документом на с. 151 | Знают: - значения понятий «искусство», «художественный образ»; - пространственные и временные виды искусства. Умеют: - анализировать, делать выводы; - работать с учебником, обобщать изученный материал. | ||||
2/15 | Массовая культура и СМИ | Комбинированный урок с элементами практикума. Черты массовой культуры. Причины появления массовой культуры. СМИ и массовая культура. | 1) Работают с учебником; 2) Выполняют творческую работу | Выполнение творческой работы | § 15, вопросы для самопроверки в конце параграфа | Знают: - значение понятия «массовая культура»; - историю появления массовой культуры и ее основные виды; - определение понятия «СМИ» и его структуру. Умеют: - работать с источниками информации, используя данные Интернет-ресурсов. | ||||
2/16 | Повторение раздела «Духовная сфера общества» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выполняют контрольную работу | Контрольная работа №2 «Духовная сфера общества» | Работа над ошибками | Знают: - основные понятия и термины модуля. Умеют: - применять полученные знания на практике. | ||||
Модуль 3 Правовое регулирование общественных отношений. 15 блоков. | ||||||||||
3/17 | Современные подходы к пониманию права | Урок- исследование Право в системе социальных норм. Нормативный и естественный подходы к праву. Связь позитивного и естественного права. | 1) Записывают определения терминов; 2) Обсуждают проблему современного понимания права. . | Устный опрос | § 17, зад. 3 (таблица) | Знают: - подходы к определению права; - роль системы права в регулировании общественных отношений - общее в морали и праве. Умеют: - характеризовать основные особенности естественного права. | ||||
3/18 | Право в системе социальных норм | Комбинированный урок Признаки права. Система права. Отрасль права. Норма права. | 1) Заполняют таблицу; 2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения; 3) Работают в группах по заданиям; 4) Записывают основные понятия и выводы. | Проверка таблицы | § 18, воп. 1-4, зад. 4 (таблица) | Знают: - определение понятий «социальная нормы», «право», «правовая культура», «норма права», «отрасль права»; - представление о праве как особой системе норм, основные признаки права. Умеют: - работать с учебником и документами | ||||
3/19 | Источники права | Комбинированный урок Признаки источника права. Нормативно-правовой акт. Законотворческий процесс в РФ. | 1) Готовят вопросы, отвечают по цепочке; 2) Читают и анализируют документ; 3) Выполняют тесты. | Устный опрос | § 19, подготовить сообщения по каждому из пунктов (индивидуально) | Знают: - источники российского права, правовой обычай, судебный прецедент и нормативно-правовой акт, виды нормативных актов.; - представление о праве как особой системе норм, основные признаки права. Умеют: - приводить примеры источников права. | ||||
3/20 | Правоотношения и правонарушения | Изучение нового материала Понятия «правоотношения и правонарушения». Юридическая ответственность. Судебная защита в РФ. | 1) Отвечают на вопросы по документу; 2) Высказывают свое мнение; 3) Делают выводы; 4) Чертят таблицу и схему. | Проверка таблицы | § 20, воп. 1-6. | Знают: - признаки правоотношений; - систему судебной защиты, виды и признаками правоотношений; - состав правонарушения; - признаки юридической ответственности Умеют: - объяснять различия между проступком и преступлением черты и специфику отраслей российского права; - приводить примеры правовых отношений. | ||||
3/21 | Предпосылки правомерного поведения | Урок- исследование Правосознание и его структура. Правомерное поведение. Правовая культура. | 1) Определяют тему урока; 2) Решают проблемные ситуации; 3) Чертят схему. | Решение проблемных задач | § 21, зарисовать и дополнить схемы, данные в параграфе | Знают: - признаки правомерного поведения; - справедливость и полезность правовых установлений; - состав правонарушения; - признаки юридической ответственности. Умеют: - объяснять связь правомерного поведения и правосознания; - приводить примеры правомерного поведения. | ||||
3/22 | Гражданин РФ | Изучение нового материала Гражданство РФ. Права и обязанности граждан РФ. | 1) Работают с раздаточным материалом; 2) Заполняют таблицу. | Работа с источниками, дифференцированные задания | § 22, воп.1, зад. 4 (график) | Знают: - понятие прав, свобод и обязанностей; - воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ; - права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Умеют: - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм. | ||||
3/23 | Гражданское право | Комбинированный урок Гражданские правоотношения. Личные неимущественные права. Наследование. Защита гражданских прав. | 1) Заполняют таблицу; 2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения; 3) Работают в группах по заданиям; 4) Записывают основные понятия и выводы. | Фронтальный опрос, работа с таблицей | § 23, работа с документом на с. 251-252 | Знают: - принципы гражданского процесса; - стадии гражданского процесса; - права участников процесса; - особенности арбитражного процесса; - что такое гражданские правоотношения. Умеют: - решать практические задачи; - применять знания для решения жизненных проблем. | ||||
3/24 | Семейное право | Комбинированный урок Права и обязанности членов семьи. Воспитание в семье. | 1) Классифицируют понятия; 2) Составляют опорный конспект. | Устный опрос | § 24, творческое задание – представить сценку по вопросам семейного права | Знают: - какие отношения регулируются семейным правом; - условия заключения брака; - личные и имущественные права ребенка в семье. Умеют: - определять субъекты и объекты семейных правоотношений; - указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; - объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей; - моделировать ситуации по проблемам семейного права. | ||||
3/25 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | Изучение нового материала Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу. Занятость населения. Социальная защита. | 1) Отвечают на вопросы; 2) Чертят таблицу; 3) Читают документ, отвечают на вопросы. | Проверка таблицы | § 25, расписать порядок приема на работу и выписать права и обязанности работника и работодателя | Знают: - какие документы необходимы работнику при приеме на работу; - каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. Умеют: - разбираться в необходимости регулирования общественных отношений и в сущности социальных норм. | ||||
3/26 | Экологическое право | Комбинированный урок Характеристика экологического права. Способы защиты экологических прав. | 1) Заполняют таблицу; 2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения; 3) Работают в группах по заданиям; 4) Записывают основные понятия и выводы. | Проверка таблицы и заданий | § 26, воп.1-3 | Знают: - понятия темы; - экологические права гражданина, его ответственность за экологические правонарушения. Умеют: - раскрывать на примерах изученные теоретические положения; - решать практические задачи; - применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности. | ||||
3/27 | Процессуальные отрасли права | Изучение нового материала Особенности процессуального права. Гражданский и уголовный процессы. | 1) Сопоставляют и анализируют различные точки зрения; 2) Читают и анализируют документ. | Решение и проверка задач | § 27, воп. 1-3. | Знают: - понятия темы; - права участников; - особенности уголовного процесса. Умеют: - решать практические задачи; - применять знания для решения жизненных проблем. | ||||
3/28 | Конституционное судопроизводство | Комбинированный урок Принципы и стадии конституционного производства. | 1) Моделируют ситуации; 2) Чертят схему, комментируют ее; 3) Пишут терминологический диктант. | Устный опрос | § 28, выписать из Конституции РФ основные права человека | Знают: - структуру Конституции; - отличие Конституции от остальных законов страны; - правовой статус человека; - классификацию конституционных прав; - основы конституционного строя РФ. Умеют: - строить устное речевое высказывание, слушать, выступать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; - работать с нормативными актами. | ||||
3/29 | Международная защита прав человека | Изучение нового материала Защита прав человека средствами ООН. Европейская защита прав человека Проблема смертной казни. | 1) Отвечают на вопросы; 2) Читают и обсуждают документы. | Устный опрос | § 29, работа с документом (воп.1, 3,5) | Знают: - международные и политические организации; - международное гуманитарное право; - право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов; - особенности защиты гражданского населения в период вооруженных конфликтов. Умеют: - оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения морали и норм международного права. | ||||
3/30 | Правовые основы антитеррористической политики российского государства | Комбинированный урок Правовая база противодействия терроризму в РФ. Роль СМИ и гражданского общества в борьбе с терроризмом. | 1) Классифицируют понятия; 2) Составляют опорный конспект. | Проверка конспекта | § 30, воп. 1-4 | Знают: - определение понятий «терроризм», «антитеррористическая деятельность»; - политику РФ в отношении терроризма. Умеют: - решать практические задачи; - применять знания для решения жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; - работать с нормативными документами. | ||||
3/31 | Повторение раздела « Правовое регулирование общественных отношений» | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выполняют контрольную работу | Контрольная работа №3 «Правовое регулирование общественных отношений» | Работа над ошибками | Знают: - основные понятия и термины модуля. Умеют: - применять полученные знания на практике. | ||||
Модуль 4 Повторение. 3 блока. | ||||||||||
4/32 | Человек в обществе и духовная сфера общества | Обобщение и систематизация знаний |
| Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ | Повторение главы III | Знают: - основные понятия и термины модуля. Умеют: - применять полученные знания на практике. | ||||
4/33 | Правовое регулирование общественных отношений | Обобщение и систематизация знаний |
| Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ | Повторение главы II | Знают: - основные понятия и термины модуля. Умеют: - применять полученные знания на практике. | ||||
4/34 | Итоговое повторение | Обобщение и систематизация знаний | 1) Подводят итоги; 2) Выполняют тестовую работу. | Итоговая диагностика | Работа над ошибками | Знают: - содержание и основные понятия изученного курса. Умеют: - применять полученные знания на практике. |
ИТОГО: 68 ЧАСОВ (34 УРОКА)
Критерии оценивания знаний учащихся по обществознанию.
Критерии оценки устного ответа
- Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
- Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
- Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
- Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
- Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
- Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
- Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
- Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
- Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
- Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.
Перечень учебно-методического обеспечения
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.
Список литературы (дополнительной):
Список литературы для учителя | Список литературы для учащихся |
Конституция Российской Федерации. Семейный кодекс Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации. Коренева Т. А. «Обществознание. Уроки учительского мастерства» Волгоград. Учитель 2006 г. Симоненко В. Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства» - 10-11 классы. М.: Вита Пресс 2007 г. Котлер Ф. А. «Основы маркетинга» М.: Вильям 2007 г. | Сазанова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. / Т.Г.Сазанова. – СПб: Первая типография, 2010 г. Политика и право. Школьный практикум 10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Л. В Поляков, К. В Симонов и др. «Обществознание, глобальный мир в 21 веке» М.: Просвещение 2008 г. Баранов П. А. Воронов А. В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ» М.: АСТ 2010 г. Липсиц И. В. «Экономика» ч. 1, 2. М.: Вита-Пресс 2006 г. Акимов Д. В. Дичева О. В. «Задания по экономике от простых до олимпиадных» Пособие для 10-11 классов. М.: Вита-Пресс 2008 г. |
Цифровые образовательные ресурсы
1. Обществознание 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты/ Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2010. – (В помощь учащимся). 1 CD-ROM.
2. Аудио-учебник «Обществознание» 10 – 11 кл. ООО «Марис Мультимедиа» 2004 год.
3.Обществознание. Курс лекций: учеб. Пособие/А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик – М.: Книжный мир, 2010. – 1 CD-ROM.
4. Дистанционные уроки.
5. http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass
6. http://www1.ege.edu.ru/online-testing/
7. https://ege.yandex.ru/social/
8. http://soc.reshuege.ru/
9. http://pwpt.ru/presentation/ekonomika/bezrabotitsa_v_rossii/. http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/grazhdanskoe-pravo
10. https://www/rg.ru/
Программное и учебно-методическое обеспечение ГОСа
Программа, кем рекомендована и когда | Количество часов в неделю, общее количество часов | Базовый учебник | Методологическое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы. Рекомендовано Департаментом образовательных программ стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2014 год. | 2 часа в неделю, всего 68 часов. | Обществознание. Базовый школьный ученик для 10 классов. Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. – М.: Просвещение, 2018 год. | Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс. Автор: Боголюбов Л. Н., Жильцова Е.И. М.: Просвещение, 2018 год. | Обществознание. 10 класс. Авторы: Котова А.О, Ликова Т.Е. Тетрадь-тренажер. – М.: Просвещение, 2018 год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса
Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....
рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...
Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса
Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса....