Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Синюков Илья Сергеевич

Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы  Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова  – М.: Просвещение, 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabprogramma_obshchestvo_11_klass.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв»

________________________________________________________________________

197706, Санкт-Петербург, Сестрорецк, Приморское шоссе, дом 356, тел. (812) 437-34-60, 437-34-22, 437-25-35

Рекомендовано к использованию

МО протокол №______ от  ______

Согласовано

Заместитель директора по УВР ГБОУШИ ОР

______________ Первухина Н.А.

Принято

на заседании Педагогического совета

Протокол № ___________ от  ____

Утверждено

Директор ______ Умеренков В.И.

Приказ № ___ от ________

Рабочая программа

по обществознанию

для учащихся 11 класса

Срок реализации: 1 год

Автор: учитель истории и обществознания Синюков Илья Сергеевич

Санкт – Петербург

2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы  Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова  – М.: Просвещение, 2014 год.

 

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения обществознания, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, 68 часов  в год.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др.

Приоритетной целью данной программы, является не только усвоение учеником определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Обществознание» для основной школы интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Содержание полного общего среднего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности   в учебном процессе и социальной практике.

Приоритетные задачи:  

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений. Это знания необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности. В межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Методы обучения.

Методы обучения: иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристическая беседа, мозговой штурм, метод проектов.

Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы;  опорные конспекты; тесты; информационно-цифровые ресурсы.

Основные технологии обучения:

1. модульно – блочная технология;

2. дистанционные технологии.

Характерные для учебного курса формы организации занятий:

лекция, практическое занятие, видеоурок, учебная экскурсия;  проектная, игровая деятельность; индивидуальная, парная и групповая формы обучения.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущий, промежуточный, итоговый).

Текущий контроль: тест, устный опрос, практическая работа

Промежуточный контроль: тест, практическая работа

Итоговый контроль: контрольная работа, тест

Особенности классов, в которых будет реализован данный учебный курс:

  1. Сравнительно небольшой количественный состав классов, дающий возможность индивидуальной работы.
  2. Различный уровень знаний и подготовки учащихся, требующий дифференцированного подхода.
  3. В связи с частым выездом учащихся на сборы необходимо сочетание очных и заочных форм обучения.

Конкретизированные цели и задачи курса:

Программа ставит целью:

освоение системы знаний об обществе и его сферах

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные, применять полученные знания и умения в повседневной жизни.

В процессе обучения обществознанию ставятся задачи:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, умение отвечать на вопрос: - Что произойдет, если?

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений

(высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Рабочая программа составлена на основе учебного плана ГБОУ ШИ «Олимпийский резерв» и Регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений  рассчитанного на 34 учебные недели в год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана на 68  часов.  Изучение курса  позволит  заложить у учащихся знания об обществе и его сферах, ввести учащихся в мир общественных отношений и научится жить в этом мире;  способствует определению учащимися места в мире и профессиональному самоопределению, выработке жизненной стратегии; формированию у учащихся представления о себе как гражданине общества.

Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:

№ п/п

Изменение

Обоснование

1

Увеличение количества часов на изучение тем

«Проблема социально-политической и духовной жизни» с 15 до 16 часов.

«Человек и закон» с 23 до 24 часов.

Уменьшение количества часов на повторение с 6 до 4 часов.

В связи с блочно-модульной системой обучения необходимо, чтобы количество уроков было чётным, так как один блок включает два урока.

Требования к уровню подготовки обучающихся

       В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Состояние, механизмы функционирования современной экономики.
  • Виды и формы экономических отношений.
  • Правовые основы и слагаемые успеха предпринимательской деятельности.
  • Механизмы государственного регулирования экономической жизни.
  • Возможности для своего дальнейшего профессионального образования и трудоустройства с учётом своих способностей и предпочтений, а так же реальных потребностей на рынке труда.
  • Основные проблемы социально-политической и духовной жизни.
  • Происхождение, сущность и назначение права, его основные отрасли.
  • Права и обязанности российского гражданина, органы защиты прав человека

уметь

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий.
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением

Система формирования средствами предмета универсальных учебных умений.

Коммуникативные

Описывать – ставить и отвечать на вопросы «что», «где», «как»

Объяснять – работать с вопросами «отчего, почему, зачем, что будет, если…»

Участвовать в беседе, дискуссии

Информационные

Умение читать текст осмысленно.

Умение выделять главное слово, мысль

Умение работать с таблицами, схемами.

Умение работать с учебником, справочной литературой

Умение составлять конспект

Умение составлять план текста

Интеллектуальные

Сопоставлять объекты

Сравнивать

Анализировать

Обобщать

Классифицировать

Моделировать

Оценивать

Организационные

-умение принимать цель, поставленную учителем или сформулированную в учебнике и т.д., работать в соответствии с целью;

-умение ставить и формулировать цель, отбирать средства для ее достижения и работать в соответствии с целью;

-умение планировать деятельность (составлять последовательность этапов выполнения операций и действий);

-умение работать в определенном темпе (мысленно прикидывать и рассчитывать время, необходимое для выполнения этапов работы, решения задач, работы в целом)

Организационные

-умение осуществлять самоконтроль

(сличать действия и результат действий с образцом, правилом, поставленной целью);

-умение осуществлять самоанализ деятельности (в отношении цели и плана с учетом принципов и правил применения знаний, умений и навыков);

--умение осуществлять самокоррекцию деятельности на основе данных самоанализа и самоконтроля. Рефлексия деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.

Модуль 1. Экономическая жизнь общества (13 блоков)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике  РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование.   Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Обучающиеся должны знать:

  • Значение понятий «экономика и экономическая наука», основные разделы эк. науки.
  • Отличия экстенсивного и интенсивного экономического развития.
  • Основные фазы экономического  цикла, причины циклического развития экономики.
  • Характеристику, функции и виды рыночных структур.
  • Основные факторы производства, виды экономических издержек.
  • Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
  • Источники финансирования в бизнесе. Основные принципы менеджмента и маркетинга.
  • Механизмы государственного урегулирования рыночной экономики.
  • Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты.
  • Причины и экономические последствия безработицы
  • Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группыосуществлять поиск необходимой информации, представленной в различных источниках
  • применять полученные эконом. знания для решения практических и познавательных задач.
  • анализировать информацию об экономических процессах и объектах; выявлять их общие черты и различия.
  • систематизировать и обобщать изученный материал с помощью таблиц.

Модуль 2. Социальная сфера (8 блоков)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальные ценности и нормы. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Обучающиеся должны знать:

  • социальную структуру, классификацию социальных групп.
  • типы социальных институтов.
  • формы девиантного поведения.
  • определения понятий «нация» и «этнос».
  • демографическую ситуацию в России.
  • способы разрешения социальных конфликтов.
  • особенности национальной политики России.
  • ролевые установки.
  • социальные ценности и нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы.
  • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки.
  • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию.
  • характеризовать собственные основные социальные роли.
  • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе.
  • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества.
  • проводить несложные социологические исследования.

Модуль 3. Политическая жизнь общества (10 блоков)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Обучающиеся должны знать.

  • основные признаки государства.
  • политические системы и их структуру.
  • основные ценности, признаки и проблемы демократии.
  • избирательное право: его типы и функции.
  • роль политических партий и их классификацию.
  • типологию политических элит.
  • вопросы политического терроризма.

Обучающиеся должны уметь:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления.
  • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства.
  • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности.
  • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя.
  • различать факты и мнения в потоке политической информации.

Модуль 4. Повторение (3 блока)

Обобщение и систематизация знаний, полученных в процессе изучения курса.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(СТРУКТУРА КУРСА)

Название раздела (модуля)

урока

Тема урока (блока)

Тематические контрольные работы

1

Экономическая жизнь общества 13 блоков

1

Роль экономики в жизни общества

Контрольная работа «0» срез

2

Экономика: наука и хозяйство

3

Экономический рост и развитие

4

Рыночные отношения в экономике

5

Фирмы в экономике

6

Правовые основы предпринимательской деятельности

7

Слагаемые успеха в бизнесе

8

Экономика и государство

9

Финансы в экономике

10

Занятость и безработица

11

Мировая экономика

12

Экономическая культура

13

Повторение раздела «Экономическая жизнь общества»

Контрольная работа №1 «Экономическая жизнь общества»

2

Социальная сфера 8 блоков

14

Социальная структура общества

15

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

16

Нации и межнациональные отношения

17

Семья и быт

18

Гендер – социальный пол

19

Молодежь в современном обществе

 

20

Демографическая ситуация в современной России

21

Повторение раздела «Социальная сфера»

Контрольная работа №2 «Социальная сфера»

3

Политическая жизнь общества 10 блоков

22

Политика и власть

23

Политическая система

24

Гражданское общество и правовое государство

25

Демократические выборы

26

Политические партии и партийные системы

27

Политическая элита и политическое лидерство

28

Политическое сознание

29

Политическое поведение

30

Политический процесс и культура политического участия

31

Повторение раздела «Политическая жизнь общества»

Контрольная работа № 3 «Политическая жизнь общества»

4

Повторение 3 блока

32

Экономическая жизнь общества

33

Социальная сфера и политическая жизнь общества

34

Итоговое повторение

Итоговая контрольная работа

ИТОГО:  68 часов (34 урока)


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет: обществознание

Классы: 11

Учитель: Синюков И.С.

Кол-во часов за год: 68,   в неделю 2 часа

Плановых контрольных работ: 5

Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы  Предметная линия

учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова  – М.: Просвещение, 2014 год.

Учебники Обществознание Базовый школьный ученик для 11 классов. Авторы Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. – М.: Просвещение,

2018год.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  11 класс   (68 часов)

Тема урока

Тип урока и содержание

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля

Домашнее задание

Планируемые результаты усвоения

Модуль 1. Экономическая жизнь общества. 13 блоков.

1/1

Роль экономики в жизни общества

Вводный урок.

Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

1) Отвечают на вопросы;

2) Записывают определения;

3) Выполняют тестовую работу

Диагностика «0» срез

§1

Знают:

- основные положения.

Умеют:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

1/2

Экономика: наука и хозяйство

Изучение нового материала.

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности.

1) Слушают и конспектируют;

2) Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы;

3) Анализируют документ с. 14.

Фронтальный опрос

§2, докум, вопр2-4.

Знают:

- тенденции развития важнейших социальных институтов.

Умеют:

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

1/3

Экономический рост и развитие

Изучение нового материала.

Понятие экономического роста. ВВП, факторы экономического роста: экстенсивные и интенсивные, экономическое развитие, его измерители, экономический цикл.

  1. 1) Составляют план;
  2. 2) Записывают определения терминов;
  3. 3) Работают с документом.

Фронтальный опрос

§3 стр. 17-22, анализ док. Стр.27-28

Знают:

- что такое порочный круг бедности;

- чем экономический рост отличается от экономического развития;

- как государство может воздействовать на экономический цикл.

Умеют:

- называть факторы экстенсивного и интенсивного роста;

- осуществлять поиск специальной информации, представленной в различных знаковых системах.

1/4

Рыночные отношения в экономике

Комбинированный урок с элементами практикума.

Спрос и предложение. Рыночная структура и инфраструктура. Виды рынков. Рыночные отношения в современной экономике. Конкуренция. Монополия. Антимонопольное законодательство. Современный рынок.

  1. 1) Самостоятельно изучают материал с. 32;
  2. 2) Составляют схему;
  3. 3) Отвечают на вопросы;
  4. 4) Анализируют  документ.

Фронтальный опрос, письменные задания

§4 Стр. 35-37, док.

Знают:

- основные признаки свободного рынка;

- какова структура и инфраструктура рынка;

- чем характеризуется современный рынок.

Умеют:

- объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы;

- объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция.

1/5

Фирмы в экономике

Изучение нового материала.

Экономика предприятия. Факторы производства. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

  1. 1) Чертят с доски схему;
  2. 2) Слушают объяснения;
  3. 3) Отвечают на вопросы;
  4. 4) Записывают определения терминов;
  5. 5) Выполняют тестовые задания.

Тестовая работа

§5 стр. 43-46, вопр , докум

Знают:

- что такое эффективное предприятие;

- как фирмы платят налоги;

- зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Умеют:

- объяснять, отчего зависит успех деятельности предприятия;

- применять соц.-эконом. знания для решения познавательных задач.

1/6

Правовые основы предпринимательской деятельности

Комбинированный урок. Интерактивная беседа.

Предпринимательство. Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Субъекты предпринимательского права. Экономическая политика РФ. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

1) Читают пункты 2,3 параграфа;

2) Участвуют в обсуждении;

3) Отвечают на вопросы;

4) Составляют памятку начинающего предпринимателя;

5) Обсуждают практические выводы.

Проверочная работа

§6 Стр. 55-67. Вопр. 2-5

Знают:

- какие законы регулируют предпринимательские правоотношения;

- что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Умеют:

- объяснить какие принципы лежат в основе предпринимательского права;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявлять их общие черты и различия.

1/7

Слагаемые успеха в бизнесе

Изучение нового материала.

Основные принципы менеджмента и маркетинга. Источники финансирования в бизнесе. Банковская система. Банковский кредит.

1) Чертят схемы, комментируют их

анализируют статистический материал;

2) Решают экономические задачи;

3) Самостоятельно работают с текстом, находят ответы на вопросы 4,5;

4) изучают документ.

Устный опрос

§7 Стр.70-78, вопр. 2-6, задания 1-2.

Знают:

- что такое финансирование и каковы его источники.

Умеют:

- использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении.

1/8

Экономика и государство

Комбинированный урок.

Роль государства в экономике. Особенности современной экономики России. Общественные блага. Внешние факторы. Механизмы государственного урегулирования рыночной экономики. Монетарная и фискальная политика государства.

1) Чертят схему;

2) Решают экономические  задачи;

3) Записывают эк. цели и функции гос-ва;

4) Выполняют тестовую работу.

Проверочная работа

§8, вопр. 2-8., задание 1-3

Знают:

- способы регулирования общественных отношений;

- сущность социальных норм;

- механизмы правового регулирования.

Умеют:

- объяснить, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику;

- называть методы воздействия государства на экономику.

1/9

Финансы в экономике

Изучение нового материала.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Финансы. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе РФ. Финансовые институты. Виды, причины, последствия инфляции.

1) Анализируют  потребительскую корзину, делают выводы;

2) Чертят таблицу;

3) Анализируют документ стр.101;

4) Работают с раздаточным материалом.

Устный опрос

§9, вопр1-5

Знают:

- какую роль выполняют финансы в экономике;

- каковы социально-экономические последствия инфляции.

Умеют:

- объяснять, почему возникает инфляция;

- приводить примеры;

- устанавливать соответствия между понятиями и определениями.

1/10

Занятость и безработица

Комбинированный урок.

Рынок труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Государственная политика в области занятости. Причины и виды безработицы.

1) Выполняют задания по карточкам;

2) Создают кластер;

3) Готовят сообщения;

4) Отвечают на вопросы.

Проверочная работа, взаимоконтроль

§10, вопр. 2-4, докум.

Знают:

- что такое спрос и предложение;

- виды безработицы;

- регулирование занятости населения государством.

Умеют:

- оценивать действия субъектов социальной жизни;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы.

1/11

Мировая экономика

Изучение нового материала.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Тарифные и нетарифные методы регулирования. Глобальные экономические системы.

1) Отвечают на вопросы;

2) Анализируют статистические данные;

3) Заполняют таблицу;

4) Анализируют документ, обмениваются мнениями.

Фронтальный опрос

§11, составить план.

Знают:

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы.

Умеют:

- объяснить на примере, какая страна больше зависит от международной торговли и почему.

1/12

Экономическая культура

Комбинированный урок.

Экономическая культура. Экономический интерес. Экономическое поведение. Культура производства и потребления. Особенности современной экономики Росси. Экономическая политика Российской Федерации.

1) Отвечают на вопросы;

2) Читают и обсуждают документы.

Устный опрос

§12, подготовка к к\р

Знают:

- основы экономической культуры общества.

Умеют:

- объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; - объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах.

1/13

Повторение раздела «Экономическая жизнь общества»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполняют контрольную работу

Контрольная работа №1 «Экономическая жизнь общества»

Работа над ошибками

Знают:

- основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

Модуль 2. Социальная сфера. 8 блоков.

2/14

Социальная структура общества

Изучение нового материала.

Социальная структура, социальная группа, социальная стратификация, маргиналы, люмпены, социальное неравенство, мобильность, социальный лифт, социальные интересы.

1) Слушают учителя, конспектируют;

2) Выделяют главное;

3) Отвечают на вопросы;

4) Читают стр. 154-155, чертят схему;

5) Читают документ, отвечают на вопросы.

Устный опрос

§ 13, с. 143–152; задания № 1–3,

с. 152-153

Знают:

-  основные понятия.

Умеют:

- характеризовать сущность социальной структуры;

- осуществлять поиск информации по заданной теме;

- различать факты и суждения;

- представлять результаты своей деятельности.

2/15

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Комбинированный урок с элементами практикума.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение .Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

1) Классифицируют понятия;

2) Составляют опорный конспект.

Проверка конспекта

§ 14, с. 153–163; задания № 1–4,  с. 164. Эссе”Девиантное поведение-благо или зло?”

Знают:

- классификацию социальных норм;

- причины отклоняющегося поведения.

Умеют:

- осмысливать социальную информацию,

- анализировать полученные данные;

- решать познавательные и практические задачи;

- самостоятельно определять алгоритмы познавательной деятельности.

2/16

Нации и межнациональные отношения

Изучение нового материала.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения, конституциональные принципы национальной политики в РФ.

1) «Мозговой штурм»;

2) Участвуют в дискуссии, обосновывают свою точку зрения.

Устный опрос

§ 15, с. 164–172; задания № 1–4, с. 172-173.

Знают:

- особенности национальных отношений;

- причины конфликтов и способы их разрешения.

Умеют:

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;

- осуществлять поиск социальной информации представленной в различных знаковых системах, анализировать ее;

- формулировать собственные суждения по определенным проблемам.

2/17

Семья и быт

Комбинированный урок с элементами практикума.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак.

1) Самостоятельно готовят сообщения;

2) Представляют сообщения;

3) Задают друг другу вопросы;

4) Выполняют задания №1, 2.

Проверка выступлений

§ 16, с. 174–184; задания № 1–3, с. 184.

Знают:

-  основы семейных отношений.

Умеют:

- характеризовать семью как важнейший социальный институт;

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения;

- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- подготовить устное выступление, презентацию.

2/18

Гендер – социальный пол

Изучение нового материала.

Понятие “гендер’’. Гендерные стереотипы. Гендерная роль. Гендерный конфликт. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Гендерная идентичность. Эмансипация.

1) Отвечают на вопросы;

2) Читают и обсуждают документы.

Решение проблемных задач

§ 17, с. 184–193; задания № 1–6, с. 192–193

Знают:

- что представляет собой понятие гендер;

- что такое гендерный стереотип.

Умеют:

- объяснять, каковы основные гендерные роли мужчин и женщин в современном обществе; что оказывает влияние на гендерную социализацию.

2/19

Молодежь в современном обществе

 

Комбинированный урок. Интерактивная беседа.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

1) Работают с текстом, составляют план;

2) Анализируют документ.

Работа с источниками, дифференцированные задания

§ 18, анализ документа с. 201

Знают:

-  основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

2/20

Демографическая ситуация в современной России

Комбинированный урок с элементами практикума.

Тенденция развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации

1) Выполняют задания по карточкам;

2) Создают кластер;

3) Готовят сообщения;

4) Отвечают на вопросы.

Проверочная работа, взаимоконтроль

§ 19, с. 204–213;

задания № 1–4, с. 212–213

Знают:

-  роль молодежи в жизни общества.

Умеют:

- осуществлять поиск информации в различных знаковых системах;

- делать выводы;

- оценивать социальные явления.

2/21

Повторение раздела «Социальная сфера»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполняют контрольную работу

Контрольная работа №2 «Социальная сфера»

Работа над ошибками

Знают:

-  основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

Модуль 3. Политическая жизнь общества. 10 блоков.

3/22

Политика и власть

Изучение нового материала.

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

1) Работают с раздаточным материалом;

2) Заполняют таблицу.

Работа с источниками, дифференцированные задания

§ 20, с. 216–226;

задания № 1–5,
с. 227.

Анализ документа,с.225-226

Знают:

- соотношение власти и политики;

- признаки политических институтов.

Умеют:

- объяснять: причинно-следственные связи изученных социальных объектов, взаимосвязи подсистем и элементов общества;

- осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам.

3/23

Политическая система

Комбинированный урок с элементами практикума.

Политическая система, государство, конституционное право, демократия, представительная демократия, непосредственная демократия, политический режим.

1) Заполняют таблицу;

2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения;

3) Работают в группах по заданиям;

4) Записывают основные понятия и выводы.

Фронтальный опрос, работа с таблицей

§ 21, с. 228–240;

задания № 1–5, с. 239-240.

Знают:

-  структуру политической системы.

Умеют:

- характеризовать основные подсистемы политической системы;

- выделять существенные признаки;

- раскрывать основные функции;

- характеризовать роль государствa;

- обосновывать суждения.

3/24

Гражданское общество и правовое государство

Изучение нового материала.

Гражданское общество и государство. Правовое государство. Местное самоуправление.

1) Классифицируют понятия;

2) Составляют опорный конспект.

Устный опрос

§ 22, с. 240–249;

задания № 1–5, с. 249

Знают:

-  основные признаки правового государства;

- международные документы о правах человека, механизм защиты прав.

Умеют:

- владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза.

3/25

Демократические выборы

Комбинированный урок с элементами практикума.

Избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная.

1) Отвечают на вопросы;

2) Чертят таблицу;

3) Читают документ, отвечают на вопросы.

Проверка таблицы

§23,с.250-260.

Знают:

-  особенности и этапы демократических выборов.

Умеют:

- решать познавательные и практические задачи.

3/26

Политические партии и партийные системы

Комбинированный урок. Интерактивная беседа.

Политические партии. Их типология и функции.

Типы партийных систем.

1) Заполняют таблицу;

2) Сравнивают и сопоставляют разные точки зрения;

3) Работают в группах по заданиям;

4) Записывают основные понятия и выводы.

Проверка таблицы и заданий

§ 24, с. 261–271;

задания№1-5,с.271

Знают:

-  основные понятия темы.

Умеют:

- решать познавательные и практические задачи;

- владеть основными видами публичных выступлений.

3/27

Политическая элита и политическое лидерство

Изучение нового материала.

Политическая элита. Политическое лидерство, роль политического лидера, типы лидерства.

1) Сопоставляют и анализируют различные точки зрения;

2) Читают и анализируют документ.

Решение и проверка задач

§ 25

Эссе «Лидер действует открыто, босс-за закрытыми дверьми.»

Знают:

-  что представляет собой политическая элит;

- кто такой политический лидер;

- каковы основные признаки политического лидерства.

Умеют:

- работать с документами;

- перечислять основные функции политического лидера;

- сравнивать традиционное, легальное(на основе закона) и харизматическое лидерство.

3/28

Политическое сознание

Комбинированный урок с элементами практикума.

Политическое сознание. Политическая идеология. Обыденное и теоретическое сознание. Современные политические идеологии: либеральная, консервативная, социалистическая, социал-демократическая, коммунистическая, идеология фашизма. Политическая психология, политическая пропаганда. Роль СМИ в политике.

1) Моделируют ситуации;

2) Чертят схему, комментируют ее;

3) Пишут терминологический диктант.

Устный опрос

§ 26, с. 283–297;

задания № 1–5, с. 297

Знают:

-  какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание»;

- чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический.

Умеют:

- давать определение понятий;

- характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в;

- определять место СМИ в современной политической жизни.

3/29

Политическое поведение

Изучение нового материала.

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения.

1) Отвечают на вопросы;

2) Читают и обсуждают документы.

Устный опрос

§ 27, с. 298–307;

задания № 1–4, с. 306–307

Знают:

- как различаются формы политического поведения;

- каковы его мотивы.

Умеют:

- давать определение понятий;

- объяснять, чем опасно экстремистское поведение;

- каковы возможности регулирования политического поведения.

3/30

Политический процесс и культура политического участия

Комбинированный урок с элементами практикума.

Сущность и этапы политического процесса.

Политическое участие.

Политическая культура.

1) Классифицируют понятия;

2) Составляют опорный конспект.

Проверка конспекта

§ 28, с. 307–318;

задания № 1–4, с. 317-318

Знают:

- что такое политический процесс;

- типы политических процессов;

- каковы структура и стадии политического процесса.

 

Умеют:

- давать определение понятий «политический процесс»,  «политическое участие» , «политическая культура».

3/31

Повторение раздела «Политическая жизнь общества»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполняют контрольную работу

Контрольная работа №3 «Политическая жизнь общества»

Работа над ошибками

Знают:

-  основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

Модуль 4. Повторение. 3 блока.

4/32

Экономическая жизнь общества

Обобщение и систематизация знаний

  1. Работают со схемами, таблицами;
  2. Выполняют тестовые задания

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

Повторение главы I

Знают:

-  основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

4/33

Социальная сфера и политическая жизнь общества

Обобщение и систематизация знаний

  1. Работают со схемами, таблицами;
  2. Выполняют тестовые задания

Решение тестовых заданий в формате ЕГЭ

Повторение главы II

Знают:

-  основные понятия и термины модуля.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

4/34

Итоговое повторение

Обобщение и систематизация знаний

1) Подводят итоги;

2) Выполняют тестовую работу.

Итоговая диагностика

Работа над ошибками

Знают:

- содержание и основные понятия изученного курса.

Умеют:

- применять полученные знания на практике.

ИТОГО: 68 ЧАСОВ (34 УРОКА)

Критерии оценивания знаний учащихся по обществознанию.

Критерии оценки устного ответа

  • Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.
  • Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.
  • Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.
  • Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
  • Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.    Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.    Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.    Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

  • Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
  • Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
  • Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания.

Перечень учебно-методического обеспечения

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса.

Список литературы ( дополнительной)

Список литературы для учителя:

Список литературы для учащихся:

Конституция Российской Федерации.

Сазанова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. / Т.Г.Сазанова. – СП(б): Первая типография, 2010 год.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Политика и право. Школьный практикум

10-11 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений

Коренева Т. А. «Обществознание. Уроки учительского мастерства». Волгоград. Учитель 2006 г

Л. В Поляков, К. В Симонов и др. «Обществознание,  глобальный мир в 21 веке. М, Просвещение 2008 г.

С.Н.Степанько «Поурочные планы, обществознание 11 класс по учебнику Л.Н.Боголюбова», Волгоград, 2007 год

Баранов П. А. Воронов А. В. «Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ», М, Аст, Астрель 2010 г.

Симоненко В. Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства» - 10-11 классы М, Вита Пресс 2007 год.

Липсиц И. В. «Экономика» ч. 1, 2. М, Вита-

Пресс 2006 год

Котлер Ф. А. «Основы маркетинга» М, Вильям 2007 год

Акимов Д. В. Дичева О. В. «Задания по экономике от простых до олимпиадных» Пособие для 10 – 11 классов, М, Вита Пресс, 2008 год

Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов):

Обществознание 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты/ Н.С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2010. – «В помощь учащимся). 1 CD-ROM.

  1. Обществознание. Курс лекций: учеб. Пособие/А.Ю. Ларин, О.Е. Боровик – М.: Книжный мир, 2010. – 1 CD-ROM.

         3.    http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass

         4.     http://www1.ege.edu.ru/online-testing/obsh   тест

         5      https://ege.yandex.ru/social/  решение тестов

         6     http://soc.reshuege.ru/ решу ЕГЭ

         7.     http://pwpt.ru/presentation/ekonomika/bezrabotitsa_v_rossii/

          8.    http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/grazhdanskoe-pravo

9.    https://www/rg.ru,/

10.  https://www.zonaprav.ru


Программное и учебно-методическое  обеспечение ГОСа

Программа, кем

рекомендована и когда

Кол-во часов

в неделю,

общее

количество

часов

Базовый учебник

Методическое

обеспечение

Дидактическое обеспечение

Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 10 – 11 классы.

Рекомендовано Департаментом образовательных программ стандартов общего образования Министерства

образования Российской Федерации.

Предметная линия

учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова  – М.: Просвещение, 2014 год.

2 часа в неделю, всего 68 часов

Обществознание. Базовый школьный ученик для 11 классов.

Авторы: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. и др. – М.: Просвещение, 2018 год.

Коренева Т. А. «Обществознание. Уроки учительского мастерства». Волгоград. Учитель 2006 г

С.Н.Степанько «Поурочные планы, обществознание 11 класс по учебнику Л.Н.Боголюбова», Волгоград, 2007 год

. Сазанова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. / Т.Г.Сазанова. – СПб: Первая типография, 2010 год.

Комплект рабочих тетрадей по обществознанию 3 шт. Авторы Котова О. А. Лискова Т. Е, Никитин В. А. М, Просвещение 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса

Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ

Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....

рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...

Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса

Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса....