Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/rp_obshchestvoznanie_10-11.docx | 44.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по обществознанию 10-11 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) и авторской программы по обществознанию среднего (полного) общего образования (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова), согласно ФЗ «Об образовании в РФ» и учебному плану МБОУ «Байкальская СОШ»
Рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 класса базового уровня, рассчитана по 34 учебных недели в 10 и в 11 классах, из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Цели и задачи курса обществознания:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Учебно-методический комплект включает следующие материалы:
Основная литература:
- Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2016 г.;
- Учебник «Обществознание 11 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2016 г..
Промежуточная и итоговая аттестация:
- проверочные работы терминологии и понятийного аппарата,
- тестирование по итогам изучения темы,
- обобщающие уроки,
- семинары.
Контрольно-измерительные материалы.
Требования к уровню усвоения курса:
- результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; - особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества,
важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения
познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-.ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Содержание тем учебного курса:
- класс
Глава 1. Человек в обществе. (19 ч.)
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура.
Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И.Канта и Г.Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания.
Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу.
Антропогенные нагрузки.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.
Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.
Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии.
Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.
Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация.
Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка.
Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.
Глава 2. Общество как мир культуры. (15 ч.)
Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.
Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.
Средства массовой информации и культура.
Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности.
Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений. (29 ч.)
Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.Основные нормы социального страхования и пенсионная система. Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности
административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовые основы антитеррористической политики РФ.
- Класс
Глава 1. Экономическая жизнь общества. (26 ч.).
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Глава 2. Социальная сфера (15 ч.)
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей. Социальная мобильность.
Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.
Тенденции развития семьи в современном обществе.
Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп.
Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.
Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей.
Специфические общественные функции молодежи.
Глава 3. Политическая жизнь общества. (19 ч.)
Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе. Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы.
Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности..
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность
Политический терроризм.
Современный этап мирового развития (2 ч.)
Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации.
Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами?
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля | Примерное кол-во часов на самостоятельные работы уч-ся | |
Обобщающий | Тестирование | ||||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Глава 1. Человек и общество | 19 | 1 | 6 | |
3. | Глава 2. Общество как мир культуры | 15 | 1 | 5 | |
4. | Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений | 29 | 1 | 1 | 9 |
5. | Человек в 21 веке | 1 | 1 | ||
6. | Работа с проектами | 1 | 1 | ||
7. | Как успешно подготовиться к ЕГЭ | 1 | 1 | ||
8. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |||
Итого | 68 | ||||
11 класс | |||||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Глава 1. Экономическая жизнь общества | 26 | 2 | 9 | |
3. | Глава 2. Социальная сфера | 15 | 1 | 6 | |
4. | Глава 3. Политическая жизнь общества | 19 | 1 | 8 | |
5. | Современный этап мирового развития | 2 | |||
5. | Взгляд в будущее | 1 | 1 | ||
6. | Работа с проектами | 1 | 1 | ||
7. | Как успешно подготовиться к ЕГЭ | 2 | 1 | 2 | |
8. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | |||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов по ФГОС...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 10 класса
Настоящая программа по обществознанию для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса
Настоящая программа по обществознанию для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ
Данная рабочая программа по обществознанию разработана и используется для обучения учащихся 8 - 11 классов специальных (коррекционных) школ....
рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 6-9 классов на 2021-2022 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 11 класса...
Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса
Рабочая программа по Обществознанию для учащихся 5 класса....