Технологическая карта урока "Русь между Западом и Востоком"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Технологическая карта интегрированного урока по истории России для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный урок полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту и Историко-культурному стандарту. Он является логическим продолжением изучения раздела «Русские земли в середине  XIII- XIVв. В соответствии с календарно-тематическим планом учащиеся уже изучили темы, способствующие лучшему усвоению нового материала, такие как «Могущество папской власти»,  «Крестовые походы» (курс «Всеобщая история»),  «Южные и юго-западные русские княжества» (курс «История России»).

Данная тема позволяет использовать при планировании урока интеграцию нескольких предметов: географии (составление карты маршрута крестоносцев по описанию, работа с атласом); литературы (создание эмоционального фона урока с использованием фрагментов стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище»), истории (работа с фрагментами исторических источников, работ современных историков. Таким образом в сознании ребят формируется пространственно-хронологический и эмоционально-насыщенный образ данных событий, персоналий.

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

РУСЬ   МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

Тип урока

Комбинированный

Интеграция

История, география, литература

Цель урока

Создать условия для развития информационной компетентности учащихся, формирование умений делать выводы, использовать дополнительные источники для получения новых знаний.

Задачи урока

- образовательные: познакомить с обстановкой в северо-западной Руси, борьбой русского народа с западными завоевателями; оценить роль Александра Невского в истории.

- развивающие: развивать навыки учащихся в работе с источниками, умения анализировать и делать выводы;

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности, патриотизма, человеческого достоинства.

Образовательные
ресурсы

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», атлас, контурная карта, , видеофрагменты , фрагменты исторических источников, литературных источников. Ресурс:  http://nsportal.ru/node/1379248

План урока

  1. Крестоносцы в Прибалтике
  2. Невская битва
  3. Ледовое побоище

Личностно значимая проблема

Почему, несмотря на относительно небольшие масштабы выигранных Александром Невским  сражений, он считается одним из выдающихся полководцев русской истории?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия ,

даты

Крестовые походы, Орден меченосцев, Ливонский орден, рыцари, экспансия, ополчение

15 июля 1240 г.- Невская битва, 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище на Чудском озере

Персоналии

Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Биргер.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

 Объяснять историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; соотносить историческое время, историческое пространство, действия и поступки исторических персоналий в пространстве и времени.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, используют схемы, карты, для получения информации;

анализируют материал учебника и дополнительный материал;

владеют общими приёмами решения учебных задач; применять  начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

представляют результат своей деятельности.

Коммуникативные: организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

воспринимают текст с учётом поставленной задачи, находят нужную информацию, необходимую для её решения;  

планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера,  в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия;

соотносят свои действия с планируемыми результатами;

оценивают правильность решения учебной задачи;

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; формируют и развивают познавательный интерес к изучению истории России, оценивают исторические события и роль личности в истории; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия (УУД)

Методические комментарии

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Организует беседу по вопросам:

– С какой целью немецкие и шведские рыцари вторглись в Прибалтику?

-  Что за этот поход обещал Папа Римский?

- Что произошло с Северо-Восточной Русью?

– Почему захват Прибалтики немецкими рыцарями был опасен для Руси?

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

1. Можно ли доверять автору Жития, который явно идеализирует образ князя, изначально говоря о его высоком предназначении?

    После нападения на Русь монголо-татар и смерти Юрия Всеволодовича, отец Александра становится великим князем, что в свою очередь меняет и политическую роль Александра – теперь он старший наследник, одна из ключевых фигур в политической расстановке сил. На плечи 18-летнего князя ложится ответственность за оборону от набегов северных соседей рубежей Русского государства. На этом поприще юный князь снискал себе бессмертную славу. О двух выдающихся победах Александра Ярославича и будет наш урок.

2. Сейчас мы с вами разделимся на несколько групп и каждая группа, получив пакет с заданиями, выполнит их , ответит на разные вопросы..

3 - Можно ли считать вторжение в Прибалтику Крестовыми похода-

ми ?

- Почему Католическая церковь поддержала поход шведов на Русь?

Почему шведские феодалы давно претендовали на земли Великого Новгорода?

- Покажите на карте маршрут продвижения шведов и русского войска к месту битвы.

-Когда и почему Папа римский объявил крестовый поход против живших на прибалтийских землях ливов, эстов и других народов?

- Кто откликнулся на призыв римского папы?

- Что такое рыцарский орден?

- Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы?

Как и почему были образованы Тевтонский и Ливонский ордены?

Охарактеризуйте Александра Невского как историческую личность.

- Идеализировал автор Жития образ князя, говоря о его предназначении?

- Вывод. Вторжение рыцарских орденов на территорию Северо-западной Руси носило характер экспансии.

4. Давайте посмотрим небольшой фрагмент художественного фильма «Александр Невский».

Читает отрывок из стихотворения К.Симонова «Ледовое побоище»

5. Почему, несмотря на относительно небольшие масштабы выигранных Александром Невским  сражений, он считается одним из выдающихся полководцев русской истории?

Анализ текста

1 гр. – Какие цели могли преследовать шведы, вторгаясь, в Новгородские владения? Проложите маршрут вторжения шведов и передвижения русского войска на контурной карте согласно описанию в источнике. Как при этом использовались географические особенности ландшафта?

2 гр. –Используя Памятку «Как составить исторический портрет», фрагменты Жития составьте портрет Александра Ярославовича.

3 гр. – Какие цели могли преследовать крестоносцы, вторгаясь в Новгородские владения? Проложите маршрут вторжения немецких рыцарей и передвижения русского войска на контурной карте согласно описанию в источнике.. Как при этом использовались географические особенности ландшафта?

3 Отвечают на вопросы учителя, представляя результаты групповой деятельности.

4. Смотрят фрагмент фильма, анализируют информацию, объясняют смысл фразы «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»

5. Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Коммуникативные:

Находят общее решение и разрешают конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон.

Регулятивные: оценивают правильность решения учебной задачи, осуществляют контроль своей деятельности.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из фильма; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1.  Работа с фрагментом из Жития Александра Невского

2. Работа в группе. Учебник (п.1,2,3),пакет документов, контурные карты, атласы

3.Обобщаю полученную информацию

 

4. Просмотр видеофрагмента

5. Объяснение учителя

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Организует работу с учащимися

- Давайте рассмотрим карту и найдем  территории, ставшие причиной вторжения западных рыцарей и местом подвига русского воинства, которое по численности было гораздо меньше от численности захватчиков.

Работа с картой.

Высказывают свои предположения.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Работа по карте

V. Итоги урока.

Рефлексия

Проводит беседу по вопросам:

– Невская битва не принадлежит к числу крупных сражений, и потери в ней с той и другой стороны были невелики. Подумайте , почему ей придаётся такое большое значение?

Благодаря этим победам Орден вынужден был отказаться от агрессивных замыслов в отношении Русских земель.

- Была предотвращена попытка распространения на Руси католицизма.

- Благодаря своей победе над шведами Александр Ярославич получил прозвище Невский

Отвечают на вопросы..

Шведы были опытными воинами, они два года готовились к этому вторжению, вероятно, на их стороне было численное преимущество. Однако русские воины проявили недюжинную силу и мужество, защищая свою родную землю. «Не в силе бог, но в правде». Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Обобщение полученных на уроке сведений

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

17, р/т з.№ 3, творческая работа: синквейн «Ледовое побоище»; Какое прозвище мог ещё получить Александр?

Записывают домашнее  задание.

Даются пояснения по выполнению домашней работы

Список литературы

1. История России 6 класс, авторы Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов , П.С.Стефанович, А.Я.Токарева

2.Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах.- М.: Эксмо, 2005

3.Фортунатов В.В. Снегирёв С.Ф. Отечественная история в схемах и комментариях: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2007.

4. Хрестоматия по истории России: учеб. пособие/ авт.-сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиевна, Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби,   Изд-во Проспект, 2006.

5. Конспекты уроков по истории России с древнейших времён до начала XVI века: Метод. пособие. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2001.

Раздаточный материал

«Житие Александра Невского»

«…и красив он был , как никто другой, и голос его – как труба в народе, лицо же его – как лицо Иосифа, которого поставил египетский царь вторым после себя человеком в Египте. Сила же его была частью силы Самсона. И дал бог ему премудрость Соломона, а храбрость его – как у царя римского Веспасиана, который пленил всю землю Иудейскую…  Так же и князь Александр - побеждал, но сам был непобедим.

… Услышал о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя :»Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришёл в Неву, опъянённый  безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».

Князь же выйдя из церкви, начал ободрять дружину свою , говоря: «Не в силе бог, но в правде.» Сказав же это пошёл на врагов  с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу.»

Симеоновская летопись

«И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь вёрст по льду до Суболицкого берега, и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли пятьдесят немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна…»

Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XVвв. М., 1996

«Если учесть что все названные 550 человек были рыцарями, то следует признать Ледовое побоище беспрецедентно грандиозным сражением. В самых крупных битвах средневековья погибало, как правило, не более десятков рыцарей. Однако очевидно, что в числе павших на льду Чудского озера были не одни только рыцари, но также  их оруженосцы и военные слуги. Ведь Ливонский и Тевтонский ордены вместе насчитывали в то время не многим более сотни рыцарей. Немецкая хроника утверждает, что в Ледовом побоище пали 25 рыцарей, но эти данные, вероятно, преуменьшены.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского» Предмет: история России. 6 класс.

Методическая разработка  урока истории для 6 класса по теме "Русь между Западом и Востоком: исторический выбор Александра Невского" . УМК образовательной системы "Школа 2100"...

технологическая карта урока по теме Дальний Восток

в полном объеме представлен урок для учащихся 9 класса...

Урок "Русь между Западом и Востоком.Угроза с Запада".

Урок построен в соответсвии с ФГОС....

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом"

Технологическая карта урока "Северо-Западная Русь между востоком и западом" 6 класс....

Технологическая карта урока на тему: "Дальний восток: хозяйство"

1.Раскрыть природные особенности  Дальнего Востока для жизни человека и хозяйственной деятельности.2. Выявить особенности хозяйства Дальнего Востока....

Северо-западная Русь между Западом и Востоком, Возвышение Москвы

Северо-западная Русь между Западом и Востоком, Возвышение Москвы...