Тема урока | ЧЕЛОВЕК И ТРУД |
Дата урока | 7.04.2017 |
Тип урока | комбинированный |
Цель урока | Способствовать формированию представлений о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях. |
Образовательные ресурсы | ∙ Презентация «Виды деятельности» [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-obschestvoznaniya-v-klasse-chelovek-i-ego-deyatelnost-k-uchebniku-lnbogolyubova-615657.html |
Личностно значимая проблема | Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям, в поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности |
Методы и формы обучения | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная |
Основные понятия | Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Научатся: формировать представление о деятельности человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | - Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать информацию, формулировать ответы, выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
- Коммуникативные: коллективное обсуждение проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки;
| Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; |
Технологическая карта урока
Эпиграф
Гласит нам заповедь Христова
Труд на земле всему основа,
«Трудись не покладая рук»,
Жизнь на земле венчает труд.
Генрих Акулов
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент | Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствие. | Приветствие . |
1 ЭТАП Актуализация знаний
| Тестирование с применением системы голосования: 1. Естественный прирост населения - это: А) разница между смертностью и рождаемостью В) разница между рождаемостью и смертностью С) разница между эмиграцией и миграцией 2. Какие из перечисленных народов входят в число самых многочисленных народов России: А) татары В) буряты С) русские 3. Наука о населении: А) этнография В) демография С) Топография 4.Выезд людей из страны: А) миграция В) иммиграция С) эмиграция 5. Какова численность населения в России: А) 145 млн.чел В) 146 млн.чел С) 150 млн чел. | Голосуют, определяют критерии оценки. Критерии самооценки: Нет ошибок «5» Одна ошибка «4» Две ошибки «3» Более двух ошибок «2»
|
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | Предлагает рассмотреть картину В. Г. Перова «Тройка» (1866) и ответить на вопросы: – Что можно сказать о занятии этих детей? – Каково ваше мнение: своим ли делом они заняты? – Какие чувства вызвала эта картина у вас и почему? Картины Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» и «Пахарь». Формулируют тему урока. | Рассматривают картину, отвечают на вопросы.
|
3. ЭТАП целеполагания | Знаете ли вы, люди какого возраста считаются трудоспособными? Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население? От чего зависит безработица в нашей стране?
| Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. Цель: раскрыть суть терминов «трудовые ресурсы» и «экономически активное население», узнать от чего зависит занятость людей и безработица. |
4. ЭТАП планирования. | Познакомьтесь с текстом параграфа №40 и определите последовательность действий для решения поставленной задачи, т. е. составьте план работы. Рекомендую работать в парах. | Работают с текстом учебника, составляют план. - Трудовые ресурсы и экономически активное население.
- От чего зависит занятость людей.
- Безработица
- Анализ уровня безработицы в разных регионах России
|
5 ЭТАП "Открытие" нового знания.
| Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте. 1. Какие граждане нашей страны находятся в трудоспособном возрасте? Найдите ответ на этот вопрос в тексте параграфа 40 на с 205.(мужчины 16-59, женщины 16-54). Какова численность людей России, находящихся в трудоспособном возрасте?(80 млн.чел). Но все ли эти люди могут полноценно трудиться? (нет, часть людей имеют инвалидность). Обращаю ваше внимание на таблицу 17, где представлено распределение жителей России по возрастным группам в %. Ответьте на вопрос и выполните задание по данным таблицы.
Предлагаю вам выполнить следующее задание в тех. карте: заполните сравнительную таблицу, используя текст параграфа на с. 206. Вам нужно выявить и записать чем отличаются термины «трудовые ресурсы» и «экономически активное население».
«трудовые ресурсы» | «экономически активное население» |
|
|
2. От чего зависит занятость людей. Ребята, а как вы думаете, от чего зависит занятость людей? (от экономической ситуации в стране). В периоды быстрого роста хозяйства растет число рабочих мест, а следовательно и уровень занятости. 3. Безработица. Какие лица можно считать безработными? По стандартам МОТ безработными считаются лица: - Не имеющие работы;
- Занимающиеся поиском работы;
- Готовые приступить к работе в течение определенного времени;
Задание: сделайте анализ текста на с. 206-207 и выпишите в тех карты причины безработицы. Доля безработных в России составляет 7%. Но этот показатель может быть меньше при условии стабильного роста экономики. Для географа важно знать, как распределяется доля безработных по отдельным районам страны. В этой связи все субъекты РФ можно подразделить на 3 группы: А) где доля безработных выше среднего показателя по стране; Б) где доля безработных ниже среднего показателя по стране; В) те районы страны, где уровень безработицы примерно соответствует среднероссийскому; Задание по работе в к/к. Отметьте в к/к регионы России, где самые высокие и самые низкие показатели безработицы, используя дополнительную литературу (раздаточный материал)
Высокие показатели безработицы % | Низкие показатели безработицы % | Респ. Ингушетия 30,8 Респ. Дагестан 20 Респ. Тыва 19,2 Респ. Алтай 11 Забайкальский край 10,8 | Г. Москва 1,8 Г. Санкт-Петербург 1,6 Ямало-Ненецкий А.О. 2,5 Камчатский край 3,7 Магаданская обл. 4,4
|
|
Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя.
Анализируют данные таблицы и строят график.
Выполняют задание в тех карте, анализируя текст параграфа. «трудовые ресурсы» | «экономически активное население» | Трудоспособное население в рабочем возрасте, работающие пенсионеры и часть подростков от 14-16 лет | Трудоспособное население в рабочем возрасте, работающие пенсионеры и часть подростков от 14-16 лет + безработные |
2. От чего зависит занятость людей. Отвечают на вопросы учителя.
3. Безработица. Предлагают ответы.
Выполняют задание. Причины безработицы: - От уровня развития отраслей промышленности;
- От показателей естественного прироста;
- От показателей миграционного прироста;
Выполняют задание в к/к. |
Физкульминутка 1 мин
| релаксация | релаксация |
6 ЭТАП Применение нового знания. | Задание. Дополни предложение: - Часть населения страны, способная работать в хозяйстве_______________________.
- Экономически активное население включает в себя лиц, занятых в экономике и ____________.
- Доля безработных в общей численности экономически активного населения России ____%.
- Самые высокие показатели безработицы приходятся на республики __________________.
- Самые низкие показатели безработицы ______________________.
| Взаимная проверка. Критерии самооценки: Нет ошибок «5» Одна ошибка «4» Две ошибки «3» Более двух ошибок «2»
|
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
| Предлагаю вспомнить тему и цель урока Все ли пункты плана мы выполнили? Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.
|
Выбери и обведи подходящий ответ | 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
|
Домашнее задание | П. 40, в 1-3 (устно), проект по желанию на с. 208 |
|
Пролог
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, –
Золотых, стальных, алмазных, –
Нет священней слова: «труд»!
Всё, что пьём мы полной чашей,
В прошлом создано трудом:
Всё довольство жизни нашей,
Всё, чем красен каждый дом.
Новой лампы свет победный,
Бег моторов, поездов,
Монопланов лёт бесследный, –
Всё – наследие трудов!
Все искусства, знанья, книги –
Воплощённые труды!
В каждом шаге, в каждом миге
Явно видны их следы.
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни – в трудах:
Только труженикам – слава,
Только им – венок в веках!
Но когда заря смеётся,
Встретив позднюю звезду, –
Что за радость в душу льётся
Всех, кто бодро встал к труду!
И, окончив день, усталый,
Каждый щедро награждён,
Если труд, хоть скромный, малый,
Был с успехом завершён!
Валерий Брюсов