Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения» 9 класс.
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Разработка урока по обществознанию :Тема: «Семейные правоотношения»      9 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_semeynye_pravootrnosheniya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Семейные правоотношения»      9 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный  с элементами практической работы.

Методы и приёмы обучения: словесный,  проблемно-поисковый, практический

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Образовательные ресурсы:

- схемы, таблицы, понятия;

-Семейный кодекс РФ.

Цели и задачи  урока:  

Обучающие: актуализировать известные учащимся знания по семейному праву; дать более глубокие и осмысленные знания (по сравнению с основной школой) о семейном праве; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях супругов, родителей и детей в семье; познакомить с формами воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе ; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные: сформировать представление о личности и социальной ценности семьи, важности  законодательного регулирования семейных отношений. формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям. создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Сформировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся узнают , что: семейный кодекс не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; в семейном кодексе запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами; основные аспекты семейной жизни регулируются законом и Семейным кодексом РФ; семья находится под защитой государство, так же как и материнство, отцовство и детство.

Учащиеся научатся: объяснять назначение семьи; раскрывать правовые основы семейно-брачных отношений; объяснять  такие понятия как семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака; определять отношения, регулируемые семейным правом; понимать  условия заключения и расторжения брака, определять субъекты и объекты семейных правоотношений, объяснять принцип равенства супругов в браке.

Учащиеся получат возможность  научиться:

аргументировать свои ответы;

разрешать ситуации в семейных отношениях;

осуществлять поиск нужной информации, систематизировать  её и выделять главное;

высказывать собственную точку зрения.

Коммуникативная компетенция

Умеют: выступать с устными сообщениями и презентациями, работают с различными источниками информации, участвуют в учебном диалоге, работают в группе.

Структура урока.

I   Организационный момент (5 мин.)

II. Изучение нового материала (35 мин)

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.(8 мин)

IY. Домашнее задание (2 мин)

                                             Ход урока:

1.Формулирование темы , целей и задач урока.

Семья – любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья – опора государства,

Страны моей, моей России. (И. Резник «Гимн семье»)

Мы сейчас изучаем основы росийского законодательства. О каких правоотношениях пойдём речь на нашем уроке  «Семейные правоотношения» Мы знаете о семье как малой группе. Что с точки зрения права вам интересно узнать о семье.

План урока:

1.Юридическое понятие семьи и брака

2.Условия и порядок заключения брака

3.Сущность и особенности семейных правоотношений

4. Правоотношения супругов

5. Правоотношения родителей и детей

Проблема: «Жениться -  это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». Артур Шопенгауэр

 В конце урока вам предстоит дать ответ, решить эту проблему.Согласны ли с мнением философа?

2. Актуализация темы

Групповые задания:

1 группа учащихся готовят ответ на вопрос, что семья дает человеку(защиту, взаимопомощь, покой, продолжение рода, уважение, тепло и пр.);

2 группа учащихся ищут ответ на вопрос, что семья дает государству(граждан, защитников, работников, налогоплательщиков),

3 группа пишет синквейн  (пятистрочное стихотворение без рифмы).

Пример:

семья
большая дружная
любят заботятся живут
все вместе под одной крышей
ячейка общества

семья
организованная социальная
живут обладают связаны
общностью быта и взаимной ответственностью
группа людей

4 группа составляет кластер.

Затем зачитывают, выявляют общее, дают определение, что такое «Семья», что обьединяет членов семьи (родство, общее хозяйство, дети, брак, права и обязанности и пр.).

Слово учителя: Семья играет большую роль в жизни человека и общества, ибо в ней заключены многие общественные отношения.Семья – это очаг хозяйствования, и среда воспитания, и сфера культуры. Семья, материнство , детство находится под защитой государства.

И здесь очень важную роль играют правовые нормы. В системе российского законодательства ведущим законом является Семейный кодекс , который опирается в свою очередь на Конституцию РФ и нормы международного права.

3. Работа по новой теме:

-  Групповая работа.

1 группа « Юридические понятия семьи и брака»

  1. История семейных отношений (историческая справка)
  2. Что такое семья?
  3. Брак?
  4. Характеристика брака
  5. Виды брака.            

П.21 стр.170-171

2 группа «Условия и порядок заключения брака»

  1. Назовите условия заключения брака.
  2. Порядок регистрации брака

Раздаточный материал, стр 143-145

3 группа «Права и обязанности супругов»

  1. Назовите права супругов.
  2.  Законный режим имущества супругов
  3. Договорной режим имущества супругов»  

 П.21 стр.172-173

4 группа «Права и обязанности родителей и детей»

  1. Характеристика родительских прав.
  2. За что родители могут быть лишены родительских прав?
  3. Права детей.
  4. Как Семейный кодекс заботится о нетрудоспособных родителях?

 П.21 стр173-174

- Проверка работы групп

-  Решение задач.

Задача 1. Моряк, находившийся в 9-месячном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в отдел ЗАГС и, объяснив ситуацию, попросила брак зарегистрировать. Ей было отказано в ее просьбе.

Правомерно ли поступили работники отдела ЗАГС?

Ответ. Какими бы серьезными ни были обстоятельства, брак может быть зарегистрирован лишь в личном присутствии вступающих в брак. Именно поэтому государство не может полагаться на документы, удостоверяющие согласие на вступление в брак, пусть и заверенные всевозможными инстанциями, и требует при заключении брака личного присутствия будущих супругов.

Задача 2. Николаев, у которого умерла жена, и Корешкова, расторгнувшая брак со своим мужем, решили заключить брак. После этого они взаимно усыновили детей, принадлежавших каждому из них до брака. Совместных детей у них не было. Дочь Корешковой и сын Николаева полюбили друг друга и, когда ей исполнилось 18 лет, а ему — 19, подали заявление в отдел ЗАГС. Могут ли они зарегистрировать брак?

Ответ. Норма ст. 14 Семейного кодекса, устанавливающая запрет на регистрацию брака между близкими родственниками, объясняется как физиологическими, так и моральными соображениями.

Очевидно, что дети Корешковой и Николаева, взаимно ими усыновленные, с одной стороны, не имеют кровного родства, т. е. биологически несовместимыми не являются. В соответствии со ст. 14 Семейного кодекса не допускается заключение брака между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными. Следовательно, дети Корешковой и Николаева могут вступить в брак.

Задача 3. Юля и Слава познакомились еще на 1-м курсе института, полюбили друг друга и на 5-м курсе решили пожениться. Однако Юля честно рассказала Славе о том, что ее мать больна эпилепсией (периодически у нее происходят припадки). Несколько раз в жизни и у Юли случались припадки (обычно это происходило в периоды перенапряжения), но не такие сильные, как у ее матери. При подаче заявления они об этом рассказали работнику отдела ЗАГС. В принятии заявления им было отказано. Правомерен ли отказ в принятии заявления о регистрации брака?

Ответ. Статья 14 Семейного кодекса среди обстоятельств, препятствующих заключению брака, называет признание хотя бы одного из желающих вступить в брак недееспособным вследствие психического расстройства. Однако психическое расстройство, даже крайне тяжелое, само по себе не может препятствовать заключению брака. Лишь после того, как лицо в судебном порядке было признано недееспособным, на него распространяется брачный запрет.

Как видим, в рассматриваемой ситуации Юля не была в установленном порядке признана недееспособной, соответственно отказ работника отдела ЗАГС принять заявление о вступлении в брак незаконен и может быть обжалован в суде.

Задача 4. Несовершеннолетние Маша Петрова и Сергей Тарасов зарегистрировали брак. Спустя 3 месяца у них родился ребенок, и они столкнулись с тем, что стипендии, которую они получали в ПТУ, стало не хватать на проживание. Сергей стал подрабатывать в колхозе пастухом. Находясь на дежурстве, он уснул. В это время стадо вышло на поле, засаженное зерновыми, и уничтожило посевы. Фермерское хозяйство предъявило к Сергею Тарасову иск о возмещении ущерба на сумму 50 тыс. р. В суде Сергей заявил, что он является несовершеннолетним и, согласно Гражданскому кодексу, он может нести имущественную ответственность только в пределах заработка, но не в полном размере. Каким должно быть решение суда?

Ответ. В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Полная дееспособность имеет как свои приятные стороны (возможность самостоятельно приобретать имущественные права и обязанности, заключать договоры и т. п.), так и неудобства, связанные с необходимостью нести имущественную ответственность в полном объеме. Поэтому ссылка Сергея, ставшего полностью дееспособным, на свое несовершеннолетие не поможет ему избежать имущественной ответственности.

4.Решение проблемы. Выводы. Оценки за урок. (совместное выставление оценок)

5. Рефлексия

-Что нового вы узнали на уроке.

У каждого из вас на столе есть ромашка. Ромашка – символ семьи, верности, милой простоты и нежности.  8 июля в Россииотмечается День семьи, любви и верности.

6.Домашнее задание. П.21, стр. 176- рубрика «В классе и дома»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию для 9-10 классов На тему: «Коррупция. Виды коррупции и способы борьбы с ней» Автор: Шишкина Ю.А.

Конкурс методических разработокпо использованию учебно-методических пособийантикоррупционной направленности в образовательной практике Разработка урока по обществознанию для 9-10 классовНа ...

методическая разработка урока по обществознанию для 6-го класса

Урок "Мы на необитаемом острове" построен в форме игры-соревнования для 6 класса...

разработка урока по обществознанию "правоохранительные органы" (9 класс)

использование электронных образовательных ресурсов в курсе преподавания обществознания...

Разработка урока информатики по теме «Семейный бюджет»

Урок  «Семейный бюджет» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления.  Формирование основ эконом...

Разработка урока по обществознанию, тема "Семья", 8 класс

Цель урока: рассмотреть семью как малую группу, выяснить особенности межличностных от­ношений в семье, определить понятия семейный долг и семейные обязанности. Ориентировать учащихся на понимание ...

Разработка урока по Обществознанию в 9-м классе по теме "Юридическая ответственность"

Материал содержит подробную технологическую карту и ссылку на презентацию к уроку "Юридическая ответственность". Может использоваться с любым УМК....

Методическая разработка урока по обществознанию в 9-м классе по теме «Политические режимы»

Цели: Сформировать у учащихся представление об основных видах политических режимов, их характерных черт, основных форм и ценностей; обеспечить организационно-педагогические условия для формирования то...