Разработка урока информатики по теме «Семейный бюджет»
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Юрченко Светлана Владимировна

Урок  «Семейный бюджет» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления.  Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Данный урок  знакомит учащихся  с принципами ведения семейного бюджета и показывает, что от организации трудовой деятельности в семье, зависит ее благосостояние. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_semeynyy_byudzhet.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока информатики по теме: «Семейный бюджет».

Учитель: Юрченко С.В. (сош № 3, город Заинск)

Тема урока: «Семейный бюджет».

Пояснительная записка

Постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений,  которые могут увеличить дальнейший доход, а жизнь сделать интереснее и успешнее. Знания по финансовой грамотности помогут нашим учащимся в будущем. Обладая этими знаниями,  наши ученики  смогут  принимать обдуманные финансовые решения для улучшения своей жизни и благосостояния страны в целом. Ведь именно навыки и знания в области управления финансов могут стать решающим фактором для успешности наших детей, и государства в целом.

Урок  «Семейный бюджет» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры мышления.  Формирование основ экономических знаний о домашнем хозяйстве, о потребностях человека и общества, путях их удовлетворения. Данный урок  знакомит учащихся  с принципами ведения семейного бюджета и показывает, что от организации трудовой деятельности в семье, зависит ее благосостояние.

Тип урока:  урок формирования новых знаний.

Основные понятия: семья, семейная экономика, расход, доход, семейный бюджет, рациональный бюджет школьника, баланс.

Цели:

Обучающие:  сформировать представление учащихся о бюджете семьи как основной категории домашней экономики, познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, семейным бюджетом, источниками дохода, рациональным расходованием средств.

Развивающие: продолжить работу по выработке умений самостоятельно применять знания в различных жизненных ситуациях, активизировать познавательную деятельность обучающихся через решение практических задач. Вести работу по формированию навыков у учащихся по ведению  домашней финансовой документации в табличном редакторе MS Excel. Формировать и развивать познавательный интерес к предмету, к развитию самостоятельности.

Воспитательная: воспитание экономически грамотной личности, воспитание точности и аккуратности при выполнении практических заданий.  Вести работу с учащимися по формированию у них  чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Выступления учащихся с сообщениями по темам: «Семья», «Семейный бюджет»
  3. Формирование новых знаний. Слово  учителя.
  4. Постановка проблемы.
  5. Выполнение практических заданий.
  6. Оценивание выполненных работ.
  7. Подведение итогов.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
  2. Выступления учащихся с сообщениями по темам: «Семья», «Семейный бюджет».

Тема «Семья» (примерное выступление)

В словаре можно найти следующее определение семьи: "Семья - это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью". Но само по себе понятие семьи намного шире. Семью следует рассматривать с многих сторон: психологи изучают психологические проблемы семьи, социологи рассматривают социальные вопросы, педагогов интересуют вопросы воспитания детей в семье, экономисты исследуют уровень доходов и рациональность расходов семьи.

Семья тесно взаимодействует со всеми общественными сферами: производство, экономика, политика, сфера духовной культуры и др. Конечно, в различные периоды развития человечества, в разных странах, в различных экономических, политических, национальных, религиозных условиях семейные отношения принимали разнообразные формы. Но с полной ответственностью можно заявить, что без семьи невозможна полнота человеческой жизни, полноценное восприятие человеком собственного места в жизни общества.

Тема «Семейный бюджет» (примерное выступление)

Рано или поздно каждый человек задумывается о том, как жить ни в чем не нуждаясь, обходясь теми средствами, которые имеются в его распоряжении. Сразу следует заметить, что богатство - это не отнюдь не высокий уровень доходов, а умение грамотно планировать свой бюджет и уровень расходов.

Зачем нужен учет личных средств?

Если вам хоть раз приходилось отказываться от покупки понравившейся вещи, то вы наверняка помните то чувство бессилия, которое охватывает человека в такие минуты. Вроде бы и нужно сделать покупку, но вот только семейный бюджет не выдержит такой нагрузки и, что называется, затрещит по швам. Понятно, что у некоторых людей маленькие зарплаты, и они просто не могут позволить себе ничего лишнего. Как быть когда и доход приличный, а все равно приходится бегать по друзьям, занимая деньги до очередного аванса? В таких ситуациях вам поможет только финансовое образование или, что значительно доступнее, грамотный учет своих доходов и расходов.

Финансисты утверждают, что до 20% заработанных человеком средств уходит «в пустоту», на всевозможные мелочи и незначительные вещи, о которых мы забываем уже на следующий день после покупки. Чтобы такой расход денег не стал для вас нормой, необходима домашняя бухгалтерия, то есть составление бюджета на краткосрочный период, в котором будут учтены все основные затратные статьи вашей семьи.

Процесс составления бюджета состоит из нескольких этапов:

  • учет планируемых доходов и расходов;
  • оптимизация затрат;
  • определение расходного плана на будущий период.

  1. Формирование новых знаний. Слово  учителя.

Каждый из нас принимает посильное участие в планирования семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться с вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли вы разумно тратить деньги? Какую часть ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т. д.

Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год), их "роспись". Слово "бюджет" буквально означает " денежная сумка". (слайд презентации)

Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем доходы, на другую постепенно ставим гирьки расходов так, чтобы чаши пришли в полное равновесие.

Если расходы равны доходам, бюджет сбалансированный.

Когда расходы превышают доходы, говорят, что бюджет имеет дефицит.

Если же складывается ситуация, когда доходы больше расходов, то бюджет называется

избыточным.

Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. В структуре бюджета должны предусматриваться накопления и сбережения, которые учитываются в статье "Расходы".

Под балансом (от французского balance - весы) понимают равновесие или точное сопоставление отдельных сторон какого-либо явления.

Составление бюджета обычно включает в себя три основные фазы:

Постановка финансовых целей. Например, планирование крупной покупки (машина, квартира и т.п.), продолжение или получение дополнительного образования, начало своего дела.

Оценка доходов и возможностей увеличить доходную часть бюджета.

Планирование расходов, в первую очередь обязательных платежей, покупки товаров первой необходимости.

Структуру семейного бюджета можно выразить в виде таблицы, которая состоит из двух столбцов: доходы и расходы.

  1. Постановка проблемы.

Задача:  В табличном редакторе Ms Excel выполнить задание:    Набрать данную таблицу в табличном редакторе. Подсчитайте   доходы и расходы  данной семьи. Назовите вид бюджета. (На дом учащимся было дано домашнее задание – принести числовые данные для данной таблицы.)

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1

Заработная плата

 

1

Питание

 

2

Пенсии и стипендии

 

2

Коммунальные услуги

 

3

Выплаты и льготы из общественных доходов

 

3

Услуги: транспорт, ремонт одежды и обуви

 

4

Доходы от приусадебного участка

 

4

Культурно-бытовые нужды

 

5

Доходы от ценных бумаг

 

5

Товары длительного пользования

 

6

Доходы от индивидуальной трудовой деятельности

 

6

Медицинские расходы

 

7

Доходы от других источников

 

7

Уплата налогов

 

 

Итого:

 

 

 

 

  1. Выполнение практических заданий.

Задача 1

Рассчитать в табличном редакторе сколько вы затрачиваете средств на товары и услуги из данного списка.

Товар или услуга         

Цена, руб.

Ваш выбор

Лекарства         

Продукты         

Одежда         

Обувь         

Бытовая химия         

Транспортные расходы        

Музыкальная (спортивная) школа         

Книги         

Обслуживание  компьютера         

Платежи и налоги         

Туристическая поездка         

Дополнительные занятия по учебным предметам «Центр знаний»         

ИТОГО:

Задача 2

        Семья состоит из папы (зарплата 35 000 рублей),   мамы (зарплата 20 000 рублей),

 бабушки (пенсия 8000 рублей).

Составить в табличном редакторе таблицу и определите годовой доход каждого члена семьи. Определите совокупный доход  семьи. Определи среднедушевой доход на каждого члена семьи в год

  1. Оценивание выполненных работ.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание

 Составьте вместе с родителями бюджет вашей семьи за месяц. Подумайте: какие статьи расходов могут быть сокращены, а какие увеличены? Как можно увеличить доходную часть вашего бюджета?

Список литературы:

  1. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразоват. Учрежд. Образовательная область "Технология".- М.: Вита - Пресс, 2002.
  2. Уаттс М., Маккоркл С., Мезарос Б., Шаг М.К., Беккер С.. Экономика для старших классов. Активные формы обучения. Учебное пособие. - М.: МЦЭБО, 2003.
  3. Экономика: Методическое пособие. /Под ред. А.Я.Линькова. - М.: Вита-Пресс, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по ОЗОЖ 9 класс тема "Семейный бюджет"

Презентация к уроку ОЗОЖ 9 класс. Дается понятие "семейный бюджет", его доходная часть и расходная часть....

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема: "Семейный бюджет", для 10 класса. Практическое занятие с элементами деловой игры.

Методическая разработка открытого урока по экономике, тема "Семейный бюджет" (для 10 класса) включает в себя:1. технологическую карту урока2. 4 варианта тестов входного контроля, разработанные  в...

Конспект урока по обществознанию 6 класс Тема: «Семейный бюджет»

Конспект урока по обществознанию 6 классТема: «Семейный бюджет»...

Рабочие материалы к уроку по теме "Семейный бюджет"

Представлены материалы для самостоятельного ознакомления учащихся по теме "Бюджет. Семейный бюджет"  9 классе коррекционной школы VIII вида. Рабочие материалы включают в себя теоретические вопрос...