Программа элективного курса по обществознанию "Человек в современном мире" для обучающихся 9 классов
элективный курс по обществознанию (9 класс)

Гудукас Ирина Михайловна

Программа элективного курса по обществознанию, направленная на подготовку обучающихся к ГИА по обществознанию  за курс основной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.elekt_._kursa.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Рассмотрено на заседании кафедры                                                                                      УТВЕРЖДЕНО

Гуманитарного образования                                                                                             приказом №_421___

Протокол  №  5                                                                                                                        «  01   »  09. 2017 г.                                                                                                             « 01   » 09. 2017  г.

Руководитель  кафедры               /                 /

Согласовано

Зам. директора                   /                   /

« 01    »  09.2017  г.                                                                                                                                                                                                                    

Рабочая программа элективного курса по  обществознанию

«Человек в современном мире»

для    9 « Б » и 9 «В» классов

                                                                                                   Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,                

учитель истории и обществознания

высшей  квалификационной категории

2017   год

Пояснительная  записка

Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия   по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к  итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к ОГЭ.  Данная программа реализуется за счет часов школьного компонента, предназначена для учащихся с высокой учебной мотивацией, выбравших  для сдачи  экзамен по обществознанию и  ориентирующихся на продолжение обучения в старшей школе на  социально-гуманитарном профиле.

Цель:  Расширение и углубление  знаний учащихся по  предмету обществознание, подготовка  учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной  средней школы.

Задачи:    1.  Систематизировать полученные знания по обществознанию.

                 2.  Отработать технологию выполнения заданий1 и 2  части  в соответствии с требованиями к проведению  ОГЭ.

Программа занятий состоит  из трёх разделов:

  1. Особенности  ОГЭ  по обществознанию.
  2. Методика решения заданий ОГЭ  разного уровня сложности.
  3. Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  4.  Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

 Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  1. Биосоциальную сущность человека
  2. Основные этапы и факторы социализации личности
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  6. Основные социальные институты и процессы
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  8. Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для:

  1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
  6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1год.

Количество часов: 35 часов.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения:   технология социального развития,   лекции,     практические занятия,   дискуссии,  эвристические беседы,   работа с документами,  самостоятельное чтение,  анализ материала,  организация понимания через обсуждение, работа с тренажерами сети интернет,   мультимедийные презентации.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

К окончанию года обучения обучающиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

теория

практика

 всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

6

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

3

4

9

Итоговый контроль

-

1

1

10

Анализ результатов.

1

1

ИТОГО

13

22

35

Содержание программы элективного курса.

Раздел, тема

Теория

Практика

Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения   обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,   определённые в государственном

 образовательном стандарте по обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ГИА 

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

2

Экономика

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

 

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения.    Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

4

Политика

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

5

Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений)

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль и анализ результатов.

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата проведения

план

факт

1

Входной контроль

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

7

Глобальные проблемы человечества

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2

11

Промежуточный контроль

12

Деятельность человека, её основные виды

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1,2

14

Решение заданий по теме «Человек» часть 2

15

Тестирование по теме «Человек»

16

Экономика, её роль в жизни общества

17

Рыночная экономика

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1 и 2

19

Решение заданий части 2 по теме «Экономика»

20

Тестирование по теме «Экономика»

21

Социальная структура. Социальные отношения

22

Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1 и 2

24

Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера»

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

26

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1.  Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 2

28

Решение заданий части 2  по теме «Политика»

29

Тестирование по теме «Политика»

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

31

Тестирование по теме        

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1и2

34

Итоговый контроль.

35

Подведение итогов и анализ полученных результатов

ИТОГО:

35

35

Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2016

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2016

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2012г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2016.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

8.  Словари и справочники по общетвознанию.                                        

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ.

     http://www.humanities.edu.ru/      -  портал «Гуманитарное образование»

    http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    «Введение в обществознание» 8-9 кл

   http://hist.reshuege.ru/?redir=1-  интернет портал «Решу ЕГЭ. Дмитрия Гущина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса

Данный  элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный  курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...

Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс

Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...

Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)

Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Артемова Ю.С. Программа элективного курса "Роль личности в истории" для обучающихся 11 классов

Цель элек­тивного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения и...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...