Программа элективного курса по обществознанию "Человек в современном мире" для обучающихся 9 классов
элективный курс по обществознанию (9 класс)
Программа элективного курса по обществознанию, направленная на подготовку обучающихся к ГИА по обществознанию за курс основной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.elekt_._kursa.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДЕНО
Гуманитарного образования приказом №_421___
Протокол № 5 « 01 » 09. 2017 г. « 01 » 09. 2017 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Зам. директора / /
« 01 » 09.2017 г.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию
«Человек в современном мире»
для 9 « Б » и 9 «В» классов
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,
учитель истории и обществознания
высшей квалификационной категории
2017 год
Пояснительная записка
Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Данная программа реализуется за счет часов школьного компонента, предназначена для учащихся с высокой учебной мотивацией, выбравших для сдачи экзамен по обществознанию и ориентирующихся на продолжение обучения в старшей школе на социально-гуманитарном профиле.
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по предмету обществознание, подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной средней школы.
Задачи: 1. Систематизировать полученные знания по обществознанию.
2. Отработать технологию выполнения заданий1 и 2 части в соответствии с требованиями к проведению ОГЭ.
Программа занятий состоит из трёх разделов:
- Особенности ОГЭ по обществознанию.
- Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
- Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
- Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
- Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
- Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- Биосоциальную сущность человека
- Основные этапы и факторы социализации личности
- Место и роль человека в системе общественных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- Основные социальные институты и процессы
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для:
- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Срок реализации: 1год.
Количество часов: 35 часов.
Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность одного занятия – 1 учебный час
Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, работа с тренажерами сети интернет, мультимедийные презентации.
Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):
К окончанию года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные признаки основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака
- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
- характерные черты социального объекта, элементы его описания;
Уметь:
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами
- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса;
- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;
- формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;
-овладение навыками компьютерных технологий;
-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.
В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:
Рефлексивные:
- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;
- определять основания и способы своих и чужих действий;
- определять способы видения мира другими людьми;
Логические:
- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;
- оперировать с абстракциями различной степени сложности;
- выдвигать гипотезы;
Текстовые:
- уметь освещать материал логически, последовательно;
- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;
Коммуникативные:
- определять основания чужой точки зрения;
- вести дискуссию;
- проявлять толерантность;
Учебно-тематическое планирование
Содержание программы элективного курса.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Входной контроль | ||
2 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | ||
3 | Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию. | ||
4 | Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество» | ||
5 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | ||
6 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | ||
7 | Глобальные проблемы человечества | ||
8 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 1 | ||
9 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть 2 | ||
10 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть 2 | ||
11 | Промежуточный контроль | ||
12 | Деятельность человека, её основные виды | ||
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть 1,2 | ||
14 | Решение заданий по теме «Человек» часть 2 | ||
15 | Тестирование по теме «Человек» | ||
16 | Экономика, её роль в жизни общества | ||
17 | Рыночная экономика | ||
18 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть 1 и 2 | ||
19 | Решение заданий части 2 по теме «Экономика» | ||
20 | Тестирование по теме «Экономика» | ||
21 | Социальная структура. Социальные отношения | ||
22 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | ||
23 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть 1 и 2 | ||
24 | Решение заданий части 2 по теме «Социальная сфера» | ||
25 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | ||
26 | Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления. | ||
27 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть 1. Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть 2 | ||
28 | Решение заданий части 2 по теме «Политика» | ||
29 | Тестирование по теме «Политика» | ||
30 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | ||
31 | Тестирование по теме | ||
32 | Понятие «культура» Духовная жизнь общества . | ||
33 | Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть 1и2 | ||
34 | Итоговый контроль. | ||
35 | Подведение итогов и анализ полученных результатов | ||
ИТОГО: | 35 | 35 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2016
2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2016
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2012г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2016.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Интернет-ресурсы
8. Словари и справочники по общетвознанию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
http://hist.reshuege.ru/?redir=1- интернет портал «Решу ЕГЭ. Дмитрия Гущина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
Программа элективного курса "Биология и мир современных профессий" (9 класс)
Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Артемова Ю.С. Программа элективного курса "Роль личности в истории" для обучающихся 11 классов
Цель элективного курса - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения и...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...