Программа элективного курса "Математическая статистика и современный человек
элективный курс (алгебра, 9 класс) по теме
Программа данного элективного курса предназначена для обучающихся 9 класса. Она рассчитана на 17 часов. Цель автора - формирование у обучающихся вычислительных навыков, развитие навыков получения информации, ее обработки и использования, а так же предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применять имеющиеся знания и умения, продолжать формировать общеучебные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elekt._kurs.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Математика – наука настоящего и будущего,
затрагивающая важнейшие стороны человеческого бытия.
В современном обществе востребованы организаторы и участники производства, умеющие принимать верное решение, правильно оценивать политические и экономические события, анализировать поток информации, оперировать определенными терминами, которые используются не только в научных знаниях, но и в прогнозе погоды, рекламе, лотерее, играх и т.д. Помочь обучающимся ориентироваться в потоке информации и получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения и предназначен данный курс.
Курс «Математическая статистика, социология и современный человек» предлагается учащимся 9 класса, рассчитан на 1ч. в неделю, всего 17часов.
Этот курс формирует у обучающихся умение ориентироваться в информационном поле, развивает навыки получения статистической информации, её обработки и использования для успешного усвоения других предметов.
Целью курса является предоставление возможности обучающимся реализовать свои интеллектуальные и творческие способности, применить имеющиеся знания и умения из других областей деятельности (работа с учебной литературой, прессой, ПК, TV); продолжить формировать общеучебные навыки (построение графиков, таблиц, диаграмм), умение планировать работу; вести спор, беседу.
Обучающиеся знакомятся с основными терминами математической статистики, социологии, узнают историю изучаемого предмета, учатся проводить статистические наблюдения и описывать их результаты.
Данный курс способствует установлению межпредметных связей. Информация, полученная в процессе основ математической статистики, может быть использована в будущей профессиональной деятельности.
Курс помогает формированию общеучебных навыков: умение пользоваться техническими средствами обучения, учебно – интеллектуальные умения (умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте задания), учебно – информационные навыки (умение отбирать нужную информацию из различных источников), ориентироваться в различных видах текста, пользоваться справочниками, понимать невербальные средства, схемы, диаграммы, чертежи, графики; учебно – коммуникативные умения (умения составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом). Именно на формирование этих навыков направлена программа данного курса. В процессе обучения обучающиеся пробуют самостоятельно проводить наблюдения и описывать их результаты, представлять результаты в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.п.; выдвигать гипотезы и обосновывать их, обсуждать результаты экспериментов, делать выводы и сравнения.
Итогом курса является выполнение обучающимися проектных работ и их защита.
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теории | Практики | ||||
1 | Математическая статистика и современный человек | 1 | 1 | Лекция | Конспект | |
2 | Что такое статистическая информация и как ее подать? | 1 | 1 | Беседа | Краткий конспект | |
3 | Ещё один способ подачи статистической информации – диаграммы | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, практическая работа | Опорный конспект, решение заданий |
4 | Графическое представление результатов наблюдений | 2 | 2 | Практикум | Диаграммы, графики | |
5 | Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода ряда данных | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, решение задач | |
6 | Медиана ряда данных | 1 | 1 | Семинар | Решение заданий | |
7 | Определение статистических рядов данных | 1 | 1 | Практикум | Составление заданий, решение задач | |
8 | Социальная история и реалии сегодняшнего дня | 1 | 1 | Лекция | Конспект | |
9 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | 2 | Практикум | Краткий отчет | |
10 | Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений | 1 | 1 | Практическая работа | Отчет | |
11 | Работа над итоговым проектом | 2 | 1 | 1 | Консультация учителя | Проект |
12 | Защита проекта | 2 | 2 | Презентация проекта | Проект | |
13 | Всего: | 17 | 5 | 12 |
Содержание данного курса предполагает следующие возможности для обучающихся:
- выбор вопросов для самостоятельного обучения;
- темы и формы представления итоговой работы;
- возможности самостоятельно проводить социологические опросы учащихся и сотрудников школы;
- возможность выбора информационных данных в средствах массовой информации.
Оценка учебных достижений обучающихся осуществляется:
- на уроках, во время семинарских обсуждений;
- при выполнении практических заданий;
- при выполнении итоговой работы.
Материальное оснащение программы:
- Наличие компьютерного класса;
- Школьная библиотека;
- Образцы графиков и диаграмм;
- Тексты практических заданий.
Содержание курса
- Математическая статистика и современный человек. (1ч.)
История возникновения статистики. Происхождение и значение термина «статистика». Основные методы исследования и обработки статистических данных. Связь статистики с жизнью, с другими науками. Знакомство учащихся с целями и задачами курса.
- Что такое статистическая информация и как её подать? (1ч.)
Источники статистической информации. Знакомство с понятием «экономическая статистика». Анализ статистических данных, опубликованных в печати. Способы представления статистической информации. Понятие статистического ряда данных, упорядоченность и вариативность. Практические задания.
- Еще один способ подачи статистической информации – диаграмма. (2ч.)
Определение диаграммы. Типы диаграммы. Графические приемы представления информации. Практическое задание на построение диаграмм, анализ данных.
- Графическое представление результатов наблюдений. (2ч.)
Изучение профессионального состава школы, построение диаграммы. Изучение данных СМИ, представление в виде таблиц и диаграмм. Обсуждение научно – популярной статьи. Компьютерная обработка данных.
- Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода. (1ч.)
Определение среднего арифметического. Определение и вычисление моды ряда. Применение этих терминов при анализе ряда статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, размаха и моды.
- Медиана ряда данных. (1ч.)
Определение медианы упорядоченного ряда. Применение медианы при анализе статистических данных. Выполнение практических заданий на нахождение среднего арифметического, моды, размаха, медиан упорядоченного ряда.
- Определение статистических характеристик рядов данных. (1ч.)
Применение понятий среднего арифметического, размаха ряда, медианы, моды упорядоченного ряда при анализе статистических наблюдений.
- Социология: история и реалии сегодняшнего дня. (1ч.)
Возникновение и история социологии как науки. Понятие термина «социология». Основы современной социологии. Знакомство с журналом «Социологические исследования в РФ». Понятие, средства социологических опросов. Понятие выборочного наблюдения.
9. Сбор и группировка статистических данных. (2ч.)
Методы сбора и группировки статистических данных. Представление данных в виде таблиц.
Частота данных, относительная частота данных. Практическое задание на анализ статистических данных, представление информации в виде таблицы частот, определение представительной выборки.
- Сравнительный анализ результатов социологических опросов компетентных изданий и собственных наблюдений. (1ч.)
Проведение анкетирования по заданным темам, выполнение сравнительных анализов данных.
- Работа над итоговым проектом (2ч.)
- Защита проекта. (2ч.)
Литература для учителя:
1. И.И.Гаврин Математика. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997
2. Ю.П.Попов Математика без формул - М.: Столетие, 1995
3. Ю.Н.Макарычев, Г.Н.Миндюк Элементы статистики и теории вероятностей. – М.: Просвещение, 2004
4. В.Н.Студенецкая Решение задач по статистике, комбинаторике и теории вероятностей. – В.: Учитель 2005
5. Большая Советская Энциклопедия. – М., 1982
6. Большой Энциклопедический словарь. – М., 2001
7. С. Ллойд «Социология. ХХ век»
8. С. Драйменд Мир вероятностей. – М.: Статистика, 1970г.
9. А. Г. Мордкович, П.В. Семенов События. Вероятности. Статистическая обработка данных. Дополнительные параграфы к курсу алгебры 7 – 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2003г.
10. Газета «Математика в школе», №34, 35, 41, 43, 44, 48 2002г., №11, 17 2003г.
11. Т.Н. Маркова. Преподавание курса «Теория вероятностей и математическая статистика в школе». Методические рекомендации. – Курган, ИПК и ПРО, 2007г.
Литература для учащихся:
1. Ю.П.Попов. Математика без формул. М., Столетие, 1995
2. Интернет
3. М.Гарнер. Математические досуги. М,, Оникс, 1995
4. А.Б.Кардемский. Великие жизни в математике. М.Просвещение, 1995
5. Большой справочник школьника. М. Дрофа, 1998
6. Математическая энциклопедия для школьников, М.: Дрофа, 2003г.
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на МО учителей математики Зам. Директора по УВР директор МОУ
протокол № ______ ___________________
от «_______________» 200___ г. от «____________» 200___г. ___________________
от «__________»200__г
Программа элективного курса
«Математическая статистика, социология и современный
человек»
Учитель математики МОУ Плотниковская ООШ
Притобольного района
Злыднева В.Е.
2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов...
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)
программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...
Рабочая программа элективного курса "От клетки до человека"
Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в понимании биологических закономерностей, присущих живым орга...
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...
Программа элективного курса «Комнатные растения - спутники человека»
К познанию природы, которая окружает каждого человека и интуитивно, и сознательно стремится каждый, в том числе и ребенок - как дошкольного, так и школьного возраста. Однако в реальной жизни не всегда...
Рабочая программа элективного курса "Право в жизни человека" 10-11 класс
Программа элективного курса направлена на углубленное изучение тем блока "Право"...