Мораль
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Хаустова Наталья Александровна

В ходе данного урока применяется системно – деятельностный подход в изучении темы «Мораль». Учащиеся на основе прошлого опыта самостоятельно определяют понятие «мораль», в ходе групповой работы изучают подходы к происхождению и развитию морали в разные исторические эпохи, выявляют основные принципы морали и дают сравнительную характеристику морали и права, как основных регуляторов общественных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.96 КБ
Файл prilozhenie_1.docx19.96 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.32 КБ
Файл moral.pptx1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

  1.  Постановка проблемы

Древнегреческий философ Диоген Синопский, пытаясь отыскать истину, зажег днем фонарь и расхаживал с ним по улице.  Я тоже зажигаю фонарь и днем с огнем   повторяю  знаменитую фразу Диогена:  «Ищу человека!». При свете этого фонаря приглашаю вас к философскому разговору.

     О чем же будет этот разговор? Попробуйте сами определить его тему, прослушав одну старинную  притчу. «Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее».

  Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы считаете, о чём нам рассказывает данная притча?  
  2. Какой русской пословице притча созвучна? ( «Не рой яму другому, сам в нее попадешь»).
  3. Сделайте предположение, с какой темой урока мы познакомимся сегодня?

Запишите тему урока в тетрадь.

План нашего урока вы видите на экране.

I. Что такое мораль?

•        Определение морали

•        Подходы к происхождению морали

•        Принципы  морали

•        Нравственные (моральные) идеалы.

II. Мораль и право

III.  Нравственная культура личности.

•        Определение нравственной культуры личности

•        Три  этапа формирования нравственной культуры

Попробуйте,  исходя  из плана,  сформулировать  цель нашего урока.

(Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее идеалы, что представляет собой высоконравственный человек.)

 Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи в ней нуждающемуся  или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, отомстить  человеку за обиду, или простить . Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Именно они указывают как нам себя вести.

 С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня познакомимся более подробно.

Попробуйте дать определение данному термину.

Дают.

Давайте сравним  ваше определение с определением этого понятия  в учебнике на с. 121-122.

Запишем определение в тетрадь. 

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

С глубокой древности и до наших дней развитие морали демонстрирует специфические особенности, в зависимости от определенных социокультурных  и исторических условий. Я предлагаю вам проанализировать развитие морали и ее принципов в разные периоды истории человечества.

Следующий этап урока, делим класс на 5 групп (выводим на экран)

  1. группа - анализируют период древности
  2. группа – анализируют период античности
  3. группа - анализирует период средневековья
  4. группа - анализирует период нового времени
  5. группа - анализируют период новейшей истории

Работа в группах (5-7) мин

Задание: используя текст и знания по истории каждой группе необходимо:

(выводим на экран)

  • проанализировать подход к происхождению морали и выявить основные моральные принципы данного исторического периода;
  • найти понятие нравственного идеала для данного периода времени

каждой группе отводится 1-1.5 мин на защиту своей точки зрения, где учащиеся характеризуют подходы, принципы и нравственные идеалы морали в данный исторический период.

Учитель:  Какой вывод мы можем сделать на основе изучения этапов развития морали в обществе?  (Мораль – явление историческое, с развитием общества развивалась и изменялась и  мораль. В Новейшее  время  мораль постепенно уступает место праву).

II . Мораль и право

Учитель:

- Итак,  чем мораль отличается от права.

- Давайте вспомним, что такое право?

(выводим на экран)

Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.

А теперь давайте проанализируем,  что объединяет понятия мораль и право, и что их отличает?  (на доске: сходство и отличие).

Ответы учащихся

Выслушав точку зрения учеников,  учитель делает вывод: ((выводим на экран)

Общее:

  1. Мораль и право относится к социальным нормам;
  2. выступает мерой свободы в обществе;
  3. регулирует общественные отношения.

Отличия:

1. Право возникает позже морали

2. нормы морали добровольные,  а права обязательные

3. мораль поддерживает общественные отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (дружба, любовь и т.д.)

4. право регулирует отношения,  которые подконтрольны государству законного.

Давайте подведем итоги и закрепим их в таблицах, которые лежат на ваших столах.

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

Эти таблицы вложите в свои тетради.

Подводя итоги нашего разговора, я предлагаю вам игру «да» или  «нет».

Игра «да» или «нет»

(у учащихся на парте карточки красного (ДА) и синего (НЕТ) цвета, с помощью которых они отвечают на вопросы учителя)

1. Выбирая между добром  и злом человек делает моральный выбор.  (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слов  благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

10.  Нормы права содержатся в традициях и обычаях. (нет)

Важной составной частью  морали являются её ценности, принципы, категории  и нормы. За долгую историю человечества существовало много ценностей и идеалов, но есть ценности главные, особо значимые, существующие для всех людей. К числу таких ценностей относятся человечность,  гуманизм, патриотизм, гражданственность, свобода. Каждый человек свободен в выборе своего поведения, образа жизни, но и обязан нести ответственность за свой моральный выбор.

Просмотр мультфильма «Всё в твоих руках»

Какова основная идея мультфильма, и как она связана с темой нашего урока?  

В начале урока я зажгла свет в надежде, что он поможет мне найти Человека. Имею ли я право оспаривать мнение известного философа? Но всё же я задаю себе и вам вопрос: а может Диоген  был не прав? Может быть, он искал не там?  

Вывод: Освещать надо не мир вокруг себя, а мир в себе. Человека надо искать не в толпе, а в себе самом.



Предварительный просмотр:

Мораль  первобытного  периода:

1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» к роду и племени людей того времени.

2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях и традициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший», что постепенно превращает моральные нормы в важнейший фактор человеческого существования. Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества: кровная месть и т.д.

Мораль античности:

1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенство начало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.

2. Первобытный коллективизм сменился индивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.

3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, как свобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».

4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.

5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская мораль покорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях: 1) бунт против рабства; 2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира. Так возникает мораль раннего христианствапроповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели

Мораль феодального общества:

1. Зародившаяся как идеология угнетенных и гонимых, в эпоху Средневековья религиозная христианская мораль стала господствующей. В ее основу легло представление о Боге как высшем благе и источнике сущего.

2. Основой нравственной жизни провозглашаются десять Божественных заповедей. Они несут в себе высшие общечеловеческие ценности; будучи гуманистичны по своей сути, они выполняют функции духовного ориентира, ведущего к благу.

3. К основным моральным добродетелям относятся: смирение перед Богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, основанные на вере в непререкаемую силу и справедливость Бога.

4. Высоким достижением христианской морали становится принцип непротивления злу насилием, сформулированный Иисусом Христом («подставь другую щеку» и «возлюбите врагов ваших»); позднее эти требования лягут в основу новой этики — этики ненасилия.

5. Характерной чертой духовной жизни этого периода является приоритет религии и церкви, которые выступают с проповедью всеединства, примирения богатых и бедных, покорности, отказа от мирских благ. Однако в реальной жизни моральные принципы христианства нарушались, в том числе и самой церковью.

6. Кроме морали религиозной в эпоху средневековья развивается светская мораль. В ее рамках, в свою очередь, выделяются рыцарская мораль и придворный этикет. Свои особенности имеет также мораль ремесленников и крепостных крестьян.

Мораль Нового времени:

1. Главным принципом нравственности эпоха Возрождения провозгласила не любовь к Богу, а любовь к человеку — принцип гуманизма, проявившийся в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности и привнесший новый, антропоцентрический оттенок в систему нравственных ценностей.

2. Моральные нормы Возрождения были противоположны средневековым: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.

3. Основными ценностями Возрождения выступают: Человек, Любовь, Творчество.

4. Протестантская идеология эпохи Реформации (XVI в.) провозглашает веру в Бога и каждодневное совершение добрых дел способом морального очищения и самосовершенствования. Важнейшая сфера этого совершенствования – протестантская трудовая мораль, ориентированная на бережливость и приумножение капитала, на прилежание и честность, на трудовое воспитание детей и семейные ценности.

5. В период Возрождения и Реформации становится ведущим принцип индивидуализма, возлагающий на человека всю меру ответственности и за его достижения, и за прегрешения.

Мораль  в Новейшее время:

1. Мораль нового предпринимательского класса буржуазии  демонстративно отказывается от старых представлений о нравственности. В качестве положительных нравственных ориентиров выделяются  ценности гражданского общества. Нравственный идеал воплощается в образе энергичного деятельного человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе.

2. Моральный облик общества оказывается под влиянием рационалистических идей Просвещения, ориентирующих человека на собственный разум («теория разумного эгоизма») и носящих подчеркнуто гражданственный характер. Главными моральными ценностями провозглашаются Свобода, Равенство, Братство.

3. Главный моральный принцип – культ индивидуализма, понимаемого позитивно – как уверенность в собственных силах, стремление противопоставить себя другим и доказать свое превосходство.

4. Критерием моральности становится успех, понимаемый в духе прагматизма («цель оправдывает средства»), что приводит к высоким результатам, но постепенно порождает отчуждение в отношениях между людьми, аморализм и беспринципность.



Предварительный просмотр:

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает

Где закреплено?

Каковы последствия нарушения?

Выполнение

Что регулирует?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Не рой другому яму, сам в нее попадешь».

Слайд 5

План урока. I. Что такое мораль? • Определение морали • Подходы к происхождению морали • Принципы морали • Нравственные (моральные) идеалы. II. Мораль и право. Сходство и отличия

Слайд 6

Цель урока . расширить , систематизировать и углубить знания о морали, выделить ее принципы и идеалы обосновать значение морали в обществе, выявить ее отличия от права

Слайд 8

Мораль - особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними, это совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

Слайд 9

Развитие морали в разные эпохи . группа - анализируют период Древности группа – анализируют период Античности группа - анализирует период Средневековья группа - анализирует период Нового времени группа - анализируют период Новейшей истории

Слайд 10

Задание. 1 . проанализировать подход к происхождению морали и выявить основные моральные принципы данного исторического периода; 2. найти понятие нравственного идеала для данного периода времени

Слайд 11

Первобытная эпоха. Происхождение морали: Коллективный характер жизни и труда требовал наличия определенных запретов (табу), обычаев и традиций, регулирующих отношения внутри рода и племени, а также вне их. Моральные принципы: равенство, коллективизм. Нравственный идеал : побеждает не сильнейший, а «моральнейший».

Слайд 12

Античность. Происхождение морали : Появление неравенства и рабства как естественной формы человеческих отношений привело к появлению новой морали, разделяющей людей. Моральные принципы : индивидуализм, самоутверждение личности, свобода, этика. Нравственный идеал: мораль – достояние только свободных людей, рабы - «вне морали».

Слайд 13

Средневековье. Происхождение морали: Идеология угнетенных и гонимых перерастает в религиозную христианскую мораль (Бог как высшее благо и источник сущего). Моральные принципы : «десять заповедей», т.е. смирение перед богом, любовь к ближнему, милосердие, покорность, послушание, аскетизм. Нравственный идеал : непротивление злу. (Иисус Христос: «если тебя ударили по одной щеке, подставь другую» и «возлюбите врагов ваших».

Слайд 14

Новое время. Происхождение морали : В эпоху Возрождения на смену любви к богу приходит любовь к человеку. Моральные принципы: гуманизм, свобода личности, жизнелюбие, свобода нравов, труд и бережливость. Нравственный идеал: Человек, любовь, творчество.

Слайд 15

Новейшее время. Происхождение морали : Зарождение гражданского общества приводит к появлению морали нового класса предпринимателей (буржуазии). Моральные принципы : энергичность, богатство, высокий социальный статус. Нравственный идеал: свобода, равенство, братство.

Слайд 16

Право – система общеобязательных норм, исходящих от государства и обеспеченных его силой, с целью регулирования общественных отношений.

Слайд 17

Мораль и право: общее и отличия.

Слайд 18

Общее. м ораль и право относится к социальным нормам; выступает мерой свободы в обществе; регулирует общественные отношения.

Слайд 19

Отличия . п раво возникает позже морали нормы морали добровольные, а права обязательные мораль поддерживает общественные отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (дружба, любовь и т.д.) право регулирует отношения, которые подконтрольны государству законного.

Слайд 22

«Все в твоих руках»

Слайд 23

Домашнее задание. Параграф № 12, стр. 120-131, эссе на тему: «Голос внутренней совести не есть абстракция, а святейший дар, без которого невозможна жизнь и деятельность человека ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока: Мораль в первобытном обществе

План урока содержит четко сформулирванные цели и задачи. Дано подробное содержание и рекомендации, а так же интересный кроссворд для закрепления пройденного материала....

Контрольная работа по обществознанию "Личность и мораль" в 9 классе

Тесты и задания по обществознанию по теме "Личность и мораль" в 9 классе по учебнику Л.Н. Боголюбова (подготовка к ЕГЭ)....

Урок литературы в 5 классе «Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом». Аллегория и мораль».

Концепция урока - выяснить идейный смысл, показать специфику и особенности произведения. Урок направлен на приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы; в содержание урока включено рассм...

урок обществознания "Мораль и право. Добро и зло" 6 кл

Аннотация к урокуУрок «Мораль и право. Добро и зло», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Духовная сфера жизни общества». Урок предполагает изуч...

Комплект учебно-познавательных задач по теме "Мораль. Религия" 10 класс, обществознание

Данный комплект создан с целью организации работы учащихся по усвоению нового материала с использованием технологии работы в группах сменного состава.  Полезен для учителей, которые используют на...

Классный час: Мораль и аморальные поступки

Классный час раскрывает понятие "морали" на примере библейских заповедей и биологической сущности животных и человека....