Классный час: Мораль и аморальные поступки
классный час по теме

Мухортова Наталья Викторовна

Классный час раскрывает понятие "морали" на примере библейских заповедей и биологической сущности животных и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moral_i_amoralnye_postupki.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час

Тема: «Мораль и аморальные поступки»

Форма проведения конференция

Цель:

  1. Познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества
  2. Показать историческую и биологическую сущность морали

Кл. руководитель Мухортова Н.В. :

Мораль - это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки. По словам Конфуция- мыслителя древнего Китая, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех людей на земле. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некоторые люди нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуважении, к старшим, о сплетниках и клеветниках, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

Закон — нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.

Истоки человеческой морали и этики

Рождается ли человек безморальным (с сознанием, как чистый белый лист бумаги), и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то? Или же мы появляемся на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?

Все человеческие действия — это поведение человека.

Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей как животному совершенно чужды, — понятливость и послушность.

Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее другом. Ведь помимо придуманной нами для нее этики, мы чувствуем в хорошей собаке ее собственную мораль, во многом совпадающую с нашей.

Многие владельцы этих домашних животных могут совершенно спокойно оставить своего ребенка на попечение собаки, по сути, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого человека. А почему? Потому что ей доверяют. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

Так что же такое мораль животных.  По мнению выдающегося австрийского этолога К. Лоренца, это — создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения, в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, природой введен специальный механизм торможения.

   Любопытно, что развитие человеческого общества происходит также, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и кодексов — это не предписания, а именно запреты. У людей они отражены в законах и религии.

 Какие запреты у животных считаются важнейшими?

Давайте послушаем, что на эту тему нам расскажут…

Бондарь Валентина:  Все запреты возникают под жестким давлением отбора ради  выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из таких  запретов относятся следующие:

1.        «Не убей своего» — первый и главный запрет у очень многих животных. Чтобы выполнить его, необходимо безошибочно узнавать своих, безошибочно отличать их от чужих. Интересно, что если, скажем, галки, гуси и обезьяны
узнают друг друга персонально, то члены крысиного клана, точно так же как пчелы и другие общественные насекомые,  отличают своих сородичей от чужих по общему запаху. У человека тоже есть манера делить всех окружающих на «своих» и  «чужих». У всех маленьких детей очень четкое различение всех  «чужих»,  при попытке  контакта со стороны «чужого» возникает плач, рев, — это призыв к «своим».

Галустян Ануш:  2.        Второй запрет вытекает из первого - чтобы не убить своего и не быть убитым им, нельзя нападать |неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки, нельзя ли разрешить возникший конфликт без схватки. Например, собакам, чтобы познакомиться, важно обнюхать друг друга,
а безопасно это можно сделать только четко фиксированным  образом.    Человеческий ритуал выполняет в целом те же функции, что и ритуализированные инстинктивные действия животных. Следует особо отметить, что
ритуал — это специальная форма взаимодействия, изобретенная людьми для удовлетворения потребности в признании среди «своих».

Марченко Ирина:  3. У хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своими. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом клыков, разорвав горло или пах. Но в драке с другим волком он этого приема применить не может. Таким образом, возникает удивительное: наиболее кровожадные звери (и прежде всего волк) обладают самым надежным механизмом торможения, запрещающим убийство или ранение сородичей, который только есть на земле.

Этот механизм торможения, препятствующий  поведению животных, является врожденным, поэтому животное, у которого сломали данный механизм, лишь в известном смысле можно назвать «аморальным» по отношению к своим сородичам.  

Любопытно, что когда человек пытался одолеть своего самого совершенного и опасного биологического противника - крысу, то самые успешные попытки были связаны с возможностью сломать механизм торможения действий, направленных против своих сородичей. Дело в том, что крысы  в определенном смысле самые «общественные» животные, сплоченные в сообщество «коллективистской психологией», и в своем поведении с членами собственного сообщества являются истинным образцом всех социальных добродетелей.

Крысы непобедимы, потому что внутри большой стаи никогда не бывает серьезной борьбы, причем наиболее защищенными себя чувствуют детеныши и слабые животные. Кроме того, крысы пользуются теми же методами, что и человек, —  передачей опыта выживания и его распространением внутри тесно сплоченного сообщества.

 Известно, что крысы были самым страшным бедствием во  времена парусного флота. Иногда голодные крысы целиком сгладывали пьяных членов экипажа вместе с сапогами, оставляя только медные гвоздики и железные бляхи от ремней. Поэтому на корабле единственно эффективным способом борьбы с крысиным сообществом была возможность «взорвать» его изнутри.

   Матросы отлавливали несколько десятков крыс  и сажали их в какое-нибудь темное замкнутое пространство, где крысы обречены на голодную смерть. Но крысы, даже  умирая от голода, не нападали на своих сотоварищей. В качестве пускового механизма пробуждения агрессии использовали чужую крысу, которую подбрасывали  через  определенное время. Почуяв запах чужака, крысы приходили в безумную ярость и убивали его, затем начинали кусать друг друга. Запах крови опьяняет их еще больше. Главное — сломать очень жесткий запрет на агрессию против сородичей. Наконец, обезумевшие крысы начинают убивать друг  друга. Остается 20 живых крыс, затем 10, затем 4, и, наконец, 2 уцелевшие крысы вступают в последнюю смертельную  схватку.  

   Победитель, который выжил, и есть «крысиный король». Это уже крысиный «выродок» — животное, у которого полностью сломлены все запреты и механизмы торможения. Такая крыса способна только убивать и убивать своих сородичей, но у нее свой запах, и «нормальные» крысы не могут ее тронуть, хотя чувствуют этого «кровавого убийцу» на  расстоянии, и тогда они предпочитают выпрыгнуть с палубы  в море и утонуть, чем встретиться с «королем-убийцей» в трюме, который сразу становится очень тесным. Вскоре на судне  останется только одна крыса, которая уже никому не опасна.

4. Следующий    запрет не позволяет бить того, кто принял позу покорности.

    Как более слабому и проигравшему в схватке животному остановить распаленного в драке победителя? Это — предложить ему нарушить предыдущий запрет на применение смертельного приема. Проигравшие волк, лев или олень вдруг прыжком отскакивают от противника и встают боком к нему, подставляя для смертельного удара самые уязвимые места. Но именно этот удар противник нанести не может.

   Например, волк подставляет победителю чрезвычайно ранимую боковую сторону шеи, выгнутую навстречу укусу. Галка подставляет под клюв той, кого нужно умиротворить, свой незащищенный затылок, как раз то место, которое стараются достать птицы при серьезном нападении с целью убийства. Но именно этот смертельный прием более сильный противник нанести не в состоянии. Любопытно, что когда побежденная собака принимает позу покорности, то победитель сразу остановиться не может и проделывает движения смертельной встряски «вхолостую»,  возле самой шеи поверженного противника, но без укуса и с закрытой пастью.

Необходимо знать, что у животных разных видов «принципы морали» закреплены по-разному и проявляются неодинаково. Иногда в одном вольере содержат вместе индюков и павлинов, чего делать не рекомендуется. Эти птицы относятся к одному отряду куриных и даже к одному семейству фазаньих, но ведут себя различно. Так, если индюк и павлин вступают в драку из-за территории, и павлин, как более легкая птица, принимает позу покорности, подставляя своему противнику темечко, то индюк, не задумываясь, забивает павлина насмерть. Павлин же сделать уже ничего не может, так как из позы покорности в боевую стойку выйти невозможно.

Почему же у человека нет врожденных ограничений на приемы драки? К. Лоренц пишет, что «можно лишь пожалеть о том, что человек как раз не имеет «натуры хищника». Большая часть опасностей, которые ему угрожают, происходит оттого, что по натуре он сравнительно безобидное всеядное существо, у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убить крупное животное.

   Именно поэтому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают всех «профессиональных» хищников от применения оружия против сородичей. Когда же изобретение искусственного оружия открыло новые возможности убийства, то прежнее равновесие между сравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми. возможностями убийства оказалось в корне нарушено. Но хотя вроде бы никаких безусловных ограничений на приемы драки у человека нет, проигравший драку мальчишка вдруг закладывает руки за спину и, подставляя лицо, кричит: «На, бей! Бей!». И несмотря на то, что запрет в нас очень слаб, действие его впечатляюще.

Шанина Анастисия:  И еще один очень важный принцип поведения, характерный для многих животных: победа с тем, кто прав.

Животное, защищающее свою территорию, свою нору, свою самку, своих детенышей, почти всегда выигрывает в конфликте, даже у более сильного и агрессивного соперника. И не только потому, что отчаянно обороняется и яростно нападает, но и потому, что противник заранее психически ослаблен. Его агрессивность сдерживается запретом, тем самым, который на юридическом языке называют неприкосновенностью жилища, личной жизни и имущества.

Мухортова Н.В.:  Какой же вывод можно сделать из этих любопытных фактов и закономерностей? Хотя социальные и нравственные примеры в поведении некоторых животных известны давно, но выводы делаются различные и даже противоположные. Давайте попробуем вместе с вами сформулировать их.

   Человек такой же биологический вид, как и животные поэтому ему должны быть присуще те же принципы морали, как и животным. У человека эти принципы описаны в библии в виде основных запретов.

   С другой стороны человек в своем развитии ушел далеко от животных и ему как никакому другому присущи все нарушения морали. Как вы думаете, ребята, будет ли время, когда не будет существовать мораль, и какая она будет мораль будущего? Давайте подумаем об этом и поделимся своими размышлениями на следующем классном часе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСТУПКОВ УЧАЩИХСЯ

       В этой небольшой статье рассказывается о симптомах негативного поведения учащихся и построении работы классного руководителя по предупреждению и профилактике этих явл...

Классный час "Мораль и закон"

Цель:  Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.Задачи:Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.Формиров...

Презентация классного часа:"Мораль и закон"

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро...

Классный час "Отвечай за свои поступки!" (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия , ответственности и уважения....

Классный час "Человек и его поступки"

Классный час "Человек и его поступки"...

Презентация классного часа. "Человек отражается в поступках".

quot; Поведение человека –это зеркало, в котором  каждый показывает свой истинный облик".  И.Гете . Нравственный классный час...