урок обществознания "Мораль и право. Добро и зло" 6 кл
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме
Аннотация к уроку
Урок «Мораль и право. Добро и зло», проводимый в рамках курса «Обществознание», рассчитан на 1 час и является включенным в тему «Духовная сфера жизни общества». Урок предполагает изучение нового материала на основе имеющихся знаний учащихся о юридических правилах регулирования поведения людей и жизненного опыта. Работа учителя и учащихся во время урока направляется на формирование у последних учебно-познавательной и коммуникативной компетенций.
Для достижения поставленной цели мной использовались различные технологии, методы, приемы и формы обучения: ИКТ, развивающее и проблемное обучение, рассказ, работа с книгой, «мозговой штурм», сравнение, индивидуальная и групповая работа.
Средством учебной мотивации стал метод проблемного обучения: демонстрировались два видеосюжета (один из которых готовила группа учащихся) на основе которых и создавалась проблемная ситуация.
Основное содержание урока было ориентировано на:
1. Формирование деятельности – постановка учебных задач учениками, обучение рефлексии;
2. Организацию развивающего пространства – использование анализа ситуаций и их моделей; преобладание на уроке учебных заданий продуктивного характера;
3. Реализацию индивидуального подхода – обеспечение дозированной помощи взрослого ученикам, создание ситуаций успеха;
4. Актуализацию и обогащение субъективного опыта учеников – обращение к ранее накопленным знаниям и умениям учеников, создание ситуаций нравственного выбора;
Интерактивная доска использовалась на уроке для:
1. Мотивации и целеполагания.
2. Заполнения сравнительной таблицы, логической схемы.
3. Промежуточного контроля и закрепления знаний.
4. Рефлексии
Коллективная форма работы использовалась при сравнении морали с правом, парная - при работе с понятиями «добро» и «зло», индивидуальная – при заполнении логической схемы.
Все это, считаю, позволило на уроке формировать указанные компетенции учащихся и развивать нравственную культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 50.5 КБ |
6klass_moral_i_pravo.part1_.rar | 1.39 МБ |
6klass_moral_i_pravo.part2_.rar | 1.39 МБ |
6klass_moral_i_pravo.part3_.rar | 1.39 МБ |
6klass_moral_i_pravo.part4_.rar | 1000.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волчихинская средняя школа №2»
Курс: «Обществознание» (6 класс)
Тема урока
«Мораль и право. Добро и зло».
Разработал:
учитель истории
Бебко В.А.
с.Волчиха 2011г.
Тема урока: Мораль и право. Добро и зло.
Цели: уяснить сущность морали в сравнении с другими социальными нормами; развивать умения и навыки работы с учебным текстом, таблицей, схемой, интерактивной доской; использовать имеющиеся знания и социальный опыт в новых условиях; способствовать формированию культуры поведения и отношений.
Тип: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник «Обществознание» под ред.Кравченко.
Структура:
I.Организационный момент: Вступительное слово учителя и актуализация знаний:
В современном обществе вы вступаете в самые разнообразные отношения: в семье общаетесь с родителями, на улице с соседями либо друзьями, в школе с товарищами, ходите на секции, кружки, в магазин за покупками, едите на автобусе или на автомобиле в другой населенный пункт. Все ваши действия, в рамках указанных отношений, совершаются на основе определенных правил.
Из курса обществознания вспомните, с какими правилами вы уже познакомились (дайте определение). Но правовые нормы не являются единственными правилами регулирующими поведение людей.
II. Изучение нового материала
- Осуществление целеполагания:
*Давайте посмотрим фрагмент фильма, и вы объясните, какие правила, и как будут регулировать поведение людей. Как мы назовем человека совершившего такой поступок?(слайд №1)
*А теперь посмотрим второй фрагмент, и также объясните, какие правила и как будут регулировать поведение людей?
(Просмотр видеосюжета, сценка приготовлена группой учащихся из класса, слайд №1)
Да, право не регулирует указанные действия людей. И сегодня на уроке мы должны будем узнать, какие правила еще регулируют поведение людей. А теперь, давайте запишем тему нашего урока и сформулируем цель и задачи нашего урока: (Слайд №2), (запись на доске с учащимися цели и задач, с тем, чтобы в конце урока вернуться к ним и обсудить получили ответ на них или нет).
Вариант возможных цели и задач:(слайд №3)
- Что такое «мораль»?
- Что общего и отличительного морали с правом?
- Какова связь морали с добром и злом?
План урока:
А теперь давайте спланируем нашу работу на уроке. Что мы должны будем сделать, чтобы найти ответ на поставленные задачи.
- Мораль – регулятор поведения людей.
- Основа правил поведения.
- Человек с точки зрения морали.
2)Изучение пункта №1.
Давайте раскроем содержание понятия «мораль»; объясним, что представляет «мораль», как регулятор поведения людей.
А разобраться с этими вопросами, мы сможем проведя сравнительную характеристику норм регулирующих общественную и частную жизнь человека: права и морали.
Распределите указанные положения в таблице.
(Слайд №4)(Обратимся к учебнику за проверкой правильности стр. 78-79)
Вопросы сравнения | Мораль | Право | Положения |
| 2.*общество *государство | ||
| 3.*общественное мнение *суды, милиция | ||
| 4.*штраф, тюрьма * осуждение, боязнь стыда
| ||
| |||
|
Вывод:
1)Что общего и отличительного у морали с правом?
2) Что такое «мораль» и «право»?
Итак, право или закон основывается на понимании своих прав и обязанностей, а на чём же основывается мораль? Обратимся для начала к Восточной мудрости.
Слайд №5. Древневосточная мудрость о Ветре и Солнце.
Вопрос: Объясните смысл этой мудрости.
Таким образом, человек отказавшись от силы, насилия, используя добро и ласку в своем поведении, может достигнуть своих замыслов.
А теперь давайте рассмотрим более подробно связь морали с добром.
3.Работа с пунктом №2
Обратимся ко второму пункту нашего плана «Основа правил поведения».
Проведем практическую работу в парах:
№1. Прочитайте текст и выделите примеры добра и зла.(слайд №6)
№2. Приведите из истории или из повседневной жизни примеры добра и зла?
А теперь, проверим, как вы разобрались с этими понятиями и проведём работу с заданием на интерактивной доске: (слайд №7)
№3. Распределите ситуации в зависимости от того к чему они относятся: к добру или злу?
Итак, давайте подведём итог нашей работе:
№4. Дайте определение этим понятиям
Таким образом, мораль – это мнение общества, которое строится на понимании добра и зла. И на осознании добра и зла происходит регулирование поведения людей в частной и общественной жизни.
Вот почему на протяжении всей своей жизни человек сталкивается с необходимостью выбора между добром и злом в своих поступках.
Давайте посмотрим, каким будет человек в зависимости от сделанного выбора.
4.Работа с пунктом №3 (Слайд №8)
Рассказ учителя: Человек с точки зрения морали: (Схема)
Задание учащимся: Заполните схему, и объясните, каким может быть человек с точки зрения морали?
Примерные слова учителя:
Высокоморальный: честный, воспитанный, уважающий родителей и заботливый, ответственный и бескорыстный.
Аморальный: лжец и обманщик, грубый и жестокий, ищущий выгоду для себя, исходящий из личной пользы.
Учащиеся, выйдя к доске, по схеме, объясняют, как заполняется схема, а учитель, открывая схему, проверяет правильность её заполнения и делается вывод: Каким может быть человек с точки зрения морали?
Теперь давайте вернёмся к задачам и цели нашего урока.(открывается слайд №3 и учащиеся отвечают на вопросы)
III.Подведение итогов урока
1. Возвращение к видеосюжету.(сценке снятой учащимися - слайд №1)
Прокомментируйте действия персонажей с точки зрения моральных норм.
Таким образом, не каждый поступок человека регулируется правом, но при этом все поступки людей оцениваются морально. Моральные нормы, наряду с правовыми нормами, выступают в качестве важнейшего регулятора отношений в обществе. Жизнь в обществе невозможно представить без правил, которые обеспечивали бы порядок в обществе, справедливость, согласие между людьми. И мораль является важнейшим из таких правил, так как принцип добра, на котором она основана, является ценностью для человека, а также, потому что под влиянием морали, современные законы начинают создаваться на основе понимания добра и справедливости. Еще в пользу важности морали в жизни человека, стоит сказать, что моральные нормы регулируют общественную и личную жизнь людей, в отличие от права, которое регулирует, прежде всего, общественную жизнь.
2.В рамках контроля усвоения знаний на уроке, учащимся предлагается выполнить тест:
(слайд №9)
1.Что такое мораль:
А) нормы, которые установило общество;
Б) нормы, которые установило государство.
2.За соблюдением, каких норм следит суд:
А) моральных;
Б) правовых.
3.Что следует за несоблюдение моральных норм:
А) общественное осуждение;
Б) штраф.
4.Как, с точки зрения морали, будут называть убийцу, труса, предавшего товарища:
А) аморальным;
Б) высокоморальным.
После проверки правильности выполнения теста, предлагается обсудить степень усвоения пройденного материала (слайд №10).Рефлексия учащихся: «Копилка знаний»
Домашнее задание:(слайд №11) п.15. Пересказ по плану.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10 класс Право Повторительно-обобщающий урок по теме "Право в обществе"
Данная презентация сделана для интерактивной доски, это повторительно-обобщающий урок...
Мораль и право. Добро и зло.
Презентация к уроку обществознания в 6 классе...
Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры
Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...
"Правила доброй дороги"
Сценарий конкурсно - игровой программы по правилам дорожного движения...
Тема 9. Алгебра событий и основные правила вычисления вероятностей. Урок на тему Правило сложения вероятностей несовместных событийЗакономерности окружающего мира – 7 класс
знакомлю школьников с основными правилами вычисления вероятностей...
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»
Учебный проект урока по теме « Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Формы права»...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "Миром правит добро"
Классный час по нравственному воспитанию для учащихся 5-6 классов...