материал для методобьединения по ОРКСЭ "Светская и религиозная мораль"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Мораль
религиозная и светская
Сл2
Мораль –одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает вместе с человеческим сообществом, совокупность норм, регулирующих поведение человека в обществе.
Сл3
При этом следует подчеркнуть существенное различие в определении источника этих норм в курсах светской и религиозной этики. Для светской науки источником норм морали становится общественная воля, коллективная способность управлять общественной жизнью. В религиозном же представлении источником норм морали является воля Божественная.
Когда нормы морали жестко связаны с религиозным учением, они обладают свойствами, которые утрачиваются в безрелигиозных социумах:
Религия тысячи лет служила фундаментом морали. Появление светских этических систем связано с ослаблением в том или ином обществе религиозной веры и поиском альтернативных источников моральных норм.
В нашем обществе до начала XX века нравственность формировалась на основе норм религиозной морали, для большей части населения – христианской, воспринимаемой как закон Божий, данный в Божественном откровении. Поколениям, выросшим в атеистической стране, подчас просто невозможно представить себе как потрясали душу православного человека библейские откровения о смысле жизни, преодолении смерти, посмертном существовании. Христианская мораль основывается на Законе - Ветхозаветных заповедях или повелениях, которые точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних :
Сл4
1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.
2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.
3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.
5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
Сл5
6. Не убей.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не воруй.
9. Не произноси на другого ложного свидетельства.
10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
Христианская мораль требует строгого соблюдения Закона:
Сл6
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» Мф. 5, 17-19.
Сл7
Христианская мораль исходит из того, что отвечать злом на добро – от сатаны, добром на добро – от человека, добром на зло – Бога. Сам Христос подавал пример вплоть до конца своей земной жизни, на Кресте моля за тех, кто распял Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34).
На нормах христианской морали строилась система духовно-нравственного формирования личности, разработанная в дореволюционное время К.Д. Ушинским (1823 – 1871).
Сл8
Он утверждал, что воспитание ребенка достигает успеха лишь тогда, когда на него в равной мере влияют церковь, семья и школа. Церковь занимает ведущее место, и роль ее еще более возрастает в условиях отсутствия нормальной семьи.
Сл9
Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др.
Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства — это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни.
Мораль опирается не только на могущество церкви, но и на силу общественного мнения, авторитет старшего поколения, традиции и обычаи.
Сл10
В секуляризованном обществе, где культура выходит из-под церковного контроля, мораль принимает Вполне светский характер и функционирует вне института церкви.
В этом убеждает история всех цивилизованных стран. Служители религии оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, проповедовали их.
Сл11
Добрые дела и подвижничество возможны как по религиозным, так и по светским мотивам.
Сл12
Неверие в Бога, в истинность догматов и канонов занимает первое место в предназначенном для исповеди перечне прегрешений. При этом в перечне осуждаемых церковью грехов находятся и основные пороки, бичуемые светской моралью, а среди добродетелей — ценности общечеловеческого характера.
Сл13
Среди возвышаемых религией ценностей — верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сострадание и независтливость, вера, надежда и любовь.
Сл14
В религиозном и светском представлении о морали не все совпадает, церковное понятие «грех» и светское «порок» не идентичны. Ядро религиозной морали — учение о греховности.
Религиозная мораль побуждает к милосердию и доброжелательности как естественному, добровольному и бескорыстному устремлению души.
Сл15
Чем религиозная мораль отличается от светской: в религии моральные нормы формулируются в более общем виде и для обоснования тех или иных норм ссылаются на высшие силы. Светская мораль более конкретна, более рациональна, и для объяснения тех или иных положений прибегает к логике, а не к божественным откровениям. Во все времена в человеческом обществе существовало противоречие между интересами отдельных людей и интересами общества в целом. В человеке заложен ряд инстинктов (самосохранения, размножения, разрушения и т. д.), толкающих его на определенные действия, которые другими членами общества воспринимаются как агрессия и покушение на их права. Борьба может идти за пищу, воду, жилище, женщину, и если не ограничивать эгоизм людей, может начаться всеобщая «война всех против всех» — «bellum omnium contra omnes», — как говорил Гоббс.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, ибо она возникает вместе с человеческим сообществом, совокупность норм, регулирующих поведение человека в обществе.
При этом следует подчеркнуть существенное различие в определении источника этих норм в курсах светской и религиозной этики. Для светской науки источником норм морали становится общественная воля, коллективная способность управлять общественной жизнью. В религиозном же представлении источником норм морали является воля Божественная. Когда нормы морали жестко связаны с религиозным учением, они обладают свойствами, которые утрачиваются в безрелигиозных социумах.
1 . Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им. 3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой - день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему. 5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.
6. Не убей. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не воруй. 9. Не произноси на другого ложного свидетельства. 10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.
« Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном » Мф . 5, 17-19.
Христианская мораль исходит из того, что отвечать злом на добро – от сатаны, добром на добро – от человека, добром на зло – Бога. Сам Христос подавал пример вплоть до конца своей земной жизни, на Кресте моля за тех, кто распял Его: « Отче! прости им, ибо не знают, что делают » (Лк.23:34).
evg3097@mail.ru «В оспитание ребенка достигает успеха лишь тогда, когда на него в равной мере влияют церковь, семья и школа. Церковь занимает ведущее место, и роль ее еще более возрастает в условиях отсутствия нормальной семьи.»
Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер — таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др.
В секуляризованном обществе, где культура выходит из-под церковного контроля, мораль принимает Вполне светский характер и функционирует вне института церкви.
Добрые дела и подвижничество возможны как по религиозным, так и по светским мотивам.
evg3097@mail.ru Неверие в Бога, в истинность догматов и канонов занимает первое место в предназначенном для исповеди перечне прегрешений. При этом в перечне осуждаемых церковью грехов находятся и основные пороки, бичуемые светской моралью, а среди добродетелей — ценности общечеловеческого характера.
evg3097@mail.ru Среди возвышаемых религией ценностей — верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сострадание и независтливость , вера, надежда и любовь.
evg3097@mail.ru В религиозном и светском представлении о морали не все совпадает, церковное понятие « грех » и светское « порок » не идентичны. Ядро религиозной морали — учение о греховности.
evg3097@mail.ru Чем религиозная мораль отличается от светской: в религии моральные нормы формулируются в более общем виде и для обоснования тех или иных норм ссылаются на высшие силы. Светская мораль более конкретна, более рациональна, и для объяснения тех или иных положений прибегает к логике, а не к божественным откровениям. Во все времена в человеческом обществе существовало противоречие между интересами отдельных людей и интересами общества в целом. В человеке заложен ряд инстинктов (самосохранения, размножения, разрушения и т. д.), толкающих его на определенные действия, которые другими членами общества воспринимаются как агрессия и покушение на их права.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»). 4 класс
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
Дидактический материал по обществознанию в 9 классе на тему "Мораль, искусство, наука, образование"
Дидактический материал...
Дидактический материал по теме Мораль
Дидактический материал по теме Мораль...