2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала | - Организовать и направить к достижению целей урока познавательную деятельность учащихся | 1. Определение темы урока: Ребята, мы продолжаем изучение темы «Экономика». Я предлагаю начать взять лист, лежащий перед вами. Это одновременно и лист самооценки, и лист с заданиями, выполняем задание №1 под буквой А) решить ребус и загадку, ответ написать в нужной строке (Деньги). Задание под буквой Б) перечислены термины: обязанность, назначение, круг деятельности, роль. Задание: с помощью словаря в конце учебника на букву «ф» определите значение термина. Учащиеся называют, что это функция. Итак, какова тема нашего урока? Называют - Деньги и их функции - Тема урока «Деньги и их функции». Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе вы не найдете аналога денег. А между тем большинство из людей не знает о денежном мире ничего, а если и знает, то совсем мало. Дело в том, что все законы экономики и экономических задач ведомы только профессионалам – экономистам, банкирам, ученым, финансистам, и т.д. Но для того чтобы не делать досадных ошибок, у нас должно быть некоторое представление о законах денежного мира. - Какую цель мы с вами поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Что вы хотите узнать, с чем познакомится? Дети отвечают, на доске магнитами крепим цели на урок.
Цель урока. 1) Узнать, что такое деньги; 2) Узнать историю возникновения денег; 3) Определить функцию денег. На сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. Для работы нам нужно поставить перед собой задачи. 1) Ответить на вопрос, что такое деньги? 2) Узнать историю денег. 3) Выделить функцию денег. Давайте откроем учебник на странице 105 (§ 13). |
3. Этап усвоения новых знаний | - дать учащимся конкретное представление об основных аспектах экономики, ее сферах и участниках; - добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний; - на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН | Так, мы приступаем к первому вопросу. Что такое деньги? Задание № 2 Из слов, написанных на доске составьте определение и назовите, значение о термин оно раскрывает (роль, обмен, товар, всеобщего, эквивалент, при, выполняющий). Можно воспользоваться словаря в конце учебника на букву «Д». Один из учеников идет к доске остальные работают на своих листах. Учащиеся определяют, что это термин «Деньги» – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Записываем новый термин в тетрадь. У нас попутно появляется новый термин «эквивалент» используя текст учебника стр. 105-106, самостоятельно найти ответ на этот вопрос ищем значение данного термина. Записываем новый термин в тетрадь. Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его. Эквивалент =деньги Учитель. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за то, что покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Задание 3. Прочитайте материал: «Как деньги стали деньгами» и составьте кластер. Прочитайте материал: «Как деньги стали деньгами» и составьте кластер. (ученики на листе, один - составляет на доске).
Задание № 4 Заполнит таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. И сравните их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-». Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Приемлемость | Соль | - | - | + | + | - | Каменные колеса | - | + | + | + | - | Рыба | - | - | - | - | - | Золото | - | + | + | + | + | Медные монеты | + | + | + | + | + |
Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? На основании того, что мы прямо сейчас обсудили, какой вывод мы с вами закрепляем? Что такое деньги? «Деньги – это особый вид универсального товара, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. И так, ребята, мы с вами справились с первой задачей нашей работы.
Переходим ко второй задаче «Узнать историю возникновения денег» Первые деньги в зависимости от культуры, развития и занятия народов были разнообразными. До наших дней дошли самые разнообразные предания о древних деньгах. Расскажем о некоторых их них. Сейчас вы должны найти спрятанные по классу определения, к картинкам, которые ранее вам были розданы заняв свое место зачитать их. За одно и проведем физминутку. Дети встают с мест перемещаются по классу и найдя определение к своей картинке садятся на место. Зачитывают по очереди. Как мы видим, эволюция денег– крайне интересная тема для изучения. Но прогресс не стоит на месте, с развитием электроники и информационных технологий платежные средства приобретают новые формы. Сейчас все меньше людей пользуются наличным расчетом, предпочитая оплату по банковской карте. Появляется такой вид денег, как криптовалюта. Как ребята вы считаете мы справились со второй задачей, узнали историю возникновения денег?
Тогда переходим к третьей задаче. «Выделить функцию денег.» Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа стр106-109, определить функции денег. Ну, какие же функции выполняют деньги? В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др. Средство накопления– хранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п. Для того, чтобы проверить как вы поняли этот материал проведем парную работу. Задание №5 в своем листе. Вы разделены на 6 групп, найдите своего напарника и быстрее остальных решите вашу задачу. Прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае. Карточка №1 - Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
- Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ( мера стоимости).
Карточка №2 - В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
- Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
Карточка №3 - Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабаса. У него была замечательная азбука, которую папа Карло выменял на свою куртку. (Мера стоимости).
- Азбуку Буратино с неохотой променял на пять грошей какому-то мальчишке. (средство платежа).
Карточка №4 - Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за один грош приобрел билет на завтрашнее представление. (Средство обращения).
- Один грош завалился за подкладку. (Средство накопления и сбережения).
Карточка №5 - «Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали Буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков, чтобы из них выросло целое денежное дерево. (Средство накопления)
- Вот когда дерево даст плоды – гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет не только купить театр Карабаса-Барабаса, но и устроить целый театральный фестиваль. (мировые деньги)
Карточка №6 - Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. (Средство накопления)
- Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. (Мировые деньги)
- Теперь давайте определим, в каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные;
обобщение ответов детей Мы с вами ответили на третий вопрос плана |
4.Этап закрепления нового матери- ала | - проверить понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания через практическую работу
| Учитель. Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте вспомним, как он составляется, и составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. - Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
- Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
- Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
- Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
- Одно слово. Характеризует суть предмета или объект
Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. Примеры Деньги Металлические, древние Накапливают, платят, стоят Средство товарного обмена Торговля |