Тематическое повторение модуля "Человек и общество" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Для подготовки обучающихся одиннадцатого класса к итоговой аттестации использую тематическое повторение по темам. Я представляю тему "Человек и общество". Тематическое повторение включает задания по структуре экзаменационной работы. Так в эту тему включены различные элементы содержания, проверяемых на ЕГЭ. Задания включены как из открытого банка заданий, так и пособия под редакцией П.А. Баранова и С.В. Шевченко. Задания направлены на отработку понятий проверяемых в этой теме. Это такие вопросы как: моровоззрение, его виды и формы; Виды знаний; Понятие истины, её критерии; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность и другие. В конце работы есть ответы к первой части работы.
Эти задания могут быть использованы для проведения контрольных и проверочных работ, промежуточного и итогового контроля уровня обществоведческой компетентности обучающихся средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое повторение темы "Человек и общество" | 47.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок-модуль 1. Человек и общество
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию
- Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
- Мировоззрение, его виды и формы.
- Виды знаний
- Понятие истины, её критерии
- Мышление и деятельность
- Потребности и интересы
- Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.
- Основные институты общества
- Понятие культуры. Формы и разновидности культуры.
- Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
- Образование, его значимость для личности и общества.
- Религия.
- Искусство.
- Мораль.
- Понятие общественного прогресса.
- Многовариантность общественного развития (типы обществ)
- Угрозы ХХ1 века (глобальные проблемы)
Часть 1.
- Запишите слово, пропущенное в таблице.
Основные понятия, характеризующие человека.
Наименование понятия | Характеристика |
Личность | Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. |
??? | Неповторимое своеобразие проявлений человека, подчёркивающее непохожесть на других людей. |
- Функции практики в процессе познания. Источник познания – основа познания - ???познания – критерий истины.
- Основные компоненты деятельности
Наименование компонента | характеристика |
Цель | Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека |
??? | Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности |
- Основные формы и разновидности культуры
Наименование формы и разновидности культуры | Характеристика |
Элитарная | Создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами |
??? | Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре |
- Социально-гуманитарные науки
Наименование социально-гуманитарной науки | Характеристика |
Социология | Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных, так и частных |
??? | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. |
- Основные формы исторического развития
Наименование формы исторического развития | характеристика |
революция | Качественные изменения, проводимые в целях преобразования основ социального строя |
??? | Процесс перехода от традиционного (аграрного) общества к обществу современному индустриальному. |
2.1. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий.
Убеждение, мировоззрение, миропонимание, мироощущение, мировосприятие.
2.2. Объективное знание, проверяемое знание, обобщённое знание, научное знание, системное знание.
2.3. Практика, реформа, материальное производство, научный эксперимент, война.
2.4. Религиозные отношения, правовые отношения, духовные отношения, политические отношения, философские отношения.
2.5. Архитектура, искусство, эстетическая ценность, художественный образ, натюрморт.
2.6. Социоприродные противоречия, интерсоциальные проблемы, международный терроризм, экологическая проблема, глобальная проблема.
3.1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки индивида.
1) нейродинамика; 2) задатки; 3) ценности; 4) биологические потребности; 5) мировоззрение; 6) возраст; 7) эмоции.
3.2. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки житейского познания.
1) народная мудрость; 2) отвлечённая категория; 3) опыт повседневной жизни; 4) предание; 5) художественный образ; 6) обыденное познание.
3.3. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки труда как вида деятельности.
1) потребительский характер; 2) целесообразность; 3) мастерство; 4) условная ситуация; 5) практическая полезность; 6) ожидаемый результат.
3.4. Все они, за исключением двух, представляют собой вторичные (приобретённые) потребности человека. 1) потребность в самоуважении; 2) потребность в безопасности своего существования; 3) потребность в общении; 4) потребность в отдыхе; 5) потребность в самовыражении; 6) потребность в служебном росте.
3.5. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки общества. 1) системность; 2) способы взаимодействия людей; 3) весь материальный мир; 4) динамичность; 5) линейность развития; 6) формы взаимодействия людей.
3.6. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки общественного прогресса. 1) относительность; 2) инновация; 3) поступательное развитие; 4) стагнация; 5) противоречивость; 6) одномерность.
4.1. Выберите верные суждения о человеке как биосоциальном существе.
1) биологическое влияет на общую продолжительность жизни человека.
2) все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками.
3) социальные действия человека всегда обусловлены его биологическими и генетическими характеристиками.
4) способность человека мыслить и практически действовать имеет социальное происхождение.
5) биологические свойства человека жёстко не запрограммированы.
4.2. Выберите верные суждения о человеке как о многокачественном явлении.
1) В понятии «индивид» фиксируются какие-либо особенные свойства человека.
2) человек рождается как индивид.
3) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
4) человек, ставший личностью, перестаёт быть индивидом.
5) В процессе включения человека в систему общественных отношений формируется личность.
4.3. Выберите верные суждения о мировоззрении.
1) В мировоззрении переплетены знания, ценности и программы действия.
2) На конкретно-образном уровне мировоззрения формируется миропонимание.
3) Мировоззрение имеет эмоционально-психологическую сторону
4) В основе сознательно формируемого мировоззрения лежат наука и философия.
5) У отдельного человека становление мировоззрения всегда происходит стихийно.
4.4. Выберите верные суждения о знаниях.
1) Каждой форме духовной культуры соответствуют специфические формы знания.
2) На ранних этапах человеческой истории существовало обыденно практическое знание.
3) Донаучное знание сознательно эксплуатирует домыслы и предрассудки.
4) Художественное знание строится на приметах, назидании, традициях, личном опыте.
5) Личностное знание зависит от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
4.5. Выберите верные суждения об истине.
1) Вне мышления познающего субъекта существует пласт знаний, содержащий в себе объективную истину.
2) Достижение истины является целью научного познания.
3) Выявить истину можно лишь при сопоставлении знания с объектом, в процессе практической деятельности.
4) истина несёт в себе определённые искажения со стороны субъекта.
5) Истина определяется самим познаваемым объектом.
4.6. Выберите верные суждения о мышлении.
1) Мышление неразрывно связано с языком.
2) Наглядное и предметное отражение действительности характерно для мышления.
3) Мышление возникает на основе практической деятельности.
4) В мыслительном процессе отсутствуют эмоционально-волевые стороны личности.
5) Мышление имеет место только тогда, когда существует проблемная ситуация.
4.7. Выберите верные суждения о деятельности.
1) Благодаря деятельности, биологическое существование человека становилось одновременно социальной.
2) В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной.
3) Деятельность человека всегда протекает совместно с окружающими людьми.
4) Деятельность человека представляет собой подсистему, включённую в систему отношений общества.
5) Люди обладают врождённой программой деятельности.
4.8. Выберите верные суждения о потребностях человека.
1) Наличие потребности характеризуется отсутствием эмоций у человека.
2) Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости.
3) Потребности базируются на тех или иных нереализованных мотивах человека.
4) Особенность потребностей человека состоит в том, что они не образуют иерархическую систему.
5) Потребности лежат в основе возникновения интересов у человека.
4.9. Выберите верные суждения об интересе.
1) Интерес подавляет боль и усиливает радость.
2) Интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми.
3) Интерес направлен прежде всего на предмет удовлетворения, нежели на социальные институты, от которых зависит удовлетворение потребностей.
4) Интерес всегда сочетается со склонностью.
5) Интерес выступает важным побудительным стимулом к различным видам деятельности.
4.10. Выберите верные суждения о свободе и необходимости.
1) По мере развития человеческой свободы ответственность исчезает.
2) Свобода – это способность прервать необходимость, цепь причинно-следственных связей.
3) Необходимость становится точкой отсчёта для всех представителей волюнтаризма.
4) Свободы представляет собой специфически человеческой качество, лежащее в основе формирования его индивидуальности.
5) Под необходимостью часто понимается предопределённость. Божий промысел, судьба, рок.
4.11. Выберите верные суждения об обществе.
1) Общество представляет собой результат целенаправленной и разумно организованной деятельности людей, объединённых на основании общих интересов.
2) Понятие «общество» включает в себя природную среду обитания.
3) Общество может существовать вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей.
4) Общество способно своей деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
5) Структурой общества являются общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами системы.
4. 12. Выберите верные суждения об основных сферах общественной жизни.
1) Соотношение основных сфер общественной жизни характеризуется определяющей ролью социальной сферы.
2) Каждая из основных сфер общественной жизни представляет собой систему различных элементов, находящихся во взаимодействии.
3) Все основные сферы общественной жизни имеют собственные закономерности развития.
4) Все основные сферы общественной жизни отличаются независимостью друг от друга.
5) Все основные сферы общественной жизни обладают относительной самостоятельностью
4.13. Выберите верные суждения об институтах общества.
1) Институт общества имеет систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов.
2) Институты общества реализуют только явные функции.
3) Все институты общества сводятся к принуждению.
4) Важным показателем специфичности общества является соотношение между его институтами.
5) Каждый институт общества выполняет общественно значимую функцию.
4.14. Выберите верные суждения о культуре.
1) Культуру невозможно охарактеризовать с точки зрения аспектов различных конкретных сфер общественной жизни.
2) Термин «культура» обозначает так называемую «вторую природу», то есть всё созданное человеком.
3) Культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в ходе исторического процесса.
4) Носителем культуры всегда выступает общество в целом.
5) Одной из функций культуры является накопление и хранение социальных достижений.
4.15. Выберите верные суждения о формах культуры.
1) Произведения массовой культуры повышают общую планку духовной культуры общества.
2) В последние десятилетия синонимом массовой культуры стал термин «популярная культура», или «поп-культура».
3) «Мыльные оперы» относятся к произведениям народной культуры.
4) Элитарная культура представляет собой творческий авангард, нередко выходящий за рамки общепринятого.
5) произведения народной культуры могут дописываться, изменяться в процессе коллективного творчества.
4.16. Выберите верные суждения о науке.
1) Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.
2) Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
3) Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.
4) Наука представляет собой отрасль духовного производства.
5) Наука создаёт материальные ценности.
4.17. Выберите верные суждения о научном познании.
1) Научное познание отвергает чувственное познание.
2) В отличие от других способов отражения действительности научное познание не может быть субъективным.
3) Научное познание характеризуется высоким уровнем обобщения знаний.
4) Научное познание не требует обоснования собственной достоверности.
5) Научное познание обладает инструментальным характером.
4.18. Выберите верные суждения о социально-гуманитарных науках.
1) Ценностная составляющая является необходимым элементом социально-гуманитарных наук.
2) В социально-гуманитарных науках чаще используется понятие закономерности, которое определяет характер протекающих процессов лишь с той или иной степенью вероятности.
3) Объектом изучения социально-гуманитарных наук становятся события и явления, которые повторяются, поэтому уникальность существенной роли не играет.
4) В социально-гуманитарных науках высок процент количественных методов познания.
5) Разработка методов исследования качественных характеристик социальных явлений выступает одной из самых сложных и значимых проблем социально-гуманитарных наук.
4.19. Выберите верные суждения об образовании.
1) Образование представляет собой целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и способов познавательной деятельности.
2) Образование является триединым процессом, характеризующимся такими сторонами, как обучение, воспитание и развитие.
3) Под образованием понимается преобразовательная деятельность человека, в результате которой создаются нематериальные ценности.
4) Образование представляет собой функцию общества, обеспечивающую его воспроизводство и развитие как целостной социальной системы.
5) Образование является формой общественного сознания, состоящей из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
4.20. Выберите верные суждения о современном образовании.
1) Современное образование предусматривает обязательность обучения в государственных образовательных организациях.
2) Для современного образования характерно многообразие путей его получения.
3) Современное образование отличается своим исключительно светским характером.
4) Принцип интернационализации свойственен современному образованию.
5) Современное образование предполагает существование различных типов и видов образовательных организаций.
4.21. Выберите верные суждения о религии.
1) Религия является одной из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
2) Религия представляет собой форму культуры, связанную с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящую мир в образах и символах.
3) Специфическим свойством религии является её связь с миром переживаний человека.
4) Организационными формами религии выступает церковь и секты.
5) К главным признакам религии относится организованное поклонение высшим силам.
4.22. Выберите верные суждения о функциях религии.
1) Религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение.
2) Религия хранит в себе культурный опыт человечества, передаёт его из поколения в поколение.
3) Религия регулирует общественные отношения, подконтрольные государству.
4) Религия сближает людей, объединяет их.
5) Религия формирует систему логически упорядоченных знаний.
4.23. Выберите верные суждения об искусстве.
1) Искусство характеризуется творческим характером и понятийным мышлением.
2) Искусство представляет собой специфический вид духовно-практического и эстетического отношения к действительности.
3) Искусство расширяет и углубляет личный опыт отдельного человека созданным воображением художника иным жизненным миром.
4) Искусство отличается точностью и определённостью.
5) Происхождение искусства неотделимо от магии и религиозных верований.
4.24. Выберите верные суждения о функциях искусства.
1)Искусство даёт человеку знания о мире и о самом человеке.
2) Искусство стремится выявить общее в виде обобщённых абстракций.
3) Искусство всегда предполагает воздействие на мировоззрение и поведение людей.
4) Искусство формирует эстетические вкусы человека, пробуждает его творческое начало.
5) Искусство отражает мир через категории добра и зла.
4.25. Выберите верные суждения о морали.
1) Мораль не имеет чётко очерченных границ, она присутствует в любом общественном явлении.
2) В морали главным и определяющим в оценке поведения считается его результат.
3) Творцами, носителями и защитниками морали являются институты общества.
4) Мораль опирается на общественное мнение и убеждения человека.
5) В морали сильна внутренняя мотивация поведения человека.
4.26. Выберите верные суждения о функциях морали.
1) Мораль отражает мир в художественно-образной форме.
2) Мораль направляет поведение людей на установление отношений, основанных на принципах добра, справедливости и гуманизма.
3) Мораль пронизывает всю регулятивную деятельность, осуществляемую в обществе.
4) Мораль является единственным социальным регулятором общества.
5) Мораль формирует личность, заботящуюся не только о собственном благополучии, но и об интересах окружающих её людей.
4.27. Выберите верные суждения об общественном прогрессе.
1)Общественный прогресс представляет собой глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всём протяжении исторического времени.
2) Общественный прогресс включает в себя как свои составные части политический и религиозный прогрессы.
3) Общественный прогресс всегда сопряжён с попятным движением в определённом направлении, с утратой некоторой части возможного развития.
4) Общественный прогресс всегда осуществляется скачкообразно.
5) Общественный прогресс является доминирующей тенденцией развития общества.
4.28. Выберите верные суждения о формах общественного прогресса.
1) Социальная революция всегда проводится «сверху»
2) Реформа представляет собой частичные изменения, затрагивающие не всё общество, а отдельные его сферы или институты.
3) Реформы всегда происходят «сверху».
4) Революции носят только кратковременный характер.
5) Реформы могут быть и прогрессивными и регрессивными.
4.29. Выберите верные суждения о типах общества.
1) В условиях аграрного общества человек становится автономным внутри социальной группы.
2) Индустриальное общество возникло с преодолением жёсткой зависимости человека от природы в результате промышленной революции.
3) Постиндустриальное общество в отличие от индустриального формируется под воздействием машинной технологии.
4) В аграрном обществе личная зависимость охватывала не только отношения в производстве, но и распространялась на отношения распределения, обмена и потребления.
5) В индустриальном обществе углубляется разделение труда, развиваются его специализация, кооперация и комбинирование.
4.30. Выберите верные суждения о глобальных проблемах.
1) Глобальные проблемы возникли в результате формирования единого хозяйственного организма человечества.
2) Каждую глобальную проблему целесообразно решать по отдельности.
3) Глобальные проблемы затрагивают жизнедеятельность всего человечества.
4) Глобальные проблемы проявляются как объективный фактор развития общества.
5) Все глобальные проблемы порождены характером современного развития.
5.1. Установите соответствие.
Характеристики | Качества человека |
А) социальная роль |
|
Б) физиологические потребности |
|
В) биологические потребности | |
Г) сознательные цели | |
Д) направленность |
5.2.
Типы мировоззрения | Основы классификации |
А) пессимистическое |
|
Б) антропоцентрическое |
|
В) реакционное |
|
Г) религиозное |
|
Д) природоцентрическое |
5.3.
Особенности познания | Ступени познания |
А) воспроизведение внешних сторон и свойств объектов |
|
Б) обобщённость и абстрактность образов |
|
В) прямое воспроизведение объекта | |
Г) одной из форм познания является суждение | |
Д) отражение действительности осуществляется посредством мышления |
5.4.
Отличительные признаки | Виды знаний |
А) облекается в форму отвлечённых понятий |
|
Б) строится на образе |
|
В) базируется на народной мудрости |
|
Г) скрыто от чувств | |
Д) является основой повседневного поведения людей |
5.5.
Характерные черты | Виды истины |
А) знание, достигнутое на данном этапе познания |
|
Б) знание, которое никогда не может быть опровергнуто |
|
В) предельное знание, к которому стремится человек | |
Г) знание, зависящее от определённых условий, места и времени их получения | |
Д) исчерпывающее достоверное знание |
5.6.
Отличительные признаки | Типы мышления |
А) обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук |
|
Б) способом решения задачи является применение теоретических знаний |
|
В) использование символики как средства выражения результатов мыслительной деятельности |
|
Г) задача дана наглядно, в конкретной форме | |
Д) свойственно людям первых земных цивилизаций |
5.7.
Виды деятельности | Основы классификации |
А) материальная |
|
Б) внутренняя |
|
В) экономическая |
|
Г) коллективная |
|
Д) социально-преобразовательная |
5.8.
Потребности | Виды потребностей |
А) в общественном признании |
|
Б) в жилище |
|
В) в создании прекрасного |
|
Г) в санитарно-гигиеническом благополучии | |
Д) в знаниях |
5.9.
Виды интересов | Основы классификации |
А) групповые |
|
Б) мнимые |
|
В) активные |
|
Г) реактивные |
|
Д) общественные |
5.10.
Элементы | Основные сферы общественной жизни |
А) музеи, архивы |
|
Б) отношения между гражданским обществом и государством |
|
В) система здравоохранения |
|
Г) банки и биржи |
|
Д) отношения между нациями |
5.11.
Базовые потребности человека | Основные сферы общественной жизни |
А) потребность в законе и порядке |
|
Б) потребность в нравственном совершенствовании |
|
В) потребность в той или иной форме общности |
|
Г) материальные потребности |
|
Д) потребность в самореализации |
5.12.
Примеры | Виды институтов общества |
А) материнство |
|
Б) парламентаризм |
|
В) хозяйственные отношения |
|
Г) семья | |
Д) местное самоуправление |
5.13.
Отличительные признаки | Виды культуры |
А) удовлетворяет вторичные потребности человека |
|
Б) выражена в объективно-предметной форме |
|
В) её объекты существуют в человеческом сознании и поддерживаются общением | |
Г) базируется на рациональном, репродуктивном типе деятельности | |
Д) её основа – красота, знания, мудрость |
5.14.
Объекты культуры | Виды культуры |
А) технология |
|
Б) воспитание |
|
В) научные знания | |
Г) архитектура | |
Д) мировоззрение |
5.15.
Объекты культуры | Виды культуры |
А) традиция |
|
Б) храм |
|
В) книга | |
Г) закон | |
Д) церемония |
5.16.
Объекты культуры | Формы культуры |
А) сериал |
|
Б) салонная музыка |
|
В) цирк |
|
Г) сказка | |
Д) карнавальное шествие |
5.17.
Типы культуры | Основы классификации |
А) светская |
|
Б) педагогическая |
|
В) западная |
|
Г) народная |
|
Д) экологическая |
5.18.
Методы научного познания | Уровни научного познания |
А) измерение |
|
Б) математизация |
|
В) описание | |
Г) формализация | |
Д) классификация |
5.19.
Науки | Виды наук |
А) генетика |
|
Б) математика |
|
В) философия |
|
Г) география | |
Д) политология |
5.20.
Составляющие научного познания | Элементы научного познания |
А) гипотеза |
|
Б) индукция |
|
В) идеализация | |
Г) теория | |
Д) аналогия |
5.21.
Образовательные организации | Виды образования |
А) университет |
|
Б) гимназия |
|
В) детский сад |
|
Г) институт повышения квалификации |
|
Д) техническое училище |
5.22.
Отличительные признаки | Тенденции в развитии образования |
А) расширение знаний школьников о человеке, человечестве и человечности |
|
Б) сохранение здоровья учащихся |
|
В) раскрытие индивидуальности ученика | |
Г) приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования | |
Д) реализация в процессе обучения субъект-субъектных отношений |
5.23.
Религии | Виды религий |
А) иудаизм |
|
Б) ислам |
|
В) буддизм | |
Г) синтоизм | |
Д) христианство |
5.24.
Отличительные признаки | Формы духовной культуры |
А) принимает достоверность и истинность без доказательств |
|
Б) Определяет мировоззрение, которое превращается в составную часть культуры |
|
В) имеет цель постижения истины и открытия объективных законов |
|
Г) упорядочивает определённым образом помыслы и стремления людей | |
Д) формирует систему логически упорядоченных знаний |
5.25.
Составляющие искусства | Элементы искусства |
А) театр |
|
Б) авангардизм |
|
В) кино | |
Г) ампир | |
Д) зодчество |
5.26.
Отличительные признаки | Формы духовной культуры |
А) обращение к эмоциям человека |
|
Б) вера в реальность чуда |
|
В) воспроизведение мира в образах и символах |
|
Г) формирование личности | |
Д) создание художественной реальности |
5.27.
Отличительные признаки | Формы духовной культуры |
А) представляет собой систему норм |
|
Б) регулирует общественные отношения |
|
В) выражается в общественном мнении |
|
Г) выступает мерой свободы в обществе | |
Д) распространяется на отношения, подконтрольные государству |
5.28.
Отличительные признаки | Виды модернизации |
А) осуществляется «сверху» |
|
Б) исторически совпадает с процессом развития западного капитализма |
|
В) начинается с экономики и политики | |
Г) подготовлена всем ходом предшествующей эволюции | |
Д) является способом «догоняющего» развития |
5.29.
Отличительные признаки | Типы обществ |
А) профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний |
|
Б) локальное, неконтролируемое воздействие на природу |
|
В) превращение услуг в основной продукт производства |
|
Г) выполнение капиталом функции основного фактора производства | |
Д) замкнутость социальных структур |
5.30.
Глобальные проблемы | Виды глобальных проблем |
А) энергетическая проблема |
|
Б) проблема войны и мира |
|
В) продовольственная проблема |
|
Г) проблема освоения Мирового океана | |
Д) замкнутость социальных структур |
6.1. Во время одной познавательной программы на радио, посвящённой эволюционной теории, эксперт М. в качестве отличия человека от животного привёл способность человека изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Какие иные признаки характеризуют человека?
1) практическая низменность потребностей
2) изменение и преобразование природы
3) проникновение в связи и отношения вещей
4) осуществление, в основном, наследственно закреплённых программ поведения
5) первостепенная ориентация на удовлетворение физических потребностей
6) установление причинных зависимостей
6.2. Николай был убеждён в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, признавая, что человек обречён на страдания и будущее не обещает ничего хорошего. При этом необходимо сохранять существующее положение в обществе. Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения.
1) революционное
2) пессимистическое
3) религиозное
4) природоцентристское
5) консервативное
6) научное
6.3. В деревне К. у большинства жителей мировоззрение складывается стихийно. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой деревне среди населения распространено житейское мировоззрение?
1) тесно связано с мировой культурой
2) отличается глубоким проникновением в суть явлений
3) опирается на непосредственный опыт человека
4) формирует общие теоретические взгляды на мир и человека
5) незначительно использует опыт науки и религиозного сознания
6) складывается в процессе личной практической деятельности
6.4. Сергей считал, что целостное представление о природе, обществе и человеке возможно сформировать на основе постижения общих принципов и законов их функционирования, достоверного обобщения фактов, их непротиворечивости и доказательности. Это будет способствовать не только коренному преобразованию существующего уклада жизни, но и поможет решить наиболее сложные глобальные проблемы, улучшая условия для существования человечества. Выберите из приведённого списка характеристики этого мировоззрения.
1) социоцентристское
2) реакционное
3) оптимистическое
4) наукоцентристское
5) обыденное
6) революционное
6.5. В стране Л. среди населения распространено мировоззрение, основой которого являются священные книги буддистов. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что в этой стране среди жителей преобладает религиозное мировоззрение?
1) недостаточное внимание к достижениям науки
2) опора на жизненный опыт
3) признание сверхъестественного начала
4) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
5) теоретическое обобщение итогов достижений человеческого познания
6) обоснование утверждений, апеллируя к разуму человека
6.6. Утверждение «Зевс похитил Европу, обернувшись быком» демонстрирует неразрывную связь человека и природы. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что это утверждение является примером мифологического знания?
1) отражение переживаний людей по поводу объективной действительности
2) облечение реальности в форму отвлечённых понятий.
3) деление действительности на два мира: сверхъестественный и естественный
4) предоставление ответов на мировоззренческие вопросы в последовательно логической форме
5) совмещение фантастического и реально существующего
6) перенесение черт животного на человека
6.7. Утверждение «Не зная броду – не суйся в воду!» во многом сформировалось на основе здравого смысла. Какие иные проявления свидетельствуют о том, что речь идёт о житейском знании?
1) назидание
2) личный опыт
3) категория
4) традиция
5) эксперимент
6) формализация
6.8. Учёные утверждают, что мышление обладает таким свойством, как быстрота. Это проявляется в способности человека находить правильные решения в условиях дефицита времени. Какие иные свойства присущи мышлению?
1) неразрывная связь с речью
2) возникновение на основе практической деятельности
3) чувственное, непосредственное отражение действительности
4) личностный характер
5)отражение конкретных, единичных свойств предметов и явлений
6) отсутствие влияния эмоционально-волевых сторон личности.
6.9. Художник К. создал образы мирового хаоса и пустоты, воспроизведя их в выставочном пространстве впервые с помощью различных предметов, мебели, газет и т.д. Выберите из приведенного списка характеристики этой деятельности.
1) социальная
2) духовная
3) незаконная
4) творческая
5) индивидуальная
6) политическая
6.10. Одним из авторов химического оружия стал Ф.Габер, руководивший в годы Первой мировой войны химическим отделом в военном министерстве Германии. Никакие моральные соображения не останавливали этого учёного. На обвинении во введении в обращение нового страшного оружия массового уничтожения Габер отвечал, что газы, авиация и подводные лодки являются новейшими достижениями человечества в военном деле. Выберите из приведённого списка характеристики деятельности этого учёного.
1) репродуктивная
2) практическая
3) творческая
4) незаконная
5) созидательная
6) трудовая
6.11. В детском оздоровительном лагере Н. большой популярностью пользовался турнир смекалистых, направленный на удовлетворение интересов его участников. Какими иными признаками характеризуется игровая деятельность?
1) направлена на создание материальных продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей
2) осуществляется под влиянием необходимости
3) ориентирована не на результат, а на сам процесс
4) происходит в условной ситуации
5) является первым и основным фактором человеческого существования.
6) включает использование так называемых замещающих предметов.
6.12. Галина, когда возникал вопрос о потребностях, всегда ставила на первое место стремление к истине, красоте, желание приносить добро людям, понимая, что таким образом она добьётся уважения со стороны других, их признания. Выберите из приведённого списка характеристики этих потребностей.
1) социальные
2) физиологические
3) разумные
4) материальные
5) престижные
6) ложные
6.13. Антон всегда хотел стать профессионалом в области функционирования рыночного механизма, хотя сам процесс изучения экономики его мало занимал. Он успешно окончил соответствующий факультет университета, что позволило ему занять должность консультанта по продажам в одной крупной фирме и реализовать свой интерес. Выберите из приведённого списка характеристики этого интереса.
1) политический
2) активный
3) индивидуальный
4) общественный
5) пассивный
6) опосредованный
6.14. НА уроке ученик Г., характеризуя общество как систему, указал на то, что оно включает разнообразие различных социальных структур и подсистем. Какие иные черты свойственны обществу?
1) самодостаточность
2) предсказуемость
3) статичность
4) динамичность
5) линейность
6) сложноорганизованность
6.15. В стране Б. значительное место отводится институту наследования. Какие иные ключевые институты с точки зрения организации общества поддерживаются в этой стране?
1) власть
2) судебная экспертиза
3) собственность
4) фирма
5) побратимство
6) семья
6.16. Американский исследователь Г. Оверстит отмечал, что «на формирование нашего сознания постоянно оказывают влияние четыре общественных института – пресса, радио, кино и реклама. …Все перечисленные четыре вида составляют неотъемлемую часть культуры, которая отличается высокой технической совершенностью». Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о массовой культуре?
1) распространяет стандартизированные духовные блага
2) представлена исключительно в продуктах материального труда
3) характеризуется частой повторяемостью сюжетов.
4) отличается традиционностью, коллективностью, пассивностью
5) определяет пути дальнейшего культурного развития.
6) адресована всем, без различия классов, наций, пола.
6.17. В сельском районе Б. большой популярностью пользуется культура, которая фактически неотделима от повседневной и практической жизни людей. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о народной культуре?
1) отличается коммерческой целесообразностью
2) создаётся анонимными авторами
3) характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов.
4) способствует научному познанию человеком мира и себя в нём.
5) отражает национальный характер
6) является источником вдохновения для представителей элитарной культуры.
6.18. Фильмы режиссёров Ф. Феллини и А. Тарковского отличались оригинальностью и индивидуальностью в поисках новых художественных решений. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что произведения этих мастеров является примером элитарной культуры?
1) отличаются замкнутостью, доступностью лишь незаурядным людям
2) характеризуется девизом: «Искусство ради искусства»
3) опирается на пассивность восприятия
4) основывается на иррациональном, бессознательном, эмоциональном
5) характеризуются серийностью, тиражируемостью
6) опережает на десятилетия уровень восприятия среднеобразованного человека
6.19. В 60-е гг. ХХ в. молодёжное движение хиппи отрицало такие ценности, как усердный труд, материальный успех, конформизм, политическую деятельность, сексуальную сдержанность, т.е, противостояло доминирующей культуре. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что культура хиппи являлась контркультурой?
1) формирует эстетические вкусы и потребности подавляющего большинства людей
2) регулирует общественные отношения с позиций добра и зла.
3) создаёт альтернативные формы общественного бытия
4) рождается на базе этноса
5) формируется под влиянием потребности человека в самоутверждении.
6) является своеобразной революцией в сфере социальных ценностей.
6.20. На уроке ученица И., характеризуя духовную жизнь человека, указала на одну из её форм, которую отличают специфические методы познания. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о науке?
1) мифологичность
2) логичность
3) рациональность
4) творчество
5) некритичность
6) сверхъестественность
6.21. Исследователь М. стремился выявить фундаментальные закономерности, используя метод восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. Какие иные теоретические методы научного познания мог бы применить этот исследователь?
1) наблюдение
2) сравнение
3) формализация
4) математизация
5) обобщение
6) эксперимент
6.22. В стране В. система образования ориентирована на сотрудничество учителей и учащихся. Педагоги следуют принципу: «приспособить школу для детей, а не детей для школы». Это находит своё выражение в учёте возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка при выборе форм и системы обучения, характерных для разных стран. Такой подход открывает дорогу более активному обмену учащимися. Этому также способствует широкое использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий. Выберите из приведённого списка характеристики образования в этой стране.
1) непрерывность образования
2) интернационализация процесса образования
3) гуманитаризация образования
4) демократизация образования
5) компьютеризация процесса образования
6) гуманизация образования.
6.23. В стране К. проводится модернизация образования, связанная с активацией внимания общества к личности учащегося, её психологии, интересам. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что одним из направлений модернизации образования в этой стране является его гуманизация?
1) признание учащегося в качестве объекта педагогического воздействия
2) реализация установки на сотрудничество учителя и ученика
3) учёт возрастных и индивидуальных особенностей школьника при выборе методов обучения
4) стремление ограничить образовательный процесс рамками школы.
5) увеличение часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин
6) предоставление учащимся возможности выбора форм обучения.
6.24. В Средние века подавляющее большинство европейцев представляли своё существование как бытиё и жизнь в Боге и через Бога. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что среди европейцев в эпоху Средневековья преобладало религиозное мировоззрение?
1) включает разработанную систему моральных заповедей.
2) предполагает строгую проверку и доказательность каждого вывода
3) содержит культовую систему
4) существует в форме стихийных, несистематизированных представлений.
5) содержит проверяемые и воспроизводимые знания.
6) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём.
6.25. На уроке ученик Р., характеризуя жизнь человека, указал на одну из её форм, которая создает реальность, мало связанную с утилитарными потребностями людей. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт об искусстве?
1) отличается образным освоением действительности.
2) ориентируется на создание произведений, истинность которых проверяется практикой.
3) характеризуется большой ролью в процессе познания воображения и фантазии познающего субъекта.
4) отражает реальность в понятиях, категориях и законах.
5) осуществляет регулирование поведения человека во всех областях общественной жизни.
6) восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности.
6.26. На уроке ученик В., характеризуя духовную жизнь человека, указал на одну из её форм, которая связана со всеми сферами общественной жизни. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что речь идёт о морали?
1) совокупность поддерживаемых общественным мнением норм.
2) отражение действительности в художественных образах.
3) высшая форма познания.
4) выражение оценки поступков с позиций добра и зла.
5) проявление государственной воли.
6) регулирование общественных отношений.
6.27. В стране К. в сельском хозяйстве занято 75% населения. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером традиционного общества?
1) уход во внутреннюю духовную жизнь.
2) приоритет экономики в решении общественных проблем.
3) созерцательное отношение к природе.
4) ускоренный темп жизни.
5) строгость поведенческих регуляторов.
6) разнообразие и быстрая смена художественных стилей.
6.28. В стране С. Имеет место подвижность и открытость социальных структур. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна является примером индустриального общества?
1) наличие сословий, включённость всех в коллектив.
2) основной фактор производства – капитал.
3) резкое повышение творческого начала в труде.
4) преобладание монархических форм правления.
5) широкое применение механизмом, технологий.
6) выход на лидирующие позиции массовой культуры.
6.29. В стране Д. имеет место повышение роли образования, которое становится определяющей характеристикой социального статуса, творческого потенциала. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что эта страна развивается как информационное общество?
1) утверждение веры в науку.
2) резкое повышение творческого начала в труде.
3) превращение услуг в основной продукт производства.
4) глобальное, неконтролируемое воздействие человека на природу.
5) превращение капитала в основной фактор производства.
6) внедрение компьютерной техники в различные сферы жизни.
6.30. На международном симпозиуме, посвящённом современным тенденциям глобализации, рассматривалась проблема освоения Мирового океана. Какие иные проблемы могут быть отнесены к глобальным?
1) проблема получения образования народными массами.
2) демографическая проблема.
3) продовольственная проблема.
4) торговая проблема.
5) проблема использования космоса.
6) научная проблема.
7.1. Вставьте пропущенные слова.
«Человек – существо, воплощающее (А) развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической (Б). При определённых (В) – врождённых анатомо-физиологических особенностей организма и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные (Г).
Когда мы говорим о человеке, то нередко употребляем родственные этому общему понятию термины. (Д) – это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей».
Список терминов:
|
|
|
7.2. Вставить вместо пропусков.
«С самого рождения человек стремится проявлять (А), что-то делать, действовать, наконец он дорастает до понимания того, для чего он действует. И тогда человек становится (Б) мира, окружающей его среды, даже если он сам именно этого не осознаёт.
(В) – это универсальный, разнообразный способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя.
Её важнейшими видами являются трудовая, учебная и (Г). Некоторые психологи выделяют ещё один вид – общение. Особое место в жизни человека занимает (Д). Её результатом бывают новые, доселе неизвестные материальные и духовные «продукты».
Многочисленные научные исследования в области психологии личности позволяют с уверенностью судить о деятельной основе (Е)».
Список терминов:
|
|
7.3. Вставить вместо пропусков.
«Познание полностью вытекает из базовых (А) человека, в частности, своего внутреннего мира. Познание включает в себя (Б) и рациональное познание. Большую роль в процессе познания играет (В) человека – «непосредственное смотрение», т.е. знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, некое озарение, постигающее человека.
Существуют два уровня научного познания: (Г) и теоретический. В первом случае обнаруживаются новые факты и тенденции, делаются первоначальные обобщения. Во втором – формируются общие (Д), создаются стройные концепции и теории.
В обществознании на первом уровне велики достижения социологии, а на втором вперёд вырвалась (Е) как высшая область теоретического познания прежде всего социальных явлений, как система взлядов, идей о мире и месте , роли в нём человека».
Список терминов:
|
|
7.4. Вставить вместо пропусков.
«Религия – один из основных компонентов (А) – совокупности духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Религиозная (Б) выступает центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.
Религия представляет собой (В), состоящую из: религиозного мировоззрения, религиозного (Г), религиозной организации и религиозных ценностей.
В обществе религия создаёт религиозную картину мира, объяснения природы, общества, человека, реализуя тем самым (Д) функцию. Религия провозглашает, что муки и невзгоды в этом мире с лихвой компенсируются благами небесной жизни, осуществляя функцию (Е)».
Список терминов:
|
|
7.5. Вставить вместо пропусков.
«Общество как совокупность людей состоит из (А) (групп, классов, слоёв, (Б), которые испытывают тенденцию к объединению, но в ряде случаев подвержены разъединительным настроениям. Наиболее важным элементом общества является (В), которое выполняет в основном политические функции.
К наиболее универсальным типологиям обществ относится их разделение на три типа: доиндустриальное ( (Г)), индустриальное и постиндустриальное ( (Д)). Корень этих слов ведёт начало от понятия «индустриальный», т.е. (Е).
Список терминов:
|
|
7.6. Вставить вместо пропусков.
«Общественный прогресс – (А) развитие общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. Это понятие прогресса зародилось ещё в Х1Х в. под влиянием (Б) теории.
Различают постепенный и (В) виды общественного прогресса. Первый – (Г), представляет собой частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ социального строя. Она представляет собой (Е) общества из одного качественного состояния в другое».
Список терминов:
|
|
|
Ответы:
№ задания | Ответ | № задания | ответ |
1.1. | индивидуальность | 5.18. | 12121 |
1.2. | цель | 5.19. | 21323 |
1.3. | мотив | 5.20. | 12212 |
1.4. | контркультура | 5.21. | 32143 |
1.5. | философия | 5.22. | 21121 |
1.6. | модернизация | 5.23. | 12212 |
2.1. | мировоззрение | 5.24. | 23121 |
2.2. | Научное знание | 5.25. | 12121 |
2.3. | практика | 5.26. | 31232 |
2.4. | Духовные отношения | 5.27. | 23132 |
2.5. | искусство | 5.28. | 21212 |
2.6. | Глобальная проблема | 5.29. | 31321 |
3.1. | 34 | 5.30. | 31312 |
3.2. | 25 | 6.1. | 236 |
3.3. | 14 | 6.2. | 235 |
3.4. | 24 | 6.3. | 356 |
3.5. | 35 | 6.4. | 346 |
3.6. | 46 | 6.5. | 134 |
4.1. | 145 | 6.6. | 156 |
4.2. | 235 | 6.7. | 124 |
4.3. | 134 | 6.8. | 124 |
4.4. | 125 | 6.9. | 245 |
4.5. | 235 | 6.10. | 236 |
4.6. | 135 | 6.11. | 346 |
4.7. | 124 | 6.12. | 135 |
4.8. | 25 | 6.13. | 236 |
4.9. | 125 | 6.14. | 146 |
4.10. | 245 | 6.15. | 136 |
4.11. | 145 | 6.16. | 136 |
4.12. | 235 | 6.17. | 256 |
4.13. | 145 | 6.18. | 126 |
4.14. | 235 | 6.19. | 356 |
4.15. | 245 | 6.20. | 234 |
4.16. | 134 | 6.21. | 345 |
4.17. | 235 | 6.22. | 256 |
4.18. | 125 | 6.23. | 236 |
4.19. | 124 | 6.24. | 136 |
4.20. | 245 | 6.25. | 136 |
4.21. | 145 | 6.26. | 146 |
4.22. | 124 | 6.27. | 135 |
4.23. | 235 | 6.28. | 256 |
4.24. | 134 | 6.29. | 236 |
4.25. | 145 | 6.30. | 235 |
4.26. | 235 | 7.1 | 628491 |
4.27. | 135 | 7.2. | 724693 |
4.28. | 235 | 7.3. | 462815 |
4.29. | 245 | 7.4. | 417358 |
4.30. | 134 | 7.5. | 189347 |
5.1. | 21122 | 7.6. | 582361 |
5.2. | 21341 | ||
5.3. | 12122 | ||
5.4. | 23121 | ||
5.5. | 12212 | ||
5.6. | 32311 | ||
5.7. | 34123 | ||
5.8. | 21313 | ||
5.9. | 31423 | ||
5.10. | 43212 | ||
5.11. | 34214 | ||
5.12. | 23123 | ||
5.13. | 21212 | ||
5.14. | 12212 | ||
5.15. | 21122 | ||
5.16. | 31322 | ||
5.17. | 24314 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая разработка по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Тематическая разработка по подготовке к ЕГЭ по обществознанию...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по подготовке к ЕГЭ для 11 класса общеобразовательной школы
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов средней общеобразовательной школы для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Так как результаты экзамена показывают, что не все учителя , ученики и их ...
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ТЕМА: ЧЕЛОВЕК
ТЕСТ ПОМОГАЕТ СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ...
Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....
Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....
Тематические тренировочные задания для подготовки к ОГЭ по обществознанию
Помогает самостоятельно и под руководством учителя подготовиться к экзамену по обществознанию за курс основной школы....
Доклад на тему«Организация текущего повторения как условие подготовки к огэ по обществознанию»
Экзамен (ОГЭ ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.У каждого учителя постепен...