Человек на войне (конспект урока по истории России в 9 классе)
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 541.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Больше - Рыбушкинская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Садекова
Урок истории в 9 классе
Автор: Мухаметжанова Альфия Хайдяровна
учитель истории и обществознания
Большое Рыбушкино
2014
Пояснительная записка
Данный урок в общей системе преподавания истории России входит в раздел « Великая Отечественная война: 1941-1945гг».
Эта тема открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, проблема соотношения правды и вымысла о войне в художественной литературе. К данному уроку учащиеся заканчивают написание исследовательских проектов «След войны в истории моей семьи». Собранный фактический материал (фотографии, награды и т.п.) привлекается к работе на уроке, повышая интерес к изучению темы и делая изучаемую проблему личностно значимой. Урок опирается на конкретные теоретические знания и практические умения учащихся работать с текстом документа, со справочной и дополнительной литературой, участвовать в беседе, делать выводы. При планировании урока были учтены особенности развития старшеклассников, их умение обосновывать тему, осознание цели, умение делать вывод, умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, умение работать в группах. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи решались в комплексе. Использование методики критического мышления дает возможность каждому ученику почувствовать свою значимость на уроке, приобрести уверенность в своих действиях, учит межличностному общению. На уроке рассматриваются актуальные проблемы для подростка в современном мире (через историческую призму): духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество.
Ведущими формами, методами и приемами урока являются групповая работа, поисковый метод, исследование текста документа, составление кластеров, работа с терминами, использование ИКТ.
Основные этапы урока:
- Стадия вызова: пробудить интерес, подготовить учащихся к предстоящей работе. Озвучивание целей урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности.
- Стадия осмысления: учащиеся сталкиваются с новой информацией; пытаются решить ту или иную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника, документа, мини – проекта ученика.
- Стадия размышления (рефлексии): происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идей и аргументируют их.
План – конспект урока
Тема « Человек на войне»
Цели урока
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление об основных событиях Великой Отечественной войны;
- раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;
- постановка проблемы перед учащимися: влияние правды войны, ужасов войны на мышление человека, мораль и нравственные нормы.
Воспитательные:
- показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы о судьбе своей семьи в военные годы;
- развивать познавательный интерес, воспитывать информационную культуру;
- воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению через наглядное и образное воссоздание событий Великой Отечественной войны.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, расширять кругозор;
- закрепить навыки исследовательской деятельности, работы с архивным материалом, формирование у учащихся навыков работы с документами, мемуарными материалами, краеведческими материалами, а также с текстами художественных произведений;
- учить работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по сопоставлению, анализу и систематизации исторических фактов.
Задачи:
1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества, показать на конкретных примерах, что источником героизма являлась внутренняя стойкость, сила духа;
2) воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
3) способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
4) сформировать представление о долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.
Оборудование урока:
компьютер;
интерактивная доска;
карта «Вторая мировая война»;
документы;
иллюстративный материал;
выставка художественной литературы о Великой Отечественной
войне;
мультимедийная презентация.
Эпиграф:
«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом» (Г.К.Жуков)
Кластер к уроку
Этапы урока | Поставленные задачи | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный этап | Подготовка к работе | Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали один из самых тяжелых периодов в истории нашей страны – Великую Отечественную войну. Но воюют прежде всего люди. В который раз попытаемся понять их. И не только маршалов и генералов, но и простых солдат, мирных граждан. Потому что война – это не только военные действия, поражения и победы на поле боя, но и экономика, дипломатия, национальные традиции амбиции вождей – без них мы вряд ли поймём: что, как и почему происходило. И на протяжении всей войны люди пытались приспособиться, жить и выжить. Как им это удалось? Это сегодня нам и предстоит выяснить. | Слушают вступительное слово учителя |
2.Самоопределение Стадия вызова | Определить тему урока, цели и задачи | 1418 дней длилась война. Как пережили её люди? Какими они были в начале войны, какими становились в течение войны, какими вернулись с фронта к мирной жизни? Сегодня мы попытаемся определить место и роль человека на фронте, в тылу, в оккупации и в плену. На каждом этапе урока будем делать вывод, работать с тетрадями и заполнять кластер. | Записывают тему в тетрадях |
3.Стадия осмысления | Работа с пунктом плана «Оккупационный режим» Работа с документом «Из директивы от 23 июля 1942 года А.Гитлера А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «ОСТ». | В результате стремительного наступления гитлеровцев ими была занята огромная территория, где до войны проживало 40% населения страны. На этой территории был установлен так называемый «Новый порядок». Что же нес нацизм народам нашей страны? Что такое оккупация? Как относились к оккупационному режиму советские люди? | Работают с документом, дают характеристику этого плана. Отвечают на вопросы учителя В тетрадях записывают термины: оккупация |
Работа со схемой «новый порядок» на оккупированных территориях | Знакомит учащихся со схемой, с термином Холокост | Изучают схему (стр.178) и комментируют ее | |
Работа с пунктом плана урока «Трагедия плена» | Сейчас мы будем говорить о трагической судьбе военнопленных. По данным германского командования, за годы войны в немецком плену побывало более 5700000 советских военнослужащих. Вспомните, каким образом советские солдаты и офицеры оказывались в плену. Кто был в этом виноват? Как сложилась их судьба? Задание: работая с текстом п.2 &16 и дополнительным материалом, определите, в чем заключался трагизм положения военнопленных | Ответы учеников Выступление учащегося с мини – проектом «След войны в истории моей семьи» (рассказ о том, как отец деда оказался в немецком плену и его дальнейшая судьба) Работают с текстом, отвечают на вопросы Выступление учеников с мини-проектом «Личность Д. М. Карбышева» и «Подвиг М. П. Девятаева» | |
Работа с пунктом плана урока «Сотрудничество с врагом» | Наряду с постоянно растущей ненавистью к оккупантам, сопротивлением населения немецким властям, как и в любой войне, имело место сотрудничество с врагом. На западе это явление называли коллаборационизм. Работа с текстом п.3 Вопросы: 1.Каковы причины сотрудничества с врагом? 2.Что обещали опытные пропагандисты рейха? 3.Что можно сказать о численном составе коллабрационистов? 4.Что вам стало известно о личности одного из них – генерала А.А.Власова? 5.Выскажите свое отношение к коллаборационистам. 6. Сделайте общий вывод. | Записывают термин в тетрадях Работают с текстом учебника Отвечают на вопросы Делают вывод | |
Работа с пунктом плана урока «Сопротивление врагу» | Сопротивление оккупантам началось с первых дней войны. Формы сопротивления врагу были самыми разными. Работа со слайдом презентации | Записывают формы сопротивления в тетрадях: *организация побегов военнопленных и помощь бежавших из плена *укрывательство евреев *снабжение партизан одеждой и продовольствием *распространение листовок *проведение диверсий *разведывательная деятельность *вооруженная борьба Выступление учеников с исследовательскими проектами «Деятельность организации «Молодая гвардия» и «Партизанские отряды в Великой Отечественной войне» Делают вывод | |
Работа с пунктом плана урока «Тыл» | Для того, чтобы победить столь опасного врага, необходимо было объединить силы и судьбы миллионов советских людей от простого колхозника до знаменитых деятелей науки и культуры Я предлагаю поработать в группах. Ваша задача: исследовать и охарактеризовать вклад различных категорий советских людей в общую победу Задания для группы (см. Приложение): работа с текстом учебника & 17 | Работа в группах (выполняют задания) Выступление групп Работа с терминами: тыл эвакуация депортация Отвечают на вопросы | |
Работа с пунктом плана урока «Фронт» | Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командования, погибать. А как вы считаете, какие чувства, факторы, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду? За что же, в конечном счете, воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею? За свою семью? | Ученики отвечают на вопросы. Заслушиваются выступления учащихся со своими мини - проектами | |
4.Стадия осмысления | Работа с кластером «Источники Победы» | Наступил 1945 год – последний и решающий год. Подавив упорное сопротивление фашистской армии, советские войска подошли к Берлину. Исходя из того, что мы сегодня с вами узнали на уроке, определим какой ценой была достигнута эта победа? | Ученики отвечают на вопросы и заполняют кластер «Источники Победы», перечисляя их. Это: *Массовый героизм и самоотверженность людей; *Единство фронта и тыла; превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла; *Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев; *Героическая борьба партизанских соединений и подполья. |
6.Рефлексия |
Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения. Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости — об этом ярко говорят строки письма из действующей армии: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь — даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л.Занадворова жене, 19 октября 1942 г.). Что еще мы можем перечислить к источникам Победы? С какими трудностями вы столкнулись при изучении данной темы? Спасибо за работу на уроке! | Ответы учащихся *стойкость и героизм народов СССР * Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину * такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать. Ответы |
Приложения к уроку «Человек на войне»
1.Схема к пункту плана «Оккупационный режим»
«Новый порядок» на оккупированных территориях |
Городские и районные управы |
В селах и деревнях – назначенные старосты из местных жителей |
Холокост – систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов людей: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации и жестоким убийствам. Жертвами холокоста считаются те, «кто жил на оккупированных территориях в условиях нацистского режима и уничтожен в местах массовых расстрелов, в лагерях, гетто, в тюрьмах, в убежищах, в лесах, а также убит при попытке сопротивления в подполье. |
Еврейское население – в гетто |
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом для евреев. Цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно по разным данным от 33 тысяч до 100 тысяч человек. |
Карточная система, исключая семьи красноармейцев и евреев |
Трудовая повинность Каторжный режим труда |
Угон на принудительные работы в Германию |
Жестокая система наказаний |
За годы войны от голода и эпидемий на оккупированной территории погибли свыше 4млн. человек, свыше 7,4 млн. фашисты расстреляли (из них 220 тыс. детей), около 2.2 млн. погибли на немецкой каторге |
2.Задания для творческих групп по изучению раздела «Тыл»
Задание для первой группы: работая с текстом п.1 &17 «Победа ковалась и в тылу», исследуйте и охарактеризуйте героические и трагические факты трудового подвига советских людей в тылу врага.
Задания для второй группы: работая с текстом п.2& 17 «Оружие – фронту!», исследуйте и охарактеризуйте факторы, позволившие в рекордно короткие сроки, преодолев все трудности обогнать немцев по производству оружия и военной продукции.
Задания для третьей группы: работая с текстом п.3 &17 «Наука фронту!», исследуйте и охарактеризуйте вклад в победу над фашизмом советских ученых.
Задания для четвертой группы: работая с текстом п.4 &17 «Музы не молчали!», исследуйте и охарактеризуйте роль духовного фактора в противостоянии с фашистами.
Задание для пятой группы: работая с текстом п.1 &17 «Репрессированные народы», исследуйте и охарактеризуйте причины и сущность процесса депортации и предположите последствия подобной национальной политики.
3.Документ «Из директивы от 23 июля 1942 года А.Гитлера А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «ОСТ»
Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна…образование опасно. Достаточно, если они будут считать до ста… Каждый образованный человек – это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…Говоря по – военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.
Дополнительные материалы к уроку
Партизанское движение и подполье в годы Великой Отечественной войны.
В тылу, как в бою. Оружие Победы.
Германское руководство помимо плана захвата СССР « Барбаросса» разработало план "ОСТ", план покорения народов Восточной Европы. Основные положения плана:
- ликвидация СССР как единого государства;
- полное уничтожение некоторых народов СССР и резкое сокращение численности остальных;
- "онемечивание" эстонцев и латышей;
заселение освободившихся земель немцами.
Организаторы отрядов: - партийные и государственные работники, оставленные для организации борьбы в тылу врага;
- командиры и бойцы Красной Армии, попавшие в окружение.
Первоочередная задача сформированных отрядов: наладить связь с "Большой Землей".
Цель: получать снаряжение и боеприпасы.
Несмотря на трудности, партизанское движение стало силой, с которой пришлось считаться оккупантам, начиная с 1942 г. Партизаны установили контроль над рядом территорий:
- Белоруссии;
- Северной Украины;
- Брянской области;
- Смоленской области;
- Орловской области.
30 мая 1942 г. создается Центральный штаб партизанского движения (возглавлял первый секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии Пономаренко).
В августе—сентябре 1942 г. в Москве проводится заседание командиров партизанских соединений:
- Федоров;
- Машеров;
- Медведев;
- Ковпак и другие.
На заседании рассматривались формы борьбы с оккупантами.
Формы борьбы с оккупантами:
- диверсии на коммуникациях;
- разгром вражеских штабов;
- организация побегов военнопленных;
- разрушение линий связи, дорог, мостов;
- рейды по тылам противника.
Подпольные организации: - выпускали листовки и газеты;
- распространяли сведения о положении на фронте;
- уничтожали продовольствие;
- организовывали диверсии на местах работы (заводы, порты, мастерские);
- освобождали собранных для угона в Германию граждан;
- овладевали секретной информацией.
Борьба с фашистскими захватчиками была опасной не только для участника борьбы, но и для его близких.
Основные партизанские соединения:
- Партизанское соединение под командованием Ковпака. С небольшой группы партизанский отряд вырос до партизанского соединения в несколько тысяч человек. Совершил рейд по тылам противника от Путивля до Карпат.
- Партизанский отряд под командованием Медведева. Сумел организовать разведывательную и диверсионную работу в Ровенской области и городе Ровно. В отряде находился разведчик Николай Кузнецов, который уничтожал главарей немецких оккупантов на территории Украины.
- Федоров - первый секретарь Черниговского обкома партии — создал мощное партизанское соединение, которое активно участвовало в массовых партизанских операциях под названием "Рельсовая война", "Концерт" и многих других.
Операция советских партизан в августе-сентябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной советской территории.
Операция советских партизан в сентябре-ноябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной советской территории.
Борьба на оккупированных территориях была всенародной, несмотря на массовые казни мирных жителей. Мирные жители прятали евреев, коммунистов, раненых бойцов и командиров Красной Армии, помогали партизанам и подпольщикам.
Партизанская война наводила ужас на фашистских захватчиков. Героями Великой Отечественной войны стали комсомольцы из подпольной молодежной организации "Молодая гвардия " в Краснодоне:
- Олег Кошевой;
- Сергей Тюленин;
- Ульяна Громова;
- Любовь Шевцова;
- Иван Земнухов.
Их первой деятельностью стало распространение листовок, с призывами не прогибаться под гнётом фашистов, с правдивыми данными о наступательных операциях Красной Армии. Со временем, на складах Молодой гвардии стали появляться немецкие винтовки, гранаты, патроны. Молодогвардейцы начали активную борьбу с захватчиками, нападали на гитлеровские машины.. Они нарушили телефонную связь, сожгли много скирд хлеба, когда захватчики пытались вывести из Краснодона зерно, молодогвардейцы отбили 500 голов скота, который был приготовлен к отправке в Германию, а также перебили солдат, сопровождавших скот… А на праздник 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, на всех крупных зданиях города они развесили красные советские флаги, и поставили таблички – «Заминировано», из-за чего немцы долго боялись снимать знамёна. И это малейший перечень заслуг Молодой гвардии.
Опасность поджидала молодогвардейцев на каждом шагу. Для скрытия своей подпольной деятельности, молодогвардейцы добились открытия клуба, в котором они выступали. В клубе было очень удобно распространять листовки, что они и делали. Фашисты серьёзно занялись поиском подпольной организации Молодая гвардия, и смогли выследить и схватить одного молодогвардейца, который не смог выдержать нечеловеческих пыток, и выдавал имена своих товарищей, а взамен получал пару дней без пыток, а потом эти издевательства повторялись.
Фашистам удалось схватить почти всех молодогвардейцев, но им не удалось сломить патриотический дух, даже под пытками.
И сейчас в Краснодоне не забывают своих юных героев, слава о них будет жить вечно!
Германское командование вынуждено было направить на борьбу с партизанами 22 дивизии.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Победы Красной Армии в 1942—1943 гг. были обусловлены титаническими усилиями по перестройке экономики на военный лад.
Быстрое продвижение фашистских войск на восток, захват ими территорий, на которых производилась значительная часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, поставили экономику СССР в тяжелейшие условия. Но это сблизило людей, которые понимали, что в борьбе решается судьба всего Отечества.
В 1941 г. производство упало до 52% от уровня 1940 г., так как большинство промышленных предприятий находилось в пути следования к новым местам дислокации (проходил первый, а затем второй этап эвакуации предприятий).
Эвакуация осуществлялась Советом по эвакуации (возглавлял Шверник).
Эвакуировано 1500 предприятий и 11 тысяч человек.
Усилилась централизация управления экономикой.
Основные мероприятия ГКО:
- введение обязательных сверхурочных;
- введение 11 -часового рабочего дня и 6-дневной рабочей недели;
- отмена отпусков и выходных дней;
- прикрепление рабочих к предприятиям;
- усиление централизованного планирования производства;
- ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины;
- увеличение в колхозах минимума трудодней (в 1,5 раза);
- установление минимума трудодней и для подростков 12 лет.
Несмотря на суровый и самоотверженный труд, быстро восполнить потери было невозможно.
С февраля 1942 г. с целью замены ушедших на фронт специалистов около 2 млн. взрослых и юношей прошли ускоренный курс ФЗУ (профессионального обучения). Произошло обновление рабочего класса. Доля женщин в народном хозяйстве стала преобладающей (например, число женщин-трактористов составляло 40%).
Полученное в 1942 г. зерно позволило обеспечить армию и население продовольствием.
Люди шли на любые жертвы:
- во многом отказывали себе;
- жили в землянках, бараках;
- снизилось личное потребление;
- деньги обесценились;
- развивался "черный рынок": спекуляция и натуральный обмен;
- для чиновников существовали спецраспределители.
Тем не менее, в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники и ликвидировал превосходство Германии в количественном производстве основных видов вооружения и их качестве:
- была сконструирована 152-мм гаубица;
- начался массовый выпуск "Катюш";
- появились новые истребители Як-9, Як-3 (конструкторское бюро А. Яковлева);
- стал серийным выпуск пикирующего бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2;
в 1942 г. советские заводы выпустили 25 тысяч самолетов (Германия - 15 тысяч);
- на вооружении Красной Армии появился танк Т-34 (конструкторское бюро М. Кошкина);
- ужас на немецких танкистов наводил тяжелый танк ИС ("Иосиф Сталин");
(танков было выпущено за годы войны 102 800 (Германия - 43 400);
- был налажен массовый выпуск пистолета-пулемета Дегтярева и автомата Калашникова;
- в 1944 г. выпуск военной продукции достиг высшей точки.
В условиях отступления Красной армии в первые месяцы войны остро стал вопрос о поставках
в СССР продовольствия, сырья странами антигитлеровской коалиции.
1 октября 1941 г. было подписано трехстороннее соглашение о поставках по ленд-лизу (система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия). Поставки начались в 1942 г. и осуществлялись как по морю, так и через территорию Ирана.
Проблема поставок вызывала споры у историков, тем не менее, поставки по ленд-лизу продовольственных товаров сыграли положительную роль - позволили Советской экономике перейти на военные рельсы.
Наука в годы войны
23 июня 1941 г. президиум Академии Наук СССР призвал всех ученых мобилизовать свои силы на борьбу с Германией:
- научные учреждения были переведены вглубь страны (Урал, Сибирь, Средняя Азия);
- были открыты новые месторождения руд, цветных металлов, нефти, газа;
- академик Бардин разработал технологию изготовления высококачественных сортов стали;
- ученые Александров и Курчатов создали новые методы размагничивания кораблей;
- исследования в области аэродинамики Келдыша и Чаплыгина способствовали производству новых самолетов;
- ученые медики разработали технологию получения сухой плазмы, изготовили приборы, способные извлекать металлические осколки;
- но в годы войны многие ученые томились в ГУЛАГе.
В. 0. ДЕГТЯРЕВ (1879-1949)
Выдающийся конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы. Создал пулеметы: ручной, пехотный, танковый и авиационный, пулемет-пистолет, противотанковое ружье, принятые на вооружение. Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина.
Г. С. ШПАГИН (1897-1952)
Конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1945). В 1937-1938 гг. модернизировал пулемет ДК, получивший название ДШК, в 1940 г. создал пистолет-пулемет ППШ, обладавший высокими боевыми качествами. В 1943 г. разработал сигнальный пистолет ОПШ.
Ж. Я. КОТИН (1908-1979)
Конструктор танков. Герой Социалистического Труда (1941). Под его руководством созданы первые отечественные тяжелые танки КВ. В годы войны как главный конструктор танкового завода в Челябинске и зам. наркома танковой промышленности возглавлял работы по созданию тяжелых танков ИС.
Н. П. ДУХОВ (1904-1964)
Конструктор тяжелых танков. Трижды Герой Социалистического Труда. Прошел путь от рядового инженера до зам. главного конструктора Кировского з-да в Ленинграде. Им были разработаны проекты новых тяжелых танков серии КВ. В Челябинске вместе с Ж. Я. Котиным налаживает поточно-конвейерное производство танков KB, возглавляет разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществляет модификацию средних танков Т-34, работает над танками ИС.
М. И. КОШКИН (1898-1940)
Конструктор танков. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро в Харькове. Возглавлял работы по совершенствованию легкого колесно-гусеничного танка БТ и созданию танка Т-34, который считается лучшим танком Второй мировой войны.
И. Т. КАЛАШНИКОВ ( 1919 - 2014)
Конструктор автоматического стрелкового оружия. В Красной Армии с 1938 г. В начале войны был командиром танка. В сентябре 1941 г. тяжело ранен в бою под Брянском. С 1942 г. занимался конструированием оружия; в 1946 г. создал знаменитый ныне автомат, принятый под названием «7,62-мм автомат Калашникова». В дальнейшем разработал другие варианты автомата. Дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, генерал-майор.
С. Р. ЛАВОЧКИН (1900-1960)
Авиаконструктор, генерал-майор (1944), дважды Герой Социалистического Труда. С 1939 г. главный конструктор. Под его руководством созданы истребители ЛаГГ-3, успешно показавшие себя в годы войны. Автор самолета, впервые в стране достигшего скорости звука.
С. В. ИЛЬЮШИН (1894-1977)
Авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда. Под его руководством созданы бомбардировщик и торпедоносец Ил-4, бронированный одноместный штурмовик Ил-2. В годы войны этот самолет модифицировали, он стал двухместным — с пулеметным стрелком — и широко использовался на Сталинградском фронте. В 1943 г. создал двухместный штурмовик Ил-10.
А. С. ЯКОВЛЕВ (1906-1909)
Авиаконструктор, генерал-полковник, дважды Герой Социалистического Труда. В 1940-1946 гг. зам. наркома авиапромышленности, одновременно работал в конструкторском бюро. Создал самолеты Як-7 (1941), Як-9 (1942), самый легкий истребитель Второй мировой войны Як-3 (1943). После войны под его руководством созданы первые советские реактивные самолеты, самолет вертикального взлета и посадки и др.
В. Г. ГРАБИН (1900-1980]
Конструктор артиллерийского вооружения. Генерал полковник технических войск (1945), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Грабина были созданы орудия, которые широко применялись на фронте, в частности, знаменитая 76-мм пушка образца 1942 г. (ЗИС-3).
Ф. В. ТОКАРЕВ (1871-1968)
Конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1940). В 1924 г. создал первый отечественный пистолет-пулемет (с 1930 г. на вооружении), самозарядную винтовку образца 1938 г., самозарядную винтовку СВТ-40, пистолет ТТ.
Б. Г. ШПИТАЛЬНЫЙ (1902-1972)
Конструктор, Герой Социалистического Труда (1940). В 1930 г. при участии И. А. Комарицкого создал 7,62-миллиметровыйавиационный пулемет ШКАС, в 1936 г. совместно с С. В. Владимировым —20 миллиметровую пушку ШВАК, которая устанавливалась на истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках.
Подвигу жить в веках.
МАРИНЕСКО Александр Иванович (1913-63), советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С-13» (1943-45), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлов» (имевший на борту св. 5 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. ок. 1300 подводников) и 10 февраля — вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» (св. 3 тыс. солдат и офицеров). После войны работал в Ленинградском пароходстве, затем на заводе.
МАТРОСОВ Александр Матвеевич (1924-43), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. ( ДЗОТ – деревоземляная огневая точка. ДОТ – долговременная огневая точка).
КАРБЫШЕВ Дмитрий Михайлович (1880-1945), советский военачальник, военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск (1940), профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза (1946, посмертно). Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1926 на преподавательской работе, профессор ряда военных академий. Труды по военно-инженерному искусству и военной истории. В начале Великой Отечественной войны, раненный, попал в плен. Вел антифашистскую агитацию в лагерях, замучен гитлеровцами в лагере Маутхаузен.
ПОКРЫШКИН Александр Иванович (1913-85), советский летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (1943 — дважды, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии; 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов. В 1968-71 заместитель главнокомандующего войсками ПВО. В 1972-81 председатель ЦК ДОСААФ СССР.
МАРЕСЬЕВ Алексей Петрович [ 7 (20) мая 1916, Камышин — 18 мая 2001, Москва], российский летчик, общественный деятель, Герой Советского Союза (1943), полковник (1978), кандидат исторических наук (1956). В Великую Отечественную войну в истребительном авиаполку сбил 4 самолета. В марте 1942 был подбит и 18 суток тяжело раненный добирался до своих войск. После ампутации ног освоил протезы и добился возвращения в полк, сбил еще 7 самолетов. После войны с 1956 возглавлял Комитет ветеранов войны. Подвиг Маресьева описан в книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», по которой в 1948 был снят одноименный фильм.
ГАСТЕЛЛО Николай Францевич (1908-41), летчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня, геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника.
СМИРНОВ Юрий Васильевич (1925-44), советский военнослужащий, гвардии младший сержант, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Тяжело раненный, захвачен фашистами в плен. После пыток распят на стене блиндажа.
КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна («Таня») (1923-41), партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Член ВЛКСМ с 1938. Ученица 201-й средней школы Москвы; добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Казнена фашистами в д. Петрищево (Московская обл.).
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в г. Краснодон (1942, ок. 100 человек). Руководили: И. В. Туркенич, О. В. Кошевой, У. М. Громова, И. А. Земнухов, С. Г. Тюленин, Л. Г. Шевцова. Большинство участников казнены фашистами.
Приложения к разделу
Приложение 1
Дифференцированные тестовые задания
по теме «Начало Великой Отечественной войны».
Ответы
на тестовое задание по теме «Начало Великой Отечественной войны»
п/п | 1 вариант | 2 вариант |
1 | 22 июня 1941 г. | 1 сентября 1939 г. |
2 | «Центр» | К осени 1941 года |
3 | П. Чиркин | В. Зайцев |
4 | 3 | Румыния, Венгрия, Финляндия, Италия |
5 | 8 сентября 1941 г. | 900 дней и ночей |
6 | 1- Б 2- В 3 - А | 1 – Б 2 - В 3 - А |
7 | Вывоз людей и имущества из опасных местностей. | Перевод вооруженных сил из мирного состояния в полную боевую готовность |
8 | Сталин | 30 км |
9 | захватнический | освободительный |
10* | Рабочие – 250 гр., остальные – 125 гр. | Средняя Азия и Дальний Восток |
Приложение 2. НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВСЕ ОШИБКИ
«Война ..»
… Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной в истории человечества.
Вторая мировая война продолжалась 4 (6) лет, в нее было втянуто 61 государство с населением 1700 млн. человек, военные действия шли на территории 40 государств, в армию было мобилизовано 110 млн. человек, потери убитыми составили около 60 млн. человек.
Решающий вклад в победу над нацистской Германией и милитаристской Японией, наряду с Англией, внесли страны антигитлеровской коалиции С Ш А и Италия. Британские Вооруженные силы отстояли свободу и независимость всего мира в решающих битвах Второй мировой войны: Московской, Сталинградской, битвы на Курской дуге, битвы за Берлин, за Лондон и Вашингтон…
По своим масштабам англо-германский фронт в течение всей Второй мировой войны являлся главным. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации. На британо-германском фронте на различных этапах войны с обеих сторон находилось 8-12,8 млн. человек, 84-163 тыс. орудий и минометов, 5,7-20 тыс. танков и САУ, 6,5-18,8 тыс. самолетов. Наибольшие потери в войне понесли следующие страны: Германия ( Китай) — 35 млн. погибших, США (СССР) — около 27 млн. человек, Польша — около 5,6 млн., Югославия — 1,8 млн. человек.
В ходе 4 летней вооруженной борьбы (1418 дней и ночей ) здесь были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока: 607 дивизий вермахта и его союзников.
Значительную роль в достижении Победы сыграло военное искусство военачальников — Г.К. Жуко.. К.К. Роко…., И.С. Коне.., A.M. Василе…, И.Д. Черня.., и др.
Важнейшим итогом войны был прежде всего разгром держав, которые встали на путь откровенной агрессии, пренебрегли нормами международного права, попытались вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы.
Приложение 3. Конспект урока: «От Волги до Днепра» (&18)
Тип учебного занятия: Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала
Цели урока:
- Развивающая: развивать информационную культуру школьников, логическое мышление, внимание, умение работать с дополнительной литературой, правильно выбирать источники дополнительной информации, делать выводы и обобщения, развивать речевые способности.
- Воспитательная: показать учащимся, какой ценой «ковалась» победа над немецко-фашистскими захватчиками; формировать чувство уважения гордости за своих соотечественников и земляков-участников Великой отечественной войны за их подвиги и борьбу, чувство патриотизма и стремление принести пользу Родине и обществу.
- Образовательная: – сформировать у обучающихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, ее участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом; добиться более глубокого и прочного освоения темы;
Оборудование урока: карта «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», интерактивная доска и ПК, рабочие листы.
Этапы учебного занятия | Решаемые задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный этап. | Подготовка к работе на занятии. | Консультационная работа учителя по алгоритму над презентацией. Знакомство с критериями оценки презентаций учащихся по теме: «Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945гг.» (см.Приложение №1) | Подготовка презентаций о Сталинградской и Курской битвах творческими группами школьников. |
2. Этап актуализации | 1. Обеспечение мотивации 2. Постановка темы, целей и проблемы урока:
| Учитель обеспечивает мотивацию урока. Называет тему, цели и проблему урока. Сейчас мы прослушаем выступления групп, а по ходу выступления ваших товарищей с презентациями вы должны будете выполнить задания в своих рабочих листах №1 (см.Приложение №2,) затем выступить у доски. | Записывают тему урока Принимают участие в целепологании. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий. | Защита презентаций | Предлагаем вашему вниманию защиту презентаций о Сталинградской и Курской битвах, которые подготовили творческие группы школьников. Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу групп. Напоминает о необходимости по ходу прослушивания выполнять задание в рабочих листах №1 Творческие группы успешно справились с заданием и смогли проиллюстрировать основные моменты каждой битвы, которые приблизили советский народ к Победе. Учитель слушает, корректирует выступления, следит за регламентом, оценивает работу микро групп | Выступление творческих групп Творческие группа представляет презентации: “Сталинградская битва”, “Курская битва”. Остальные учащиеся заполняют рабочие листы, готовятся к выступлению. Демонстрируют рабочие листы, отвечают у доски. В ходе прослушивания ответов заполняют таблицу «Коренной перелом в ходе войны» (см.Приложение №2) |
3. Этап закрепления изученного. | 1. Выводы, решение проблемы 2. Контроль и самоконтроль. | Учитель обращает внимание на таблицу «Коренной перелом в ходе войны» - Какие битвы входят в понятие «коренной перелом»? - Каково значение контрнаступления советских войск под Сталинградом, Курской битвы. Учитель обращает внимание на поставленную проблему, предлагает обсудить и сделать вывод. Поощряет за участие в обсуждении. А сейчас давайте закрепим полученные на сегодняшнем уроке знания. Выполните задания в ваших рабочих листах № 2(см.Приложение №3)
| Отвечают на вопросы учителя Выступают с решением проблемы. Самостоятельно выполняют задание. Производят взаимопроверку оценивают работу своего товарища. |
5. Этап информации о домашнем задании. | Домашнее задание: | Сообщает домашнее задание: - §32 + анализ документов к параграфу. - Продолжить работу над исследованием “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”. Школьникам раздаются анкеты с вопросами(см.Приложение №4) | Записывают домашнее задание в дневник. |
6. Этап подведения итогов. | Подводит итог, сообщает результат. | Принимают участие в подведении итога урока. | |
7. Рефлексия | Учитель предлагает учащимся высказать свое мнение по поводу урока, на сколько комфортно они себя чувствовали, что понравилось или не понравилось на уроке. | Высказывают свое мнение об уроке. |
Приложение 4
Критерии оценки презентаций учащихся по теме:
«Основные сражения в ходе Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.»
Содержание:
- соблюдены исторические факты:
- указаны хронологические рамки события, его ход, результат, значение;
- имеются героические примеры или подвиги советского народа, совершенные в ходе данного сражения.
Корректность текста (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок).
Внешний вид:
- объем презентации - не более 15-20 слайдов:
- общий дизайн презентации;
- наличие рисунков, диаграмм, таблиц на слайдах презентации
Приложение 5
Работа с рабочими листами в группах
Рабочий лист №1 – I группа.
Проблемный вопрос:
"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Как называется план окружения немецких войск под Сталинградом?
Цель окружения?
II. Курская дуга.
Каков был план немецкого командования под Курском?
«Коренной перелом в ходе войны»
Дата | Сражение | Результаты и значение сражения |
Рабочий лист № 1– II группа.
Проблемный вопрос:
"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Сколько немецких дивизий было уничтожено в ходе Сталинградской битвы?
Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?
II. Курская дуга.
План оборонительных сражений советского командования
«Коренной перелом в ходе войны»
Дата | Сражение | Результаты и значение сражения |
Рабочий лист № 1– III группа.
Проблемный вопрос:
"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Какова была цель танковой группы генерала Манштейна?
Результат её действий?
II. Курская дуга.
Что показало сражение под Прохоровкой?
«Коренной перелом в ходе войны»
Дата | Сражение | Результаты и значение сражения |
Рабочий лист №1– IV группа.
Проблемный вопрос:
"Почему события 19 ноября 1942 – декабря 1943г. историки определяют как «коренной перелом» в ходе войны?»
I. Сталинградская битва.
Результаты операций группы советских войск «Кольцо».
II. Курская дуга.
В честь каких сражений был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?
«Коренной перелом в ходе войны»
Дата | Сражение | Результаты и значение сражения |
Рефлексия.
1.Что для меня было самым интересным на уроке -
2. О чём бы я хотел ещё узнать по данной теме -
Приложение 6
Выполнение тестовых заданий
Вариант 1. План наступления советских войск под Сталинградом назывался:
А) «Тайфун», б) «Цитадель», в) «Уран»
2. Значение Сталинградской битвы:
а) развеян миф о непобедимости германской армии,
б) положен конец наступательным операциям вермахта,
в) явилась началом коренного перелома в ходе ВОВ и 2 мировой войны
3. Для оказания помощи оказавшимся в окружении в Сталинграде немецким войскам была создана группа армий «Дон» под руководством
А) Паулюса,
Б) Гота,
В) Манштейна,
Г) Гудериана.
4. Самое крупное в истории встречное танковое сражение состоялось:
А) 18 декабря 1943г. в районе г.Котельниково,
Б) 12 июля 1943г. в районе пос. Прохоровка
В) 17 августа 1943г. на Сицилии
5. Укажите, какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск:
А) измотать противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление
Б) опережающее наступление советских войск
В) уход в глухую оборону в связи с явным преимуществом советских войск
Вариант 2. 1. Факторами, обусловившими победу советских войск под Сталинградом, были:
А) мужество и героизм советских солдат,
Б) просчеты немецкого командования,
В) внезапность при проведении контрнаступления,
Г) деморализация войск противника,
Д) предательство фельдмаршала Паулюса.
2. Последние немецкие части капитулировали в Сталинграде
А) 2 февраля 1942 г.,
Б) 2 февраля 1943 г,
В) 2 января 1942 г,
Г) 2 января 1943 г
3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал:
А) Гудериан,
Б) Ф. Паулюс,
В) Г. Гот,
Г) В. Лист
4. Главное значение Курской битвы:
А) закреплен окончательный переход стратегической инициативы в руки советского командования
Б) положено начало формированию антигитлеровской коалиции
В) укрепился международный авторитет СССР
5. 5 августа 1943г. в Москве состоялся первый салют. Он прозвучал в честь:
А) освобождения Харькова
Б) прорыва блокады Ленинграда В) освобождения Орла и Белгорода
Приложение 7
Вопросы для проведения исследования: “Моя семья в годы Великой Отечественной войны”.
1. Как сложилась жизнь членов вашей семьи в тылу?
2. Сколько им было лет?
3. Чем они занимались?
4. Какие события они запомнили как самые важные?
5. Самые радостные?
6. Самые горькие?
7. Какие свидетельства о жизни в тылу сохранились в вашей семье (документы, письма, устные рассказы, вещи…)?
8. Почему вы храните эти свидетельства?
Приложение 8.
Урок по курсу новейшей истории «Значение и величие Победы»
Сценарий данного урока не нуждается в особых комментариях. Тема значения, цены и величия Победы является одной из важнейших в данной теме. Вместе с тем в разные периоды изучения ее в курсе новейшей истории России акценты расставлялись по разному. Так в советской школе фактически умалчивался или преуменьшался вопрос о цене Победы. В период перестройки и в 90—е годы ХХ века именно он вышел на первое место, иногда затмевая собой значение Победы, не говоря уж о ее величии. Современные концептуальные подходы предполагают, что в школьном курсе, особенно основной школы, следует наибольшее внимание уделить величию Победы, которую недаром называют Великой. Не следует забывать об огромном воспитательном потенциале истории как школьного предмета. Данный сценарий не является подробным, но предлагает учителю оригинальную логику развертывания урока, содержит интересный материал источников, предлагает схему слагаемых величия Победы. В силу этого он представляет интерес для учителей истории.
Тема урока: «Значение и величие Победы» (интерактивный семинар с использованием ИКТ)
Учебные цели урока:
- сформировать у детей объективное представление о значении и величии Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.;
- показать неоднозначность и противоречивость современных оценок и позиций по этому вопросу, а также по вопросу «цены» Победы;
Дидактические цели урока - развивать у детей:
- навыки самостоятельной работы (в том числе и с Интернет-ресурсами);
- умение делать анализ содержания и отбор информационных ресурсов;
- умение работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность по поиску, анализу и систематизации информации;
- умение оппонировать;
- монологическую речь;
Воспитательные цели урока - воспитывать у детей:
- чувство уважения к истории Отечества и чувство патриотизма;
- чувство толерантности, умение уважать мнение других;
- информационную культуру.
Время урока: 2 часа.
Место урока: этим уроком завершается изучение темы: «Великая Отечественная война1941 – 1945.»
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном или интерактивной доской, подключением к Интернету.
План урока:
- Вводное слово учителя.
- Актуализация темы урока через проблемную ситуацию: «Есть мнение…».
- Деление класса на группы.
- Слагаемые величия Победы (творческое задание).
- Выступление представителей групп по вопросу: «Значение Победы» (готовился заранее).
- Работа в группах по вопросу: «Проблема цены Победы» (используется Интернет).
- Этап рефлексии. Завершающие выступления представителей групп.
- Д/З: написать эссе на тему «Величие Победы СССР».
Ход урока
I. Учитель предварительно сообщает учащимся тему урока и основные вопросы. Класс делится на группы (состав групп определяют сами обучающие). Каждая группа получает опережающее домашнее задание – подготовить материал о значении Победы СССР.
II. В начале урока звучит отрывок песни «Священная война».
III. Учитель формулирует основные цели и задачи урока, раскрывает алгоритмы выполнения заданий.
- Вводное слово учителя.
У: - События Великой Отечественной войны все более отдаляются во времени. Через несколько месяцев мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы СССР в Великой Отечественной войне. Однако миллионы людей не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Великая Отечественная война - одна из самых трагических страниц в истории нашей страны. Много трудностей и лишений пришлось испытать советскому народу и его Вооруженным Силам. Но четырехлетняя ожесточенная борьба с захватчиками увенчалась нашей полной победой над, казалось бы, непобедимой фашистской военной машиной. Опыт и уроки этой войны имеют большое значение для ныне живущего поколения. Урок минувшей войны состоит и в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных и материальных сил, которая умело использует их и способна превратить потенциальную возможность победы в реальную действительность. Наша победа не была исторически предопределена. Она была завоевана в упорной борьбе, ценой огромного напряжения всех сил государства, ее народа и армии.
Ни одно государство антигитлеровской коалиции не осуществило такой мобилизации людских и материальных ресурсов, как Советский Союз в годы войны, никто не перенес таких испытаний, какие выпали на долю советского народа и его Вооруженных Сил.
- Актуализация темы урока через проблемную ситуацию: «Есть мнение…».
Однако это событие ныне подвергается многочисленным фальсификациям на Западе, с целью принизить его значение и роль СССР в разгроме фашистской Германии. Вот некоторые из высказываний американских граждан, размещённые в Интернете:
«США спасли Россию от Гитлера», Марк, США:
Я был в Петербурге в 1997 году и был шокирован холодными огромными зданиями. Сталинский стиль, не так ли вы это называете? Безобразно. Увидев на стенах следы разрушений от пуль и бомб, я спросил гида, откуда это. Она сказала: «Следы войны». Я удивился: какой войны? Я жил в Лондоне одно время, но там не было подобных следов разрушений. Что же такое происходило в Санкт-Петербурге? Может, я проспал урок истории? Я попросил уточнить. Она подтвердила, что речь идет о второй мировой войне. Но это уже не выдерживает никакой критики - спустя 50 лет, после того как США спасли Россию от Гитлера, они даже не смогли очистить город.
«Без США весь мир говорил бы по-немецки», Джозеф Джон Розенгаст, Северная Каролина, США
Мы должны вспомнить из истории, что миллионы людей не хотели, чтобы США вступали ни во Вторую мировую войну, ни в Первую. Если бы мы не вступили в Первую мировую войну, то может быть, все говорили бы по-немецки и в мире бы не было бы демократии…Что касается Второй мировой войны, то пока мы ждали, миллионы людей умерли в немецких лагерях и немцы захватили большую часть Европы.
«Вы не должны быть предвзяты к стране, которая спасла вас от фашизма», Leader Of XMI, Огайо
Вы не должны быть настолько предвзяты по отношению к стране, которая спасла вас от нацистского главенства во Второй мировой войне и которая постоянно оказывает вам помощь сегодня.
«Русские - неблагодарные свиньи», Бен Ричардсон, Калифорния.
Мне тяжело думать о том, насколько вы, русские, неблагодарны к США. Мы очень много помогали вам в военные годы. Мы протянули руку дружбы вам. Мы отдали бессчетное количество долларов вашему правительству… Америка – самая великая страна на земле.
Сегодня в нашей стране тоже есть люди, которые уверены, что жертвы нашей страны в этой войне напрасны. Современным молодым россиянам, задали вопрос, что было бы, если нацистская Германия одержала победу над СССР? Они ответили буквально следующее:
- «Я сейчас сидел бы в хорошем кабаке и пил классное немецкое пиво…»
- «Ничего не было бы – мы жили сейчас просто в Германии…»
У: - Какие бы вы привели аргументы и факты, чтобы оппонировать этим людям? Как вы думаете почему в последнее время стали возможны такие ответы?
- Деление класса на группы, которые занимают места у компьютеров (группы были сформированы заранее самими учащимися).
- Слагаемые величия Победы (творческое задание).
У: - Основной целью нашего урока является определение величия Победы СССР в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, из каких слагаемых состоит Победа? Обсудите в группах этот вопрос и попробуйте это отразить в виде таблицы или схемы. Например:
- Выступление представителей групп по вопросу: «Значение Победы» (готовятся заранее). Обсуждение.
У: - Чтобы определить степень величия Победы, обязательно нужно выяснить какую цену заплатил наш народ за неё. Здесь имеются в виду людские и материальные потери СССР, понесённые в войне. С помощью интернета вам будет необходимо определить какова сегодня ситуация в вопросе о людских потерях. Для этого сделайте поисковый запрос следующего: «военные потери во второй мировой войне». Постарайтесь изучить несколько материалов, найденных по этому запросу и подготовить на основе найденной информации небольшие доклады от каждой группы.
- Работа в группах по вопросу: «Проблема цены Победы» (используется Интернет).
- Этап рефлексии. Завершающие выступления представителей групп (дают оценку работы своей и других групп, выражают личное отношение к содержанию урока и его результатам)
Д/З: написать эссе на тему «Величие Победы СССР».
Урок заканчивается звучанием песни «День Победы».
Приложение 9
Индивидуально-групповая работа
Составление синквейнов
Война | Победа | Мир |
Кровопролитная, несправедливая, страшная | Великая, долгожданная | Необходимый |
Калечит, убивает, уничтожает | Возвеличивает, чествует, вознаграждает | Созидает, творит, радует |
Величайшая трагедия человечества | Радость со слезами на глазах | Высшее благо на земле |
Смерть | Счастье | Жизнь |
Приложение 10
Интернет – ресурсы, используемые на уроках по разделу «Великая Отечественная война»:
- Карта "Европа накануне Второй Мировой войны"
- Начало Великой Отечественной войны (интерактивная анимированная карта)
- «Родина-мать зовет!» Плакат. И.М. Тоидзе, 1941г.
- План Барбаросса
- Боевые действия в 1941-1942 гг. (анимированная карта)
- Аудиофрагмент «Вставай, страна огромная...»
- «Наши силы неисчислимы» (плакат времен ВОВ)
- Великая Отечественная война (фотографии и биографические справки 48 главных политических деятелей СССР и Третьего Рейха)
- Интерактивное задание "События Второй мировой войны"
- Сталинградская битва
- Курская битва
- Схема "Окончание Второй мировой войны"
- Схема "Человечество во Второй мировой войне"
- Антигитлеровская коалиция
- Акт о капитуляции Германии(документ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СССР в начале второй мировой войны, конспект урока по истории в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида
Данный урок является уроком с применением мультимедийного материала - видео. Построен в соответствии с содержанием темы в учебнике истории....
Конспект урока по истории России (10 класс). Тема "Россия в годы правления Ивана Грозного".
Урок изучения нового материала, сочетает элементы объяснительно-иллюстративного и проблемно-поискового методов. В ходе урока применяются индивидуальная и групповая формы деятельности. К конспекту...
Конспект урока по истории России 8 класс " Социально- экономическое развитие России после отмены крепостного права"
Урок обобщает знания по разделу истории России(8 класс), посвященный подготовке и содержанию крестьянской реформы. учащиеся выдвигают гипотезу о предполагаемом пути развития России после отмены крепос...
Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").
Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....
План-конспект урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок "
План-конспкт урока по истории России 8 класс "Контрольно-обобщающий урок по темам: Александр I и Николай I"....
План-конспект урока по истории России 10 класс Внешняя политика россии во вт. пол.18 века
План урока. 1.Основные внешнеполитические задачи. 2. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. 3. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. 4. Раздел Польши. 5. Французская революция и Е...
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России.
Конспект урока по истории России 8 класс:Социально-экономическое развитие России....