Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020 | 51.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Рабочая программа для 6-9 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с внесенными изменениями от 31. 12. 2015 № 1577;
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. № 189);
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Хохольский лицей»;
6. Учебного плана МБОУ «Хохольский лицей»;
7. Календарного учебного графика.
8. Программу реализует линия учебников Л.Н. Боголюбова – курс обществознание
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
- приводить примеры основных видов деятельности человека;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
- характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:
- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
- осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
- различать отдельные виды социальных норм;
- характеризовать основные нормы морали;
- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
- характеризовать специфику норм права;
- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
- раскрывать сущность процесса социализации личности;
- объяснять причины отклоняющегося поведения;
- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
- оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
- описывать явления духовной культуры;
- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
- оценивать роль образования в современном обществе;
- различать уровни общего образования в России;
- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
- раскрывать роль религии в современном обществе;
- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
- характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
- описывать основные социальные роли подростка;
- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
- раскрывать основные роли членов семьи;
- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:
- объяснять роль политики в жизни общества;
- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
- характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
- объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
- раскрывать достижения российского народа;
- объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
- осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
- характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
- аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
- использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:
- характеризовать систему российского законодательства;
- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
- характеризовать гражданские правоотношения;
- раскрывать смысл права на труд;
- объяснять роль трудового договора;
- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
- анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
- исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.
Экономика
Выпускник научится:
- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
- называть и конкретизировать примерами виды налогов;
- характеризовать функции денег и их роль в экономике;
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
- анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
- раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- Основное содержание программы предмета.
6 класс
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Духовный мир человека. Мысли и чувства. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми.
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 3. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
ПРАКТИКУМ ПО ГЛАВЕ
Итоговое повторение
Резерв
7 класс
ГЛАВА 1.Регулирование поведения людей в обществе.
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
ГЛАВА 2. Человек в экономических отношениях
Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.
Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.
ГЛАВА 3. Человек и природа
Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой
Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.
Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ. Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
8 класс
ГЛАВА 1. Личность и общество
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
ГЛАВА 2. Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
ГЛАВА 3. Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.
ГЛАВА 4. Экономика
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги граждан.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
9 класс
Глава 1. Политика.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Глава 2. Право.
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Глава 3. Права человека и гражданина.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Тематическое планирование
6 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Человек в социальном измерении | 14 | |
1 | Введение | 1 |
2 | Человек - личность | 1 |
3 | Индивидуальность – плохо или хорошо? | 1 |
4 | Человек познает мир | 1 |
5 | Что такое самосознание? | 1 |
6 | Практикум. Учимся узнавать и оценивать себя | 1 |
7 | Человек и его деятельность | 1 |
8 | Практикум. Учимся правильно организовывать свою деятельность | 1 |
9 | Потребности человека | 1 |
10 | Что человек чувствует, о чем размышляет? | 1 |
11 | Практикум. Учимся размышлять | 1 |
12 | На пути к жизненному успеху | 1 |
13 | Готовимся выбирать профессию | 1 |
14 | Контрольно-обобщающий урок по I главе | 1 |
Человек среди людей | 12 | |
1 | Межличностные отношения | 1 |
2 | Чувства – основа межличностных отношений | 1 |
3 | Тренинг. Учимся взаимодействовать с окружающими | 1 |
4 | Человек в группе | 1 |
5 | Практикум. Учимся совместно всей группой делать полезные дела | 1 |
6 | Общение | 1 |
7 | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | 1 |
8 | Практикум. Учимся общаться | 1 |
9 | Конфликты в межличностных отношениях | 1 |
10 | Почему нужно быть терпимым | 1 |
11 | Практикум. Учимся вести себя в ситуации конфликта | 1 |
12 | Контрольно-обобщающий урок по II главе | 1 |
Нравственные основы жизни | 6 | |
1 | Человек славен добрыми делами | 1 |
2 | Практикум. Учимся делать добро | 1 |
3 | Будь смелым | 1 |
4 | Практикум. Учимся побеждать страх | 1 |
5 | Человек и человечность | 1 |
6 | Практикум по главе 3 | 1 |
1 | Итоговое повторение | 1 |
1 | Итоговое повторение | 1 |
1 | Резерв | 1 |
7 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Регулирование поведения людей в обществе | 14 | |
1 | Что значит жить по правилам | 1 |
2 | Что значит жить по правилам | 1 |
3 | Права и обязанности граждан | 1 |
4 | Права и обязанности граждан | 1 |
5 | Почему важно соблюдать законы | 1 |
6 | Защита Отечества | 1 |
7 | Защита Отечества | 1 |
8 | Что такое дисциплина | 1 |
9 | Что такое дисциплина | 1 |
10 | Виновен - отвечай | 1 |
11 | Виновен - отвечай | 1 |
12 | Кто стоит на страже закона | 1 |
13 | Кто стоит на страже закона | 1 |
14 | Практикум по теме: «Регулирование поведения людей в обществе» | 1 |
Человек в экономических отношениях | 14 | |
1 | Экономика и ее основные участники | 1 |
2 | Экономика и ее основные участники | 1 |
3 | Золотые руки работника | 1 |
4 | Золотые руки работника | 1 |
5 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
6 | Производство: затраты, выручка, прибыль | 1 |
7 | Виды и формы бизнеса | 1 |
8 | Виды и формы бизнеса | 1 |
9 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
10 | Обмен, торговля, реклама | 1 |
11 | Деньги и их функции | 1 |
12 | Деньги и их функции | 1 |
13 | Экономика семьи | 1 |
14 | Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях» | 1 |
Человек и природа | 4 | |
1 | Воздействие человека на природу | 1 |
2 | Охранять природу – значит охранять жизнь | 1 |
3 | Закон на страже природы | 1 |
4 | Практикум по теме: «Человек и природа» | 1 |
1 | Итоговое повторение | 1 |
1 | Итоговое повторение | 1 |
1 | Резерв | 1 |
8 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Личность и общество | 5 | |
1 | Введение. Что делает человека человеком. | 1 |
2 | Человек, природа, общество. | 1 |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 1 |
4 | Развитие общества | 1 |
5 | Как стать личностью | 1 |
Сфера духовной культуры | 9 | |
1 | Сфера духовной жизни | 1 |
2 | Мораль | 1 |
3 | Долг и совесть | 1 |
4 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
5 | Моральный выбор – это ответственность | 1 |
6 | Образование | 1 |
7 | Образование | 1 |
8 | Наука в современном обществе | 1 |
9 | Религия как одна из форм культуры | 1 |
Социальная сфера | 4 | |
1 | Социальная структура общества | 1 |
2 | Социальные статусы и роли | 1 |
3 | Нации и межнациональные отношения | 1 |
4 | Отклоняющееся поведение | 1 |
Экономика | 13 | |
1 | Экономика и ее роль в жизни общества | 1 |
2 | Главные вопросы экономики | 1 |
3 | Собственность | 1 |
4 | Рыночная экономика | 1 |
5 | Производство-основа экономики | 1 |
6 | Предпринимательская деятельность | 1 |
7 | Роль государства в экономике | 1 |
8 | Распределение доходов | 1 |
9 | Потребление | 1 |
10 | Инфляция и семейная экономика | 1 |
11 | Безработица, ее причины и последствия | 1 |
12 | Мировое хозяйство и международная торговля | 1 |
13 | Урок обобщения | 1 |
1 | Практикум | 1 |
1 | Практикум | 1 |
1 | Итоговое обобщение. | 1 |
1 | Итоговое повторение | 1 |
9 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Политика | 9 | |
1 | Политика и власть | |
2 | Государство. | |
3 | Политические режимы. | |
4 | Правовое государство. | |
5 | Правовое государство. | |
6 | Гражданское общество и государство. | |
7 | Участие граждан в политической жизни. | |
8 | Политические партии и движения. | |
9 | Политика | |
Право | 24 | |
1 | Роль права в жизни общества и государства. | 1 |
2 | Правоотношения и субъекты права. | 1 |
3 | Правонарушения и юридическая ответственность. | 1 |
4 | Правоохранительные органы. | 1 |
5 | Конституция РФ Основы конституционного строя. | 1 |
6 | Конституция РФ Основы конституционного строя. | 1 |
7 | Конституция РФ Основы конституционного строя. | 1 |
8 | Понятие прав, свобод и обязанностей. | 1 |
9 | Право. | 1 |
10 | Права и свободы человека и гражданина. . | 1 |
11 | Права и свободы человека и гражданина. . | 1 |
12 | Всеобщая декларация прав человека. | 1 |
13 | Международное гуманитарное право. | 1 |
14 | Гражданские правоотношения. | 1 |
15 | Гражданские правоотношения. | 1 |
16 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 |
17 | Право на труд. Трудовые правоотношения. | 1 |
18 | Семейное право. | 1 |
19 | Семейное право. | 1 |
20 | Административное право. | 1 |
21 | Уголовное право. | 1 |
22 | Уголовное право. | 1 |
23 | Социальные права. | 1 |
24 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 |
1 | Итоговое обобщение. | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Учебник «Обществознание 6 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2015- 2016.
- Учебник «Обществознание 7 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2015-2016.
- Учебник «Обществознание 8 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2015-2016.
- Учебник «Обществознание 9 класс» /Л.Н.Боголюбов, и др./ - М.: Просвещение, 2015-2016.
5 . Нормативные документы:
- Конституция РФ.
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
Примечание: Данная рабочая программа так же рассчитана на обучающихся с ОВЗ (ЗПР) в 6,7,8-х классах, с учетом выдачи индивидуальных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5 класс 2020-2021 г.
КТП по обществознанию по обществознанию для 2020-2021 г. уровня ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 5 класс, 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по истории 5 класс, 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020
Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020...