Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020
рабочая программа по обществознанию
Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020 | 50.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка:
Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с внесенными изменениями от 31. 12. 2015 № 1577;
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. № 189);
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Хохольский лицей»;
6. Учебного плана МБОУ «Хохольский лицей»;
7. Календарного учебного графика.
8. Программу реализует линия учебников под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова.
Цели и задачи курса обществознания:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Планируемые предметные результаты
Выпускник научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений .
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система .
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика .
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения .
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика .
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений.
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений.
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;
– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система.
– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика .
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения.
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
Политика.
– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений .
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
Общество как сложная динамическая система
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;
– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Содержание:
10 класс
Глава 1. Человек в обществе.
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура. Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура.
Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания.
Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки.
Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.
Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.
Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.
Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация.
Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка.
Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.
Глава 2. Общество как мир культуры.
Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.
Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.
Религия в современном мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.
Средства массовой информации и культура.
Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности.
Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.
Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.
Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Правовые основы антитеррористической политики РФ.
Итоговый урок. Человек в XXI веке.
11 класс
Глава 1. Экономическая жизнь общества.
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Глава 2. Социальная сфера
Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей.
Социальная мобильность.
Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.
Тенденции развития семьи в современном обществе.
Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.
Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.
Глава 3. Политическая жизнь общества.
Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе.
Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.
Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности..
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность
Политический терроризм.
Современный этап мирового развития
Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации.
Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность. Что мы можем сами?
Тематическое планирование
Тематическое планирование 10 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Человек в обществе | 20 | |
1 | Введение | 1 |
2 | Что такое общество. | 1 |
3 | Что такое общество. | 1 |
4 | Общество как сложная система. | 1 |
5 | Общество как сложная система. | 1 |
6 | Динамика общественного развития. | 1 |
7 | Динамика общественного развития. | 1 |
8 | Социальная сущность человека. | 1 |
9 | Социальная сущность человека. | 1 |
10 | Деятельность-способ существования людей. | 1 |
11 | Деятельность-способ существования людей. | 1 |
12 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 1 |
13 | Познавательная и коммуникативная деятельность. | 1 |
14 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 |
15 | Свобода и необходимость в деятельности человека. | 1 |
16 | Современное общество. | 1 |
17 | Современное общество. | 1 |
18 | Глобальная угроза международного терроризма. | 1 |
19 | Глобальная угроза международного терроризма. | 1 |
20 | Повторение «Человек в обществе» | 1 |
Общество как мир культуры | 15 | |
1 | Духовная культура общества. | 1 |
2 | Духовная культура общества. | 1 |
3 | Духовный мир личности. | 1 |
4 | Духовный мир личности. | 1 |
5 | Мораль. | 1 |
6 | Мораль. | 1 |
7 | Наука и образование. | 1 |
8 | Наука и образование. | 1 |
9 | Религия и религиозные организации. | 1 |
10 | Религия и религиозные организации. | 1 |
11 | Искусство. | 1 |
12 | Искусство. | 1 |
13 | Массовая культура. | 1 |
14 | Массовая культура. | 1 |
15 | Повторение «Общество как мир культуры» | 1 |
Правовое регулирование общественных отношений | 29 | |
1 | Современные подходы к пониманию права. | 1 |
2 | Современные подходы к пониманию права. | 1 |
3 | Право в системе социальных норм. | 1 |
4 | Право в системе социальных норм. | 1 |
5 | Источники права. | 1 |
6 | Источники права. | 1 |
7 | Правоотношения и правонарушения. | 1 |
8 | Правоотношения и правонарушения. | 1 |
9 | Предпосылки правомерного поведения. | 1 |
10 | Предпосылки правомерного поведения. | 1 |
11 | Гражданин Российской Федерации. | 1 |
12 | Гражданин Российской Федерации. | 1 |
13 | Гражданское право. | 1 |
14 | Гражданское право. | 1 |
15 | Семейное право. | 1 |
16 | Семейное право. | 1 |
17 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 1 |
18 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. | 1 |
19 | Экологическое право. | 1 |
20 | Экологическое право. | 1 |
21 | Процессуальные отрасли права. | 1 |
22 | Процессуальные отрасли права. | 1 |
23 | Конституционное судопроизводство. | 1 |
24 | Конституционное судопроизводство. | 1 |
25 | Международная защита прав человека. | 1 |
26 | Международная защита прав человека. | 1 |
27 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | 1 |
28 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства. | 1 |
29 | Повторение « Правовое регулирование общественных отношений» | 1 |
1 | Человек в XXI веке. | 1 |
1 | Итоговый урок | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Резерв | 1 |
1 | Резерв | 1 |
Тематическое планирование 11 класс
Обществознание
№ урока | Раздел, тема | Кол-во часов |
Экономическая жизнь общества | 25 | |
1 | Роль экономики в жизни общества. | 1 |
2 | Роль экономики в жизни общества. | 1 |
3 | Экономика: наука и хозяйство. | 1 |
4 | Экономика: наука и хозяйство. | 1 |
5 | Экономический рост и развитие. | 1 |
6 | Экономический рост и развитие. | 1 |
7 | Рыночные отношения в экономике. | 1 |
8 | Рыночные отношения в экономике. | 1 |
9 | Фирма в экономике. | 1 |
10 | Фирма в экономике. | 1 |
11 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 1 |
12 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 1 |
13 | Правовые основы предпринимательской деятельности. | 1 |
14 | Слагаемые успеха в бизнесе. | 1 |
15 | Слагаемые успеха в бизнесе. | 1 |
16 | Экономика и государство. | 1 |
17 | Экономика и государство. | 1 |
18 | Финансы в экономике. | 1 |
19 | Занятость и безработица. | 1 |
20 | Занятость и безработица. | 1 |
21 | Мировая экономика. | 1 |
22 | Мировая экономика. | 1 |
23 | Экономическая культура. | 1 |
24 | Экономическая культура. | 1 |
25 | Повторительно-обобщающий урок по теме: " Экономическая жизнь общества". | 1 |
Социальная сфера | 15 | |
1 | Социальная структура общества. | 1 |
2 | Социальная структура общества. | 1 |
3 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 |
4 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. | 1 |
5 | Нации и межнациональные отношения. | 1 |
6 | Нации и межнациональные отношения. | 1 |
7 | Семья и быт. | 1 |
8 | Семья и быт. | 1 |
9 | Гендер - социальный пол. | 1 |
10 | Гендер - социальный пол. | 1 |
11 | Молодёжь в современном обществе. | 1 |
12 | Молодёжь в современном обществе. | 1 |
13 | Демографическая ситуация в современной России. | 1 |
14 | Демографическая ситуация в современной России. | 1 |
15 | Повторительно-обобщающий урок по теме: " Социальная сфера". | 1 |
Политическая жизнь общества | 20 | |
1 | Политика и власть. | 1 |
2 | Политика и власть. | 1 |
3 | Политическая система. | 1 |
4 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 |
5 | Гражданское общество и правовое государство. | 1 |
6 | Демократические выборы. | 1 |
7 | Демократические выборы. | 1 |
8 | Демократические выборы. | 1 |
9 | Политические партии и партийные системы. | 1 |
10 | Политические партии и партийные системы. | 1 |
11 | Политические партии и партийные системы. | 1 |
12 | Политическая элита и политическое лидерство. | 1 |
13 | Политическая элита и политическое лидерство. | 1 |
14 | Политическое сознание. | 1 |
15 | Политическое сознание. | 1 |
16 | Политическое поведение. | 1 |
17 | Политическое поведение. | 1 |
18 | Политический процесс и культура политического участия. | 1 |
19 | Политический процесс и культура политического участия. | 1 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме: "Политическая жизнь общества". | 1 |
1 | Взгляд в будущее. | 1 |
1 | Взгляд в будущее. | 1 |
1 | Итоговый урок | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Повторение | 1 |
1 | Повторение | 1 |
Учебно-методический комплект:
- Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2015- 2016.
- Учебник «Обществознание 11 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2015-2016.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов и др/. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010г.
- П.А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – Москва, Астрель, 2008
5 . Нормативные документы:
- Конституция РФ.
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребенка;
- Конвенция о правах ребенка;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию 5 класс 2020-2021 г.
КТП по обществознанию по обществознанию для 2020-2021 г. уровня ФГОС....
Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г....
Рабочая программа по обществознанию 5 класс, 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по истории 5 класс, 2020-2021 учебный год...
Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020
Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020...