«Банк примеров» как компетентностно ориентированное задание
картотека по обществознанию (11 класс)

Маргарита Игоревна Милиневич

«Банк примеров» как компетентностно ориентированное задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Банк примеров» как компетентностно ориентированное задание

 по обществознанию

Особенностью многих заданий ЕГЭ по обществознанию является их актуальный характер, обращенность к современному обществу. Задания на конкретизацию относятся к наиболее сложным в экзаменационной работе. Ключевое слово для понимания требований к этим заданиям - слово «примеры», - именно отдельные примеры (факты, явления, процессы) являются средством конкретизации. Любое теоретическое положение либо понятие может стать объектом проверки в заданиях на конкретизацию.

В Перечне требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на едином государственном экзамене по обществознанию, так звучит это требование: «Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук» (пример заданий 23,  26, 29).

Практика показывает, что при выполнении этих заданий выпускники испытывают немалые затруднения. Так, лишь четверть всех участников экзамена иллюстрируют примерами свои рассуждения при написании обществоведческого эссе.

Проблемы возникают прежде всего с подбором самих фактов, подтверждающих то или иное  положение. Причем выпускники самостоятельно должны грамотно сформулировать их в ходе анализа и интерпретации источников.

Очевидно, что вместе с изучением теоретического содержания  курса нужно выполнять задания, проверяющие умение раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук, овладевать  особыми методиками, приемами выполнения этих заданий, разрабатывать для этого алгоритмы, инструкции, практические рекомендации.

Самым лучшим способом мы  считаем создание модели «Банка примеров» и каждодневное его пополнение на протяжении всего периода изучения курса обществознания.  Примеров вроде много, разбросаны они  в разных источниках, рождаются в процессе работы, учебы, общения. Нужно систематизировать их с целью получения баллов на экзамене.

На уроках учащийся

- поймет, зачем нужен «Банк примеров»;

- узнает, что именно является примером в курсе обществознания;

- познакомится с источниками, откуда можно черпать примеры;

- научится оформлять собственный «Банк примеров»;

- использует на практике свои примеры из «Банка примеров» при выполнении реальных заданий  ЕГЭ;

- сможет победить в конкурсе на самый лучший пример для «Банка примеров».

Планируемый внешний образовательный продукт:

- ФОРМА (вид) представления данных в «Банк примеров».

Для диагностики и оценки  результатов образовательной деятельности школьникам  предлагается выполнить компетентностно ориентированное задание (КОЗ). Задание может быть выполнено как на уроке в мини-группах, так и индивидуально в качестве домашнего задания.

        Для разработки задания мы использовали  Конструктор задач (по Л.С.Илюшину).

Формулировка задания.

Вам предлагаются следующие факты.

1) Президент России Владимир Путин в ходе климатического саммита в Париже заявил, что усилия России позволили почти на год затормозить глобальное потепление. По его словам, Россия смогла снизить выбросы парниковых газов.

К 2050 году человечество может столкнуться с острым недостатком еды, предсказывают эксперты Всемирного фонда дикой природы (WWF). Хотя сегодня ежегодно более 1 млрд тонн продуктов люди просто выбрасывают. 

2) Спад в экономике заставляет работодателей избавляться от «лишних людей». За пособием по безработице обращаются низкооплачиваемые категории людей. Минтруд предсказал снижение реальных доходов на 3-4% Почему число безработных в России в 4 раза больше, чем зарегистрировано официально? Пособие по безработице может удвоиться, но меньше людей смогут его получить. Рынок труда 2016 года заинтересован в фармацевтах, микробиологах, химиках.

3) Госдума приняла в первом чтении законопроект о декриминализации ряда уголовных статей  и одновременно разрабатывает новый кодекс об административных правонарушениях. Госдума сильно урезала законопроект Верховного суда по декриминализации мелких преступлений. В Уголовном кодексе останутся две статьи — угроза убийством и неуплата алиментов. Госдума приняла поправку о снижении с 16 до 14 лет возраста привлечения к уголовной ответственности за обучение в террористических лагерях и участие в террористических сообществах

4) Доходы от приватизации крупных компаний в 2016 году планируются на уровне 800 млрд рублей. Минфин увеличил долю секретных расходов в госбюджете на 680 миллиардов рублей. Правительственная комиссия одобрила бюджет на «трехлетку».

5) В ЦБ посоветовали россиянам не скупать телевизоры в кризис. Согласно данным нового исследования НАФИ, население России не особенно доверяет финансовым институтам и считает их услуги непонятными. Почти четверть опрошенных признались, что вообще не пользуются услугами таких организаций. Половина никогда не использует безналичных платежей. Свои знания в области финансов такие респонденты оценили на единицу и двойку по пятибалльной шкале.

Ознакомление.  Прочитайте самостоятельно приведенные примеры. Назовите темы, при изучении которых можно использовать эти примеры. Составьте список понятий, конкретизируемых данными примерами.

Понимание. Приведите дополнительно собственные или изложите иначе предлагаемые примеры.

Применение. Предложите свой способ, позволяющий представить полученную информацию в виде Банка примеров, или используйте предложенный учителем.  Сравните эти способы и выберите любой из них, а затем обоснуйте свой выбор.

Анализ.  Сравните и проанализируйте структуры моделей Банка примеров, предложенные одноклассниками и учителем, и составьте перечень основных его разделов.

Синтез. Предложите свой вариант задания с развернутым ответом, согласно моделям заданий 26 и 27 единого государственного экзамена, предполагающий использование примеров из вашего Банка.

Оценка. Укажите критерии по оцениванию выполнения задания.  Предложите одноклассникам выполнить это задание. Проверьте его, согласно выбранным критериям оценивания.

Критерии оценивания учителем работы учащихся над заданием.

1. Верно названы темы курса для всех примеров – 1 балл за каждую верно указанную тему (максимальное – 5 баллов);

2.  Корректно и в исчерпывающем количестве составлен  список понятий, конкретизируемых данными примерами – 1 балл за каждое понятие (но не более 5 баллов);

3. Приведены дополнительно собственные или изложены иначе предлагаемые примеры – 1 балл за каждый корректный пример (но не более 3 баллов);

4. Предложен свой способ, позволяющий представить полученную информацию в виде Банка примеров,  и публично обоснован выбор модели Банка – 5 баллов;

5. Составлен перечень разделов Банка – 1 балл за каждый принятый  в процессе публичного обсуждения раздел (но не более 5 баллов);

6. Соответствие варианта задания с примером из банка моделям заданий 26 или 27  единого государственного экзамена по обществознанию -  5 баллов;

7. Определены критерии по оцениванию предложенного задания, задание выполнено и проверено согласно критериям – 5 баллов плюс  дополнительные баллы (до 3) за соответствие решения представленным критериям оценивания.

Максимальное количество баллов:   36 баллов.

Как показывает практика, школьники с большим  интересом подбирают примеры из разных источников, соотносят их с темами курса, определяют ключевые понятия в них, приводят их в реальных заданиях ЕГЭ, а с особенным увлечением составляют подобные модели заданий для одноклассников и проверяют их решения с использованием примеров из «Банка примеров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках химии"

В данной презентации я предлагаю использование КОЗ на уроках химии.  Урок с использованием компетентностно-ориентированных заданий  имеет  явные преимущества перед традиционным: ме...

Компетентностно - ориентированные задания по музыке для 4 класса

Компетентностно - ориентированные задания по музыке для 4 класса позволяют выявить предметные знания, общеучебные умения, уровень сформированности компетенций по музыке за курс начальной школы....

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Примеры компетентностно-ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД

На конкретных примерах разбираются в статье приёмы компетентностно - ориентированных заданий по физике, направленных на формирование и развитие УУД. Материал представляет интерес для преподавателей фи...

Сборник компетентностно-ориентированных заданий по материалам участников телекоммуникационного проекта-конкурса «Компетентностно-ориентированный урок»

Данный сборник объединяет в себе материалы участников конкурса по практическому этапу "Компетентностно-ориентированные задания». В сборникепредставлены разработанные участниками компетентностно-ориент...

"БАНК ПРИМЕРОВ" КАК КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ

Материал к  III Международной научно-практической конференции Университетского округа НИУ ВШЭ «Школа XXI века: стратегии и эффекты образовательных инноваций» (https://perm.h...