Методическая разработка кейс-урока по обществознанию "Безработица: причины, виды последствия"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ФИО преподавателя: Суворова Ирина Николаевна
Тема учебного занятия: Безработица: причины, виды, последствия
Цели учебного занятия:
1. Обучающая: дать представление о понятиях: безработные, безработица и ее виды, рассмотреть причины и последствия безработицы, ознакомить с «Законом о занятости населения в РФ».
2. Развивающая: создавать условия для развития самостоятельности мышления, способности высказывания собственной точки зрения и умения излагать информацию для аудитории.
3. Воспитательная: формировать коммуникативную компетенцию через работу в группах, ответственность за решение, воспитывать осознанное отношение к деятельности.
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Технологии: работа в малых группах, кейс-технология
Средства обучения: электронная презентация, конспект, раздаточный материал в конвертах, кейсы, цветные маркеры или фломастеры, клей, бумага, магниты.
Этап | Содержание деятельности преподавателя | Деятельность учащихся |
Подготови-тельный до начала урока | Подготовка аудитории к учебному занятию: включить оборудование для просмотра презентации, сдвинуть столы для работы в группах (разделить группу учащихся на 4 группы), разместить на столах раздаточный материал (конверты, клей, кейсы, маркеры или фломастеры) 1 слайд - пустой экран | Рассаживаются по местам на 4 группы |
Организа-ционный момент 1 мин. | Здравствуйте! Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Прошу проявлять активность, внимательность, самостоятельность. Самый активный участник каждой группы будет отмечен. На партах конверты, пока их не открывайте, в течение занятия мы будем с ними работать. | Слушают преподавателя |
Целевая установка 2 мин. | 2 слайд Обратите внимание на экран. Здесь представлены несколько афоризмов выдающихся людей. Подумайте и назовите основные понятия, встретившиеся в данных высказываниях Александр Иванович Герцен говорил: «В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее – как бездействие» Чарльз Дарвин утверждал: «Нет ничего более невыносимого, чем безделье» Томас Карлейль писал: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» Назовите проблему или область общественной жизни, которая касается этих понятий. Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему урока? 3 слайд Правильно, мы будем говорить сегодня о безработице. Тема нашего занятия «Безработица: причины, виды, последствия». Вопрос: Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой и какие задачи будем решать? 4 слайд А теперь посмотрим, совпали ли наши цели и задачи, внимание на экран. Сегодня на учебном занятии:
Возьмите конверт №1, в нем находится опорный конспект, который вы будете заполнять в течение урока. | Слушают и читают.
Ответы: 1. Бездействие, безделье, работа.
2. Отсутствие работы, безработица.
Безработица
Формулируют цели УЗ
Достают опорный конспект |
Объясне-ние нового материала 10 мин. | 5 слайд Тема «Безработица» очень актуальна, потому что из множества проблем, безработица может стать настоящим бедствием и для государства и для человека. И Россия не исключение. 6 слайд В нашей стране в 1991 году был принят закон «О занятости населения в РФ», сегодня мы будем обращаться к этому закону, закон состоит из 7 глав и 37 статей. Мы с вами будем работать с 3-й статьей закона. 7 слайд А что же такое безработица, как вы считаете? 8 слайд Безработица – явление, при котором часть трудоспособного населения (рабочей силы) не заняты в общественном производстве. Запишите определение в опорный конспект. Ключевой фигурой этого явления являются безработные. Чтобы определить, кто такие безработные, давайте обратимся к Закону о занятости населения, выдержки из которого лежат перед вами в конверте № 2. Достаньте материал из конверта и найдите статью 3, п. 1. Вопрос: Какие граждане признаются безработными? 9 слайд Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы. Запишите определение в опорный конспект. 10 слайд Вопрос: Как вы думаете, куда может обратиться безработный в поисках работы? Вопрос: Давайте обратимся к закону о занятости населения в РФ к статье 3 пункта 2 и выясним через сколько дней с момента подачи заявления в центр занятости гражданин признается безработным. Вопрос: Какие граждане не признаются безработными? Обратитесь к статье 3 пункта 3. Вопрос: Как вы думаете, по каким причинам человек может стать безработным? Подведем итог: 11 слайд Безработным может стать человек, потерявший работу в результате увольнения, добровольно оставивший работу, впервые пришедший на рынок труд или пришедший после длительного перерыва. 12 слайд Одной из причин, приводящей к безработице является экономический спад в производстве, которая приводит к сокращению штата работников, ликвидации организации, конкуренции на рынке труда. Существуют и другие причины. Исходя из выше перечисленных причин, выделяют безработицу добровольную и вынужденную. 13 слайд Добровольная безработица – зависит от самого человека. Например, когда он не хочет приступать к низкооплачиваемой работе. Вынужденная безработица объясняется объективными причинами. Запишите в опорные конспекты. |
Слушают преподавателя
Отвечают
Записывают.
Достают материал и читают статью 3, пункт 1. Отвечают.
Записывают.
Отвечают (в службу занятости)
Читают Закон и отвечают (11 дней) (до 16 лет и пенсионеры) Отвечают.
Слушают.
Записывают в опорные конспекты. |
Работа в группах 15 мин. | 14 слайд А теперь, используя метод кейсов, рассмотрим виды безработицы. Каждая группа, используя кейс с материалами конверта № 3, готовит краткое сообщение об одном виде безработицы, отображая его на ватмане, затем размещает ватман на доске и отвечает, остальные группы записывают в конспект. 15 слайд Время работы с кейсами – 5 минут.
Обобщим итоги работы с кейсами. Основными видами безработицы являются: Структурная Фрикционная Сезонная Циклическая 16 слайд И у меня к вам вопрос: Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы? Правильно, фрикционная и структурная безработицы в рыночной экономике существуют всегда. |
Слушают инструктаж.
Работают с кейсами, выступает представитель от каждой группы, остальные записывают в опорный конспект.
Отвечают.
|
Закрепле-ние нового материал 3 мин.
| И для закрепления только что усвоенного материала, давайте рассмотрим ситуации, в которые попали различные работники и определим, к какому виду безработицы они относятся. Внимание на экран 17-20 слайды | Упражнение выполняют совместно. |
Беседа 5 мин. | Безработица – явление, которое влияет на жизнь всего общества. 21 слайд Давайте с вами задумаемся, какие же могут быть последствия безработицы? 22 слайд Снижается уровень жизни семьи безработного, пособие по безработице меньше, чем зарплата. Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д. Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Запишите последствия безработицы в схему опорного конспекта. |
Отвечают.
Пишут последствия безработицы. |
Рефлексия 6 мин. | И в завершении, разобрав основные моменты нашего урока, давайте посмотрим, что мы усвоили. 23 слайд Возьмите конверт № 4. У каждой группы два варианта теста. Достаньте тест и подпишите его. По результатам ответов на тест каждый из вас получит оценку. Время работы с тестом 3 минуты. Поменяйтесь тестами друг с другом, проверьте тест. 24 слайд Кто получил 5, поднимите руку. Кто - 4? Кто - 3? Молодцы, большинство оценок положительные. |
Отвечают на тест, потом оценивают тест соседа, выставляют оценки и озвучивают их преподавателю |
Домашнее задание 1 мин. | 25 слайд У вас в опорных конспектах есть Д\З, найдите его. Вам нужно ознакомиться со ст. 3 Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. и письменно ответить на вопросы:
Не забудьте вклеить свои опорные конспекты в тетрадь по обществознанию. | Слушают инструктаж.
|
Подведе-ние итогов 1 мин. | 26 слайд Давайте вернёмся к началу нашего урока. В течение урока мы должны были познакомиться с безработицей, безработными видами безработицы, выяснить причины и последствия безработицы. Как вы считаете, все цели и задачи нами достигнуты? И еще хотелось бы отметить самых активных участников в каждой группе. Называет их сами. |
Отвечают.
|
Рефлексия 1 мин. | И в завершении занятия я предлагаю вам ответить на вопросы: 1. Что вы знали по данной теме до сегодняшнего урока? 2. Что вы узнали нового сегодня на уроке? 3. Остались ли у вас ещё вопросы по данной теме?
Я благодарю вас за урок. Урок окончен. До свидания. |
Отвечают.
|
Опорный конспект по теме: «безработица: причины, виды, последствия»
Закон о занятости населения в Российской Федерации №1032-1 от 19 апреля 1991 года.
Безработица – это________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Безработные – это ________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Добровольная безработица - ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Вынужденная безработица- ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Виды безработицы:
- Структурная ___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Фрикционная__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сезонная______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Циклическая_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение. Используя определения видов безработицы, укажите, какой вид
безработицы представляет каждый из перечисленных работников.
Работники | Вид безработицы |
1. Недавний выпускник ВУЗа, ищущий свою первую работу. |
|
2. Каменщик, уволенный из-за того, что вследствие повышения ставок банковского процента в жилищном строительстве произошел спад. |
|
3. Работник, уволенный агрофирмой в конце октября, после окончания периода сбора урожая. |
|
4. Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда телефонная компания установила новое оборудование, основанное на компьютерном переключении линий связи. |
|
Последствия безработицы
Дом. задание. Подробно ознакомиться со статьей 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в РФ» и письменно ответить на вопросы:
- Кем и когда принимается решение о назначении гражданину пособия по безработице?
- Через сколько дней с момента обращения гражданина в Центр занятости, ему обязаны предложить работу?
- Через какой промежуток времени граждане, которым отказано в признании безработным, имеют право на повторное обращение в центр занятости?
Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:
1) повышение мотивации учения у обучающихся;
2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее – как бездействие (А.И. Герцен) Нет ничего более невыносимого, чем безделье (Ч. Дарвин) Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы. (Томас Карлейль) бездействие безделье не оказалось работы
Тема занятия Безработица: причины, виды, последствия
безработица виды безработицы причины безработицы последствия безработицы СЕГОДНЯ НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ Познакомимся с: 2. Выясним: 3. Рассмотрим понятия: 4. Определим: 5. Составим: 6. Выполним: опорный конспект кейс тест Законом о занятости населения в РФ безработные
Закон о занятости населения в Российской Федерации № 1032-1 от 19 апреля 1991 года
Безработица – это явление, при котором часть трудоспособного населения не занята в общественном производстве.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска работы.
Безработный – это человек, которого уволили который сам уволился который впервые ищет работу который ищет работу после длительного перерыва у которого отсутствует образование по профессии
Экономический спад в производстве — одна из основных причин, которая приводит к: сокращению штата работников ликвидации организации конкуренции на рынке труда
Добровольная безработица зависит от самого человека (не хочет работать потому что мало платят). Вынужденная безработица объясняется объективными причинами
Работа в группах с кейсами
Может ли наблюдаться в стране полное отсутствие безработицы?
РАБОТНИК ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ Недавний выпускник техникума, ищущий свою первую работу ФРИКЦИОННАЯ
РАБОТНИК ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ Каменщик, уволенный из-за того, что вследствие повышения ставок банковского процента в жилищном строительстве произошел спад ЦИКЛИЧЕСКАЯ
РАБОТНИК ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ Работник, уволенный агрофирмой в конце октября, после окончания периода сбора урожая СЕЗОННАЯ
РАБОТНИК ВИД БЕЗРАБОТИЦЫ Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда телефонная компания установила новое оборудование, основанное на компьютерном переключении линий связи СТРУКТУРНАЯ
Какие могут быть последствия безработицы?
Последствия безработицы Снижается уровень жизни семьи безработного частые конфликты в семье обостряется политическая обстановка в стране сокращение спроса на товары и услуги
Выполнение тестовых заданий
Проверка теста 1 вариант 2 вариант 1. а 2. б 3. а) – 2 б) – 1 в) – 4 г) - 3 4. в а) – 2 б) - 1 1. в 2. в 3. б 4. г а) – 2 б) - 1 Критерии оценивания: «5» - 5 верных ответов «4» - 4 верных ответа «3» - 3 верных ответа «2» - 2 или 1 верный ответ
Домашнее задание: Изучить статью 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и ответить на поставленные вопросы. Вклеить свои опорные конспекты в тетрадь по обществознанию
безработица виды безработицы причины безработицы последствия безработицы СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Познакомимся с: 2. Выясним: 3. Рассмотрим понятия: 4. Определим: 5. Составим: 6. Выполним: опорный конспект кейс тест Законом о занятости населения в РФ безработные
Что вы знали по данной теме до сегодняшнего урока?
Что вы узнали нового сегодня на уроке?
Остались ли у вас ещё вопросы по данной теме?
ДА НЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида. 5 класс."Линии в круге".
Открытый урок на регинальном семинаре. Презентация к уроку опубликована на моем мини-сайте. Материал можно использовать как для объяснения понятий: радиус, диаметр, хорда, так и для обобщающего урока....
Методическая разработка урока геометрии в школе VIII вида.7 класс. "Симметрия"
Разработку можно использовать при объяснении нового материала и при повторении темы. варьируя задания....
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды"
Методическая разработка урока "Юридическая ответственность и её виды" предназначена для проведения урока по праву в 11 классе....
Методическая разработка "Англицизмы в русском языке : причины использования иностранных заимствований"
« Англицизмы в русском языке : причины использования иностранных заимствований" Языки постоянно находятся в процессе эволюции, новые слова возникают ежедневно, обогащая наши языки и придавая им к...
Методическая разработка урока по теме: "Салфетки и виды их складывания"
На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения салфеток, скатертей на Руси. Учатся красиво складывать салфетки с использованием новых техник складывания....
Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия"
Методическая разработка родительского собрания "Агрессия, её причины и последствия" - 7-8 классы...
Методическая разработка открытого урока в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды».
Открытый урок в форме круглого стола «Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды» проведен среди учащихся 9-х классов в рамках недели биологии с целью...