Планирование по предмету «Обществознание»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

  • Федеральный закон от 29.12.12 N273-ФЗ (ред.13.07.2015) 2Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373»;
  • письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0013fe18-0bf0cc44.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Вводный раздел.

История как наука

4 часа

-ознакомление с учебной литературой, структурой учебника и его разделов

-обсуждение вопроса о значимости изучения истории, причинах интереса людей к прошлому- сопоставление цивилизационного, формационного и стадиального подходов к истории человечества

-учащиеся должны уметь выделять основные этапы исторического познания,

 -заполнять таблицы,

 -подготавливать доклады об историках прошлого их взглядах, давать краткую хар-ку современных этапах развития исторических наук,

- сопоставлять исторические науки, прозу и публицистику на исторические темы,

-вести дискуссию,

-работать с документами

1

Краткая характеристика курса

1 ч.

Новая и новейшая история, Фукидид, Гродот, Платон ,Плутарх, Тит Ливий

учебник

Введение, §1,2,3

2

Основы исторической науки

1 ч.

Движущие силы истории, принцип объективности, принцип историзма Платон, Геродот

учебник

 §1, вопр.1-6

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

3

История и проблемы ее познания

1 ч.

Идея прогресса, формации, борьба классов, цивилизационный подход, локальные цивилизации, теории ист-го развития

Схемы, учебник, доп. лит-ра

§2, Проблемный вопр. «Всемирная история это больше чем история отдельных народов?», в.8 стр.23

4

Этапы исторического развития

1 ч.

Дикость, варварство, цивилизация, новая история, новейшая история

Учебник, схемы

§3, заполнить таблицу «Этапы  развития человечества», стр.31

Раздел 1. Предцивилизационная стадия истории человечества.

4 часа

Выделение факторов и направлений эволюции человека

- обсуждение вопроса о прародине современного человечества, путях и мотивах миграции,

-оценка роли традиций и «табу» в первобытном обществе,

-Умение решать проблемные вопросы,

-сравнивать и сопоставлять факты,

-делать доклады к теме «Гипотезы о происхождении современного человека»,

-работа с картой и учебником.

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

-обсуждение вопроса о последствиях перехода к патриархату, сохранение патриархальных традиций в наше время

5

Проблема происхождения человека

1 ч.

Австралопитеки, палеолит, кроманьонец, мезолит.

Карта, учебник

§4, приготовить доклады т. «Гипотезы о происхождении современного человека»

6

Человек осваивает планету»

1 ч.

Стоянки, расы людей, наскальная живопись шаманы, вожди

Словарь, учебник

§4-5, стр.37-42, стр.34 карта найти опираясь на текст уч-ка древние стоянки

7

Этапы развития человеческого сообщества

1 ч.

Палеолит, мезолит, неолитическая революция, переход от присваивающего хозяйства к производящему, ремесло и торговля

учебник

§ 5, повторить лекцию

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

8

Социальные отношения в первобытную эпоху

1 ч.

Патриархат, матриархат, вождь, собственность,      энеолит

Учебник, доп. лит-ра

§4-5, с. 44-47,, выделить источники власти

Раздел 2. Цивилизации Древнего мира

10 часов

Обсуждение вопроса о причинах возникновения первых государств, -перечисление признаков государства, раскрытие светской и духовной власти в Египте,
-характеристика цивилизаций Древней Индии , Древнего Китая , Древнего Рима, Древней Греции,

-Выявление комплекса факторов, способствовавшим кризису духовной жизни Рима и зарождению и распространению христианства

-Выявление причин и последствия крушения Римской империи

- умение вести дискуссию, - анализировать географические, климатические, социальные условия возникновения первых государств Сев. Африке и Юж. Азии

-составлять комментарии к схемам,

-составление плана по теме: «Виды определенных верований и их особенности», умение выделять причины,

- составление сравнительной таблицы, умение обращаться к межпредметным связям

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

9

Предпосылки возникновения и формирования первых государств

1 ч.

Деспотии, государство

карта

§5, карта с 51, стр. 48-50

10

Первые государства Древнего мира

1 ч.

Пирамиды, Хеопс, деспотия, Варны, касты.

Схема «Социальная структура Древнего Египта» карта с. 59

§5-6, стр.50-62, составить план тема : №Военные деспотии Древнего мира»

11

Новый этап духовной жизни

1 ч.

 буддизм, конфуцианство,

иудаизм

Словарь,

§ 6, стр.62-64,заполнить таблицу,»Новый этап духовной жизни» с.64

12

Города- государства Греции

1 ч.

Города-государства, полисы, демократия,

таблица

§8, с 65-69, составить сравнительную таблицу Пути развития полиса Афины и Спарта».

13

Древний Рим

1 ч.

Республика , патриции, плебеи, народные трибуны

Учебник , схема

§8-10, с.69-71, 80-81, работа с картой, составить структуру римского общ-ва

14

Борьба за господство над Средиземноморьем

1 ч.

Греко-персидские войны, Пелопоннесские и Пунические войны

Карта, схема

§9-10,с,81-86,, Сообщение о А.Македонском

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

15

Становление Римской империи и культурное наследие античной цивилизации

1 ч.

Триумвират, Гай Цезарь

Учебник, доп. лит-ра

§10, доклады о культурном наследии античности

16

Возникновение и распространение Христианства

1 ч.

Родоплеменная знать, гунны, христианство, иудаизм.

учебник

§11-12, в все

17

Закат Римской империи

1 ч.

Великое переселение народов, колоны, варвары

карта

§11-12,  таблица стр. 103 в тетр.

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «античная эпоха в истории человечества».

1 ч.

тест

Раздел 3

Средневековье

10 часов

Раскрытие понятия «Средние века»,

-обсуждение происхождения и основных принципов исламской религии, выявление общего и особенного,

-умение вести беседы и дискуссии, составлять развернутый план,

-сообщение уч-ся на тему  «Историческое и культурное наследие Арабского халифата»,

 

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

- обсуждение  сходства различных раннефеодальных государственных образований Европы,

- раскрытие причин феодальной раздробленности,

- выявление социально-экономических и политических факторов процесса цивилизации

- определение внутрицивилиза-ционных и межцивилизацион-ных столкновений

- раскрытие роли исторических личностей

-развитие умений работать с понятийным аппаратом,

- самостоятельная работа с учебником,-

-подготовка сообщений об азиатских завоевателях Средневековья,

-сравнивать пути развития стран Западной, Центральной и Восточной Европы, Европы и Азии

19

Мир в эпоху Средневековья

1 ч.

Господин, слуга, герцогство, граф, виконт, барон, монарх, военная демократия

Карта, учебник

§13, в. все

20

Исламская цивилизация

1ч.

Ислам, сунниты,

Шииты, халифы

энциклопедии

§14, составить развернутый план по теме «Истоки успеха арабских завоеваний»

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

21

Становление христианско-средневековой цивилизации

1 ч.

Великое переселение народов

карта

§13, 15.в. все

22

Раскол между западной и восточной ветвями христианства

1 ч.

Иконоборчество, православие и католичество

учебник

§16-17, повторить понятия

23

Облик феодального общества в Западной Европе

1 ч.

Феодальная раздробленность, рыцарский кодекс чести

учебник

§13 стр. 104-107, 18 §19 выборочно

24

Начало образования централизованных государств в Западной Европе

1 ч.

Централизованные гос-ва, парламент, Генеральные штаты

таблица

§19 с. 144-147, § 21 , таблицу заполнить на стр. 169

25

Международные отношения в средние века.

1 ч.

Дмитрий Донской, крестовые походы

карта

§19, с 147-151 §20, § 22-23, работа с картой

26

Кризис традиционного общества в странах Западной Европы.

1 ч.

Традиционное общество

учебник

§ 21 ,до стр. 168, сравнить пути развития Зап., Центр и Восточ. Европы, Европы и Азии

27

Предпосылки начала процесса модернизации

1 ч.

Модернизация

Доп. лит-ра

§ 25 , с.188-193 повторение к обобщение

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

28

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мир в эпоху Средневековья»

1 ч.

тесты

Раздел 4

Новое время: Эпоха модернизации

20 часов

-Изучение  Нового времени как эпохи мировоззренческих, политических, экономических и технологических перемен,

-сообщение о великих путешественниках,

- изучение основных идей Реформации и причина Религиозных войн,

- рассмотрение предпосылок перехода от деспотических режимов древности к европейскому абсолютизму,

- прослеживание основных этапов развития революции в Англии и укрепление традиций парламентаризма,

-показать становление гражданского общ-ва

-формирование умений самостоятельно составлять сравнительные таблицы,

-решать проблемные задания,

- подбирать материал из Интернет-ресурсов по заданной теме,

- делать сравнительный анализ различных событий,

-,умение работать с учебником, картой, схемами,

- самостоятельная работа с понятийным аппаратом,

-знать методологические

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

-раскрытие сути идей марксизма и выявление причин их популярности в рабочем движении.

концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу,

-систематизиро-вать разнообразную историческую информацию,

- понимать и критически осмысливать общественные процессов и ситуаций

29

Характеристика эпохи «Новое время» в современной исторической науке

1 ч.

Мануфактура, (рассеянные и смешанные) , Ренессанс, Ян Гус, Ян Жижка, Жан Кальвин, англиканская церковь

Доп. лит-ра, учебник, карта

§ 25, карта, в все

30

Великие географические открытия и начало борьбы за колонии

Между европейскими державами

1 ч.

Христофор Колумб, Америго Виспуччи, Барталомеу Диас, Васко да Гама, майя, ацтеки ,Эрнано Кортес, Френсис Дрейк., Ф.  Магеллан

Карта «Великие географические открытия»

§ 24,сообщение приготовить о путешественниках, закончить заполнять таблицу стр. 187

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

31

Социально-экономическое развитие в странах

Западной Европы в XV- середине XVII в.

1 ч.

Мануфактуры (рассеянные и смешанные) , торговый и мануфактурный капитализм, меркантилизм

Словарь, учебник

§ 24-25,работа с понятийным аппаратом

32

 Западная Европа : общественно- политическое  развитие в XV- серединеXVII в.

1 ч.

Религиозные войны, Ренессанс, Ян Гус, Ян Жижка, Жан Кальвин, англиканская церковь

Учебник, доп. лит-ра

§ 27, вопр. все

33

 Западная Европа : духовное развитие в XV- серединеXVII в.

1 ч.

Реформация

 ( лютеранство, кальвинизм)

Учебник, доп. лит-ра

§ 25,с. 192-197,

34

Абсолютистские монархии в Западной Европе

1 ч.

Абсолютизм, опричнина,

карта

§ 26,29, 30, изучит карту, проанализировать события эпохи абсолютизма

35

Первые буржуазные революции

1 ч.

Революции

Карта, учебник

§ 27, 28, составить таблицу на с. 227

36

Идеология эпохи Просвещения

1 ч.

Идеология, просвещенный абсолютизм, просветители

Доп. лит-ра, учебник

§ 30,закончить таблицу «Политика просвещенного абсолютизма

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

37

Война за независимость в Северной Америке

1 ч

Колонии, «Бостонское чаепитие», д. Вашингтон

Карта, учебник

§ 37, проанализировать основные события, вопр. все

38

Великая французская революция

1 ч.

«Декларация прав человека и гражданина», М. Робеспьер, Ж.-П. Марат, Ж. Дантон, Наполеон Бонапарт

Учебник, мультимедийные ресурсы

§ 38-40, дополнит сообщения, Мини- эссе «»Почему революция во Франции вошла в историю под названием великой?»

39

Промышленный переворот и его значение

1 ч.

Промышленный переворот, промышленное производство, рабочие союзы, луддизм.

учебник

§ 35, проблемный вопрос «Почему существует проблема бедности в индустриальном обществе?»

40

Общественно- политическое развитие стран Западной Европы в I половине XIX в.

1 ч.

Либерализм, консерватизм, национализм, марксизм, утопический социализм, анархизм, революционеры

учебник

§ 53, таблицу заполнить, стр. 378

41

Духовное развитие стран Западной Европы в I половине XIX в.

1 ч.

Естествознание, поэзия, проза

учебник

§ 54-55, закончить таблицу «Научные достижения и их последствия»

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

42

Модернизационные процессы  в странах Европы в первой половине XIX  в.

1 ч.

Священный союз, революции, , Отто фон Бисмарк, франко-прусская война

карта

§41, 44,47, сравнить события разных стран

43

Модернизационные процессы  в Америке  в первой половине XIX  в.

1 ч.

Освободительная борьба, гражданская война,

карта

§ 48, сообщение о лидерах революционного движения Лат. Америки

44

Государства Азии в эпоху европейского нового времени

1 ч.

Османская империя, Великие Моголы, янычары, Делийский султанат, сипаи,

Учебник, доп. лит-ра

§28, 36,, подготовиться к обсуждению ? о формах проявления и последствиях кризиса традиционного общества

45

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах востока

1 ч.

«опиумные» войны, модернизация

учебник

§ 45-46, таблица «Модернизацион-ная политика Японии»

46

Международные отношения в эпоху Нового времени

1 ч.

Отечественная война, Священный союз, консул, Венский конгресс

Карта, учебник

§ 29, 39, 40, сделать общие выводы

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

47

Завершение колониального раздела мира. Покорение народов Африки

1 ч.

Зависимое государство, англо-бурская война, колониализм,

Карта, учебник

§ 51, подготовить -ся к обобщению

48

Повторительно-обобщающий урок по теме «Запад и Восток в эпоху Нового времени: социально-экономическое и общественно-политическое развитие»

1 ч.

тесты

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

 

Введение. История России – часть всемирной истории                                    

4 часа

-раскрытие особенностей  становления и развития российской цивилизации,

- характеристика проблем периодизации российской истории, 

- умение структурно- функционального, временного и пространственного анализа

- определение собственной позиции по отношению к исторической эпохи,

- осознание своего места в историческом процессе

1

Особенности становления российской цивилизации

1 ч.

Цивилизация, исторические источники

учебник

Стр. 5-13

2

Проблемы периодизации российской истории

1 ч.

Историография,

Тетради, раздаточный материал

Доработать в тетр.

3

Основные этапы развития исторической мысли в России

 1 ч.

Периодизация, В.Н. Татищев, Н. М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский

Дополнит. лит-ра, набор портретов

Изобразить  линию «основных этапов в развитии истории  России

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

4

Роль личности в российской истории

1 ч.

Петр I, Екатерина Великая, В.И. Ленин, Г.К Жуков, А.В. Суворов и т. д.

Мультимедийная библиотека

Стр. 13-14, Интернет ресурсы

Раздел 1

Народы и древнейшие государства на территории России                

8 ч.

- определение места славян среди индоевропейцев,

- раскрытие процесса распада индоевропейцев на восточную, западноевропейскую, славянскую и балтскую группы народов,

- изучение усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение и процесс перехода от родовой к территориаль-ной общине

-учащиеся должны знать особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологическо-го, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

-формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

5

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии

1 ч.

Палеолит, оледенение

карта

§1, стр. 16-19, в. все

6

Особенности Неолитической революции

1 ч.

Неолитическая революция

Доп. лит-ра

§ 1 , стр. 19-23, соотнести места стоянок с современной картой

7

Индоевропейцы.

1 ч

Индоевропейцы, угро-финские народы, монгольские и тюркские народы

карта

§2, со стр.23, письменно опишите образ жизни и общественное устройство жителей того времени

8

Исторические корни славян.

 1 ч.

Скифы, сарматы, готы, великое переселение народов, гунны

Учебник, Интернет-ресурсы

§3, вопр. с1-8

9

Славяне в V-VII вв.

1 ч.

Анты, склавины, Кий, хазары

карта

§4, до стр.37, составить план-конспект

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

10

Религия древних славян

1 ч.

Язычество, Даждьбог, Велес, Хорс, Сварог, Перун, русалки , кикимора, леший, домовой

Мультимедийная библиотека

§4, со стр.37, опишите 1 языческий праздник, составить схему богов

11

Восточные славяне в VIII-IXвв.

1 ч.

Кривичи, дреговичи, поляне, словене, полочане, уличи,

карта

§5, стр.42-44, выделить особенности  развития восточных славян в VIII-IXвв, повтор  с §1-4

12

Повторительно -обобщающий урок по теме : « Народы и древнейшие государства на территории России»

1 ч.

тест

13

Семинарское занятие по теме:                  « Историзм «Повести временных лет» летописца Нестора»

1 час

(рез.)

Дополнительный материал

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Раздел 2

Русь в IX- начале XII вв.

6 часов

- изучение  возникнове-ния государствен-ности у восточных славян,

- раскрытие процесса становления династии Рюриковичей,

-характеристи-ка социально- экономичес-ких связей на Руси,

- анализ формирования духовности  на Руси после принятия христианства

- знать важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;                   ---уметь

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

-проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

-уметь работать с историческими документами и картой,

- представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме презентации представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

14

Предпосылки образования Древнерусского государства и появление гос-ва у восточных славян

1 ч.

«из варяг в греки», государственность, князь, дружинники, племенная знать, «РУСЬ», Аскольд и Дир, Рюрик, смерды

Схема, учебник

§5, 6, изобразить структуру общ-ва Древнерусского государства

15

Первые русские князья: Игорь, Ольга , Святослав

1 ч.

князья: Игорь, Ольга , Святослав, печенеги,

Доп. лит-ра

§ 7,, проработать документ на стр. 66-67, ответить на вопросы

16

Древнерусское государство при Владимире

1 ч.

Усобица, оборонительная система, Илья Муромец, 988 г.

Карта

§ 8, мини – эссе «Почему Владимир выбрал православие»

17

Правление Ярослава Мудрого. Русь в XIв.

 1 ч.

Ярослав Мудрый Тысяцкий, бояре-посадники, князь, епископы, священники, Русская Правда

Карта, учебник

§ 9, 10-11,сравните структуру правления схематически, выделите «+» и «-» «Русской Правды»

18

 Междоусобица на Руси при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

1 ч.

Междоусобица, половцы, Владимир Мономах, 1097 г.- Любечский съезд, « устав Владимира Всеволодовича»

Карта, учебник

§12,13 проработать карту сделать выводы, повторить с § 5-11

19

Повторительно- обобщающий урок по теме « Становление и расцвет Руси XI в. – первой трети XII в.»

1 ч.

тесты

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

20-21

Парад презентаций

« Культура Руси X-XII в.»

А) Зарождение русской цивилизации;

В) Процесс становления русской цивилизации

2 ч

(рез.)

Презентации, компьютеры, проектор

§ 17,18, презентации приготовить

Раздел 3

Русские земли и княжества в ХII- середине XV в.

18 ч

-раскрытие причин распада Древнерусского государства,

- изучение процесса политической раздробленности,

-характеристика крупнейших земель и княжеств Руси XII-началеXIIIвв.

- анализ процесса завоевания Руси

-умение работать с картой и текстом учебника,

-самостоятельно составлять схемы и уметь анализировать и сравнивать,

- формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,

- организовывать работу группы;

--представлять результаты индивидуальной

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

монголо-татарами и борьбы северорусских земель с крестоносцами и шведами,

- характеристика объединения Руси под главенством княжества Московского

и групповой историко-познавательной деятельности в форме исторического сочинения

22

Политическая раздробленность Руси

1 ч.

Раздробленность,

Учебник, карта

§14, вопр. все

23

Киевское и Чернигово-Северское княжество

1 ч.

Юрии Долгорукий, А. Боголюбский

карта

§14, выписать в таб. Положительные и отрицательные последствия раздробленности

24

Галицко-Волынское княжество

1 ч.

Юрии Долгорукий,

Карта, учебник

§15,сравнить управления разных княжеств

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

25

Новгородская земля

1 ч.

Вече, боярская (аристократическая ) республика

учебник

§ 15 , стр.117-120. выделить особенности системы управления Новгородом

26

Северо-Восточная Русь в XII-началеXIII в.

1 ч.

Юрий Долгорукий, А. Боголюбский

Карта, доп. материал

§ 16, вопр. 1-3

27

Начало монголо-татарского нашествия

1 ч.

Монголо- татары, ханы, нойоны, нукеры, Чингисхан, р. Калка

карта

§19,вопр. 1-5

28

Монголо-татарское нашествие на Русь

1 ч.

Батый,

карта

§20, проанализировать док-т на стр.161-162

29

Натиск крестоносцев на северо-западные границы Руси.

1 ч.

Александр Невский, крестоносцы,

карта

§ 20, мини-эссе «Если победили крестоносцы ??!!»

30

Русь и Золотая Орда при Александре Невском . Предпосылки возрождения Руси.

1 ч.

Орда, Александр Невский,

учебник

§20, стр.157-161, выписать в тетр. Предпосылки возрождения Руси

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

31

Хозяйство Руси и положение различных групп общества в XIV-XVвв.

1 ч.

Холопы, подсека, тиуны, посадские, смерды, дворовые

учебник

§ 21, изобразить схему «Социальные слои общ-ва в XIV-XVвв.»

32

Начало собирания русских земель вокруг Москвы                                                                                                            

1 ч.

Москва, Иван Калита

карта

§ 22. , до стр 175,объяснить почему объединение шло вокруг Москвы

33

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.

1 ч.

Мамай, Дмитрий Донской, 8 сентября 1380 г., Пересвет, Челубей

Доп. лит-ра, карта

§ 22, со стр. 175

34

Великое княжество Московское в системе международных отношений

1 ч.

Интернет-ресурсы., карта

Приготовить сообщения по теме

35

Церковь и консолидация русских земель

1 ч.

церковь

§22 стр 179-181, выделить роль церкви в объединении русских земель

36

Феодальная война на  Руси

1 ч.

Феодальная война

Доп.материал

§ 23. стр.183-184,выписать в тетр. Причины феод. войн Итоги

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

37

Культура и быт XIV-XV вв.

А) фольклор и литература

1 ч.

Фольклор,

Мультимедийные ресурсы

§24.. стр.192-195

38

Культура и быт XIV-XV вв.

Б) Зодчество и живопись. Быт.

1 ч.

Зодчество, Андрей Рублев, иконопись

Мультимедийные ресурсы

§ 24, 195-202, повторить с § 14- 16-23

З9

Повторительно- обобщающий урок по теме: «Русские земли и княжества в ХII- середине XV в»

1 ч.

тесты

Подготовиться  по вопросам семинара

40  

Семинарское занятие по теме: «Формирование национального самосознания»                

1 час

(рез.)

национального самосознания

Раздаточный материал

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Раздел 4

Российское государство во второй половине XV-конце XVIвв.

8 часов

-изучение процесса завершения объединения русских земель и образование Российского государства,

-выделение особенностей процесса складывания централизованных государств в России и странах Запада,

-изложение формирований новой системы управления страной и развитие правовых норм,

-сравнение изменения в социальной структуре общ-ва и

- знать важнейшие методологичес-кие концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории,

- использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

социальной структуре общ-ва и формах феодального землевладения во втор. пол XV- концеXVI в.с более ранним периодом,

- раскрытие  установления крепостного права,

- характеристика  роста международного авторитета Российского государства

процессов и явлений;

-умение самостоятельно составлять таблицы

41

ИванIII – государь всея Руси. Русь между Востоком и Западом.

1 ч.

Судебник 1497,Ахмат,

Учебник, Интернет-ресурсы

§ 23, со стр.184, определите 2 периода правления Ивана III, определите хронологические рамки

42

Приход к власти Ивана IV.

1 ч.

Царь, Избранная Рада, «Собор примирения»

учебник

§ 25 до стр 204, вопр все

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

43

 Реформы Ивана Грозного в 1550-х годах

1 ч.

Судебник 1550 г.стрельцы, целовальники,

сословия

Учебник, документы

§ 25, со стр 204, выделить преимущество реформ Ивана Грозного

44

Внешняя политика Ивана IV

1 ч.

Ермак,, Ливонская война,

карта

§ 26, составить таблицу, стр. 242

45

Опричнина. Последние годы правления Ивана IV

1 ч.

Опричнина. террор

Учебник , доп материалы

§ 27, можно ли опричнину называть реформой?

46

Новые явления в русской культуре

А) фольклор, просвещение , наука, лит-ра

1 ч.

фольклор

Мультимедийные ресурсы

§ 28, составить таблицу

47

Новые явления в русской культуре

Б) архитектура, живопись, быт

1 ч.

зодчество

Мультимедийные ресурсы

§ 29 , закончить таблицу, повторить 25-28

48

Повторение и обобщение по теме «Российское государство во второй половине XV- конце XVI в.

1 ч.

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Раздел 5

Россия в XVII веке

10 ч.

-раскрытие сущности начала Смуты и обострение социально-экономических противоречий,

-характеристика начала правления династии Романовых,

-изложение процесса расширения территории Российского государства и освоение Сибири,

Юридического оформления системы крепостного права и церковный раскол  в России

                                                                     

-  уметь формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам,

-работать с картой и текстом учебника,

- понимать и критически осмысливать общественные  процессы  и ситуации;

- формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

49                

Начало Смуты. Кризис общества и государства

1 ч.

Смута,, Голодные бунты, Григорий Отрепьев, Иван Болотников

учебник

§ 30, сравните Лжедмитрия и Б.Годунова ( Письменно)

50

Спасители Отечества

1 ч.

Ополчение, Лжедмитрий II Кузьма Минин,, Дмитрий Пожарский

Дополнит. лит-ра

§31, сделать сообщение о истор. личностях

51

Первые Романовы

1 ч.

Царь, Боярская дума, Земские соборы, приказы, Соборное уложение

Учебник, схема

§32, составить схему управления государством при Романовых

52

Церковный раскол

1 ч.

Старообрядцы,  Никон, Аввакум

Учебник, доп. лит-ра

§33, проанализировать документы на стр. 280-281

53

Новые черты в жизни России XVII века

1 ч.

Мануфактура, холопы, посадские люди

Энциклопе-дия

§34, придумайте вопросы для сравнения положения соц.-х групп и сословий

54

«Бунташный век»

1 ч.

Бунташный век, соляной бунт, медный бунт, С. Разин

Карта, учебник

§35, мини-эссе «Могли ли восставшие победить?»

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

55

Внешняя политика России. Присоединение Сибири.

1 ч.

«Вечный мир»,

карта

§36,37, выделить «+», «-» Присоединения Сибири, запишите в тетрадь,…таблица на стр.334

56

Россия накануне преобразований

1 ч.

Федор Алексеевич и Софья Алексеевна, регентша царские «потехи»

Учебник, раздаточный материал

§ 38, вопр. все

57

Культура и быт XVII века

1 ч.

Школы и академии

Мультимедий-ные ресурсы

§ 39,40,повторить с § 30-28

58

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVIIвеке»

1 ч.

тесты

Раздел 6

Российская империя в XVIII в.

10 час.

-раскрытие петровских преобразований,

-изучение процесса формирования

-умение вести дискуссию,

-решать проблемные вопросы и уметь правильно формулировать их,

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

чиновничье -бюрократического аппарата,

-изложение сущности превращения дворянства в господствующее сословие,

-выделение особенностей складывания абсолютизма в России и Европе,

- определение места России в период дворцовых переворотов, Просвещенного абсолютизма, развития системы крепостничества,

- осуществление анализа взаимодействия российской и западноевропейской культуры в XVIII в.

- проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

- классифицировать исторические источники по типу информации;

- систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

59

Начало славных дел Петра

1 ч.

Петр Первый, Александр Меньшиков, Азовские походы, Великое посольство, городская реформа

учебник

§ 41, Мини-эссе «Почему России нужен был выход к Азовскому морю»

60

Эпоха Петра Великого. Северная война.

1 ч.

Гвардейцы, Карл XII, Нарва, Полтавская битва,-27 июня 1709г., Прутский поход, м. Гангут

Документы, учебник

§ 42-43,45. заполнить таблицу «Ход Северной войны» проанализировать причины побед

61

Реформы Петра Первого.

1 ч.

Реформа, сословия, Ближняя канцелярия, подушная перепись

Документы, учебник, раздаточный материал

§ 44,составить схему «Гос управление царя» и план  -схему реформ

62

Конец правления Петра Первого.

1 ч.

1725 г.,

Доп. лит-ра

§ 45, как  оценивали историки личность Петра (доп. лит-ра)

63

Эпоха дворцовых переворотов

1 ч.

дворцовые перевороты, Семилетняя война, Екатерина  I, Верховный тайный совет, Елизавета Петровна, Петр Ш

Раздаточный материал, Карта

§ 46, вопр. все, составить по карте рассказ о Семилетней войне

64

Расцвет дворянской империи. «Золотой век» Екатерины II

1 ч.

Екатерина Великая, Уложенная комиссия, «просвещенный абсолютизм»

Документы, учебник, раздаточный материал

§ 47, вопр. 1-6, Докажите что при Екатерине П был «просвещенный абсолютизм» ( «+ и «-»» )

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

65

Могучая внешнеполитичес-кая поступь империи.

1 ч.

Конфедерация, Ф. Ушаков ,Румянцев, Суворов,

Карта, учебник

§ 48-49, карту соотнести  с учебником, приготовить сообщения о личностях эпохи

66

Экономика и население России во второй половине XVIII века.

1 ч.

Месячина, интенсивное и экстенсивное хозяйство

Учебник, карта

§ 51, вопр. 2, 4,5,составить рассказ по карте о эк-ом состоянии России

67

Тревожное окончание века.

1 ч.

Е.Пугачев ,Булавин

Карта, дополн. материал

§ 52, подготовиться к дискуссии о хар-ре соц-х движений в XVII-XVIII вв., повторить§41-51

68

Повторительно- обобщающий урок по теме «Россия в эпоху дворцовых переворотов и во второй половине XVIII в.

1 ч.

тесты

69

Семинарское занятие по теме: «Нововведения культуры, быта и духовности в России XVIII в

1час

(рез.)

§ 50, 53,54

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Раздел 7

Россия в первой половине XIX в.

8 ч.

- изложение сущности реформ системы государственного управления процессом систематизации законодательства,

-хар-ка раскола в идеологии на западничество и славянофильство и появлении критическое отношение к теории «официальной народности»,

-доказательства входе дискуссии , что Россия активный партнер в международной политике,

-,формирование в сознании уч-ся ,что XIX век в области культуры «Золотой век»

 -факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризую-щие системность, целостность исторического процесса;

- участвовать в групповой исследовательс-кой работе,

- уметь работать с документами, дополнительной литературой, Интернет-ресурсами, системетизиро-вать и анализировать

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

70

Россия в начале XIX в.

1 ч.

Сословие, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность

Карта Российской империи в нач. XIX в.

§ 55, проработать документ на стр.  129-132, доклад о Сперанском М. М.

71

Первые годы правления Александра I.

1 ч.

«Негласный совет», министерство, Государственная дума, Государственный совет

Карта «Российская империя в пер. половине XIX в.»

§ 56, нарисовать схему «Управление гос-м, созданную в результате реформ Сперанского »

72

Отечественная война 1812 г.

1 ч.

флеши, Бородинская битва, Тарутинский маневр

Карта «Отеч. война 1812 г.», схема 9,10 учебника

§57,58,  в. все , уметь вести рассказ опираясь на карту

73

Жизнь России в послевоенный период

1 ч.

Декабристы, военные поселения, Конституция, Конституционная монархия

учебник

§ 59,доклад о декабристах

74

Внутренняя политика Николая I.

1 ч.

Цензура, жандармы, теория «официальной народности»

учебник

§ 60,61,выделить «- » политики НиколаяI

75

Внешняя политика Николая I. Крымская война.

1 ч.

Восточный вопрос

Карта, схема №12 учебника, учебник

§ 63 ,выделите основные направления внеш полит. Николая I.

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

76

Общественная и духовная жизнь России

1 ч.

Западники, славянофилы,»Отечественные записки»

Портреты деятелей, таблица

§ 62закончить таблицу «Главные направления общественной мысли николаевской эпохи»

 Повторить к обобщ.

§55-63

77

Повторительно- обобщающий урок по теме «Российская империя первой половины XIX века

1 ч.

тест

78

Семинарское занятие « Преимущества «Золотого века»

1 час (рез.)

«Золотой  век»

репродукции

§ 65,66, 64  сообщения по теме

79

Круглый стол «Проблематика духовной жизни XIX в.

1 час (рез.)

§ 67, дискуссион. вопр. «Роль православия в России»

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

Раздел 8

Россия во второй половине XIX века.

6 ч.

-изучение процесса отмены крепостного права в России, а также других реформ,

-раскрытие эпохи утверждения капиталистической модели экономического развития

- характеристика самодержавия и сословного строя в условиях модернизацион-ного процесса,

-выделение особенностей духовной жизни и национального вопроса

-уметь составлять схемы, документами, самостоятельно собирать информацию и уметь ее обрабатывать,

-составлять презентации по темам,

- уметь разграничивать события,

-осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионально-го сообщества, гражданином России,

-целенаправленно участвовать в игровых элементах урока,

-формулирования своих

мировоззренческих

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

взглядов и принципов соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями;

80

Россия в период отмены крепостного права

1 ч.

Негласный комитет, «временнообязан-ный»

отрезки, круговая порука 

Док-ты, учебник, схема №13 учебника

§ 68-70, проанализировать различные проекты

81

Государственные преобразования 60-х-70-х гг. XIX века

1 ч.

Земство, имущественный ценз, присяжные, мировой судья,

Учебник

§ 71,  составить схему «С-ма земского самоуправления»

82

Внешняя политика России 60-х-70-х гг. XIX века Русско-турецкая война 1877-1878 г.

1 ч.

Карта «Русско-турецкая война 1877-1878», схема14 учебника

§ 72,73,составить хронологическую таблицу

83

Экономическое развитие  России второй половине XIX века. в системе мирового сообщества

1 ч

Промышленный переворот, многоукладность, КВЖД, интенсивное хозяйство, отработочная система хозяйства,

Карта «Развитие кап-ма в пореформенной России, схема 16 учебника»

§74, 75,79, вопр. все

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

84

Россия в годы правления Александра III

1 ч.

Контрреформа, участковый начальник

Портрет Александра III, карта «Внешняя политика во второй половине XIX в. »

§ 77-78, отв. На проблемный вопр. «Почему Александр III отказался от реформ?».

85

Государственно- социальная система России в годы правления Николая II  конца  XIXвека.

1 ч.

революционеры,

В.И.Ленин, «Союз Борьбы за освобождение рабочего класса»

учебник

§80, в. все, сообщения о личностях

86

Круглый стол по теме «Роль общественного движения в 60-70-е гг. XIX века»

1 ч. (рез.)

Радикалы, движение за Конституцию, Комитет грамотности, народничество,

Раздаточный материал

§ 76,подготовить презентации к семинару

87

Семинарское занятие по теме «Культурные достижения и духовность  второй половины XIX века»»

1 ч.

(рез.)

духовность

Интернет-ресурсы, компьютер

§ 81,82,83,84

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Цели изучения темы

Содержание (основные понятия)

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Оборудование

Домашнее задание

Сроки

Коррек-тировка дат

88

Итоговое обобщение по теме «Россия  с древнейших времен до конца XIX в».

1 ч.

(рез.)

тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по предмету Обществознание для 9 класса общеобразовательной школы.

Это разработка календарно-тематического планирования поможет начинающему учителю....

Календарно-тематическое планирование к учебному предмету "Обществознание" (10-11 класс, профильный уровень)

Данное календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по учебному предмету "Обществознание" (10-11 класс, профильный уровень)....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 10 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 10 класса...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"(базовый уровень)для 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету «Обществознание»(включая экономику и право)(базовый уровень)для 11 класса...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Обществознание"для 9 класса

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования ...