Деловая игра "Мы-будущие избиратели"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Гусева Елена Васильевна

Игра по избирательному праву для старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Мы – будущие избиратели»

Цель: формирование правовой культуры будущих избирателей и активной жизненной позиции.

Задачи:

  • помочь учащимся разобраться в вопросах избирательного права;
  • закрепить знания основ избирательной системы, полученные на уроках обществознания;
  • воспитание чувства гражданственности, патриотизма и долга.

Оборудование: компьютерное оборудование, презентация с вопросами, карточки с заданиями, бланки для жюри.

Участники: обучающиеся 9 классов.

Ход мероприятия:

Основные этапы игры

I. Подготовительный

1)  Учащимся необходимо разделиться на две команды, выбрать капитана и название команды.

3) Постановка учителем задач перед участниками (сбор информации об истории парламентаризма в России и РМ, об избирательных правах граждан РФ, о функциях избирательной комиссии и наблюдателей, о создании партий и их «программ», подготовка бюллетеней для голосования)

II. Основной                                                                                                                                             1) Деловая игра

III. Заключительный                                                                                                                      1) Подсчет голосов.                                                                                                                     2) Подведение итогов.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена избирательному праву в Российской Федерации. 17 февраля отмечается День молодого избирателя. Сегодня от активной гражданской позиции молодежи и взрослых людей, от отношения каждого к своей стране зависит настоящее и будущее нашей Родины - великой России! Все мы живём в демократическом государстве и должны знать свои права и обязанности по отношению к нему. Мероприятие «Мы – будущие избиратели будет проходить в форме игры, в которой соревнуются команды 9 А и 9 Б классов.

    Уважаемые болельщики, гости, члены команд! У вас сегодня есть возможность проголосовать за понравившуюся команду по законам избирательного права. Вы можете обратиться для голосования к избирательной комиссии. У вас в руках находятся жетоны, заменяющие паспорта, которые вы должны предъявить на избирательном участке, чтобы зарегистрироваться в списке избирателей, получить бюллетень и проголосовать за одну из команд, бросив бюллетень в урну.

Начнем мы  наше мероприятие с истории избирательного права, для этого предлагаю посмотреть видеофрагмент «Об истории избирательного права.   (просмотр видео ролика)

Представление команд: название команды; девиз.

Конкурс 1 «Разминка»

Кто больше напишет слов, связанных с понятием «выборы» за 2 мин.

Например: бюллетень, голосование, агитация, урна и т.д.

(слова пишутся на листочках и сдаются жюри)

Каждое слово – 1 балл

Конкурс 2.   Вопрос- ответ.  (каждый ответ 1 балл)

(каждой команде поочередно задаются вопросы)

1. Президент РФ по должности является Председателем Правительства РФ. (нет)                                                                                                                                  2. Конституция РФ была принята в 1994 г.  (нет)

3. Официальный документ, который необходим каждому гражданину РФ, принимающему участие в выборах. (Паспорт, или другой документ, его заменяющий)

4. Как называется политическая организация, выражающая интересы определённых социальных слоёв населения? (партия)

5. Как называется форма прямого волеизъявления граждан РФ по вопросам государственного и местного значения в целях принятия решения? (референдум)

6. Как называются люди, выбранные в Государственную Думу? (Депутаты).   7. Какой документ гарантирует гражданам РФ право выбора? (Конституция РФ,1993)                                                                                                                                    8. Имеет ли право наблюдатель выдавать избирательный документ? (Нет).              9. В кабине для голосования закреплен простой карандаш. Является ли это нарушением? (Да).                                                                                                    10.  На какой срок избирается Президент РФ? (Впервые на 6 лет).                       11. Во сколько лет человек может стать избирателем? (18 лет).                            12. Допустимо ли присутствие двух, трёх человек в одной кабинке? (Нет).     13. За сколько дней разрешается досрочное голосование? (За 15 дней).                14. В какой день недели назначается голосование на выборах? (Воскресенье)            15. Какой должен быть возраст кандидата на пост Президента РФ – не моложе 35 лет, не моложе 45лет? (35 лет)                                                       16.С какого возраста человек имеет право быть избранным в Государственную Думу? (с 21 года)

Конкурс 3 Решение тестов (за каждый правильный ответ 1 балл)

1. Что такое активное избирательное право?

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти

Б) право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти

В) право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти

2. Что такое пассивное избирательное право?

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти

Б) право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти

В) право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти

3. Кто такие наблюдатели на избирательных участках?

А) граждане РФ, уполномоченные осуществлять наблюдение за правильностью проведения голосования, подсчета голосов, установлением его итогов

Б) граждане РФ, уполномоченные осуществлять помощь в заполнении избирательных бюллетеней

В) граждане РФ, уполномоченные осуществлять помощь в выборе кандидата

5. Когда впервые был всенародно избран Президент России?

А) 1990 год Б) 1991год В) 1993 год Г) 2000 год

6.  По Конституции РФ периодичность выборов в Государственную Думу составляет:

А) четыре года    Б) пять лет    В) шесть лет        Г) семь лет

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат:

А) при пропорциональной системе    Б) при селекционной системе

В) при мажоритарной системе            Г) при смешанной системе                                                    9. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленный процентный «барьер»

А) при пропорциональной системе Б) при селекционной системе

В) при мажоритарной системе    Г) при смешанной системе

10. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

А) муниципальные

Б) окружные

Г) субъектов РФ

Д) контрольные

Е) Центральная избирательная комиссия

Ж) Президентская избирательная комиссия

З) участковые

И) территориальные

11. Избирательная кампания начинается:

а) со дня официального опубликования решения о назначении выборов;

б) со дня назначения выборов;

в) со дня, когда выдвинут первый кандидат или список кандидатов.

12. Можно ли проводить агитацию в день выборов?

А) можно, если председатель участковой комиссии даст письменное разрешение;

б) можно, если председатель вышестоящей избирательной комиссии даст письменное разрешение или будет принято решение участковой комиссии;

в) нельзя;

г) можно, если агитировать будет доверенное лицо кандидата.

13. В какое время проводится голосование на выборах?

А) с 8 до 20 часов; Б) с 6 до 22 часов; В) с 8 до 24 часов;

Г) голосование проводится по решению избирательной комиссии в любое время

14. Кто назначает выборы депутатов в Гос. Думу РФ?

А) Президент; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума.

15. Кто принимает решение о назначении выборов Президента РФ?

а) Президент; б) Совет Федерации; в) Государственная Дума.

16. Согласно Конституции РФ, выборы являются:

а) формой представительной демократии;

б) способом наделения властью;

в) высшим непосредственным выражением власти народа.

Конкурс 4 «Юридическая консультация» (по 2 балла)

А теперь представьте, что вы юристы, к вам на консультацию приходят люди, чтобы узнать свои права по избирательному праву и вы должны на них ответить.

  1. Кандидат в депутаты обратился в избирательную комиссию с просьбой зарегистрировать его кандидатуру. Он сдал в избирательную комиссию все необходимые документы, в том числе подписные листы с подписями граждан, которые его поддерживают. Во время проверки подписных листов избирательная комиссия обнаружила, что многие подписи принадлежат гражданам, не достигшим 18 лет. Должна ли избирательная комиссия исключить такие подписи из подписных листов? Почему?

(Да, должна, потому что право подписей избирателей, участников референдума принадлежит дееспособным гражданам Российской Федерации, достигшим к моменту сбора подписей 18-летнего возраста).

  1. В городе Клин выборы назначены на 16 декабря. За 45 дней до дня выборов на дверях избирательного участка были вывешены списки избирателей. Николай Трофимов, ознакомившись со списками, не нашёл в них себя. «Почему меня нет в списках?» - обсуждал он этот вопрос со своим другим Сергеем. «Ты в этом году голосовать ещё не можешь, - заявил Сергей. - Ведь тебе будет 18 лет только 14 декабря, а сейчас, когда составляли списки, тебе ещё нет 18 лет». Прав ли Сергей? Почему?

(Нет не прав, потому что в списки избирателей включают всех граждан, достигших ко дню выборов 18 лет).

  1. Во время предвыборной кампании, в дверь пенсионера Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила проведения предвыборной агитации?

(Да, нарушены, так как законодательство запрещает дарить избирателям подарки, денежные средства и каким-либо иным образом подкупать избирателей).

  1. Избиратель предъявляет два или несколько паспортов и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т.д.). Допустимо ли это? 

(Нет, так как каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается, за исключением случаев, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить бюллетень).

  1. Избиратель не имеет при себе паспорта или заменяющего его документа, но желает проголосовать. Можно ли ему голосовать?

 (Избирателю, не имеющему паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина РФ, избирательный бюллетень не выдаётся).

  1. Студент академии, обучающийся на очном отделении, имеет временную прописку в общежитии данной академии, а постоянное место его проживания в селе Борисовка. На каком из участков он будет голосовать? (Голосует по месту нахождения общежития; гл 2 ст. 16 п. 5).
  2. Все вы знаете, что участковая комиссия обычно работает до глубокой ночи. Наблюдатель от одной из партии предложил свою помощь в подсчете голосов на участке, но комиссия ему в этом отказала. Правомерны ли действия участковой комиссии, поясните ответ? (Правомерны. Так как наблюдатель не имеет право принимать участие в подсчете голосов; гл. 4 ст. 30 п.7).
  3. Если на момент голосования вы уезжаете в другой город и точно знаете, что в день голосования вас не будет какой документ вы должны получить в участковой или территориальной комиссии? (Открепительное удостоверение). 
  4. Во сколько открывается участок в день голосования, и до какого времени вы имеете право голосовать на своем участке? (с 8.00 до 20.00; гл. 10 ст. 75 п.1)
  5. Когда прекращается агитационный период? (в день голосования и предшествующий ему день или в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования; гл. 8 ст. 56 п.1)

 Конкурс 4 Избирательный процесс 

Расположите этапы избирательного процесса в нужной последовательности. Каждый правильный ответ 1 балл (максимальное количество баллов 9)

- создание избирательных комиссий;

- процесс голосования на избирательных участках;

- назначение даты выборов;

- регистрация избирателей в установленном порядке;

- организация избирательных округов;

- выдвижение кандидатов на выборные должности;

- установление и оглашение результатов выборов;

- подведение итогов голосования;

- предвыборная агитация.

5. Терминология (по 1 баллу за каждую исправленную ошибку)

Проверьте правильность написания терминов

  1. Финонсирование
  2. Самоуправление
  3. Агетация
  4. Мажаритарная
  5. Порпорциональная
  6. Админестративный
  7. Избирательный
  8. Импичмент
  9. Регестрация
  10. Бюллетень

Ответ:

ФИНаНСИРОВАНИЕ

САМОУПРАВЛЕНИЕ

АГиТАЦИЯ

МАЖоРИТАРНАЯ

ПроПОРЦИОНАЛЬНАЯ

АДМИНиСТРАТИВНЫЙ

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ

ИМПИЧМЕНТ

РЕГиСТРАЦИЯ

БЮЛЛЕТЕНЬ

Конкурс 7.  Конкурс капитанов.  

Написать мини- сочинение на тему «Выборы – ответственность за будущее»

Выступить и убедить всех присутствующих, что участвовать в выборах это долг каждого гражданина.

Подсчет голосов. Подведение итогов.

Учитель: Вот и подошло к концу наше мероприятие. Сейчас объявляется начало голосования. По одному все присутствующие подходят к урне для голосования и голосуют. (Голосование «избирателей»).

 Затем члены жюри подсчитывают количество голосов. Объявляются победители.

 Спасибо за ваше участие, надеемся, что игра помогла вам получить новые, и закрепить имеющиеся знания об избирательном праве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Я - избиратель"

Мероприятие посвящено Дню молодого избирателя.Форма проведения -  деловая игра.Старшеклассники закрепляют знания по курсу обществознания, принимают активное участие  в предлагаемых инт...

Деловая игра "Ты - будущий избиратель"

Деловая игра , посвященная Декаде молодого избирателя....

Сценарий деловой игры "Я- будущий избиратель"

Сценарий предназначен для проведения игры с учащимися 9-11 классов.Цель: повышение уровня информиро­ванности молодёжи по вопросам избиратель­ного права.Задачи:помочь обучающимся разобраться в ...

Деловая игра " ВЫБОРЫ - сегодня ученик- завтра избиратель"

Презетация может быть использована по теме "Избирательное право" -обществознание 10-11 классы...

Открытый урок -деловая игра "Сегодня ученик-завтра избиратель"

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "Сегодня ученик,завтра-избиратель". Можно использовать по теме "Избирательное право" в 11 классе на базовом уровне....