Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11. «Обществознание( включая экономику и право)»
рабочая программа по обществознанию
ОУД.11. «Обществознание( включая экономику и право)» |
08.02.01.«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p.pgszao_obshch.doc | 244 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № _________
к образовательной программе
38.02.01, утвержденной
приказом директора № ______
от _________________2018г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД.11. «Обществознание( включая экономику и право)» |
08.02.01.«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
Квалификация: техник.
Форма обучения: заочная
Нижневартовск, 2018
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», утвержденного приказом Министерства образования и науки от 11.08.2014 г. № 965;
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины обязательной части общеобразовательного цикла заочной формы обучения по специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» во 2 семестре.
Составитель программы: Сёмкина Нина Ивановна
Должность: преподаватель высшей квалификационной категории
Рассмотрена на заседании МО ____________________________________ «____» от ___________2018 г. Протокол № _____ Руководитель: __________/Троян ОВ. | Рекомендована к утверждению на заседании МС «____» ___________2018г. Протокол № ____ |
Оглавление
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание» 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 7
3.Условия реализации программы учебной дисциплины 21
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 23
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Обществознание»
1.1.Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО специальности 08.02.01.«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к циклу общеобразовательных дисциплин и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание рабочей программы направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно – нравственной культуры подростка;
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- углубление интереса к изучению социально – экономических и политико – правовых дисциплин;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Основное содержание учебной дисциплины « Обществознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов
( герб, флаг, гимн);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности ; самостоятельно осуществлять , контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-готовность и способность к самостоятельной информационно – познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально – правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать, адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно – следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих компетенций (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4.Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.
Максимальная учебная нагрузка обучающихся – 162 часа, из них:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающихся – 8 часов
- самостоятельная работа обучающихся – 154 часов.
2.Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Аудиторная учебная работа ( обязательные учебные занятия) (всего) | 8 |
в том числе: | |
практические работы | |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося (всего) | 154 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.4. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
2 Семестр | |||||
№п.п | Наименование разделов и тем | Наименование разделов и тем. Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Обьем часов | Уровень усвоения | |
1 | 2 | 3 | |||
1. | Раздел 1.Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 21 | 2-3 | ||
Введение. | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | ||||
Тема.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Человек как духовное существо. Социализация личности. Духовные ориентиры личности. Цель и смысл человеческой жизни. Деятельность как способ существования человека. Деятельность и поведение животных. Структура деятельности и мотивация. Многообразие видов деятельности. Познание как деятельность. Понятие истины, её критерии. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного познания. Человек в системе социальных связей. Свобода и деятельность человека. Свобода и ответственность. Гражданские качества личности. Деятельность и общение. Многообразие мира общения. Межличностные конфликты. Причины и истоки агрессивного поведения. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать по материалу учебника и установочной консультации вопросы и выполнить задания.(см. УМК) 1.Что такое человек. Уметь характеризовать биосоциальную сущность человека, роль мировоззрения в жизни человека, 2.Деятельность как способ существования человека. Уметь называть элементы структуры деятельности, характеризовать человеческую деятельность как целостную систему, взаимосвязь цели и средства деятельности, особенности научного познания, критерии истины, диалог как условие успешного общения, сравнивать деятельность человека и поведение животных, причины агрессивного поведения человека.3. Продумать эссе:»Создает человека .природа, но развивает и образует его общество» (В. Г. Белинский, русский литературный критик) Объяснить смысл высказывания и аргументировать свою точку зрения. | 10 | ||||
Тема 1.2.Общество как сложная система. | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и культура. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Общеcтво традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Целостность и противоречивость современного мира. Процесcы глобализации мира. Глобальные проблемы современности. Проблемы войны и мира. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Стратегия выживания человечества в условиях глобальных проблем. |
| |||
Самостоятельная работа. Проработать по материалу учебника и установочной консультации, ответить на вопросы и выполнить задания.(см. УМК) 1.Общество и общественные отношения. Уметь объяснять – общество как сложная динамическая система, взаимосвязь общества и природы. 2. Многовариантность общественного развития. Уметь характеризовать типы обществ,сравнивать традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество, линии сравнения определить самим. 3. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. 4Называть глобальные проблемы современности, объяснять причины и возможные пути решения. 5.Объяснять положительные и отрицательные последствия глобализации. Контрольный тест по темам раздела. | 10 | ||||
Всего- 21ч. из них: информационные занятия – групповая консультация -1ч. самостоятельная работа -20ч. | |||||
2. | Раздел 2.Основы знаний о духовной культуре человека и общества. |
21 |
2-3 | ||
Тема 2.1.Духовная культура личности и общества. | Понятие о культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная , доминирующая, субкультура. контркультура.. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции. Уметь отвечать на вопросы (см. УМК) 1.Культура и духовная жизнь общества. Традиции и новаторство в культуре. Уметь объяснять функции культуры в обществе. 2.Многообразие культуры в современном обществе. Уметь называть особенности массовой, элитарной, народной культуры. Составить план ответа – нравственные ориентиры личности. | 5 | ||||
Тема 2.2.Наука и образование в современном мире. | Понятие наука. Функции современной науки. Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. |
| |||
Самостоятельная работа. (см. УМК) Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. Наука и образование в современном мире. Продумать сообщение, реферат по одной из тем: Роль образования в жизни современного человека и общества. Достижения науки в современной России. | 10 | ||||
Тема 2.3. Мораль , искусство и религия в современном мире. | Духовно- нравственные ориентиры личности. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, добро и зло, долг и совесть, моральный выбор. Моральный самоконтроль. Искусство и мораль в жизни людей. Религия в современном мире Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения и организации в Р.Ф., межконфессиональные отношения. Сущность искусства, как специфической формы человеческой деятельности. Духовная жизнь современной России, пути преодоления духовного кризиса. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции и уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Категории морали, ее основные принципы и нормы. Духовно- нравственные ориентиры личности. Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Р.Ф. Искусство и духовная жизнь. Продумать :духовная культура современной России, ее проблемы, пути преодоления негативных тенденций ее развития – составить развернутый план ответа. Выполнить контрольный тест. | 5 | ||||
Всего- 21ч. из них: информационные занятия – групповая консультация -1ч. самостоятельная работа -20ч. | |||||
3 | Раздел 3.Экономика. | 1+33 | 2-3 | ||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Факторы производства. Зависимость уровня жизни от состояния экономики. Собственность, многообразие ее форм. Типы экономических систем: традиционная, командная , рыночная и смешанная экономика. Распределительные отношения. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции и уметь отвечать на вопросы.(см. УМК) Экономика и ее роль в жизни общества. Факторы производства: назвать и подобрать примеры. Типы экономических систем, уметь называть сущность каждой экономической системы. Объяснять юридическое значение собственности, называть формы собственности. Продумать эссе: Оптимизм предпринимателя – это движущая сила хозяйственной предприимчивости, расчетливость – это сила самосохранение его» (Г.К. Гинс, русский писатель, правовед). Сообщение, реферат по одной из предложенных тем: Предпринимательство. История развития предпринимательства в России. Экономические реформы в РФ. |
10
| ||||
Тема 3.2. Рынок. Фирмы. Роль государства в экономике. | Понятие рынка, многовариантность рынков. Закон спрос и предложения. Рыночное равновесие. Конкуренция и монополия. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственные расходы. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы.(см. УМК) Рыночные отношения в современной экономике. Уметь характеризовать инфраструктуру рынка. ирмы в экономике. Составить памятку для начинающего предпринимателя:как открыть свое дело. Организационно- правовые основы предпринимательской деятельности – составить сравнительную таблицу.. Слагаемые успеха в бизнесе . Экономика и государства, роль государства в рыночной экономики. Составить схему: функции государства в экономике. | 5
| ||||
Тема 3.3.ВВП,его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги. Банки. Инфляция. | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Человек в системе рыночных отношений. Спрос на труд и его факторы. Предложения труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Понятие безработицы, её причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды и причины инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Финансы в экономике. Инфляция, виды, причины, последствия. Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости. Характеристика рынка труда. Человек в системе рыночных отношений. Продумать эссе. «Конкурентный строй- единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достичь намеченной цели»( Ф. Хайтека, австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии.) Проработать документ (уч.11кл. стр.113)-прочитать, ответить на вопрос: ричины появления безработицы в современной России. | 6
| ||||
Тема3.4.Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. | Становление современной рыночной экономики Росси. Особенности современной экономики России, её экономические институты. Основные проблемы экономики России, и её регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Становление современной рыночной экономики в России. Мировая экономика. Глобальные проблемы экономики. Прочитать статью В.В.Путина «Россия и мир» (февраль 2012) и выделить узловые проблемы современной экономики России и мира. Продумать сообщение, реферат по одной из предложенных тем: Актуальные проблемы экономики современной России и мира. Всемирная торговая организация (ВТО). Транснациональные корпорации. Выполнить контрольный тест. | 10 | ||||
Рубежный контроль по темам разделов: №1,№2,№3. | Контрольная работа. |
2 | |||
4. | Раздел 4. Социальные отношения. | 1+16 | 2-3 | ||
Тема4.1.Социальная роль и стратификация. | Социальная структура общества. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная дифференциация и ее виды. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальный статус и его виды. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Авторитет, престиж. Престижность профессиональной деятельности. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Социальная структура общества. Социальная дифференциация и социальная стратификация. Социальный статус и социальная роль. Продумать эссе.«Возможно равенство – это правда, но никакая сила на земле не сделает его фактом» ( О де Бальзак, французский писатель ) Выполнить контрольный тест. | 5 | ||||
Тема4.2.Социальные нормы и конфликты. | Социальные нормы, виды социальных норм. Социальный контроль. Санкции. Самоконтроль Совесть. Отклоняющееся ( девиантное) поведение, его формы проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
|
| |||
Самостоятельная работа. Проработать по материалу учебника и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Социальные нормы и социальный контроль, элементы социального контроля. Заполнение таблицы и ответы на вопросы. Отклоняющееся (девиантное) поведение, причины негативного отклоняющегося поведения . Работа по документу:» Девиантное поведение: благо или зло? (уч.10кл. стр.182.), ответить на вопросы к документу. Социальный конфликт. Выполнить контрольный тест. | 5 | ||||
Тема4.3.Важнейшие социальные общности и группы. | Нация и ее признаки. Межэтническая гражданская нация. Нация - государство. Две тенденции в развитии нации. Этнические общности. Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты и пути их разрешения. Семья как малая социальная группа, функции семьи, семья и брак в современном обществе, проблема неполных семей. Социальные процессы в современной России. Особенности социальной стратификации, демографическая ситуация в современной России. Молодёжь как социальная группа. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Нации и национальные отношения. Составить тезисный план ответа: межнациональные конфликты, пути выхода. Прочитать статью В.Путина: Национальный вопрос в России. Ответить на вопросы: проблемы, причины обострения и пути решения Работая с документом: Конституция Р.Ф. – ст.2,19,26,29,68,69.и материалом учебника(10 кл., стр.191- 192) , уметь характеризовать содержание государственной национальной политики Р.Ф. Семья и быт. Современная демографическая ситуация в Р.Ф. Уметь характеризовать социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Социальное развитие и молодежь. Выполнить контрольный тест. | 6
| ||||
Раздел 5.Политика как общественное явление. | 1+ 30 | 2 | |||
Тема 5.1.Политика и власть. Государство в политической системе. | Понятие власти. Типы общественной власти, политическая деятельность, ее структура. Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства, внутренние и внешние функции государства. Формы государства: формы правления, формы территориально – государственного устройства, политический режим и его типы. Демократия, её основные ценности и признаки ( плюрализм, парламентаризм, избирательная система, типы избирательных систем). Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Гражданское общество, становление институтов гражданского общества. |
| |||
Самостоятельная работа. Проработать материал учебника и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см.УМК) Политика и власть, уметь называть определение политики и видов власти, характеризовать государственную власть.. Политическая система общества – составить схему политической системы. Дать характеристику государства как политического института. Формы государства: форма правления, форма государственно- территориального устройства, форма политического режима. Демократия – называть основные признаки и ценности. Называть признаки правового государства и гражданское общество. Демократические преобразования в современной России. Дать характеристику Конституционного строя России по Конституции Р.Ф. – гл.1,3,4,5,6,7. Гражданское общество. Становление институтов гражданского общества. Характеризовать избирательную систему: избирательное право. Типы избирательных систем.
| 15 | ||||
Тема 5.2.Участники политического процесса. | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы, политическая культура. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическая элита, особенности формирования политической элиты в современной России. Политическое лидерство, роль политического лидера. Политические партии и движения, политические идеологии и их виды, классификация политических партий. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Средства массовой информации и их функции. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. | ||||
Самостоятельная работа . Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Структура и стадии политического процесса, определять суть политического участия, причины и особенности экстремистских форм политического участия. Что такое политическая культура, политический статус личности. Современные политические идеологии, политические партии и их классификация. Прочитать документ: из Федерального закона: О политических партиях. Подготовить сообщение: В.Путин – политический лидер России. У Уметь называть черты политического лидера. | 15 | ||||
Раздел 6. Право. | 1+ 35 | 2-3 | |||
Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений. | Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Основные признаки права. Законотворческий процесс в Р.Ф. Правовые и моральные нормы. Системы права: норма права, отрасли права, институт права. Источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно- правовой акт. Правоотношения и их субъекты. Правонарушение. Правомерное и неправомерное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и её задачи Судебная защита прав человека. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Современные подходы к пониманию права. Право как особая система норм, определить взаимосвязь позитивного и естественного права. Выделить стадии законотворческого процесса в России. Источники права. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения – важнейшие признаки правоотношений и особенности правонарушения. Объяснять главные черты юридической ответственности и ее основные виды. Прочитать документ (уч.10кл. стр.304) и ответить на вопросы к документу. Объяснить в чем основная цель деятельности судебной системы. | 5 | ||||
Тема 6.2.Основы Конституционного права. | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя РФ. Система государственных органов РФ: .Институт Президенства, Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Правоохранительные органы РФ, Адвокатура. Нотариат. Местное самоуправление. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Права и обязанности налогоплательщика. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы, используйте при подготовки документ: Конституцию Р.Ф. Современное Российское законодательство. Характеристика Конституционное право и его значение. Система органов государственной власти - характеристика по КонституцииР.Ф.1993г. , составить схему или кластер. Гражданин Р.Ф. ,гражданство Р.Ф., основания приобретения гражданства, основы конституционных прав и обязанностей граждан Р.Ф., провести классификацию, составить схему, (кластер): права и обязанности налогоплательщика. | 10 | ||||
Тема 6.3. Отрасли Российского права. | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля - продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовое регулирование образования. Порядок приёма в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое право и трудовые правоотношения. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приёма на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Процессуальное право: уголовный процесс. Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. | ||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Гражданское право и защита гражданских прав. Семейное право. Права и обязанности детей и родителей. Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Социальная защита и социальное обеспечение. Процессуальное право. Основные принципы и участники гражданского процесса, уголовного процесса. .Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Продумать эссе по одному из афоризмов: «Нет закона, который был бы всем по душе» (Катон Старший), « Мы должны быть рабами законов, чтобы, стать свободными»( Цицерон). Выполнить контрольный тест | 15
| ||||
Тема 6.4. Международное право. | Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека. Международное гуманитарное право. |
| |||
5 | |||||
Самостоятельная работа. Проработать материал по учебнику и установочной лекции, уметь отвечать на вопросы. (см. УМК) Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право. Подобрать материал( примеры) : о делах по правам человека, слушавшихся в Европейском суде; о деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца. | |||||
Промежуточная аттестация. | Дифференцированный зачет | 2 | |||
Всего 162 часов; из них: обязательных аудиторных занятий – 8часов; самостоятельная работа -154 часа. |
3.Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Материально – техническое обеспечение.
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета обществознания, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет.
- Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплекс учебно – наглядных пособий;
- библиотечный фонд.
- Технические средства обучения: экран проекционный, проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 10 класс. Учебное пособие. М. «Просвещение», 2017.
2. Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 11 класс. Учебное пособие. М. «Просвещение», 2017.
3.А.А.Сычев. Обществознание. СПО. Учебное пособие. М. КНОРУС. 2016г.
Дополнительные источники:
Нормативно – правовые акты.
1. Гражданский кодекс РФ.
2. Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция РФ.
4. Семейный кодекс РФ.
5. Трудовой кодекс РФ.
6.Уголовный кодекс РФ.
7. Закон РФ об образовании.
8. Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 « О защите прав потребителей»
9. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1« О занятости населения в РФ» 19. Закон РФ от 28.11.1991 №1948-1 « О гражданстве РФ».
Учебники, учебные пособия, дополнительная литература
1. И.Ю. Александрова. Обществознание. Интенсивный курс. М. «Айрис-Пресс», 2016.
2. Г.Г. Корсанов. Репетитор по обществознанию для обучающихся в старших классах. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2017.
3. А.В. Макоткин. Обществознание в схемах и таблицах. М. «ЭКСМО», 2016.
Интернет ресурсы
Форма доступа http://www.openclass.ru/communities/
http:/www.gournal-apologia.ru/rnews.html
Российский образовательный портал: http://www.edu.ru
ФГОУ Федеральный институт развития образования: http://www.firo.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://www school-collection.edu.ru
Сайт. Конституция Российской Федерации.//http//www/constitution.ru/
Международные документы по правам человека на сайте « Права человека в России» // http//www.h r o. org.
Конституция, кодексы, законы РФ .//http//www. gdezakon. ru/
Портал федеральных государственных органов власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, высших органов судебной власти .//http//www. gov. ru/
Правовая база данных « Консультант- Плюс .//http//www. consultant. ru/
Библиотека философского портала .//http//www. philosophy. ru/
www. Openclass. ru ( Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www. school – collection. Edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
www. Festival. 1 september. Ru(Фестиваль педагогических идей « Открытый урок»).
www. Base. Garant .ru (« Гарант» - информационно – правовой портал).
www. Istrodina. Com ( Российский исторический иллюстрированный журнал « Родина» ).
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные профессиональные и общие компетенции) | Основные показатели оценки результата |
1 | 2 |
Личностные результаты | |
| - проявлять интерес, выявлять понимание своей профессии, объяснять социальную значимость своей будущей профессии; сформулировать, что такое характер, социализация личности, социальное поведение; описать социальные роли человека в обществе; распознавать девиантное поведение, его формы проявления; анализировать социальный конфликт, причины и истоки их возникновения; изложить основы конституционного строя РФ, системам государственной власти, правам и свободам граждан; - установливать и нести ответственность за принятое решение на разных этапах учебной деятельности и последствия своей деятельности по предложенным показателям или по самостоятельно определённым показателям; - распознавать культуру народную, массовую, элитарную, выявлять особенности молодежной субкультуры, взаимодействие и взаимосвязь различных культур. - участвовать в дискуссии, сопоставить различные точки зрения, формулировать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; - оценить действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; представить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; поддерживать конструктивное взаимодействие людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением; - самостоятельно определить задачи личностного и профессионального роста; |
Метапредметные результаты | |
| - описать изучаемый объект, определить назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов, представить общественные явления сначала с помощью конкретных примеров, а потом и теоретически; иллюстрировать особенности социальной стратификации современной России и определить стратегии поведения исходя из внутренних и внешних ограничителей свободы в обществе; - представить свою деятельность на основании самостоятельно разработанного плана, установить цели и способы (т.е. по используемой или изучаемой технологии), выбирать необходимые для этого ресурсы при изменении учебной ситуации; - собрать самостоятельно актуальную информацию в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснить и оценить разнообразные явления и процессы общественного развития; анализировать и систематизировать выбранную информацию в схемы, кластеры, таблицы, планы, тезисы; - анализировать учебную (профессиональную) ситуацию на основе предложенных критериев или определить их самостоятельно для принятия решения; выявлять основную мысль текста, устанавливать причинно – следственные связи социальных процессов, находить решение и обосновывать; формулировать вопросы для получения недостающей информации; -участвовать в разных формах деятельности в рамках решаемых учебных (профессиональных) задач; - применить социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности, реализации и защите прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; |
Предметные результаты | |
| - перечисление особенностей социальных наук, специфику объекта их изучения, представить общество как сложную динамическую систему, иллюстрировать взаимосвязь и взаимодействие его основных сфер и институтов, общества и природы; - воспроизведение основных обществоведческие понятия и термины, изложить определение и характеристику понятий, дать примеры, установить соответствие между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - сопоставление и установление различий указанных социальных объектов, выделять их существенные признаки, закономерности развития, объяснить на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - распознание методов познания социальных явлений и процессов, распознавать различия и иллюстрировать примерами; - аргументация на основе приобретенных обществоведческих знаний собственных суждений по определенным проблемам; критическая оценка информации, получаемую в межличностном общении и в массовой коммуникации, сбор, анализ и использование собранной социальной информации, прогнозирование возможных последствий определенных социальных действий - выявление и объяснение причинно – следственных связей социальных объектов и процессов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры), взаимосвязи подсистем и элементов общества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ"
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в предел...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДб.05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС поспециальностям:080114 Экономика и бухгалтерский учет (п...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 02 Информатика для специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Обществознание (включая экономику и право)
Рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Программа учебной дисциплины «Физическая культура», рекомендуемая для освоения студентами, отнесенными по результатам медицинского осмотра к основной медицинской и подготовительной медицин...
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 40.02.01 Право и организация социального обесп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое делоРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ для специальности 38.02.08 Торговое дело
Программа учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.08 Торговое дело и разработана:- на основе федерал...