РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Обществознание (включая экономику и право)
рабочая программа на тему

Казарина Елена Вячеславовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ud_obshchestvoznanie-_171.docx150.63 КБ

Предварительный просмотр:

         

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

          АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области

«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

(ГАПОУ АО «СТСИ»)

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «СТСИ»

___________ В.Д. Желновач

 « ____ »__________ 20___г.

Регистрационный номер __________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.07 Обществознание (включая экономику и право)

Северодвинск 2015

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС  СОО), утвержденного 17 мая 2012 года и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)», предназначенной для изучения  в профессиональных образовательных организациях,  утверждённой «Федеральным  институтом развития образования» 21.07.2015 г.  в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессиям:

-естественнонаучного профиля:

19.01.17 Повар, кондитер;

- технического профиля:

13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

         

Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное  образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»

Разработчик:

Казарина Е.В., преподаватель

Программа учебной дисциплины  рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии  гуманитарного цикла

Протокол № 1 от «09» сентября 2015   г.

Председатель:   Казарина Е.В.

                                          (Ф.И.О.)

                           __________________________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

32

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

35


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

1.1. Область применения программы

        

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» реализуется в пределах ППКРС в соответствии с ФГОС СОО и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального профессионально образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика; 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, входящей в укрупненную группу профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта; 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в укрупненную группу профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии и соответствует естественнонаучному и техническому профилям

Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой профессии среднего профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих программы среднего общего образования.

        

1.2. Общая характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развития человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.  Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном обществе, проблемам мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.

Особенность учебной дисциплины состоит в том, что при освоении профессий СПО технического и естественнонаучного профилей профессионального образования, она изучается как интегрированная учебная дисциплина, включающая экономику и право. Исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке. Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «преподаватель- обучающийся», индивидуальная, парная и групповая работа. Программа ориентирована на применение таких методов системно- деятельностного подхода как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Практическое выполнение программы предусматривает выполнение конкретных видов учебных действий: проверочные работы, тесты, работа с источниками информации. Программа предусматривает следующие формы контроля: текущий и промежуточный контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Текущий контроль осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, устных ответов. Изучение курса завершается защитой индивидуальных  проектов  для желающих.

Приоритетные формы организации учебного процесса  и используемые технологии

Формы учебных занятий

Методы обучения

Технологии (элементы)

Урок

Репродуктивный

Объяснительно- иллюстративный

Коллективный способ обучения

Групповые технологии

Практическое занятие

Частично-поисковый

Исследовательский

 

Проектная деятельность

Игровые технологии

Информационная технология

Технология критического мышления

Приоритетные формы и виды контроля 

 

Текущий контроль

Промежуточный контроль

Тестовое задание

Устный опрос

Практическая работа

Компетентностно- ориентированные задания

Решение ситуативных задач

Проверочная работа

Творческие задания

Письменные работы

Дифференцированный зачет

1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая  дисциплина общеобразовательного цикла.

        Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»  является обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО.

        Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в общеобразовательный цикл ППКРС и при получении профессии СПО технического и естественнонаучного профиля. Обучающиеся изучают «Обществознание (включая экономику и право)» как базовую.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к планируемым результатам освоения дисциплины:         

        Цели изучения название учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»:

- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

-углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

-умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать её, делать выводы и прогнозы;

- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

- формирование мотивации к общественно полезной деятельности. Повышение стремления к самореализации, самоконтролю;

- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

                Задачи изучения дисциплины:

 - содействовать самоопределению личности, создать условия для её реализации;

- формировать человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

-создать у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

-содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

- помогать в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом мировоззренческих подходов;

- ориентировать на гуманистические и демократические ценности.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Требования к результатам

(по ФГОС СОО)

Планируемые результаты изучения дисциплины

Личностные результаты

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

-российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов(герба, флага, гимна);

-гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

-готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни

-воспитание российской гражданственности, патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, истории, культуры своего края, своей страны;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору индивидуальной траектории образования на основе профессиональных интересов;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения. Осознанного и ответственного поведения к собственным поступкам;

-осознание значения семьи и семейных ценностей, уважительное отношение к своей семье;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира

Метапредметные

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

- умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

-умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Предметные

- сформированность знаний об обществе как целой развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

-сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Обучающийся  должен знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы

социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а так же важнейших институтов;

-необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

должен уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделять признаки и закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно- следственные связи изученных социальных объектов( включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы  организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Обучающийся получит возможность научиться:

- ориентироваться на понимание причин успеха;

- анализировать  социальную действительность;

- давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций

                

1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающегося – 256 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  - 171 час;

самостоятельной работы обучающегося – 85 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

     практические занятия

86

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

85

Промежуточная  аттестация  в 4 семестре в форме дифференцированного зачета  

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

2

3

4

Содержание учебного материала

Введение

1

Обществознание как учебный курс. Специфика объекта изучения.

2

Анализируют информационные источники

Конспектируют

2

Социальные науки.

Классификация наук. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

Находят  необходимую информацию

Обобщают факты

Классифицируют социальные науки

Раздел 1.

Человек и общество

Тема 1.1.  

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению задания

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

Формирование умений и навыков в предметной области

Регулятивные УУД: умение организовать  и планировать свою учебную деятельность,

Коммуникативные УУД: вступают в коллективное сотрудничество, учитывают позицию других людей, строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Содержание учебного материала

6

3

Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность.

Человек. Индивид. Личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество.

Человек в учебной и профессиональной деятельности.

Приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Определяют личностный моральный выбор на основе социальных ценностей

4

Потребности. Способности. Интересы. Формирование характера. Учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

Выделяют  и формулируют познавательную  цель

Структурируют  знания

Смысловое чтение

5

Социализация личности. Самопознание и социальное поведение.

Этапы социализации. Цель и смысл человеческой жизни.

Выстраивают  логическую   цепь рассуждений об этапах социализации личности

Обобщают факты

6

Проблема познаваемости мира. Истина. Мировоззрение

Критерии истины. Виды человеческих знаний. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Составляют план и определяют последовательность действий

Анализируют понятие истины и её критерии

7

Свобода как условие самореализации личности. Гражданские качества личности

Ограничители свободы. Выбор и ответственность за его последствия.

Применяют при ответах  элементы дискуссии

Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

8

Человек в группе. Многообразие мира общения

Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде.

Планируют учебное сотрудничество

Устанавливают причинно-следственные связи между общением и другими видами деятельности человека

Практические занятия

6

9

1.Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «личность»

Структурируют знания

Самостоятельно создают алгоритм деятельности при характеристике понятий «человек», «индивидуальность», «личность»

10

2.Потребности. Способности и интересы

Умеют определяться в личностном плане, определяя свои потребности

Устанавливают причинно-следственные связи между способностями и интересами

Определяют способы взаимодействия с другими участниками общения

11

3. Деятельность и мышление. Виды деятельности

Сравнивают и классифицируют объекты по выделенным признакам

Выделяют и осознают существенные признаки определенных видов деятельности

Приводят доказательства выдвигаемых гипотез

Конспектируют

12

4.Познавательная деятельность. Проблема познаваемости мира

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Ищут  и выделяют необходимую информацию по видам научного и ненаучного познания

13

5. Мировоззрение. Типы мировоззрения

Смысловое чтение: понимают и адекватно оценивают текст

Составляют план и определяют последовательность действий

14

6.Свобода человека и её ограничители

Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации

Обобщают факты

Тема 1.2.

Общество как сложная система

Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД: умеют структурировать знания, ставят учебные цели и ищут необходимые средства и способы и достижения

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют учебную деятельность и определяют последовательность промежуточных целей

Коммуникативные УУД:  формируют социальную компетентность, умеют учитывать позицию других людей, вступают в диалог

Содержание учебного материала

4

15

Представления об обществе как сложной динамичной системе

Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

Определяют критерии  характеристики общества

Выстраивают речевое высказывание в устной форме

Приводят  примеры в качестве доказательства сложности и динамичности общества

16

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду

Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

Подбирают факты о позитивном и негативном влиянии человека на природу

Обобщают полученные факты

17

Многовариантность общественного развития

Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.

Анализируют критерии общественного развития и систематизируют полученную информацию

Составление описания объекта по алгоритму

18

Особенности современного мира. Глобализация

Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и  проявления . Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем

Выстраивают логическую цепь рассуждений по позитивному и негативному влиянию глобализации на отдельные государства

Умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли об антиглобализации

Практические занятия

4

19

7.Основные институты общества. Общество и природа

Составляют  характеристики различных социальных объектов по образцу

Выделяют необходимую информацию из текста

20

8.Характеристика различных типов общества

Сравнивают различные этапы развития общества

Структурируют знания о различных типах общества

Обобщают  факты

21

9. Процессы глобализации

Приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Сотрудничают в группах в процессе сбора информации о глобализации в различных областях жизни

22

10.Глобальные проблемы. Социальные и гуманитарные проблемы глобальных проблем

Подбирают  факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о невозможности разрешения глобальных проблем

Самостоятельная работа обучающихся

14

Подготовка индивидуальных заданий по темам:

«Роль деятельности в жизни человека»

«Общение в современном мире»

«Современные подходы в изучении общества»

« Характеристика различных типов общества»

« Глобализация и антиглобализм»

Индивидуальные проекты

1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий

2.Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми

3.Проблема познаваемости мира в трудах ученых

4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе

5.Индустриальная революция: плюсы и минусы

6.Глобальные проблемы человечества

Раздел 2.

Духовная культура человека и общества

Тема 2.1 Духовная культура личности и общества

Личностные результаты: мотивируют свои  действия, проявляют интерес к новым знаниям, оценивают собственную деятельность, ориентируются в межличностных отношениях

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск знаний, формируют умения и навыки в области обществоведческой науки

Регулятивные УУД: умеют организовывать своб учебную деятельность, выбирают последовательность действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, учитывают позицию других людей

 

Содержание учебного материала

1

23

Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества

 Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимосвязь и взаимодействие различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

Подводят под понятие «культура»  формы деятельности людей

Устанавливают причинно-следственные связи между материальной и духовной культурой

Практические занятия

1

24

11. Виды культуры и их характеристика

Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт  информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде

Сравнивают и классифицируют различные виды и формы духовной культуры

Сотрудничают в группах в поиске примеров различных типов культур

Тема 2.2 Наука и образование в современном мире

Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, создают условия для самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние,

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества, принимают различные точки зрения  .

Содержание учебного материала

4

25

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки

Понятие науки. Классификация наук. Современная наука. НТР и ее значение в жизни человека и общества. Социальные последствия НТР

Выделяют и формулируют познавательную цель изучения темы

Классифицируют науки

Контролируют процесс и результаты деятельности по классификации наук

26

Значимость труда ученого. Свобода научного поиска

Ответственность ученого перед обществом. Объективность труда ученого

Осознанно и произвольно выстраивают речевое  высказывание в устной форме

Принимают точку зрения, отличную от собственной

27

Образование как способ передачи знаний и опыта

Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в РФ.

Структурируют знания

Смысловое чтение: адекватно оценивают язык СМИ

Обобщают  факты

28

Правовое регулирование образования

Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Порядок приема в образовательные учреждения ПО.

Анализируют документальный источник

Практические занятия

4

29

12.Характеристика  видов наук

Классифицируют социальный объекты (различные науки) по выделенным признакам

Составление опорного конспекта

30

13.Наука в современном мире

Использование информационных ресурсов для поиска информации

Синтезируют  полученные знания и подводят под понятие «современная наука»

31

14.Роль образования в жизни человека и общества

Определяют значимость знаний для человека

Обосновывают гипотезу о непрерывности образования в жизни человека

32

15. Система образования в РФ. Профессиональное образование.

Составляют модель системы непрерывного образования применительно к получаемой профессии

Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в поиске информации

Тема 2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Личностные результаты: умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, , оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации

Регулятивные УУД: планируют  учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, прогнозируют результат своей деятельности

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества, умеют слушать и вступать в диалог

Содержание учебного материала

9

33

Мораль. Основные принципы и нормы морали

Гуманизм. Добро и зло .Долг и совесть.

Синтезируют полученную информацию и классифицируют категории морали по отличительным признакам

34

Моральный выбор

Моральный идеал

Высказывают собственные точки зрения и дают оценку альтернативным  взглядам

35

Моральный самоконтроль личности

Проблемы нравственного выбора

Устанавливают причинно-следственную связь между самоконтролем и контролем со стороны общества

36

Религия как феномен культуры

Свобода совести.

Структурируют  имеющиеся знания с полученной информацией

Осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме

37

Мировые религии

Классификация и характеристика

 Выстраивают  алгоритм характеристики  мировой религии

Самостоятельно создают способ решения проблемы поискового характера

38

Религия и Церковь в современном мире

Обсуждают в группах  и сотрудничают в поиске информации

39

Религиозные объединения в РФ

Применяют методы информационного поиска о религиозных объединениях и их деятельности

40

Искусство и его роль в жизни людей

Самостоятельно выполняют действия по алгоритму и выбирают наиболее эффективные способы по поиску информации

41

Виды искусства

Характеристика видов искусства

Составляют логическую цепь рассуждений

Анализируют виды искусства

Практические занятия

5

42

16.Категории морали

Выделяют в тексте необходимую информацию

Составляют план и последовательность действий при характеристике категорий морали

43

17.Мировые религии

Смысловое чтение

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации

44

18.Религия и Церковь в современном мире

Выстраивают речевое высказывание в письменной форме, оценивая роль религии  в современном мире

45

19.Виды современного искусства

Выдвигают гипотезы о значимости современного искусства в мире и приводят необходимые доказательства

46

20.Тенденции духовной жизни современной России

Сотрудничают в поиске и сборе информации

Владеют монологической и диалогической формами речи

Самостоятельная работа обучающихся

14

Подготовка рефератов по темам:

«Мировые религии»

«Мораль.  Нравственность. Этика»

Обзор периодических изданий по теме:

«Религия и Церковь в современном мире»

«Роль религии в современном российском обществе»

«Свобода совести»

Подготовка индивидуальных сообщений

«Современное искусство»

«Виды искусства» (по выбору)

Индивидуальные  проекты

7. Проблемы современной массовой культуры: достижение или деградация

8.Наука в современном обществе: все ли достижения полезны человеку?

9.Кем быть? Проблема выбора профессии

10.Современные религии и влияние на жизнь общества

11.Роль современного искусства на развитие общества

Раздел 3.

Экономика

Тема 3.1. Экономика и экономическая наука

Личностные результаты:  выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала исходя из личностных и социальных ценностей

Познавательные УУД: определяют познавательные задачи ,  дополняют и расширяют имеющиеся знания, обеспечивают успешное усвоение знаний

Регулятивные УУД: умеют организовать  свою учебную деятельность, прогнозируют результаты изучаемого материала

Коммуникативные УУД: строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Содержание учебного материала

3

47

Экономика как наука и хозяйство

Экономика семьи. Потребности.

 Самостоятельно определяют познавательную цель изучения темы

Сравнивают и классифицируют экономические понятия

48

Главные вопросы экономики

Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства

Формулируют на основе имеющихся знаний вопросы : Что производить? Для кого производить ? По какой цене?

Обобщение фактов

49

Понятие разделения труда

Специализация. Обмен. Типы экономических систем.

Выдвигают гипотезу  о том, что такое «разделение труда» и обосновывают ее

Практические занятия

5

50

21. Ограниченность ресурсов

Устанавливают причинно-следственную связь между «потребностями» и «ресурсами»

51

22. Факторы производства

Анализируют полученную информацию о факторах производства и систематизируют ее в отдельные группы

52

23. Факторы производства

Вносят необходимые коррективы в план и способы действия, привлекая дополнительные информационные источники

Обобщают  факты

53

24.Выбор и альтернативная стоимость

Решают экономические задачи

Формулируют причинно-следственные связи между «спросом» и «предложением»

54

25. Типы экономических систем

Создают модель определенного типа экономической системы

Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками

Тема 3.2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Личностные результаты:, оценивают собственную деятельность, знают цели и мотивы учебной деятельности

Познавательные УУД: умеют структурировать знания, , осуществляют поиск нужной информации, усваивают знания, умения компетенции данной предметной области

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют промежуточные цели с учетом конечного результата, контролируют свою работу

Коммуникативные УУД: формируют социальную компетентность, вступают в коллективное учебное сотрудничество

Содержание учебного материала

3

 

55

Понятие рынка

Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.

Формулируют на основе имеющихся знаний вопросы: «рынок», «рыночные отношения»

Осуществляют поиск информации по видам рынка

Конспектируют полученную информацию

56

Понятие фирмы

Роль фирм в экономике. Издержки. Выручка. Прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в РФ. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга..Деньги. Банки. Инфляция.

Выдвигают гипотезу  о том, что такое «фирма» и обосновывают ее

Сравнивают социальные объекты «предприятие», «фирма»

Обобщают факты

57

Функции государства в экономике

Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики.

Составляют алгоритм действий по определению функций государства в рыночной экономике

Подводят под определение понятие «смешанная экономика»

Практические занятия

9

58

26. Факторы спроса и предложения

Устанавливают причинно-следственную связь между спросом и предложением

Выдвигают гипотезу по определению факторов , влияющих на спрос и предложение

59

27. Основные рыночные структуры: конкуренция

Обсуждают  в группах признаки конкуренции

Формируют социальную компетентность в области конкурентоспособности на примере экономических объектов

60

28. Роль фирм в экономике

Извлекают  информацию из источника

Сотрудничают в процессе поиска информации

Выражают свои взгляды в соответствии с условиями коммуникации

61

29. Производительность труда

Подводят под определение понятие «производительность труда»

Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками

Подбор фактов, подтверждающих или отвергающих гипотезу

62

30. Основные организационные формы бизнеса в РФ

Сравнивают и классифицируют различные организационно- правовые формы предприятий

63

31. Основы маркетинга и менеджмента

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Выстраивают речевое высказывание в устной форме

64

32.Банковская система в РФ

Составляют опорную схему «Банки РФ и их функции»

65

33. Инфляция: понятие, виды, причины и последствия

Формируют  социальную компетентность  в предметной области

Самоопределяются  в жизненном плане

Осознают то, что уже усвоено по данной проблеме ранее

66

34. Функции государства в экономике

Определяют причинно-следственные связи между государством и рыночной экономикой

Выстраивают логическую цепь рассуждений

Тема 3.3.Рынок труда и безработица

Личностные результаты: мотивируют свои  действия, проявляют интерес к новым знаниям, ориентируются в социальных ролях

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, обеспечивают успешное усвоение знаний

Регулятивные УУД:, выстраивают алгоритм действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников, обмениваются мнениями

Содержание учебного материала

4

67

Спрос и предложение на рынке труда

Спрос на руд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.

Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Выстраивают речевое высказывание в устной форме

68

Роль профсоюзов и государства на рынке труда

Человеческий капитал. Профессиональные союзы и правовые основы их деятельности

Выдвигают гипотезу в области деятельности профессиональных союзов  и ее обосновывают

69

Понятие безработицы

Причины безработицы и ее последствия.

Формируют социальную компетентность  в предметной области

Самоопределение в жизненном плане

Осознают то, что уже усвоено по данной проблеме ранее

70

Защита прав потребителя

Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный  и номинальный доход . Сбережения.

Подводят под понятие «потребитель»

Умеют выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Практические занятия

6

71

35.Факторы предложения и труда

Извлекают необходимую  информацию из источника

Сотрудничают в процессе поиска информации

72

36.Роль профсоюзов на рынке труда

Обсуждают  в группах

Определяют причинно-следственные связи между деятельностью профсоюзов и государственными организациями

Выстраивают логическую цепь рассуждений

73

37.Причины безработицы

Составляют алгоритм действий  по поиску работы безработным

Подводят под определение понятие «занятость» и « безработица» Извлечение информации из источника

74

38. Проблемы трудоустройства молодежи

Подбор фактов, подтверждающих или отвергающих гипотезу о том как трудно молодежи трудоустроиться

Ставят  вопросы  и участвуют в поиске доказательств выдвинутых предположений

75

39. Рациональный потребитель

Извлекают  информацию из источника

Сотрудничают в процессе поиска информации

Выражают свои взгляды в соответствии с условиями коммуникации

76

40.Основные доходы и расходы семьи

Составляют и рассчитывают сой личный бюджет и бюджет своей семьи

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД: умеют структурировать знания, выделяют цели, осуществляют поиск нужной информации, формулируют ответы на вопрос преподавателя

Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют промежуточные цели с учетом конечного результата, контролируют деятельность

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, принимают другие точки зрения, умеют слушать и вступать в диалог

Содержание учебного материала

2

77

Становление современной рыночной экономики России

Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов.

Смысловое чтение

Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации

78

Россия в мировой экономике

Экономическая политика РФ. Россия в мировой экономике. Организация мировой торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы

Выстраивают речевое высказывание в письменной форме, оценивая роль  российской экономики в современном мире

Практические занятия

3

79

41.Особенности современной экономики России

Подбирают факты, подтверждающие  или отвергающие гипотезу о невозможности развития российской экономики без сотрудничества с другими государствами

80

42.Международные экономические организации

Используют  интернет- ресурсы

Оформляют опорный  конспект «Международные экономические организации»

81

43. Глобальные экономические проблемы

Ищут  информацию в СМИ

Обобщают  факты

Умеют выражать свои мысли и давать оценку с учетом личностной позиции по данному вопросу

Самостоятельная работа обучающихся

14

Подготовка глоссариев по теме: «Банки», «Фирмы»

Подготовка индивидуальных заданий по темам: «Приватизация в России», «Ситуация на рынке труда в нашем городе», «Взаимосвязь развития экономики и экологии»

Подготовка рефератов по темам: «Экономические реформы в истории России»,

«История предпринимательства в России», «Северные предприниматели», «Конкуренция и её роль в рыночной экономике», «Социально-регулируемое рыночное хозяйство»

Индивидуальные  проекты

12. Экономика современного общества: польза и вред мировой экономики

13.Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах

14. Особенности структуры современного рынка товаров и услуг

Раздел 4.

Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,  усвоение знаний  и формирование умений и компетенций а предметной области

Регулятивные УУД: постановка учебных и познавательных задач, контроль, коррекция, оценка своей работы на уроке

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи,  учет позиции других людей, умение участвовать в коллективном обсуждении

Содержание учебного материала

3

82

Понятие социальных отношений

Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.

Составляют характеристики различных социальных объектов по образцу

Выделяют необходимую информацию из текста

83

Социальные роли

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли в семье и трудовом коллективе

Структурируют знания  на основе ранее изученных по теме «Человек, индивид, личность» и актуализируют их

84

Социальный статус и престиж

Престижность. Престижность профессиональной деятельности.

Приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений об авторитете и престиже

Индивидуально составляют свой социальный статус

Практические занятия

5

85

44. Социальная стратификация. Социальные общности

Осуществляют учебное сотрудничество

Умеют полно выражать свои мысли

86

45. Многообразие социальных ролей

Подбирают  факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о многообразии и смене социальных ролей в течение жизни

87

46.Социальная мобильность

Применяют методы информационного поиска из литературных произведений, ,подтверждающих и опровергающих гипотезу

88

47.Социальный статус

Выделяют познавательную цель и определяют этапы деятельности

89

48. Показатели статуса. Престиж и авторитет

Умеют делать личностный моральный выбор на основе социальных ценностей

Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты

Личностные результаты:  знают моральные нормы и умеют выделить нравственный аспект поведения, умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами

Познавательные УУД: самостоятельно умеют находить новые знания, структурировать знания

Регулятивные УУД: планируют  учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения.

Содержание учебного материала

5

90

Понятие социального контроля

Подбирают  факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о значимости самоконтроля и социального контроля

91

Виды социального контроля

Характеристика социальных норм и санкций..

Самоконтроль.

Классифицируют объекты по выделенным признакам

Обобщают полученные данные

Владеют монологической формой речи

92

Девиантное поведение, формы и проявления

Профилактика негативных форм девиантного поведения. Среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

Осуществляют поиск необходимой информации

Обсуждают в группах

Осуществляют учебное сотрудничество

Оценивают противоположные точки зрения

93

Социальный конфликт

Понятие, виды. Причины и истоки социальных конфликтов.

Составляют алгоритм выхода из социального конфликта на основе  данных

94

Пути разрешения социальных конфликтов

Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Умеют принимать решения и принимать альтернативные способы разрешения конфликта

Практические занятия

7

95

49. Виды социальных норм

Составляют опорный конспект

96

50.Санкции социального контроля

Выделяют необходимую информацию из различных источников

97

51.Девиантное поведение

Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу о влиянии окружающих на поведение молодежи

98

52.Профилактика негативных форм девиантного поведения молодежи

Дискутируют по вопросам темы

99

53.Социальная и личностная значимость ЗОЖ

Составляют алгоритм ЗОЖ

100

54.Истоки возникновения социальных конфликтов

Извлечение информации из источника

Систематизируют полученную информацию

101

55. Пути разрешения социальных конфликтов

Ставят вопросы другим участникам учебного сотрудничества

Умеют выразить свою точку зрения

Тема  4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Личностные результаты: ориентируются в межличностных отношениях, формируют ценностно-смысловую ориентацию, мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД:  ставят учебные цели, прогнозируют результаты, контролируют процесс учебной деятельности

Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, овладевают саморегуляцией, корректируют деятельность

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения.

Содержание учебного материала

3

102

Особенности социальной стратификации  современной России. Семья как социальная группа.

Демографические, профессиональные, поселенческие и другие группы. Современная демографическая ситуация в РФ.

Самостоятельно выделяют познавательную цель

Составляют  опорный  конспекты

103

Молодежь как социальная группа

Особенности  молодежной политики в РФ

Умеют делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Понимают значимость профессионального образования

Выстраивают речевое высказывание

104

Понятие этнических общностей

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики

Осуществляют самостоятельный поиск информации в СМИ по национальному вопросу

Оценивают альтернативные точки зрения по вопросам взаимоотношения различных национальностей

Практические занятия

7

105

56. Социальная стратификация в современной России

Составляют план по теме работы

Выстраивают логическую цепочку рассуждений  по связям между социальными группами

106

57.Молодежь как социальная группа

Выделяют отличительные черты данной социальной группы

Анализируют полученную информацию

Подводят под понятие социальный объект «молодежь»

107

58.Молодежная политика в РФ

Извлекают самостоятельно информацию  из СМИ

Выдвигают гипотезы и их обосновывают

108

59. Семья как малая социальная группа. Основы семейного права

Подбирают факты, подтверждающие  или отвергающие гипотезу о роли семьи в социализации личности

109

60.Семья в современной России. Права и обязанности членов семьи

Выделяют уже известную информацию о понятии «семья»

Самостоятельно отбирают новую информацию и формулируют проблемы современной семью

110

61. Межнациональные отношения

Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в сборе информации

По алгоритму , разработанному  в теме «социальный конфликт» выстраивают алгоритм разрешения национальных конфликтов

111

62. Направления национальной политики  в РФ

Самостоятельно работают с Конституцией РФ

Обобщают факты

Самостоятельная работа обучающихся

14

Подготовка сообщений по темам: « Тенденции развития семьи в современном мире», «Молодежь как социальная группа»

Обзор периодики по темам «Межнациональные конфликты в мире», «Межнациональные отношения в России»

Составление словаря по теме:

«Этносы. Народности. Нации»

Индивидуальные проекты

15. Я и мои социальные роли

16.Современные социальные конфликты

17. Современная молодежь: проблемы и перспективы

18. Этносоциальные конфликты в современном мире. Проблемы в их разрешении

19. Семья как ячейка общества. Тенденции в развитии современной семьи.

Раздел 5.

Политика

Тема 5.1.Политика и власть. Государство в политической системе

Личностные результаты: мотивируют свои  действия, проявляют интерес к новым знаниям, оценивают собственную деятельность

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания

Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей

Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников, обмениваются мнениями

Содержание учебного материала

5

112

Понятие власти

Типы общественной власти. Политика как общественное явление

Составляют  характеристику понятия «власть»

Приводят  примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений о роли власти

113

Политическая система

Внутренняя структура. Политические институты

Устанавливают причинно-следственные связи между элементами политической системы

114

Государство как политический институт

Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства. Типология политических режимов

Составляют  описание  социального объекта «государство» по алгоритму

115

Особенности функционального назначения современных государств

Внешние и внутренние функции государства. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы.

Составляют  план  изучения государства на основе исторических фактов

Обобщают  факты

116

Правовое государство: понятие, признаки

Демократия, ее ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

Подбирают информации из информационных источников

Подводят под понятие «правое государство»

Выдвигают гипотезу «РФ -правовое государство !?» и приводят доказательства

Практические занятия

5

117

63. Политическая  система и её структура

Выстраивают речевое высказывание в письменной форме

118

64. Государство в политической системе

Планируют учебное сотрудничество  с преподавателем и сверстниками

Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

119

65.Государство: признаки, формы, функции

Составляют сложный план по теме урока

120

66. Избирательное право в РФ

Выделяют необходимую информации из источника

Структурируют полученные знания

121

67.Гражданское общество и правовое государство

Анализируют полученную информацию

Классифицируют эти объекты по выделенным признакам

Тема 5.2. Участники политического процесса

Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность, ориентируются в политических ролях, соотносят поступки с принятыми этическими нормами

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, допускают существование различных точек зрения

Содержание учебного материала

6

122

Личность и государство

Политический статус личности. Лидеры и ведомые. Политическая элита. Особенности формирования в современной России

Самостоятельно формулируют проблему взаимоотношений личности и государства

123

Политическая культура

Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия

Выстраивают логическую цепь рассуждений

Формулируют ответы на проблему уровня политической культуры молодежи

124

Партии и движения в РФ

Классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Осуществляют самостоятельный поиск решения поставленной задачи по созданию политического портрета современной России

125

Политическая идеология

Моделируют понятие «идеология» на примере исторических фактов и современного состояния общества

126

Гражданское общество. Гражданские инициативы

Выдвигают собственные варианты гражданских инициатив, обосновывают их значимость

127

Избирательная кампания в РФ

Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентиизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в РФ.

Составляют план избирательной кампании партии по предложенному образцу

Вносят необходимые дополнения в разработанный план

Практические занятия

5

128

68. Политический статус

Составляют критерии политического статуса по усвоенному образцу понятия  «социальный статус»

129

69. Политическое лидерство. Политическая элита

Подбирают  факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о роли личности в политике

130

70. Политические партии и движения

Выражают свои мысли и взгляды по деятельности отдельных партий в России

131

71. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ

Работают в группах

Оформляют результаты в письменном виде

132

72.Роль СМИ в политической жизни общества

Применяют методы информационного поиска для подтверждения гипотезы «СМИ- четвертая власть»

Обобщение фактов

Самостоятельная работа обучающихся

14

Подготовка индивидуальных заданий по темам:

«Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей», «Четвертая власть и ее роль в политической жизни», «Политический лидер: кто он»

Подготовка рефератов по темам:

«Политика- наука, искусство или профессия», «Свободные выборы: утопия или реальность»,

«Демократия: за и против», «Молодежь и политика»

Обзор периодической печати по теме:

«Политические партии и лидеры современной России»

Индивидуальные проекты

20.Политическая власть: история и современность

21. Становление и развитие политической системы современного российского общества

22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России

23. Формы государства: сравнительная характеристика ( 2 государства на выбор: одно - из истории, другое –современное)

24.Формы участия личности в политической жизни

25.Политические партии современной России

Раздел 6.

Право

Тема 6.1.Правовое регулирование общественных отношений

Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность, проявляют интерес к новым знаниям, умеют соотносит свои поступки с  принятыми правовыми принципами

Познавательные УУД: ориентируются в источниках, умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений в данной предметной области

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества,  оформляют диалогические высказывания, учитывают позиции других людей

Содержание учебного материала

6

133

Юриспруденция как общественная наука

Характеристика юридических наук.

Самостоятельно формулируют учебную цель

Составляют логическую цепочку рассуждений по роли права в жизни людей

134

Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы

Сравнение норм правовых и моральных.

Выделяют роль и отличительные особенности правовых норм в системе социальных норм общества

135

Система права

Основные институты прав. Отрасли права. Частное и публичное право.

Подводят под понятие «система права»

Выделяют и характеризуют элементы системы

136

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика 

Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Действие нормативных правовых актов.

Составляют по образцу характеристику отдельных форм права

Составляют иерархию нормативных правовых актов

137

Правовые отношения и их структура

.

Сравнивают и классифицируют «правоотношения» по выделенным признакам

138

Правомерное и противоправное поведение

Правомерное и противоправное поведение, виды. Противоправных проступков. Юридическая ответственность и её задачи.

Приводят примеры из различных источников

Практические занятия

4

139

73. Право в системе социальных норм

Подбирают факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу об отличии правовых норм от других социальных норм

Оформляют сравнительную таблицу

140

74.Формы права

Выделяют и осознают то. что уже усвоено

Описывают  правовой объект по схеме

141

75.Виды противоправных поступков

Составляют логическую  схему «проступки и преступления»

Обобщение фактов

142

76.Юридическая ответственность: виды

Определяют значимость юридической ответственности

Приводят доказательства , подтверждающую гипотезу о том, что право не только наказывает ,но и воспитывает

Тема 6.2.

Основы  конституционного права

Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность. Проявляют интерес к новым знаниям

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества, участвуют в коллективном обсуждении проблем

Содержание учебного материала

12

143

Конституционное право как отрасль российского права

Общая характеристика отрасли.

Составляют  характеристику отрасли

Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли

144

Основы конституционного строя в РФ

Характеристика принципов ОКС.

Составляют логическую схемы

Выводят причинно-следственные связи

Подтверждают примерами теоретические положения

145

Система государственных органов РФ

Характеристика и компетенция органов власти

 Описывают  объект «орган власти» по предложенному алгоритму

146

Институт президенства

Составляют сложный план по теме

Формулируют понятие «президент»

147

Законодательная и исполнительная власть

Обобщают  факты  об органах власти и их компетенции

Оформляют устное высказывание

148

Местное самоуправление

Сравнивают функции государственной и местной власти

149

Понятие гражданства

Самостоятельно формулируют познавательную цель

Подводят под понятие «гражданство»

150

Порядок приобретения и прекращения гражданства

Составляю логическую схему оснований для приобретения или прекращения гражданства

Извлекают информацию из источника

151

Основные конституционные права граждан

Извлекают информацию из Конституции РФ

Приводят доказательства, основывающиеся на собственном жизненном опыте

152

Обязанности граждан РФ

Извлекают  информацию из источника- Конституции РФ

Умеют с достаточной полнотой доказывать точку зрения о необходимости обязанностей  граждан

153

Правоохранительные органы

Структура и полномочия.

Составляют  схему «Система правоохранительных органов РФ»

154

Судебная система РФ

Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Описывают объект по схеме: понятие, система, компетенция, значение

Практические занятия

4

155

77.Структура Конституции РФ

Структурируют знания и оформляют схему изучения Конституции

156

78.Компетенция государственных органов власти

Оформляют в письменной форме  описание объекта по схеме

157

79.Права и обязанности человека и гражданина

Сотрудничают в группах

Оформляют монологическое высказывание о необходимости соблюдения прав человека

158

80.Защита прав и свобод человека

Подбирают  факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о наличии нарушения прав человека и перечисляют способы защиты прав

6.3.Отрасли российского права

Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность. Проявляют интерес к новым знаниям

Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу,, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения

Коммуникативные УУД:  применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, допускают существование различных точек зрения

Содержание учебного материала

8

159

Гражданское право и гражданские правоотношения

Понятие гражданского права.

Составляют  характеристику отрасли

Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли

160

Физические и юридические лица

Характеристика. Гражданско-правовые договоры. Право собственности на движимые и недвижимые вещи. Основания приобретения права собственности.

Оформляют таблицу по видам физических и юридических лиц

Использование информационных ресурсов

Обобщают факты

161

Правовое регулирование предпринимательства

Осуществляют поиск необходимой информации в источникам

Оформляют  характеристикиупо образцу: понятие, функции, особенности

162

Личные неимущественные отношения граждан

Честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Определяют познавательную цель темы

Оформляют высказывание по теме

163

Понятие трудового права

Понятие. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Трудовые споры. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Составляют  характеристику отрасли

Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли

164

Понятие административного права

Административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность.

Составляют  характеристику отрасли

Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли

165

Понятие уголовного права

Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

Составляют  характеристику отрасли

Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли

Практические занятия

4

166

81. Гражданское право

Извлекают информацию из источников

Систематизируют знания по данной теме

Сравнивают и классифицируют по определенным признакам

167

82.Административное право

Извлекают информацию из источников

Систематизируют знания по данной теме

Сравнивают и классифицируют по определенным признакам

168

83.Трудовое право

Извлекают информацию из источников

Систематизируют знания по данной теме

Сравнивают и классифицируют по определенным признакам

169

84.Уголовное право

Извлекают информацию из источников

Систематизируют знания по данной теме

Сравнивают и классифицируют по определенным признакам

170

85.Дифференированный зачет

1

171

86.Дифференированный зачет

1

Самостоятельная работа обучающихся

15

Составление глоссариев по темам:

«Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Система права», «Уголовное право»

Индивидуальные проекты

26. Право и социальные нормы: общее и отличия

27.Система права и система законодательства в РФ

28.Развитие прав человека в ХХ-ХХI вв

29.Права ребенка в России: проблемы соблюдения

30.Характеристика отрасли российского права (по выбору)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания, удовлетворяющее требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)

Оборудование учебного кабинета:

 Доска классная -1

Столы для учащихся – 16

Стол для учителя – 1

Стулья – 33

Экран  - 1

Комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание», «Конституция РФ»

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением и  мультимедийное оборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники: 

1.Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.

2.Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.

3.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

4.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.

5.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-  научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.

Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый

уровень. — М., 2013.

6.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание.

Типовые тестовые задания. — М., 2015.

Для преподавателей:

- Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

- Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994

№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

- Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996

№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.

- Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001

№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.

- Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006

№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.

- Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-

коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.

- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —

2002. — № 2. — Ст. 133.

- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической  политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).

- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».

- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров

и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по

организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».

- Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.

- Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.

- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —

№ 15. — Ст. 766.

- Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —

2002.

Интернет-ресурсы:

 

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

        

Предметные результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки предметных результатов обучения

Введение.

Усвоенные знания:

-Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения;

 

Текущий контроль:

- поиск информации;

-анализ и обобщение фактов;

- составление таблицы

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Освоенные умения:

- Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление»;

Усвоенные знания:

- Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение;

- Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты;

Текущий контроль:

- описание объекта по схеме;

- конспектирование;

- индивидуальные задания

- творческие задания

ПЗ № 1- 6

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

1.2.Общество как сложная система

Освоенные умения:

- умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»

Усвоенные знания:

-знание и представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействия с природой

Текущий контроль:

- обсуждение в группах;

- дискуссия;

- конспектирование;

- индивидуальные задания

- тестирование

ПЗ № 7-10

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

2.1. Духовная культура личности и общества

Освоенные умения:

-умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни;

- умение различать культуру народную, массовую, элитарную;

- умение показать особенности молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур;

- умение характеризовать культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета;

- умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

Текущий контроль:

- подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

-  составление вопросов;

-составление опорного конспекта;

- обобщение фактов

ПЗ № 11

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

2.2 Наука и образование в современном мире

Освоенные умения:

-умение различать естественные и социально- экономические науки;

Усвоенные знания:

- знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом

Текущий контроль:

- описание объекта по схеме;

- конспектирование;

-составление сравнительной таблицы

ПЗ № 12-15

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Освоенные умения:

- умение раскрывать смысл понятий: «мораль», «искусство», «религия»

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-  самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление опорного конспекта;

- обобщение фактов

- творческие задания

ПЗ № 16-20

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Освоенные умения:

-умение давать характеристику понятий: «экономика», «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-  самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление сравнительной таблицы;

- обобщение фактов

ПЗ № 21-25

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Освоенные умения:

- умение давать  определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги»,  «государственный бюджет»

Текущий контроль:

-составление простого и сложного плана;

- конспектирование;

-сопоставление и анализ различных фактов;

- обобщение фактов

ПЗ № 26-34

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

3.3 Рынок труда и безработица

Усвоенные знания:

- знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, её причины и экономических последствий

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-  самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

- обобщение фактов

ПЗ № 35- 40

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Освоенные умения:

- умение характеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-  подбор доказательств, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

 - обобщение фактов;

- работа с интернет- ресурсами и СМИ

ПЗ № 41-43

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

4.1 Социальная роль и стратификация

Освоенные умения:

- умение определять социальные роли человека

Усвоенные знания:

- знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация»

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-  самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление опорного конспекта;

- обобщение фактов

ПЗ № 44-48

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

4.2.Социальные нормы и конфликты

Освоенные умения:

- умение характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения

Текущий контроль:

- обсуждение в группах;

- дискуссия;

- конспектирование;

ПЗ № 49-55

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

4.3 Важнейшие социальные общности и группы 

Освоенные умения:

- умение объяснять особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)

Текущий контроль:

- обсуждение в группах;

- дискуссия;

- конспектирование;

- составление характеристики объекта

ПЗ № 56- 62

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

5.1 Политика и власть. Государство в политической системе

Освоенные умения:

- умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы»;

- умение характеризовать внутренние и внешние функции государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима;

- умение характеризовать типологию политических режимов;

-умение характеризовать признаки правового государства

Усвоенные знания:

- знание понятий правового государства

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление сравнительной таблицы;

- обобщение фактов

ПЗ № 63-67

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

5.2 Участники политического процесса 

Освоенные умения:

- умение характеризовать взаимоотношения личности и государства;

- умение характеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации

Усвоенные знания:

- знание понятий «гражданское общество», «правовое государство»

Текущий контроль:

- подбор фактов;

- обсуждение в группах;

- дискуссия;

- конспектирование;

ПЗ № 68- 72

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

6.1 Правовое регулирование общественных отношений

Освоенные умения:

- умение выделять роль права в системе социальных норм;

- умение давать характеристику системе права

Текущий контроль:

- подбор фактов;

- составление сравнительной таблицы;

- конспектирование;

ПЗ № 73-76

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

6.2 Основы 

 конституционного права Российской Федерации

Освоенные умения:

- умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системе государственной власти РФ, правам и свободам граждан

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление характеристики объекта;

- обобщение фактов

ПЗ № 77-80

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет

6.3 Отрасли российского права

Освоенные умения:

- умение давать характеристику основных отраслей российского права

Усвоенные знания:

- знание содержания основных отраслей российского права

Текущий контроль:

- подбор фактов;

-самостоятельный выбор необходимых информационных источников;

-составление характеристики объекта;

- обобщение фактов

ПЗ № 81- 84

Промежуточная аттестация:

Дифференцированный зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год

Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...

Практические работы по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»

Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретной учебной дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиям...

Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»

Методические указания  для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...