РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.07 Обществознание (включая экономику и право)
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«СЕВЕРОДВИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»
(ГАПОУ АО «СТСИ»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «СТСИ»
___________ В.Д. Желновач
« ____ »__________ 20___г.
Регистрационный номер __________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 Обществознание (включая экономику и право)
Северодвинск 2015
Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее ФГОС СОО), утвержденного 17 мая 2012 года и примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)», предназначенной для изучения в профессиональных образовательных организациях, утверждённой «Федеральным институтом развития образования» 21.07.2015 г. в пределах программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих (далее ППКРС) по профессиям:
-естественнонаучного профиля:
19.01.17 Повар, кондитер;
- технического профиля:
13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям);
23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры»
Разработчик: | Казарина Е.В., преподаватель |
Программа учебной дисциплины рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии гуманитарного цикла
Протокол № 1 от «09» сентября 2015 г.
Председатель: Казарина Е.В.
(Ф.И.О.)
__________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 10 |
| 32 |
| 35 |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» реализуется в пределах ППКРС в соответствии с ФГОС СОО и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального профессионально образования по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям), входящей в укрупненную группу профессий 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика; 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин, входящей в укрупненную группу профессий 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта; 19.01.17 Повар, кондитер, входящей в укрупненную группу профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии и соответствует естественнонаучному и техническому профилям
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемой профессии среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих программы среднего общего образования.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» имеет интегративный характер, основанный на комплексе общественных наук, таких как философия, социология, экономика, политология, культурология, правоведение, предметом которых являются научные знания о различных аспектах жизни, развития человека и общества, влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей, взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами. Особое внимание уделяется знаниям о современном обществе, проблемам мирового сообщества и тенденциях развития современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Особенность учебной дисциплины состоит в том, что при освоении профессий СПО технического и естественнонаучного профилей профессионального образования, она изучается как интегрированная учебная дисциплина, включающая экономику и право. Исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке. Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «преподаватель- обучающийся», индивидуальная, парная и групповая работа. Программа ориентирована на применение таких методов системно- деятельностного подхода как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский. В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Практическое выполнение программы предусматривает выполнение конкретных видов учебных действий: проверочные работы, тесты, работа с источниками информации. Программа предусматривает следующие формы контроля: текущий и промежуточный контроль, промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. Текущий контроль осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, устных ответов. Изучение курса завершается защитой индивидуальных проектов для желающих.
Приоритетные формы организации учебного процесса и используемые технологии
Формы учебных занятий | Методы обучения | Технологии (элементы) |
Урок | Репродуктивный Объяснительно- иллюстративный | Коллективный способ обучения Групповые технологии |
Практическое занятие | Частично-поисковый Исследовательский
| Проектная деятельность Игровые технологии Информационная технология Технология критического мышления |
Приоритетные формы и виды контроля
Текущий контроль | Промежуточный контроль |
Тестовое задание Устный опрос Практическая работа Компетентностно- ориентированные задания Решение ситуативных задач Проверочная работа Творческие задания Письменные работы | Дифференцированный зачет |
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» является обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС СОО.
Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)» входит в общеобразовательный цикл ППКРС и при получении профессии СПО технического и естественнонаучного профиля. Обучающиеся изучают «Обществознание (включая экономику и право)» как базовую.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к планируемым результатам освоения дисциплины:
Цели изучения название учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
-углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
-умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать её, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности. Повышение стремления к самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Задачи изучения дисциплины:
- содействовать самоопределению личности, создать условия для её реализации;
- формировать человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
-создать у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
-содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
- помогать в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом мировоззренческих подходов;
- ориентировать на гуманистические и демократические ценности.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины
Требования к результатам (по ФГОС СОО) | Планируемые результаты изучения дисциплины | |
Личностные результаты | -сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов(герба, флага, гимна); -гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; -готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | -воспитание российской гражданственности, патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, истории, культуры своего края, своей страны; - воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; - формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору индивидуальной траектории образования на основе профессиональных интересов; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, языку, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения. Осознанного и ответственного поведения к собственным поступкам; -осознание значения семьи и семейных ценностей, уважительное отношение к своей семье; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира |
Метапредметные | - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; -умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. | - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т.ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора; - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. |
Предметные | - сформированность знаний об обществе как целой развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; -сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | Обучающийся должен знать и понимать: - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а так же важнейших институтов; -необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования должен уметь: - характеризовать основные социальные объекты, выделять признаки и закономерности развития; - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; - объяснять причинно- следственные связи изученных социальных объектов( включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; - извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; -формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; -готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Обучающийся получит возможность научиться: - ориентироваться на понимание причин успеха; - анализировать социальную действительность; - давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 171 час;
самостоятельной работы обучающегося – 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 256 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 171 |
в том числе: | |
практические занятия | 86 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 85 |
Промежуточная аттестация в 4 семестре в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Содержание учебного материала | ||||
Введение | 1 | Обществознание как учебный курс. Специфика объекта изучения. | 2 | Анализируют информационные источники Конспектируют |
2 | Социальные науки. Классификация наук. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО. | Находят необходимую информацию Обобщают факты Классифицируют социальные науки | ||
Раздел 1. Человек и общество | ||||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, формирование осознанной мотивации к выполнению задания Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, Формирование умений и навыков в предметной области Регулятивные УУД: умение организовать и планировать свою учебную деятельность, Коммуникативные УУД: вступают в коллективное сотрудничество, учитывают позицию других людей, строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем | |||
Содержание учебного материала | 6 | |||
3 | Философские представления о социальных качествах человека. Деятельность. Человек. Индивид. Личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и профессиональной деятельности. | Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Определяют личностный моральный выбор на основе социальных ценностей | ||
4 | Потребности. Способности. Интересы. Формирование характера. Учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. | Выделяют и формулируют познавательную цель Структурируют знания Смысловое чтение | ||
5 | Социализация личности. Самопознание и социальное поведение. Этапы социализации. Цель и смысл человеческой жизни. | Выстраивают логическую цепь рассуждений об этапах социализации личности Обобщают факты | ||
6 | Проблема познаваемости мира. Истина. Мировоззрение Критерии истины. Виды человеческих знаний. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. | Составляют план и определяют последовательность действий Анализируют понятие истины и её критерии | ||
7 | Свобода как условие самореализации личности. Гражданские качества личности Ограничители свободы. Выбор и ответственность за его последствия. | Применяют при ответах элементы дискуссии Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений | ||
8 | Человек в группе. Многообразие мира общения Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в молодежной среде. | Планируют учебное сотрудничество Устанавливают причинно-следственные связи между общением и другими видами деятельности человека | ||
Практические занятия | 6 | |||
9 | 1.Соотношение понятий «человек», «индивидуальность», «личность» | Структурируют знания Самостоятельно создают алгоритм деятельности при характеристике понятий «человек», «индивидуальность», «личность» | ||
10 | 2.Потребности. Способности и интересы | Умеют определяться в личностном плане, определяя свои потребности Устанавливают причинно-следственные связи между способностями и интересами Определяют способы взаимодействия с другими участниками общения | ||
11 | 3. Деятельность и мышление. Виды деятельности | Сравнивают и классифицируют объекты по выделенным признакам Выделяют и осознают существенные признаки определенных видов деятельности Приводят доказательства выдвигаемых гипотез Конспектируют | ||
12 | 4.Познавательная деятельность. Проблема познаваемости мира | Устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Ищут и выделяют необходимую информацию по видам научного и ненаучного познания | ||
13 | 5. Мировоззрение. Типы мировоззрения | Смысловое чтение: понимают и адекватно оценивают текст Составляют план и определяют последовательность действий | ||
14 | 6.Свобода человека и её ограничители | Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации Обобщают факты | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система | Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: умеют структурировать знания, ставят учебные цели и ищут необходимые средства и способы и достижения Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют учебную деятельность и определяют последовательность промежуточных целей Коммуникативные УУД: формируют социальную компетентность, умеют учитывать позицию других людей, вступают в диалог | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||
15 | Представления об обществе как сложной динамичной системе Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | Определяют критерии характеристики общества Выстраивают речевое высказывание в устной форме Приводят примеры в качестве доказательства сложности и динамичности общества | ||
16 | Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. | Подбирают факты о позитивном и негативном влиянии человека на природу Обобщают полученные факты | ||
17 | Многовариантность общественного развития Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. | Анализируют критерии общественного развития и систематизируют полученную информацию Составление описания объекта по алгоритму | ||
18 | Особенности современного мира. Глобализация Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления . Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | Выстраивают логическую цепь рассуждений по позитивному и негативному влиянию глобализации на отдельные государства Умеют с достаточной полнотой выражать свои мысли об антиглобализации | ||
Практические занятия | 4 | |||
19 | 7.Основные институты общества. Общество и природа | Составляют характеристики различных социальных объектов по образцу Выделяют необходимую информацию из текста | ||
20 | 8.Характеристика различных типов общества | Сравнивают различные этапы развития общества Структурируют знания о различных типах общества Обобщают факты | ||
21 | 9. Процессы глобализации | Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Сотрудничают в группах в процессе сбора информации о глобализации в различных областях жизни | ||
22 | 10.Глобальные проблемы. Социальные и гуманитарные проблемы глобальных проблем | Подбирают факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о невозможности разрешения глобальных проблем | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Подготовка индивидуальных заданий по темам: «Роль деятельности в жизни человека» «Общение в современном мире» «Современные подходы в изучении общества» « Характеристика различных типов общества» « Глобализация и антиглобализм» | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
1. Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий | ||||
2.Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми | ||||
3.Проблема познаваемости мира в трудах ученых | ||||
4. Я или мы: взаимодействие людей в обществе | ||||
5.Индустриальная революция: плюсы и минусы | ||||
6.Глобальные проблемы человечества | ||||
Раздел 2. Духовная культура человека и общества | ||||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества | Личностные результаты: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новым знаниям, оценивают собственную деятельность, ориентируются в межличностных отношениях Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют поиск знаний, формируют умения и навыки в области обществоведческой науки Регулятивные УУД: умеют организовывать своб учебную деятельность, выбирают последовательность действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, учитывают позицию других людей | |||
| Содержание учебного материала | 1 | ||
23 | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимосвязь и взаимодействие различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | Подводят под понятие «культура» формы деятельности людей Устанавливают причинно-следственные связи между материальной и духовной культурой | ||
Практические занятия | 1 | |||
24 | 11. Виды культуры и их характеристика Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде | Сравнивают и классифицируют различные виды и формы духовной культуры Сотрудничают в группах в поиске примеров различных типов культур | ||
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире | Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: умеют находить новые знания, создают условия для самореализации на основе готовности к непрерывному образованию Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества, принимают различные точки зрения . | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||
25 | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки Понятие науки. Классификация наук. Современная наука. НТР и ее значение в жизни человека и общества. Социальные последствия НТР | Выделяют и формулируют познавательную цель изучения темы Классифицируют науки Контролируют процесс и результаты деятельности по классификации наук | ||
26 | Значимость труда ученого. Свобода научного поиска Ответственность ученого перед обществом. Объективность труда ученого | Осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме Принимают точку зрения, отличную от собственной | ||
27 | Образование как способ передачи знаний и опыта Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в РФ. | Структурируют знания Смысловое чтение: адекватно оценивают язык СМИ Обобщают факты | ||
28 | Правовое регулирование образования Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Порядок приема в образовательные учреждения ПО. | Анализируют документальный источник | ||
Практические занятия | 4 | |||
29 | 12.Характеристика видов наук | Классифицируют социальный объекты (различные науки) по выделенным признакам Составление опорного конспекта | ||
30 | 13.Наука в современном мире | Использование информационных ресурсов для поиска информации Синтезируют полученные знания и подводят под понятие «современная наука» | ||
31 | 14.Роль образования в жизни человека и общества | Определяют значимость знаний для человека Обосновывают гипотезу о непрерывности образования в жизни человека | ||
32 | 15. Система образования в РФ. Профессиональное образование. | Составляют модель системы непрерывного образования применительно к получаемой профессии Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в поиске информации | ||
Тема 2.3.Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Личностные результаты: умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, , оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания, осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, прогнозируют результат своей деятельности Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества, умеют слушать и вступать в диалог | |||
Содержание учебного материала | 9 | |||
33 | Мораль. Основные принципы и нормы морали Гуманизм. Добро и зло .Долг и совесть. | Синтезируют полученную информацию и классифицируют категории морали по отличительным признакам | ||
34 | Моральный выбор Моральный идеал | Высказывают собственные точки зрения и дают оценку альтернативным взглядам | ||
35 | Моральный самоконтроль личности Проблемы нравственного выбора | Устанавливают причинно-следственную связь между самоконтролем и контролем со стороны общества | ||
36 | Религия как феномен культуры Свобода совести. | Структурируют имеющиеся знания с полученной информацией Осознанно и произвольно выстраивают речевое высказывание в устной форме | ||
37 | Мировые религии Классификация и характеристика | Выстраивают алгоритм характеристики мировой религии Самостоятельно создают способ решения проблемы поискового характера | ||
38 | Религия и Церковь в современном мире | Обсуждают в группах и сотрудничают в поиске информации | ||
39 | Религиозные объединения в РФ | Применяют методы информационного поиска о религиозных объединениях и их деятельности | ||
40 | Искусство и его роль в жизни людей | Самостоятельно выполняют действия по алгоритму и выбирают наиболее эффективные способы по поиску информации | ||
41 | Виды искусства Характеристика видов искусства | Составляют логическую цепь рассуждений Анализируют виды искусства | ||
Практические занятия | 5 | |||
42 | 16.Категории морали | Выделяют в тексте необходимую информацию Составляют план и последовательность действий при характеристике категорий морали | ||
43 | 17.Мировые религии | Смысловое чтение Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации | ||
44 | 18.Религия и Церковь в современном мире | Выстраивают речевое высказывание в письменной форме, оценивая роль религии в современном мире | ||
45 | 19.Виды современного искусства | Выдвигают гипотезы о значимости современного искусства в мире и приводят необходимые доказательства | ||
46 | 20.Тенденции духовной жизни современной России | Сотрудничают в поиске и сборе информации Владеют монологической и диалогической формами речи | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Подготовка рефератов по темам: «Мировые религии» «Мораль. Нравственность. Этика» Обзор периодических изданий по теме: «Религия и Церковь в современном мире» «Роль религии в современном российском обществе» «Свобода совести» Подготовка индивидуальных сообщений «Современное искусство» «Виды искусства» (по выбору) | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
7. Проблемы современной массовой культуры: достижение или деградация | ||||
8.Наука в современном обществе: все ли достижения полезны человеку? | ||||
9.Кем быть? Проблема выбора профессии | ||||
10.Современные религии и влияние на жизнь общества | ||||
11.Роль современного искусства на развитие общества | ||||
Раздел 3. Экономика | ||||
Тема 3.1. Экономика и экономическая наука | Личностные результаты: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают усвоение нового материала исходя из личностных и социальных ценностей Познавательные УУД: определяют познавательные задачи , дополняют и расширяют имеющиеся знания, обеспечивают успешное усвоение знаний Регулятивные УУД: умеют организовать свою учебную деятельность, прогнозируют результаты изучаемого материала Коммуникативные УУД: строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | |||
Содержание учебного материала | 3 | |||
47 | Экономика как наука и хозяйство Экономика семьи. Потребности. | Самостоятельно определяют познавательную цель изучения темы Сравнивают и классифицируют экономические понятия | ||
48 | Главные вопросы экономики Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства | Формулируют на основе имеющихся знаний вопросы : Что производить? Для кого производить ? По какой цене? Обобщение фактов | ||
49 | Понятие разделения труда Специализация. Обмен. Типы экономических систем. | Выдвигают гипотезу о том, что такое «разделение труда» и обосновывают ее | ||
Практические занятия | 5 | |||
50 | 21. Ограниченность ресурсов | Устанавливают причинно-следственную связь между «потребностями» и «ресурсами» | ||
51 | 22. Факторы производства | Анализируют полученную информацию о факторах производства и систематизируют ее в отдельные группы | ||
52 | 23. Факторы производства | Вносят необходимые коррективы в план и способы действия, привлекая дополнительные информационные источники Обобщают факты | ||
53 | 24.Выбор и альтернативная стоимость | Решают экономические задачи Формулируют причинно-следственные связи между «спросом» и «предложением» | ||
54 | 25. Типы экономических систем | Создают модель определенного типа экономической системы Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками | ||
Тема 3.2.Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Личностные результаты:, оценивают собственную деятельность, знают цели и мотивы учебной деятельности Познавательные УУД: умеют структурировать знания, , осуществляют поиск нужной информации, усваивают знания, умения компетенции данной предметной области Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют промежуточные цели с учетом конечного результата, контролируют свою работу Коммуникативные УУД: формируют социальную компетентность, вступают в коллективное учебное сотрудничество | |||
Содержание учебного материала | 3 |
| ||
55 | Понятие рынка Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. | Формулируют на основе имеющихся знаний вопросы: «рынок», «рыночные отношения» Осуществляют поиск информации по видам рынка Конспектируют полученную информацию | ||
56 | Понятие фирмы Роль фирм в экономике. Издержки. Выручка. Прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в РФ. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга..Деньги. Банки. Инфляция. | Выдвигают гипотезу о том, что такое «фирма» и обосновывают ее Сравнивают социальные объекты «предприятие», «фирма» Обобщают факты | ||
57 | Функции государства в экономике Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики. | Составляют алгоритм действий по определению функций государства в рыночной экономике Подводят под определение понятие «смешанная экономика» | ||
Практические занятия | 9 | |||
58 | 26. Факторы спроса и предложения | Устанавливают причинно-следственную связь между спросом и предложением Выдвигают гипотезу по определению факторов , влияющих на спрос и предложение | ||
59 | 27. Основные рыночные структуры: конкуренция | Обсуждают в группах признаки конкуренции Формируют социальную компетентность в области конкурентоспособности на примере экономических объектов | ||
60 | 28. Роль фирм в экономике | Извлекают информацию из источника Сотрудничают в процессе поиска информации Выражают свои взгляды в соответствии с условиями коммуникации | ||
61 | 29. Производительность труда | Подводят под определение понятие «производительность труда» Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками Подбор фактов, подтверждающих или отвергающих гипотезу | ||
62 | 30. Основные организационные формы бизнеса в РФ | Сравнивают и классифицируют различные организационно- правовые формы предприятий | ||
63 | 31. Основы маркетинга и менеджмента | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Выстраивают речевое высказывание в устной форме | ||
64 | 32.Банковская система в РФ | Составляют опорную схему «Банки РФ и их функции» | ||
65 | 33. Инфляция: понятие, виды, причины и последствия | Формируют социальную компетентность в предметной области Самоопределяются в жизненном плане Осознают то, что уже усвоено по данной проблеме ранее | ||
66 | 34. Функции государства в экономике | Определяют причинно-следственные связи между государством и рыночной экономикой Выстраивают логическую цепь рассуждений | ||
Тема 3.3.Рынок труда и безработица | Личностные результаты: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новым знаниям, ориентируются в социальных ролях Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, обеспечивают успешное усвоение знаний Регулятивные УУД:, выстраивают алгоритм действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников, обмениваются мнениями | |||
Содержание учебного материала | 4 | |||
67 | Спрос и предложение на рынке труда Спрос на руд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. | Применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Выстраивают речевое высказывание в устной форме | ||
68 | Роль профсоюзов и государства на рынке труда Человеческий капитал. Профессиональные союзы и правовые основы их деятельности | Выдвигают гипотезу в области деятельности профессиональных союзов и ее обосновывают | ||
69 | Понятие безработицы Причины безработицы и ее последствия. | Формируют социальную компетентность в предметной области Самоопределение в жизненном плане Осознают то, что уже усвоено по данной проблеме ранее | ||
70 | Защита прав потребителя Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход . Сбережения. | Подводят под понятие «потребитель» Умеют выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | ||
Практические занятия | 6 | |||
71 | 35.Факторы предложения и труда | Извлекают необходимую информацию из источника Сотрудничают в процессе поиска информации | ||
72 | 36.Роль профсоюзов на рынке труда | Обсуждают в группах Определяют причинно-следственные связи между деятельностью профсоюзов и государственными организациями Выстраивают логическую цепь рассуждений | ||
73 | 37.Причины безработицы | Составляют алгоритм действий по поиску работы безработным Подводят под определение понятие «занятость» и « безработица» Извлечение информации из источника | ||
74 | 38. Проблемы трудоустройства молодежи | Подбор фактов, подтверждающих или отвергающих гипотезу о том как трудно молодежи трудоустроиться Ставят вопросы и участвуют в поиске доказательств выдвинутых предположений | ||
75 | 39. Рациональный потребитель | Извлекают информацию из источника Сотрудничают в процессе поиска информации Выражают свои взгляды в соответствии с условиями коммуникации | ||
76 | 40.Основные доходы и расходы семьи | Составляют и рассчитывают сой личный бюджет и бюджет своей семьи | ||
Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Личностные результаты: понимают значение знаний для человека и принимают его, оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: умеют структурировать знания, выделяют цели, осуществляют поиск нужной информации, формулируют ответы на вопрос преподавателя Регулятивные УУД: принимают учебную задачу, планируют промежуточные цели с учетом конечного результата, контролируют деятельность Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, принимают другие точки зрения, умеют слушать и вступать в диалог | |||
Содержание учебного материала | 2 | |||
77 | Становление современной рыночной экономики России Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и её регионов. | Смысловое чтение Понимают и адекватно оценивают язык средств массовой информации | ||
78 | Россия в мировой экономике Экономическая политика РФ. Россия в мировой экономике. Организация мировой торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы | Выстраивают речевое высказывание в письменной форме, оценивая роль российской экономики в современном мире | ||
Практические занятия | 3 | |||
79 | 41.Особенности современной экономики России | Подбирают факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о невозможности развития российской экономики без сотрудничества с другими государствами | ||
80 | 42.Международные экономические организации | Используют интернет- ресурсы Оформляют опорный конспект «Международные экономические организации» | ||
81 | 43. Глобальные экономические проблемы | Ищут информацию в СМИ Обобщают факты Умеют выражать свои мысли и давать оценку с учетом личностной позиции по данному вопросу | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Подготовка глоссариев по теме: «Банки», «Фирмы» Подготовка индивидуальных заданий по темам: «Приватизация в России», «Ситуация на рынке труда в нашем городе», «Взаимосвязь развития экономики и экологии» Подготовка рефератов по темам: «Экономические реформы в истории России», «История предпринимательства в России», «Северные предприниматели», «Конкуренция и её роль в рыночной экономике», «Социально-регулируемое рыночное хозяйство» | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
12. Экономика современного общества: польза и вред мировой экономики | ||||
13.Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах | ||||
14. Особенности структуры современного рынка товаров и услуг | ||||
Раздел 4. Социальные отношения | ||||
Тема 4.1. Социальная роль и стратификация | Личностные результаты: развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, усвоение знаний и формирование умений и компетенций а предметной области Регулятивные УУД: постановка учебных и познавательных задач, контроль, коррекция, оценка своей работы на уроке Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, учет позиции других людей, умение участвовать в коллективном обсуждении | |||
Содержание учебного материала | 3 | |||
82 | Понятие социальных отношений Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. | Составляют характеристики различных социальных объектов по образцу Выделяют необходимую информацию из текста | ||
83 | Социальные роли Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли в семье и трудовом коллективе | Структурируют знания на основе ранее изученных по теме «Человек, индивид, личность» и актуализируют их | ||
84 | Социальный статус и престиж Престижность. Престижность профессиональной деятельности. | Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений об авторитете и престиже Индивидуально составляют свой социальный статус | ||
Практические занятия | 5 | |||
85 | 44. Социальная стратификация. Социальные общности | Осуществляют учебное сотрудничество Умеют полно выражать свои мысли | ||
86 | 45. Многообразие социальных ролей | Подбирают факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о многообразии и смене социальных ролей в течение жизни | ||
87 | 46.Социальная мобильность | Применяют методы информационного поиска из литературных произведений, ,подтверждающих и опровергающих гипотезу | ||
88 | 47.Социальный статус | Выделяют познавательную цель и определяют этапы деятельности | ||
89 | 48. Показатели статуса. Престиж и авторитет | Умеют делать личностный моральный выбор на основе социальных ценностей | ||
Тема 4.2.Социальные нормы и конфликты | Личностные результаты: знают моральные нормы и умеют выделить нравственный аспект поведения, умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами Познавательные УУД: самостоятельно умеют находить новые знания, структурировать знания Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной/неуспешной деятельности на уроке Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения. | |||
Содержание учебного материала | 5 | |||
90 | Понятие социального контроля | Подбирают факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о значимости самоконтроля и социального контроля | ||
91 | Виды социального контроля Характеристика социальных норм и санкций.. Самоконтроль. | Классифицируют объекты по выделенным признакам Обобщают полученные данные Владеют монологической формой речи | ||
92 | Девиантное поведение, формы и проявления Профилактика негативных форм девиантного поведения. Среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | Осуществляют поиск необходимой информации Обсуждают в группах Осуществляют учебное сотрудничество Оценивают противоположные точки зрения | ||
93 | Социальный конфликт Понятие, виды. Причины и истоки социальных конфликтов. | Составляют алгоритм выхода из социального конфликта на основе данных | ||
94 | Пути разрешения социальных конфликтов | Умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Умеют принимать решения и принимать альтернативные способы разрешения конфликта | ||
Практические занятия | 7 | |||
95 | 49. Виды социальных норм | Составляют опорный конспект | ||
96 | 50.Санкции социального контроля | Выделяют необходимую информацию из различных источников | ||
97 | 51.Девиантное поведение | Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу о влиянии окружающих на поведение молодежи | ||
98 | 52.Профилактика негативных форм девиантного поведения молодежи | Дискутируют по вопросам темы | ||
99 | 53.Социальная и личностная значимость ЗОЖ | Составляют алгоритм ЗОЖ | ||
100 | 54.Истоки возникновения социальных конфликтов | Извлечение информации из источника Систематизируют полученную информацию | ||
101 | 55. Пути разрешения социальных конфликтов | Ставят вопросы другим участникам учебного сотрудничества Умеют выразить свою точку зрения | ||
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы | Личностные результаты: ориентируются в межличностных отношениях, формируют ценностно-смысловую ориентацию, мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: ставят учебные цели, прогнозируют результаты, контролируют процесс учебной деятельности Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, овладевают саморегуляцией, корректируют деятельность Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения. | |||
Содержание учебного материала | 3 | |||
102 | Особенности социальной стратификации современной России. Семья как социальная группа. Демографические, профессиональные, поселенческие и другие группы. Современная демографическая ситуация в РФ. | Самостоятельно выделяют познавательную цель Составляют опорный конспекты | ||
103 | Молодежь как социальная группа Особенности молодежной политики в РФ | Умеют делать моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Понимают значимость профессионального образования Выстраивают речевое высказывание | ||
104 | Понятие этнических общностей Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики | Осуществляют самостоятельный поиск информации в СМИ по национальному вопросу Оценивают альтернативные точки зрения по вопросам взаимоотношения различных национальностей | ||
Практические занятия | 7 | |||
105 | 56. Социальная стратификация в современной России | Составляют план по теме работы Выстраивают логическую цепочку рассуждений по связям между социальными группами | ||
106 | 57.Молодежь как социальная группа | Выделяют отличительные черты данной социальной группы Анализируют полученную информацию Подводят под понятие социальный объект «молодежь» | ||
107 | 58.Молодежная политика в РФ | Извлекают самостоятельно информацию из СМИ Выдвигают гипотезы и их обосновывают | ||
108 | 59. Семья как малая социальная группа. Основы семейного права | Подбирают факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о роли семьи в социализации личности | ||
109 | 60.Семья в современной России. Права и обязанности членов семьи | Выделяют уже известную информацию о понятии «семья» Самостоятельно отбирают новую информацию и формулируют проблемы современной семью | ||
110 | 61. Межнациональные отношения | Ставят вопросы и инициативно сотрудничают в сборе информации По алгоритму , разработанному в теме «социальный конфликт» выстраивают алгоритм разрешения национальных конфликтов | ||
111 | 62. Направления национальной политики в РФ | Самостоятельно работают с Конституцией РФ Обобщают факты | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Подготовка сообщений по темам: « Тенденции развития семьи в современном мире», «Молодежь как социальная группа» Обзор периодики по темам «Межнациональные конфликты в мире», «Межнациональные отношения в России» Составление словаря по теме: «Этносы. Народности. Нации» | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
15. Я и мои социальные роли | ||||
16.Современные социальные конфликты | ||||
17. Современная молодежь: проблемы и перспективы | ||||
18. Этносоциальные конфликты в современном мире. Проблемы в их разрешении | ||||
19. Семья как ячейка общества. Тенденции в развитии современной семьи. | ||||
Раздел 5. Политика | ||||
Тема 5.1.Политика и власть. Государство в политической системе | Личностные результаты: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новым знаниям, оценивают собственную деятельность Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, дополняют и расширяют имеющиеся знания Регулятивные УУД: планируют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, умеют оценивать вою работу, вносят изменения с учетом возникших трудностей Коммуникативные УУД: участвуют в коллективном обсуждении документальных источников, обмениваются мнениями | |||
Содержание учебного материала | 5 | |||
112 | Понятие власти Типы общественной власти. Политика как общественное явление | Составляют характеристику понятия «власть» Приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений о роли власти | ||
113 | Политическая система Внутренняя структура. Политические институты | Устанавливают причинно-следственные связи между элементами политической системы | ||
114 | Государство как политический институт Признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства. Типология политических режимов | Составляют описание социального объекта «государство» по алгоритму | ||
115 | Особенности функционального назначения современных государств Внешние и внутренние функции государства. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы. | Составляют план изучения государства на основе исторических фактов Обобщают факты | ||
116 | Правовое государство: понятие, признаки Демократия, ее ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. | Подбирают информации из информационных источников Подводят под понятие «правое государство» Выдвигают гипотезу «РФ -правовое государство !?» и приводят доказательства | ||
Практические занятия | 5 | |||
117 | 63. Политическая система и её структура | Выстраивают речевое высказывание в письменной форме | ||
118 | 64. Государство в политической системе | Планируют учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | ||
119 | 65.Государство: признаки, формы, функции | Составляют сложный план по теме урока | ||
120 | 66. Избирательное право в РФ | Выделяют необходимую информации из источника Структурируют полученные знания | ||
121 | 67.Гражданское общество и правовое государство | Анализируют полученную информацию Классифицируют эти объекты по выделенным признакам | ||
Тема 5.2. Участники политического процесса | Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность, ориентируются в политических ролях, соотносят поступки с принятыми этическими нормами Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, допускают существование различных точек зрения | |||
Содержание учебного материала | 6 | |||
122 | Личность и государство Политический статус личности. Лидеры и ведомые. Политическая элита. Особенности формирования в современной России | Самостоятельно формулируют проблему взаимоотношений личности и государства | ||
123 | Политическая культура Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия | Выстраивают логическую цепь рассуждений Формулируют ответы на проблему уровня политической культуры молодежи | ||
124 | Партии и движения в РФ Классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. | Осуществляют самостоятельный поиск решения поставленной задачи по созданию политического портрета современной России | ||
125 | Политическая идеология | Моделируют понятие «идеология» на примере исторических фактов и современного состояния общества | ||
126 | Гражданское общество. Гражданские инициативы | Выдвигают собственные варианты гражданских инициатив, обосновывают их значимость | ||
127 | Избирательная кампания в РФ Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентиизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в РФ. | Составляют план избирательной кампании партии по предложенному образцу Вносят необходимые дополнения в разработанный план | ||
Практические занятия | 5 | |||
128 | 68. Политический статус | Составляют критерии политического статуса по усвоенному образцу понятия «социальный статус» | ||
129 | 69. Политическое лидерство. Политическая элита | Подбирают факты, подтверждающие или отвергающие гипотезу о роли личности в политике | ||
130 | 70. Политические партии и движения | Выражают свои мысли и взгляды по деятельности отдельных партий в России | ||
131 | 71. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ | Работают в группах Оформляют результаты в письменном виде | ||
132 | 72.Роль СМИ в политической жизни общества | Применяют методы информационного поиска для подтверждения гипотезы «СМИ- четвертая власть» Обобщение фактов | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 14 | |||
Подготовка индивидуальных заданий по темам: «Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей», «Четвертая власть и ее роль в политической жизни», «Политический лидер: кто он» Подготовка рефератов по темам: «Политика- наука, искусство или профессия», «Свободные выборы: утопия или реальность», «Демократия: за и против», «Молодежь и политика» Обзор периодической печати по теме: «Политические партии и лидеры современной России» | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
20.Политическая власть: история и современность | ||||
21. Становление и развитие политической системы современного российского общества | ||||
22. Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России | ||||
23. Формы государства: сравнительная характеристика ( 2 государства на выбор: одно - из истории, другое –современное) | ||||
24.Формы участия личности в политической жизни | ||||
25.Политические партии современной России | ||||
Раздел 6. Право | ||||
Тема 6.1.Правовое регулирование общественных отношений | Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность, проявляют интерес к новым знаниям, умеют соотносит свои поступки с принятыми правовыми принципами Познавательные УУД: ориентируются в источниках, умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений в данной предметной области Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, выстраивают алгоритм действий, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества, оформляют диалогические высказывания, учитывают позиции других людей | |||
Содержание учебного материала | 6 | |||
133 | Юриспруденция как общественная наука Характеристика юридических наук. | Самостоятельно формулируют учебную цель Составляют логическую цепочку рассуждений по роли права в жизни людей | ||
134 | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы Сравнение норм правовых и моральных. | Выделяют роль и отличительные особенности правовых норм в системе социальных норм общества | ||
135 | Система права Основные институты прав. Отрасли права. Частное и публичное право. | Подводят под понятие «система права» Выделяют и характеризуют элементы системы | ||
136 | Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов РФ. Действие нормативных правовых актов. | Составляют по образцу характеристику отдельных форм права Составляют иерархию нормативных правовых актов | ||
137 | Правовые отношения и их структура . | Сравнивают и классифицируют «правоотношения» по выделенным признакам | ||
138 | Правомерное и противоправное поведение Правомерное и противоправное поведение, виды. Противоправных проступков. Юридическая ответственность и её задачи. | Приводят примеры из различных источников | ||
Практические занятия | 4 | |||
139 | 73. Право в системе социальных норм | Подбирают факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу об отличии правовых норм от других социальных норм Оформляют сравнительную таблицу | ||
140 | 74.Формы права | Выделяют и осознают то. что уже усвоено Описывают правовой объект по схеме | ||
141 | 75.Виды противоправных поступков | Составляют логическую схему «проступки и преступления» Обобщение фактов | ||
142 | 76.Юридическая ответственность: виды | Определяют значимость юридической ответственности Приводят доказательства , подтверждающую гипотезу о том, что право не только наказывает ,но и воспитывает | ||
Тема 6.2. Основы конституционного права | Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность. Проявляют интерес к новым знаниям Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества, участвуют в коллективном обсуждении проблем | |||
Содержание учебного материала | 12 | |||
143 | Конституционное право как отрасль российского права Общая характеристика отрасли. | Составляют характеристику отрасли Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли | ||
144 | Основы конституционного строя в РФ Характеристика принципов ОКС. | Составляют логическую схемы Выводят причинно-следственные связи Подтверждают примерами теоретические положения | ||
145 | Система государственных органов РФ Характеристика и компетенция органов власти | Описывают объект «орган власти» по предложенному алгоритму | ||
146 | Институт президенства | Составляют сложный план по теме Формулируют понятие «президент» | ||
147 | Законодательная и исполнительная власть | Обобщают факты об органах власти и их компетенции Оформляют устное высказывание | ||
148 | Местное самоуправление | Сравнивают функции государственной и местной власти | ||
149 | Понятие гражданства | Самостоятельно формулируют познавательную цель Подводят под понятие «гражданство» | ||
150 | Порядок приобретения и прекращения гражданства | Составляю логическую схему оснований для приобретения или прекращения гражданства Извлекают информацию из источника | ||
151 | Основные конституционные права граждан | Извлекают информацию из Конституции РФ Приводят доказательства, основывающиеся на собственном жизненном опыте | ||
152 | Обязанности граждан РФ | Извлекают информацию из источника- Конституции РФ Умеют с достаточной полнотой доказывать точку зрения о необходимости обязанностей граждан | ||
153 | Правоохранительные органы Структура и полномочия. | Составляют схему «Система правоохранительных органов РФ» | ||
154 | Судебная система РФ Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. | Описывают объект по схеме: понятие, система, компетенция, значение | ||
Практические занятия | 4 | |||
155 | 77.Структура Конституции РФ | Структурируют знания и оформляют схему изучения Конституции | ||
156 | 78.Компетенция государственных органов власти | Оформляют в письменной форме описание объекта по схеме | ||
157 | 79.Права и обязанности человека и гражданина | Сотрудничают в группах Оформляют монологическое высказывание о необходимости соблюдения прав человека | ||
158 | 80.Защита прав и свобод человека | Подбирают факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу о наличии нарушения прав человека и перечисляют способы защиты прав | ||
6.3.Отрасли российского права | Личностные результаты. Мотивируют свои действия, оценивают собственную деятельность. Проявляют интерес к новым знаниям Познавательные УУД: умеют находить новые знания, структурировать знания, строят логическую цепочку рассуждений Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу,, анализируют эмоциональное состояние, проводят сравнения Коммуникативные УУД: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения, допускают существование различных точек зрения | |||
Содержание учебного материала | 8 | |||
159 | Гражданское право и гражданские правоотношения Понятие гражданского права. | Составляют характеристику отрасли Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли | ||
160 | Физические и юридические лица Характеристика. Гражданско-правовые договоры. Право собственности на движимые и недвижимые вещи. Основания приобретения права собственности. | Оформляют таблицу по видам физических и юридических лиц Использование информационных ресурсов Обобщают факты | ||
161 | Правовое регулирование предпринимательства | Осуществляют поиск необходимой информации в источникам Оформляют характеристикиупо образцу: понятие, функции, особенности | ||
162 | Личные неимущественные отношения граждан Честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. | Определяют познавательную цель темы Оформляют высказывание по теме | ||
163 | Понятие трудового права Понятие. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор. Трудовые споры. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | Составляют характеристику отрасли Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли | ||
164 | Понятие административного права Административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. | Составляют характеристику отрасли Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли | ||
165 | Понятие уголовного права Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | Составляют характеристику отрасли Оформляют речевое высказывание в устной форме об особенностях отрасли | ||
Практические занятия | 4 | |||
166 | 81. Гражданское право | Извлекают информацию из источников Систематизируют знания по данной теме Сравнивают и классифицируют по определенным признакам | ||
167 | 82.Административное право | Извлекают информацию из источников Систематизируют знания по данной теме Сравнивают и классифицируют по определенным признакам | ||
168 | 83.Трудовое право | Извлекают информацию из источников Систематизируют знания по данной теме Сравнивают и классифицируют по определенным признакам | ||
169 | 84.Уголовное право | Извлекают информацию из источников Систематизируют знания по данной теме Сравнивают и классифицируют по определенным признакам | ||
170 | 85.Дифференированный зачет | 1 | ||
171 | 86.Дифференированный зачет | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 15 | |||
Составление глоссариев по темам: «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Система права», «Уголовное право» | ||||
Индивидуальные проекты | ||||
26. Право и социальные нормы: общее и отличия | ||||
27.Система права и система законодательства в РФ | ||||
28.Развитие прав человека в ХХ-ХХI вв | ||||
29.Права ребенка в России: проблемы соблюдения | ||||
30.Характеристика отрасли российского права (по выбору) |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета обществознания, удовлетворяющее требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02)
Оборудование учебного кабинета:
Доска классная -1
Столы для учащихся – 16
Стол для учителя – 1
Стулья – 33
Экран - 1
Комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание», «Конституция РФ»
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийное оборудование
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
2.Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. — М.,2014.
3.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
4.Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
5.Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно- научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
6.Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание.
Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Для преподавателей:
- Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
- Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-
коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2012.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
- Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
- Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
- Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
- Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. —
№ 15. — Ст. 766.
- Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Предметные результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки предметных результатов обучения |
Введение. Усвоенные знания: -Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения;
| Текущий контроль: - поиск информации; -анализ и обобщение фактов; - составление таблицы Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
1.1.Природа человека, врожденные и приобретенные качества Освоенные умения: - Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление»; Усвоенные знания: - Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение; - Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты; | Текущий контроль: - описание объекта по схеме; - конспектирование; - индивидуальные задания - творческие задания ПЗ № 1- 6 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
1.2.Общество как сложная система Освоенные умения: - умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс» Усвоенные знания: -знание и представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействия с природой | Текущий контроль: - обсуждение в группах; - дискуссия; - конспектирование; - индивидуальные задания - тестирование ПЗ № 7-10 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
2.1. Духовная культура личности и общества Освоенные умения: -умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни; - умение различать культуру народную, массовую, элитарную; - умение показать особенности молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур; - умение характеризовать культуру общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета; - умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям | Текущий контроль: - подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу; - составление вопросов; -составление опорного конспекта; - обобщение фактов ПЗ № 11 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
2.2 Наука и образование в современном мире Освоенные умения: -умение различать естественные и социально- экономические науки; Усвоенные знания: - знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом | Текущий контроль: - описание объекта по схеме; - конспектирование; -составление сравнительной таблицы ПЗ № 12-15 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры Освоенные умения: - умение раскрывать смысл понятий: «мораль», «искусство», «религия» | Текущий контроль: - подбор фактов; - самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление опорного конспекта; - обобщение фактов - творческие задания ПЗ № 16-20 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
3.1 Экономика и экономическая наука. Экономические системы Освоенные умения: -умение давать характеристику понятий: «экономика», «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики | Текущий контроль: - подбор фактов; - самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление сравнительной таблицы; - обобщение фактов ПЗ № 21-25 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике Освоенные умения: - умение давать определение понятий: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет» | Текущий контроль: -составление простого и сложного плана; - конспектирование; -сопоставление и анализ различных фактов; - обобщение фактов ПЗ № 26-34 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
3.3 Рынок труда и безработица Усвоенные знания: - знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, её причины и экономических последствий | Текущий контроль: - подбор фактов; - самостоятельный выбор необходимых информационных источников; - обобщение фактов ПЗ № 35- 40 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
3.4 Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики Освоенные умения: - умение характеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли | Текущий контроль: - подбор фактов; - подбор доказательств, подтверждающих или опровергающих гипотезу; - обобщение фактов; - работа с интернет- ресурсами и СМИ ПЗ № 41-43 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
4.1 Социальная роль и стратификация Освоенные умения: - умение определять социальные роли человека Усвоенные знания: - знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация» | Текущий контроль: - подбор фактов; - самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление опорного конспекта; - обобщение фактов ПЗ № 44-48 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
4.2.Социальные нормы и конфликты Освоенные умения: - умение характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения | Текущий контроль: - обсуждение в группах; - дискуссия; - конспектирование; ПЗ № 49-55 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
4.3 Важнейшие социальные общности и группы Освоенные умения: - умение объяснять особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) | Текущий контроль: - обсуждение в группах; - дискуссия; - конспектирование; - составление характеристики объекта ПЗ № 56- 62 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
5.1 Политика и власть. Государство в политической системе Освоенные умения: - умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы»; - умение характеризовать внутренние и внешние функции государства, форм государства: форм правления, территориально- государственного устройства, политического режима; - умение характеризовать типологию политических режимов; -умение характеризовать признаки правового государства Усвоенные знания: - знание понятий правового государства | Текущий контроль: - подбор фактов; -самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление сравнительной таблицы; - обобщение фактов ПЗ № 63-67 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
5.2 Участники политического процесса Освоенные умения: - умение характеризовать взаимоотношения личности и государства; - умение характеризовать избирательную кампанию в Российской Федерации Усвоенные знания: - знание понятий «гражданское общество», «правовое государство» | Текущий контроль: - подбор фактов; - обсуждение в группах; - дискуссия; - конспектирование; ПЗ № 68- 72 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
6.1 Правовое регулирование общественных отношений Освоенные умения: - умение выделять роль права в системе социальных норм; - умение давать характеристику системе права | Текущий контроль: - подбор фактов; - составление сравнительной таблицы; - конспектирование; ПЗ № 73-76 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
6.2 Основы конституционного права Российской Федерации Освоенные умения: - умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системе государственной власти РФ, правам и свободам граждан | Текущий контроль: - подбор фактов; -самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление характеристики объекта; - обобщение фактов ПЗ № 77-80 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
6.3 Отрасли российского права Освоенные умения: - умение давать характеристику основных отраслей российского права Усвоенные знания: - знание содержания основных отраслей российского права | Текущий контроль: - подбор фактов; -самостоятельный выбор необходимых информационных источников; -составление характеристики объекта; - обобщение фактов ПЗ № 81- 84 Промежуточная аттестация: Дифференцированный зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"
Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...
Электронные образовательные ресурсы к разделам программы учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)"
Перечень электронных образовательных ресурсов к разделам программы....
Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) 8 класс (основное общее образование) 2017-2018 учебный год
Рабочая программапо обществознанию (включая экономику и право)8 класс (основное общее образование)2017-2018 учебный год...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11. «Обществознание( включая экономику и право)»
ОУД.11. «Обществознание( включая экономику и право)»...
Практические работы по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)»
Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретной учебной дисциплине (модулю), а также характеристикой профессиональной деятельности выпускников, требованиям...
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий для специальностей среднего профессионального образования Учебная дисциплина «Обществознание (включая экономику и право)»
Методические указания для обучающихся по проведению практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программ...
Методическое пособие «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках учебных занятий по дисциплине «Обществознание, включая экономику и право» в ОГБПОУ СОТА»
ОГБПОУ СОТА Методическое пособие Программа «Реализация Комплексного плана противодействия идеологии террор...