Рабочая программа элективного курса «Мир. Общество. Человек» для 10 класса
элективный курс по обществознанию (10 класс)

Элективный курс  «Мир. Общество. Человек», предназначен для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации,  этот курс ведется  в классах, где обществознание преподаётся на профильном уровне. Относится к предметной области «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir-obshch.-chelovek.doc212.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»

Утверждаю:

директор гимназии



Макарова О.И.

Приказ № _____-о

от ___ августа 2018 г.

Согласовано

с педагогическим советом

протокол №1

от 30 августа 2018 г.

Рабочая программа

элективного курса «Мир. Общество. Человек»

 10 класс

Составила:

Гончаров Дмитрий Павлович, учитель истории и обществознания

МБНОУ «Гимназия №17»

Обсуждено

на методическом объединении учителей-филологов

Протокол №1

от 29 августа 2018 г.

Согласовано

с экспертно-аналитическим

советом

протокол №1

от 29 августа 2018 г.

Новокузнецкий городской округ, 2018 год

Пояснительная записка

Элективный курс  «Мир. Общество. Человек», предназначен для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации,  этот курс ведется  в классах, где обществознание преподаётся на профильном уровне. Относится к предметной области «Обществознание».

         Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы  для 10-11 класса., авт. О. И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон (Программа элективного курса «Человек – общество – мир» /сост– Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В.  «Человек – общество – мир». – М., 2007.

Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год  обучения.

Предлагаемый курс  направлен на решение следующих задач:       

  1.  освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);
  2.  введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;
  3. формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.


           
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:

  1.  выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;
  2.  формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: Истории России,  обществознание и опирается на их содержание.

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

.

  1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
  2. «Проблема прав человека в 21 веке»

Каждая часть является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно.

     Отличительными чертами данного курса является: при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Элективный  курс  «Мир. Общество. Человек» направлен на расширение кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации.  

Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.

Тематический план

«Мир. Общество. Человек»

( 1 час в неделю.  Всего 35 часов)

п/п

Название раздела

Всего

часов

Требования к результатам обучения по разделам (что должны знать и уметь обучающиеся)

Форма контроля

1

Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»

17

Знать определения понятия «цивилизация»; объяснять, в чем заключается загадка 3 тысячелетия  и когда  оно началось ; разъяснять сущность глобальных проблем человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Объяснять в чем состоит конфликт и противостояние цивилизаций, демографический кризис и дряхление западной цивилизации, экологические кризисы и     перспективы сохранения многообразия в условиях универсализации.                       Уметь высказывать собственную точку зрения; уметь работать с текстом ; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Устный опрос

реферат самостоятельные исследования, доклады.

2

Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке»

18

Знать, чем отличаются подходы к определению права; объяснять роль системы  права в регулировании общественных отношений; Разъяснять сущность понятий: «правосознание», «правовая культура» личности; объяснять различие между проступками и преступлениями.                          Уметь высказывать собственную точку зрения; уметь работать с текстом ; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

рефераты, самостоятельные исследования, доклады.

Всего

35

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Человек-общество-мир» (35 часов) 10 класс

№ урока

Дата

Урока

Название раздела, темы урока

Примечание

Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»

1

Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени

2

Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса

3

Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания.

4

Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций

5

Типы  проблем: две «империи зла», Север – Юг, Запад – Восток.

6

«Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности.

7

Практикумы: работа с материалами СМИ

8

Глобальная Африка.

9

Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы.

10

Геополитический кризис (США и Европы).

11

Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё.

12

«Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм).

13

Принципиальная возможность сохранения цивилизации.

14

Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.

15

Международный терроризм: поиск координированных усилий.

16

Главные загадки и тайны 3 тысячелетия. Перспектива сохранения многообразия.

17

Защита исследовательских проектов

Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке»

18

Из истории возникновения права, прав человека

19

Конституционные основы правового положения граждан России.

20

Механизм правового регулирования общественных отношений

21

Международные юридические гарантии прав и свобод личности

22

Права человека в исторической ретроспективе

23

Проблема прав человека в Российской империи

24

Естественные права человека

25

Конституционные права человека

26

Права человека в документах международного права

27

Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях

28

Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности

29

Международные преступления против прав человека

30

Международные юридические гарантии прав и свобод личности

31

Понятие механизма реализации прав и свобод личности

32

Современное состояние феминистского движения в мире, в России

33

Проблема знания и образования в области прав человека

34

Интеллектуально-ролевая игра «Дебаты»

35

Итоговое занятие Мы – граждане России!

Итого:

35

Содержание  элективного курса  «Мир. Общество. Человек» (35 часа).

10 класс

Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»

Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).

Тема 1. Перспективы цивилизации:

А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;

Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания;

Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;

А) диалог цивилизаций;

Б) конфликт и противостояние цивилизаций;

В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции);

Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:

А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;

Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности;

Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:

А) глобальная Африка;

Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;

В) экологические кризисы;

В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы);

Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:

А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;

Б) «принуждение к миру» (США);

В) ориентация на собственные силы (Китай);

Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).;

Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:

А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;

Б) международный терроризм;

В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);

Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.;

Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия

Заключительное занятие первого полугодия. Подведение итогов первого раздела.

Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке».

Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом.

Из истории возникновения права, прав человека.

Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.

Конституционные основы правового положения граждан России.

Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке.

Механизм правового регулирования общественных отношений.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.

Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека

Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному).

Права человека в исторической ретроспективе.

 Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.

Проблема прав человека в Российской империи.

Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление).

Естественные права человека.

Конституционные права человека.

Тема 5. Права человека языком юридических документов.

Всеобщая Декларация прав человека.

Права человека в документах международного права.

Защита международным правом детства.

Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)

Правовой нигилизм.

Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.

Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.

Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека).

Международные преступления против прав человека.

Международные юридические гарантии прав и свобод личности.

Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)

Понятие механизма реализации прав и свобод личности.

Национальные гарантии прав и свобод личности.

Национальные органы защиты прав и свобод личности.

Международные органы защиты прав и свобод личности.

Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?

Современное состояние феминистского движения в мире, в России.

Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.

Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека.

Формирование  компетентностного подхода  в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.

Мы – граждане России!

                                                    Список литературы для учителя

  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
  5. Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.

                                                     Список литературы для учащихся

  1. Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
  2. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
  3. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
  4. Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс

Настоящая программа предназначена  для организации  обучения   по  элективному курсу «Правовые основы предпринимательства»,  учащихся 10 - 11 х классов.   Рабочая п...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс

Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...

Рабочая программа элективного курса "Основы генетики человека" 10 класс

программу можно использовать в профильных химико-биологических классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательно...