Рабочая программа элективного курса «Мир. Общество. Человек» для 10 класса
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Элективный курс «Мир. Общество. Человек», предназначен для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации, этот курс ведется в классах, где обществознание преподаётся на профильном уровне. Относится к предметной области «Обществознание».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir-obshch.-chelovek.doc | 212.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия №17 им. В.П. Чкалова»
Утверждаю:
директор гимназии
Макарова О.И.
Приказ № _____-о
от ___ августа 2018 г.
Согласовано
с педагогическим советом
протокол №1
от 30 августа 2018 г.
Рабочая программа
элективного курса «Мир. Общество. Человек»
10 класс
Составила: Гончаров Дмитрий Павлович, учитель истории и обществознания МБНОУ «Гимназия №17» | ||
Обсуждено на методическом объединении учителей-филологов Протокол №1 от 29 августа 2018 г. | Согласовано с экспертно-аналитическим советом протокол №1 от 29 августа 2018 г. |
Новокузнецкий городской округ, 2018 год
Пояснительная записка
Элективный курс «Мир. Общество. Человек», предназначен для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля. Для расширения кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации, этот курс ведется в классах, где обществознание преподаётся на профильном уровне. Относится к предметной области «Обществознание».
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании авторской программы для 10-11 класса., авт. О. И. Волошина, А.П. Логунов, А.Б. Шатилов, А.В. Юдельсон (Программа элективного курса «Человек – общество – мир» /сост– Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. «Человек – общество – мир». – М., 2007.
Настоящая программа составлена на 35 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- освоение учащимися ряда базовых умений (речевых, логических, рефлексивных, психотехнических, коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой);
- введение учащихся в мир этической культуры (духовных ценностей, проблем и традиций), в мир искусства;
- формирование у обучающихся понимания полученной информации в соответствии с собственным личным опытом, выработка способности самостоятельно ориентироваться в окружающем мире.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- выявление принципиального подхода к пониманию глобальных проблем человечества, способов и перспектив их решения;
- формирование мышления, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: Истории России, обществознание и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
.
- «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
- «Проблема прав человека в 21 веке»
Каждая часть является законченным логическим целым и может изучаться самостоятельно.
Отличительными чертами данного курса является: при гуманитарном подходе к образованию признаётся не набор информации, усвоенной учащимися на репродуктивном уровне, а его «знание о незнании». Безусловный приоритет над знанием отдаётся пониманию (прежде всего пониманию того, «что и зачем ты делаешь»), связи понимаемого с собственным личным опытом. Элективный курс «Мир. Общество. Человек» направлен на расширение кругозора обучающихся, их профессиональной ориентации.
Контроль качества обучения предусматривает как репродуктивную проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, так и проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, доклады.
Тематический план
«Мир. Общество. Человек»
( 1 час в неделю. Всего 35 часов)
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Требования к результатам обучения по разделам (что должны знать и уметь обучающиеся) | Форма контроля |
1 | Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» | 17 | Знать определения понятия «цивилизация»; объяснять, в чем заключается загадка 3 тысячелетия и когда оно началось ; разъяснять сущность глобальных проблем человечества и необходимость выработки планетарного сознания. Объяснять в чем состоит конфликт и противостояние цивилизаций, демографический кризис и дряхление западной цивилизации, экологические кризисы и перспективы сохранения многообразия в условиях универсализации. Уметь высказывать собственную точку зрения; уметь работать с текстом ; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Устный опрос реферат самостоятельные исследования, доклады. |
2 | Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке» | 18 | Знать, чем отличаются подходы к определению права; объяснять роль системы права в регулировании общественных отношений; Разъяснять сущность понятий: «правосознание», «правовая культура» личности; объяснять различие между проступками и преступлениями. Уметь высказывать собственную точку зрения; уметь работать с текстом ; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | рефераты, самостоятельные исследования, доклады. |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Человек-общество-мир» (35 часов) 10 класс
№ урока | Дата Урока | Название раздела, темы урока | Примечание |
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса» | |||
1 | Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось? Условность и реальность исторического времени | ||
2 | Уточнение понятия «цивилизация», история вопроса | ||
3 | Глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания. | ||
4 | Диалог цивилизаций. Конфликт и противостояние цивилизаций | ||
5 | Типы проблем: две «империи зла», Север – Юг, Запад – Восток. | ||
6 | «Право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими. «Право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности. | ||
7 | Практикумы: работа с материалами СМИ | ||
8 | Глобальная Африка. | ||
9 | Демографический кризис и дряхление западной цивилизации. Экологические кризисы. | ||
10 | Геополитический кризис (США и Европы). | ||
11 | Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё. | ||
12 | «Российский ответ» (традиции, государственность, коллективизм). | ||
13 | Принципиальная возможность сохранения цивилизации. | ||
14 | Перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации. | ||
15 | Международный терроризм: поиск координированных усилий. | ||
16 | Главные загадки и тайны 3 тысячелетия. Перспектива сохранения многообразия. | ||
17 | Защита исследовательских проектов | ||
Раздел 2 «Проблема прав человека в 21 веке» | |||
18 | Из истории возникновения права, прав человека | ||
19 | Конституционные основы правового положения граждан России. | ||
20 | Механизм правового регулирования общественных отношений | ||
21 | Международные юридические гарантии прав и свобод личности | ||
22 | Права человека в исторической ретроспективе | ||
23 | Проблема прав человека в Российской империи | ||
24 | Естественные права человека | ||
25 | Конституционные права человека | ||
26 | Права человека в документах международного права | ||
27 | Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях | ||
28 | Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности | ||
29 | Международные преступления против прав человека | ||
30 | Международные юридические гарантии прав и свобод личности | ||
31 | Понятие механизма реализации прав и свобод личности | ||
32 | Современное состояние феминистского движения в мире, в России | ||
33 | Проблема знания и образования в области прав человека | ||
34 | Интеллектуально-ролевая игра «Дебаты» | ||
35 | Итоговое занятие Мы – граждане России! | ||
Итого: | 35 |
Содержание элективного курса «Мир. Общество. Человек» (35 часа).
10 класс
Раздел 1. «Современное состояние цивилизации и цивилизационного процесса»
Вводное занятие. «Загадка 3 тысячелетия – когда же оно началось (в 2000г., 2001г., 11 сентября 2002г.)? Условность и реальность исторического времени (2 часа).
Тема 1. Перспективы цивилизации:
А) уточнение понятия «цивилизация», история вопроса, точки зрения;
Б) глобальные проблемы человечества и необходимость выработки планетарного сознания;
Тема 2. Способы и типы ориентации человечества в культурах и цивилизациях;
А) диалог цивилизаций;
Б) конфликт и противостояние цивилизаций;
В) типы межцивилизационных проблем: две «империи зла», Север – Юг (отсталые и передовые цивилизации), Запад – Восток (прогресс и традиции);
Тема 3. Попытки выработки цивилизационных универсалий:
А) «право сильных» объявлять свои ценности общечеловеческими;
Б) «право слабых» воспринимать и адаптировать эти ценности;
Тема 4. Нарастание цивилизационных кризисов:
А) глобальная Африка;
Б) демографический кризис и дряхление западной цивилизации;
В) экологические кризисы;
В) геополитический кризис (США как супердержава и строительство новой Европы);
Тема 5. Кризисная ситуация как система «вызовов» и типы ответов на неё:
А) активизация национального и религиозного факторов, движение «анти- «;
Б) «принуждение к миру» (США);
В) ориентация на собственные силы (Китай);
Г) российский ответ (традиции, государственность, коллективизм).;
Тема 6 . Основные тенденции цивилизационного развития:
А) принципиальная возможность сохранения цивилизации;
Б) международный терроризм;
В) поиск координированных усилий (сотрудничество в космосе и т.п.);
Г) перспектива сохранения многообразия в условиях универсализации.;
Тема 7. Главные загадки и тайны 3 тысячелетия
Заключительное занятие первого полугодия. Подведение итогов первого раздела.
Раздел 2. «Проблема прав человека в 21 веке».
Тема 1. Критика России за нарушение прав человека – причины разногласий между Востоком и Западом.
Из истории возникновения права, прав человека.
Обновляема я Россия. На пути к конституционному строю.
Конституционные основы правового положения граждан России.
Тема 2. Кризис международной правовой системы, сложившейся в 20 веке.
Механизм правового регулирования общественных отношений.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Социальные катаклизмы 20 века и нарушение естественных прав человека
Тема 3. История вопроса: права человека в культурных проектах 20 века (почему эта проблема существует при каждом подходе и почему она решается по-разному).
Права человека в исторической ретроспективе.
Развитие демократических институтов, традиций, парламентских форм правления в европейских государствах и их значение для реализации прав и свобод граждан в 19 – начале 20 вв.
Проблема прав человека в Российской империи.
Тема 4. Права человека и их природа (социальное или природное явление).
Естественные права человека.
Конституционные права человека.
Тема 5. Права человека языком юридических документов.
Всеобщая Декларация прав человека.
Права человека в документах международного права.
Защита международным правом детства.
Тема 6. Права человека и правовая культура (навязаны обществом или являются насущной проблемой?)
Правовой нигилизм.
Пути и средства формирования политической и правовой культуры в современных условиях. Место и роль семьи, школы, самообразования, межличностных контактов в политической и правовой социализации личности.
Особенности молодёжной, подростковой политической и правовой субкультур.
Тема 7. Гуманитарное право 20 века (право войны и мира; права человека).
Международные преступления против прав человека.
Международные юридические гарантии прав и свобод личности.
Тема 8. Общее и особенное (универсальное и национально – специфическое в реализации прав человека)
Понятие механизма реализации прав и свобод личности.
Национальные гарантии прав и свобод личности.
Национальные органы защиты прав и свобод личности.
Международные органы защиты прав и свобод личности.
Тема 9. Актуальные вопросы современности: почему растёт актуальность прав женщин, детей, а не актуальность политических прав, как в начале 20 века?
Современное состояние феминистского движения в мире, в России.
Легко ли быть ребёнком? Защита гражданином своих прав и свобод.
Тема 10. Проблема знания и образования в области прав человека.
Формирование компетентностного подхода в правовом образовании обучающихся – одна из главных задач школы, государства.
Мы – граждане России!
Список литературы для учителя
- Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
- Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
- Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
- Волошина О.И., Логунов А.П., Шатилов А.Б., Юдельсон А.В. Программа элективного курса «Человек – общество – мир». – М., 2007.
Список литературы для учащихся
- Обществознание: глобальный мир в 21 веке:10-11 классы: кн. для учителя\ Л.В. Поляков, В.В. Фёдоров, К.В. Симонов\; под ред. Л.В. Полякова.- М., 2007.
- Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остаётся здесь\А. Паршев. М., 2000.
- Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России\ В.Ю. Сурков. – М., 2006.
- Тойнби А. Постижение истории\ А. Тойнби. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"
Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии, так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....
Рабочая программа элективного курса по химии «Человек в едином мире» 10 класс
Рабочая программа элективного курса «Человек в едином мире» для 10б класса составлена на основе авторской программы И.М. Титовой «Химия, история, искусство: перекрестки и взаимодействия», рекомендован...
Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
Программа элективного курса...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...
Рабочая программа элективного курса "Основы генетики человека" 10 класс
программу можно использовать в профильных химико-биологических классах...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по обществознанию «Человек и общество» для 11 класса
Рабочая программа элективного курса по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательно...