Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Гришина Татьяна Анатольевна

 Программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_ekologiya_i_chelovek_elektivn_kurs_grishina.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

"Экология и человек",

 11-й класс, 17 часов

Составитель:

Учитель биологии

Т.А. Гришина .

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Экология и человек» составлена на основе:                         1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.    

2. На основе авторской программы  Зуевой Дины Геннадьевны интернет ресурсы festival.

1 september.ru.                                                                                                                            

3.Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2013-2014 год утвержденного Департаментом образования городского округа Самара.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс “Экология и человек” рассчитан на 17 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой.

Общая характеристика учебного предмета.

Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов.

Цель курса: 

1. Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования;

2. Формирование  знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе;

3. Изучение методов исследований функционирования и устойчивости живой природы.

Задачи курса:

  1. Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
  2. Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
  3. Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: 

  • основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
  • современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
  • особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.

Учащиеся должны уметь:

  • свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
  • разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
  • использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.

Содержание курса

Человечество в экосистеме Земли (3ч)

История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование.

Экологическая демография (1ч)

Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО.

Основы экологии (3ч)

Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление.

Человек и биосфера (10 ч)

Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Основные понятия

Форма проведения

1

Развитие пищевых и информационных связей.

Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи.

Лекция

2

Использование орудий и энергии

Орудийная деятельность. Адаптации.

Семинар

3

История развития экологических связей человечества. Современность

Промышленная революция. Урбанизация.

Семинар-практикум

4

Социально-экологические особенности демографии человечества

Демография.
Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды.

Лекция

5

Организм – единое целое

Обмен вещес
в. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз.

Беседа

6

Взаимодействие популяций

Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство.
ахлебничество. Мутуализм. Паразитизм.

Семинар

7

Использование экологических знаний в
озяйственной деятельности человека.

Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности.

Лекция

8

Строение и состав биосферы

Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос.

Семинар-практикум

9

Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы.

Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз.

Семинар

10

Охрана природных памятников и природных комплексов

Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории.

Семинар-практикум

11

Биосфера и её эволюция

Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела.

Лекция

12

Современная биосфера

Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода.

Семинар

13

Атмосфера – наружный слой биосферы

Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения.

Семинар

14

Экологические проблемы в биосфере

Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика.

Семинар-практикум

15

Биологическое загрязнение и здоровье человека

Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы.

Лекция

16

Питание и здоровье человека

Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим.

Групповая работа

17

Рациональное природопользование

Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз.

Семинар

Учебно-методическое обеспечение

  1. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 2006.
  3. Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 2007.
  4. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
  5. Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,2004.

Литература для учащихся 

  1. Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 2012.
  2. Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 2010.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Рабочая программа элективного курса «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ.   ЭКОЛОГИЯ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА»...

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа элективного курса" Физиология человека", 9 класс

Элективный курс направлен на расширение знаний базисного и профильного курсов биологии «Человек и его здоровье». Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать знания, получ...

Рабочая программа элективного курса «Права человека» 11 класс

  Программа элективного курса «Права человека» предназначена для изучения учащимися 11 класса, рассчитана на 34 часа. Данный курс содержит сведения о правах человека, о видах п...

Рабочая программа элективного предмета "Экология человека"

Элективный предмет "Экология человека" предназначен для учащихся  старших классов, изучающих биологию на профильном уровне, а также может быть использован при узучении предмета би...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Человек и среда"

Аннотацияк рабочей программе по элективному учебному предмету «Человек и среда» 11 классПрограмма составлена в соответствии с  учебным планом МОУ Школа с. КатравожГод составления: 201...