Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Экология и человек» составлена на основе: 1.Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2. На основе авторской программы Зуевой Дины Геннадьевны интернет ресурсы festival. 1 september.ru. 3.Годового календарно-учебного графика МБОУ СОШ №154 на 2013-2014 год утвержденного Департаментом образования городского округа Самара.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Курс “Экология и человек” рассчитан на 17 часов в 11 классе средней школы. Этот курс предназначен, во-первых – для восполнения пробелов в биологии по теме экология, во-вторых – для обращения внимания, учащихся старших классов, на гармоничное отношение между человеком и окружающей его средой. Общая характеристика учебного предмета. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Человечество – тоже часть этой жизни, и надо сказать, не маловажное. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за её счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете. Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже достаточно столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и теперь наблюдается тенденция роста неустойчивости природы и катаклизмов. Цель курса: 1. Формирование у учащихся экологически грамотного хозяйствования; 2. Формирование знаний об экологических тонкостях взаимоотношений в природе; 3. Изучение методов исследований функционирования и устойчивости живой природы. Задачи курса: - Углубить и расширить знания учащихся о взаимоотношениях живых организмов, и воздействий на них человека – своей хозяйственной деятельностью.
- Познакомить учащихся с методами исследований функционирования и устойчивости живой природы.
- Показать значимость знаний экологически грамотного хозяйствования для сохранения Природы Земли будущему поколению.
Основные требования к знаниям и умениям Учащиеся должны знать: - основные механизмы функционирования и устойчивости природы;
- современные представления о целостности человеческого общества и природы Земли;
- особенности различных правил и приемов рационального природопользования, охраны природы и окружающей человека среды.
Учащиеся должны уметь: - свободно ориентироваться в различных сферах экологии;
- разбираться в особенностях экологических методов хозяйствования, правил и приемов рационального природопользования;
- использовать полученные знания и методы исследований в будущей жизни.
Содержание курса Человечество в экосистеме Земли (3ч) История развития пищевых, информационных и экологических связей человечества. Исследования развития человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Предвидение будущего человечества. Орудийная деятельность. Независимость, или эмансипация, от среды. Экологический кризис. Природоохранное движение. Экологическое образование. Экологическая демография (1ч) Демографические показатели человечества. Социально-экологические и социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы человечества. ВОЗ. ООН. ФАО. ЮНЕСКО. Основы экологии (3ч) Законы организации экологических систем. Типы взаимодействия популяций, их характеристика. Использование экологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Рациональное природопользование и охрана биосферы. Устойчивость организма и экосистемы. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Человек и биосфера (10 ч) Прошлое и будущее биосферы. Вода – основа жизни в биосфере. Радиоактивность. Химическое, биологическое загрязнения и здоровье человека. Шумовое загрязнение и его последствия. Ландшафт – фактор здоровья. Питание и физическое состояние человека. Экологические проблемы в биосфере. Влияние сельского хозяйства и промышленности на окружающую среду. Акклиматизация и реакклиматизация. Почва – биокосная система. Химмическая и биологическая очистка воды. Биофильтры и аэротенки. Питание и здоровье человека. Рациональное природопользование.
Календарно-тематическое планирование № п/п | Тема | Основные понятия | Форма проведения | 1 | Развитие пищевых и информационных связей. | Информационные связи. Экологическая емкость среды. Социально-экологические связи. | Лекция | 2 | Использование орудий и энергии | Орудийная деятельность. Адаптации. | Семинар | 3 | История развития экологических связей человечества. Современность | Промышленная революция. Урбанизация. | Семинар-практикум | 4 | Социально-экологические особенности демографии человечества | Демография. Эпидемии. СПИД. Социально-экологическая емкость среды. | Лекция | 5 | Организм – единое целое | Обмен вещес в. Гомеостаз. Приспособленность. Устойчивость организма и экосистемы. Анабиоз. | Беседа | 6 | Взаимодействие популяций | Хищничество. Симбиоз. Нейтрализм. Конкуренция. Квартирантство. ахлебничество. Мутуализм. Паразитизм. | Семинар | 7 | Использование экологических знаний в озяйственной деятельности человека. | Мутагенез. Мутагенные вещества. Клеточная и генная инженерия. Клонирование. Лесовозобновление. Биологические методы борьбы с вредителями лесов, растительности. | Лекция | 8 | Строение и состав биосферы | Структурные компоненты и слои атмосферы, литосферы и гидросферы. Пояса Аллена. Ионизация. Зоо- и фито-планктон. Зоо- и фито-бентос. Космополиты. Биокос. | Семинар-практикум | 9 | Рациональное использование природных богатств и охрана биосферы. | Прямое и косвенное воздействие человека. Антропогенные ландшафты. Экологическая экспертиза и прогноз. | Семинар | 10 | Охрана природных памятников и природных комплексов | Природные памятники. Заповедники и заказники. Акклиматизация и реакклиматизация. Национальные парки. Обсерватории. | Семинар-практикум | 11 | Биосфера и её эволюция | Озоновый экран. Живое вещество. Органогенные породы. Биокосные тела. | Лекция | 12 | Современная биосфера | Круговорот азота. Круговорот углерода. Круговорот фосфора. Цикл кислорода. | Семинар | 13 | Атмосфера – наружный слой биосферы | Геомагнитизм. Космическое излучение. Видимый свет. Тепловые инфракрасные лучи. УФ и радиоизлучения. Коротковолновые рентгеновские излучения. | Семинар | 14 | Экологические проблемы в биосфере | Политика. Экономика. Динамическое равновесие. Кризис. Деградация. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Альтернативная энергетика. | Семинар-практикум | 15 | Биологическое загрязнение и здоровье человека | Биологические отходы. Продукты окисления. Биологические методы борьбы. | Лекция | 16 | Питание и здоровье человека | Рациональное питание. Раздельное питание. Сбалансированное питание. Витамины. Калорийность. Режим. | Групповая работа | 17 | Рациональное природопользование | Вторичное сырье. Рекультивация земель. Лесомелиорация. Лесовозобновление. Красная книга. Экологическая экспертиза и прогноз. | Семинар |
Учебно-методическое обеспечение - Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 2005.
- Экология: Т.А. Козлова, Т.С. Сухова, В.И. Сивоглазов / Книга для учителя. – М.: “Школа-Пресс”, 2006.
- Основы экологии: Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 2007.
- Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 2008.
- Замыкающийся круг: Б. Коммонер. Л.: Гидрометеоиздат,2004.
Литература для учащихся - Основы экологии: Н.М. ернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. – М.: “Просвещение”, 2012.
- Экология: Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. – М.: Дрофа, 2005.
- Экология: Школьный справочник / Сост. А.П.Ошмарин, В.И.Ошмарина. – Ярославль: “Академия развития”, 2010.
|