Рабочая программа элективного курса "Основы генетики человека" 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)
программу можно использовать в профильных химико-биологических классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгодонской район Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Романовская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю.
Директор МБОУ: Романовская СОШ
____________ Левченко Т.Ю.
Приказ от 30.08.2022г. № 283
Рабочая программа
элективного курса
«Основы генетики человека»_______________
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования, класс
среднее общее образование, 10 класс,
естественно-научный профиль
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34_____________
Учитель Саввина Олеся Владимировна_______________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе Программы элективного курса «Генетика человека» Ю.В. Филичевой, М., Просвещение, 2015г. // Программа элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение / Авт.-сост. В.И. Сивоглазов, В.В. Пасечник. – М.: Просвещение, 2015.; образовательной программы МБОУ Романовская СОШ на 2022-2023учебный год
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
2022 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты
1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно¬исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
5. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
6. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
7. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
8. осознанный выбор будущей профессии.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
2. самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную деятельность с учётом предварительного планирования;
3. использовать различные ресурсы для достижения целей;
4. выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
Познавательные учебно-логические универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. классифицировать объекты в соответствии с выбранными признаками;
2. сравнивать объекты;
3. систематизировать и обобщать информацию;
4. определять проблему и способы её решения;
5. владеть навыками анализа;
6. владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
7. уметь самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания для изучения окружающего мира.
Познавательные учебно-информационные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. искать необходимые источники информации;
2. самостоятельно и ответственно осуществлять информационную деятельность, в том числе, ориентироваться в различных источниках информации;
3. критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
4. иметь сформированные навыки работы с различными текстами;
5. использовать различные виды моделирования, создания собственной информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
1. выступать перед аудиторией;
2. вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
3. продуктивно общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности;
4. учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности);
5. эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Изучение элективного курса направлено на достижение следующих результатов:
1. углубление содержания раздела генетики в рамках предмета «Общая биология»;
2. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области генетики;
3. устанавливать связь между развитием генетики и социально-этическими проблемами человечества; анализировать и использовать генетическую информацию;
4. пользоваться генетической терминологией и символикой;
5. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной генетики; решения генетических задач;
6. знание основных терминов и понятий:
- законы Менделя, действующие в генетике;
- взаимодействие аллельных генов;
- независимое наследование;
- сцепленное наследование;
- признаки, локализующиеся в мужских и женских хромосомах;
- действие летальных генов.
7. уметь:
- оформлять и решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические (родословные) древа и анализировать по ним характер наследования того или иного признака в ряду поколений;
- применять знания генетических законов для объяснения биологических процессов.
Содержание учебного предмета, курса
I. Цитологические основы наследственности (4 ч.)
Клетка – основная единица биологической активности. Основные компоненты эукариотической клетки.
Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз и его сущность.
Строение и типы метафазных хромосом человека.
Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека.
II. Биохимические основы наследственности (4 ч.)
Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК.
Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Особенности строения и полиморфизм ДНК. Репликация ДНК. Генетическое определение первичной структуры белков (биосинтез белка).
Генетический код и его свойства. Генная инженерия и биотехнология.
Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной генетике.
III. Закономерности наследования признаков (9 ч.)
Открытие Г. Менделем законов независимого наследования. Аллельные и неаллельные гены. Гомозиготные, гетерозиготные и гемизиготные организмы. Доминантные и рецессивные признаки у человека. Законы Менделя. Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм. Типы наследования менделирующих признаков у человека. Множественные аллели. Наследование групп крови.
Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепленные гены. Линейное расположение генов в хромосомах. Кроссинговер. Хромосомный полиморфизм. Карты хромосом человека.
Практическая работа № 2. Решение задач на I, II, III законы Менделя.
Практическая работа № 3-4. Решение задач на взаимодействие генов.
Практическая работа № 5. Решение задач на наследование групп крови.
Практическая работа № 6. Решение задач на сцепленное наследование.
IV. Наследственность человека (4ч.)
Генеалогический, близнецовый и цитогенетический методы антропогенетики. Наследование признаков, сцепленных с аутасомами, наследование свойств крови человека. Наследование , сцепленное с полом , у человека. Генные и хромосомные мутации у человека. Гетероплоидия по половым хромосомам и по аутасомам Родословная. Пробанд. Условные обозначения и графическое изображение генеалогического древа. Метод анализа родословных в генетических исследованиях человека. Значение знаний родословной.
Практическая работа № 7. Решение задач на составление родословной.
Практическая работа № 8. Составление и анализ генеалогического древа.
V. Мутационная изменчивость (3 ч.)
Мутации. Мутационная теория Ги де Фриза. Мутагенные факторы среды. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды.
Классификация мутаций по происхождению: спонтанные и индуцированные; по месту возникновения: соматические и генеративные. По характеру изменения фенотипа: видимые и биохимические; по влиянию на жизнеспособность: летальные, полулетальные, нейтральные; по характеру изменения генетического материала: геномные, генные, хромосомные. Мутагенез. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия мутагенов.
VI. Основы медицинской генетики (11 ч.)
Этапы становления генетики человека. Методы генетики человека. Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. Изучение влияния наследственных задатков и среды на формирование тех или иных признаков. Цитогенетический метод. Биохимический метод и метод моделирования.
Геном. Структура генома человека. Хромосомное определение пола. Синдром Морриса. Отличие людей на уровне генома. Гены, определяющие умственные способности человека. Гены счастья и тревоги. Генотерапия.
Наследственность. Виды наследственности - хромосомная, цитоплазматическая.
Наследственные болезни и их классификация: моногенные, полигенные, хромосомные. Факторы риска генных заболеваний.
Моногенные заболевания с аутосомно-доминантным типом наследования (синдром Альпорта, талассемия, гемолитическая анемия и др.); с аутосомно-рецессивным типом наследования (фенилкетонурия, альбинизм, болезнь Тея-Сакса и др.); сцепленные c Х-хромосомой, рецессивное наследование (гемофилия, дальтонизм, миопатия Дюшина); сцепленное с У-хромосомой (раннее облысение, ихтиоз).
Хромосомные заболевания, связанные с нарушением числа отдельных хромосом - трисомия (синдром Патау, синдром Эдвардса, болезнь Дауна), моносамия (синдром Шерешевского-Тернера, синдром Кляйнфелтера). Хромосомные заболевания, связанные со структурной перестройкой хромосом: делеция (синдром «кошачьего крика»), инверсия (микроцефалия). Врождённые болезни: наследственные и ненаследственные. Причины их возникновения. Болезни с наследственной предрасположенностью: ревматизм, бронхиальная астма, шизофрения и др. Профилактика наследственно обусловленных заболеваний. Кровнородственные браки и наследственные болезни.
Наследственные заболевания крови - серповидноклеточная анемия, болезнь Кули.
Практическая работа № 9. Решение задач по теме «Наследственные болезни».
Тематическое планирование
№ п/п | Дата. | Тема урока | Кол-во часов | |
I. Цитологические основы наследственности (4 ч.) | ||||
1 | 08.09 | Клетка – основная единица биологической активности. Основные компоненты эукариотической клетки. | 1 | |
2 | 15.09 | Жизненный цикл клетки. Деление клетки. Митоз и его сущность. | 1 | |
3 | 22.09 | Строение и типы метафазных хромосом человека | 1 | |
4 | 29.09 | Мейоз и его значение. Гаметогенез у человека. | 1 | |
II. Биохимические основы наследственности (4 ч.) | ||||
5 | 06.10 | Генетическая роль нуклеиновых кислот. Строение ДНК и РНК. | 1 | |
6 | 13.10 | Открытие ДНК. Работы Д.Уотсона и Ф. Крика. Особенности строения и полиморфизм ДНК. | 1 | |
7 | 20.10 | Генетический код и его свойства. Генная инженерия и биотехнология. | 1 | |
8 | 27.10 | Практическая работа № 1. Решение задач по молекулярной генетике. | 1 | |
III. Закономерности наследования признаков (9 ч.) | ||||
9 | 10.11 | Открытие Г. Менделем законов независимого наследования. Аллельные и неаллельные гены. Доминантные и рецессивные признаки. | 1 | |
10 | 17.11 | Законы Менделя. | 1 | |
11 | 24.11 | Взаимодействие генов: комплементарность, эпистаз, полимерия, плейотропизм. Множественные аллели. | 1 | |
12 | 01.12 | Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Сцепленные гены. Кроссинговер. | 1 | |
13 | 08.12 | Практическая работа № 2. Решение задач на I, II, III законы Менделя. | 1 | |
14, 15 | 15.12 | Практическая работа № 3-4. Решение задач на взаимодействие генов. | 2 | |
16 | 22.12 | Практическая работа № 5. Решение задач на наследование групп крови. | 1 | |
17 | 12.01 | Практическая работа № 6. Решение задач на сцепленное наследование. | 1 | |
IV. Наследственность человека (4ч.) | ||||
18 | 19.01 | Генеалогический, близнецовый и цитогенетический методы антропогенетики. | 1 | |
19 | 26.01 | Родословная. Пробанд. Метод анализа родословных в генетических исследованиях человека. | 1 | |
20 | 02.12 | Практическая работа № 7. Решение задач на составление родословной. | 1 | |
21 | 09.12 | Практическая работа № 8. Составление и анализ генеалогического древа | 1 | |
V. Мутационная изменчивость (3 ч.) | ||||
22 | 16.02 | Мутации. Мутационная теория Ги де Фриза. | 1 | |
23 | 02.03 | Классификация мутаций | 1 | |
24 | 09.03 | Мутагенез. Работы Г.С.Филипова, Г.Мёллера. Охрана людей от действия мутагенов. | 1 | |
VI. Основы медицинской генетики (10 ч.) | ||||
25 | 16.03 | Методы генетики человека. Близнецовый метод. Монозиготные и дизиготные близнецы. | 1 | |
26 | 23.03 | Геном. Структура генома человека | 1 | |
27 | 06.04 | Моногенные заболевания с аутосомно-доминантным типом наследования | 1 | |
28 | 13.04 | Хромосомные наследственные заболевания | 1 | |
29 | 20.04 | Геномные наследственные заболевания | 1 | |
30 | 27.04 | Болезни с наследственной предрасположенностью | 1 | |
31 | 04.05 | Кровнородственные браки и наследственные болезни. | 1 | |
32 33 | 11.05 18.05 | Практическая работа № 9. Решение задач по теме «Наследственные болезни». | 2 | |
34 | 25.05 | Истоки и перспективы международной программы “Геном человека” | 1 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ: Романовская СОШ от .08.2022г.№ ___________________ (подпись председателя методического совета) | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УР _______Ермолова Н.В. « » августа 2022г. _______Левченко Т.Ю. |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата (план) | Дата (факт) | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...

Рабочая программа элективного курса для 11 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Рабочая программа предназначена для 11 класса. Составлена по программе С.И. Львовой. Рассчитана на 34 часа....

Рабочая программа элективного курса для 10 класса "Гражданин современной России"
Элективный курс по обществознанию для учеников 10 класса по теме "Гражданин современной России" раскрывает особенности современного гражданского общества в России...

рабочая программа элективного курса в 9 классе "Художественная обработка природных мсатериалов и текстиля"
Данный курс расчитан на 17 часов, ориентирован на учащихся, склонных к художественному творчеству...

Рабочая программа элективного курса в 8 классе «Мой дом, родная школа, мой город в прошлом, настоящем и будущем »
рабочая программа элективного курса по истории...
Рабочая программа элективного курса в 11 классе.
"Решение нестандартных задач по математике."...

Рабочая программа элективного курса "ГЕНЕТИКА"
Рабочая программа элективного курса «Генетика» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 11 класса.Тема «Генетика» - наиболее интересная и сложная тема в общей биолог...