Методическая разработка урока по обществознанию "Познание и знание"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Ягофарова Людмила Маратовна

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Познание и знание" предназначена для изучения в 10-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznanie_i_znanie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познание и знание

Цель: способствовать пониманию учащимися структуры познавательного процесса, дать учащимся представление об особенностях научного познания, истины и ее критериях.

Задачи:

  • обучающая: помочь учащимся расширить объем знаний касающихся процесса познания, развивать умение работать в составе группы;
  • воспитательная: помочь понять насколько сложным бывает процесс поиска истины.

Оборудование урока: МП, таблицы

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: знание, познание, истина (абсолютная, относительная).

Ход урока 

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

План

  1. Познаваем ли мир.
  2. Познание чувственное и рациональное.
  3. Истина и ее критерии.
  4. Особенности научного познания.
  5. Социальные и гуманитарные знания.
  6. Многообразие человеческого знания.

Итак наша задача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: Как человек познает мир?

Прежде чем обратиться к сегодняшней теме, мне нужны три добровольца (по желанию).

Первому ребенку демонстрируются прямоугольники разного цвета (желтый, синий, красный), он должен назвать, что он перед собой видит и какого это цвета.

Второму ребенку предлагают определить на запах (уксус, чеснок,  духи).

Третьему ребенку, предварительно завязав глаза, попросить  на ощупь  определить (кожу, салфетку, ножницы).

Благодарю за активность участников (дети отправляются на место).

– Ребята, как мы получили информацию?

– Какие органы чувств заставили подключиться?

На экране проецируются

ЗРЕНИЕ

ОБОНЯНИЕ

ОСЯЗАНИЕ

Какие органы чувств мы еще не назвали?

Аристотелем, древнегреческим философом, были описаны 5 основных чувств (на экране проецируется).

ВКУС

СЛУХ

Сообщения всех органов чувств принимает наш мозг, который обрабатывает поступившую информацию и использует ее при поступлении новых ощущений. В коре головного мозга есть зоны, отвечающие за те или иные ощущения.

(Дополнительная информация о функциях мозга – готовит один или несколько учащихся.)

1-я группа считает, что мир познаваем – «оптимисты»;

2-я группа считает, что мир познать нельзя – «пессимисты»;

3-я группа считает, что познание мира возможно, но выражает сомнение в достоверности полученного знания – «скептики». В дальнейшем выполнение заданий происходит в составе групп.

Задание. Каждая группа аргументировано доказывает свою точку зрения.

– Что такое познание?

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение новых знаний об окружающем мире.

Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных целей нужны знания.

Мир природы. Общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы познавать ее?

Задание. Объяснить, что такое агностицизм, конвенционализм, гносеологизм. Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте.

– Как мы можем познавать тот или иной предмет, то или иное явление?

Ученые выделяют следующие виды познания:

  1. обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – труде, общении, каждодневных занятиях;
  2. научное – главный источник знаний людей о мире;
  3. образное характерно для искусства, художественной культуры;
  4. философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.

Задание. Приведите примеры, раскрывающие каждый вид познания.

– Что является главным во всех направлениях познания?

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В процессе познания присутствует объект и субъект познания.

объект познания

субъект познания

познаваемый предмет

человек, общество

весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют люди и общество в целом

человек

Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное отношение к получаемой информации.

Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?

2. Используются ТСО и наглядные пособия. Существуют две ступени познавательной деятельности:

1-ая ступень – чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.

формы чувственного познания

ощущение

восприятие

представление

представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств

в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно

Роль чувственного познания: 

а) органы чувств являются, являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с окружающим миром;

б) без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению вообще;

в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс познания;

г) органы чувств дают минимум информации, который оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность возможна на основе данных органов чувств. В результате работы органов чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления.

2-я ступень познавательной деятельности – рациональное познание. На этом этапе включается механизм мышления. Новые представления связываются с теми, которые были получены ранее.

формы рационального познания

понятие

суждение

умозаключение

Представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений. Классификация понятий: 1-по степени общности:
а) общие;
б) более общие;
в) предельно общие.
2-в научном познании:
а) частнонаучные
б) общенаучные
в) всеобщие (философские).
3-по отношению к действительности:
а) понятия, отражающие общее в предметах;
б) понятия охватывающие существенные признаки предметов;
в) понятия, раскрывающие смысл и значение предметов;
г) понятия-идеи.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей.

Представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой связи утверждается или отрицается что-либо.
Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

Это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.
Виды умозаключений:
а) дедуктивное, представляет собой цепь рассуждений, звенья которой (высказывания) связаны отношениями логического следования от общих рассуждений к частным;
б) индуктивные умозаключения располагаются в цепи последовательности от частных к общими. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль.

Хотя чувственное и рациональное познание играет огромную роль в получении нового знания, тем не менее, их бывает недостаточно для решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция.

Интуиция представляет собой способность человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с помощью каких-либо доказательств.

Интуиция – специфический познавательный процесс, приводящий к новому знанию.

Основные черты интуитивной способности:

  1. неожиданность решения поставленной задачи;
  2. неосознанность путей и средств ее разрешения;
  3. непосредственный характер постижения истины.

Чувственное познание, рациональное и интуиция - это важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания.

Процесс приобретения новых знаний сопровождается формированием понимания.

Новое знание должно быть «вмещено» человеком, сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.

3. Используются ТСО и наглядные пособия. Сущностью процесса познания является получения как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мир и получения истинного знания (агностики, эмпирики, рационалисты).

Истина – соответствие мыслей человека окружающей действительности.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекту познания.

истина абсолютная

истина относительная

полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении (математические формулы, утверждение или неопровержимо установленный факт)

представляет собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек на данном этапе своего развития

Задание. На примерах покажите абсолютность и относительность истины.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Характерные черты практики:

  1. целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);
  2. предметно чувственный характер (человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);
  3. преобразование окружающей действительности.

В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное.

– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте.

Роль заблуждений в познании неоднозначна:

  • с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;
  • с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

4. Используются ТСО и наглядные пособия. Ближе всего к истине стоит научное знание. Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит творческий процесс мыслительной и научно-практической деятельности.

Принципы научного познания:

  1. принцип объективности – необходимо отражать объект таким, какой он есть на самом деле;
  2. рационалистическая обоснованность – отличие от слепой веры в мифологии и религии;
  3. системность знания – научное знание не просто упорядочено, но к тому же выражается в форме теории;
  4. проверяемость – средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения.

уровни научного знания

теоретический

эмпирический

имеет дело с логической моделью изучаемого объекта; содержанием знаний являются научные понятия, гипотезы, принципы и законы науки; к теоретическим методам исследований относятся: аналогия, абстрагирование, идеализация (мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности), с помощью которых выявляются законы науки, создаются научные теории.

отражает изучаемый предмет со стороны, доступной наблюдению, когда исследователь взаимодействует с изучаемым предметом непосредственно или с помощью приборов; содержание знания на эмпирическом уровне представлено научными фактами (события, физически процессы и т. п.), а также наблюдаемыми связями между ними; к эмпирическим методам исследований относятся: наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент

5. Используются ТСО и наглядные пособия. Различия между эмпирическими и теоретическими уровнями знаний относятся как к изучению природных объектов, так и к изучению общества и человека. Однако социальные и гуманитарные знания имеют свою специфику.

общественные науки

социальное знание

гуманитарное знание

знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, профессиональными группами; обращается к фактам, знаниям, законам общественно-исторического процесса, исследует общественные тенденции в развитии человечества

рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира; изучает индивидуально - личностные факторы

Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества, но и человек не может существовать без общества.

Задание. Приведите примеры социальных и гуманитарных знаний.

6. На первых этапах исторического развития потребность человеческой цивилизации в познании мира в той или иной мере удовлетворялась в мифологических и религиозных объяснениях.

Однако зачатки научного знания, накапливавшиеся вначале в рамках магии, со временем стали требовать иных форм выражения.

Наряду с процессом накопления знаний существовала трудовая и иная социальная практика. Сама жизнь давала так называемое практическое знание, рожденное опытом повседневной жизни.

Немало полезных сведений о мире таит в себе так называемая народная мудрость.в ней не только запечатлен практический опыт, но и отражен здравый смысл.

Особый тип познания представляет собой искусство. Оно прежде всего имеет дело с художественным освоением мира. Отличительными особенностями художественного познания является использование художественного образа.

Довольно широкое распространение в современном познании находит так называемая паранаука (околонаучное знание). Она, в отличие от здравого смысла, который стремится к ясности, грешит туманностью и псевдонаучным языком. Иногда к паранауке относят знания, которые до поры до времени не находят стройного объяснения в рамках существующих научных теорий.

III. Ребята в завершении урока предлагаю вам еще одну мысль

“Если бы ум ограничивался восприятием данного, уму нечего было бы делать, он не осознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмысленного животного (ведь оно тоже слышит, видит, у него хорошо развиты осязание, обоняние, вкус и т.д.) Если бы ум владел бы полнотой истины, то, он человек, находился бы в состоянии абсолютного покоя божества”. Соловьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Путешествие в страну знаний". 2 класс.

Данный урок разработан к УМК М. З. Биболетовой, 2 класс.На базе новой лексики учащиеся совершенствуют навыки монологической речи при описании сказочных персонажей, учатся читать букву Аа в закрытом сл...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Методическая разработка урока проверки знаний. Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".

Урок математики в 5-м классе. Повторение по теме "Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби".Цели урока:v   закрепление умения распознавать, понимать и объяснять правильные и непра...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

Методическая разработка урока систематизации и обобщения знаний и умений

Урок систематизации и обобщения знаний и умений по учебной ситуации "Знакомство". УМК Афанасьевой О.М., Михеевой И.В. " Rainbow English - 2"...

Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения "My Love is warmer than..." 6 класс (ознакомление и первичное закрепление знаний)

Методическая разработка урока-открытия знаний с элементами проблемного обучения включает технологическую карту урока, презентацию к уроку, скрипты песни "My Love is warmer than the warmest sunshi...