Деловая игра для 10-11 классов по теме: «Социальное обеспечение граждан современной России: материнский капитал: «За» и «Против»».
методическая разработка по обществознанию (10, 11 класс)
Цель:
1.изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства.
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить знания учащихся о сущности социального обеспечения граждан современной России.
2. Обобщить и систематизировать знания о новых законодательных идеях и практике их реализации.
3. Развивать умения учащихся выделять основной смысл просмотренных фрагментов видеоматериалов, давать оценку различным точкам зрения с позиций современных представлений о социальном правовом государстве.
4. Решить предложенные ситуации, пояснить ответы ссылкой на законодательство.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся;
- способствовать развитию творческой активности;
- сформировать культуру общения;
- воспитать уважение к нормам права, сформировать правовое мышление и выработать привычки к выполнению законов.
Развивающие:
- сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труд;
- развивать умение коллективной деятельности в работе.
Планируемые результаты:
Личностные - уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность
решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,
Метапредметные - формирование правового мышления, развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;
Предметные - активное включение учащихся в продуктивную творческую деятельность, расширение представления о системе пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации.
Форма проведения: деловая игра.
Тип занятия: комбинированный.
Технология: эвристическое обучение с элементами деловой игры.
Методы работы:
1. проблемный
2. наглядный
3. поисковый
4. исследовательский
5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу
6. методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Материалы и оборудование:
- Компьютер, проектор/электронная доска, планшеты/телефоны.
- Материалы: жетоны 2-х цветов для деления на группы, сертификаты участникам, флипчарты по количеству команд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tatyanyuk_i.a.docx | 44.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 283
Учитель истории и обществознания
Татянюк Ирина Анатольевна
Деловая игра для 10-11 классов по теме:
«Социальное обеспечение граждан современной России:
материнский капитал: «За» и «Против»».
Цель:
1.изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства.
Задачи:
Образовательные:
1. Углубить знания учащихся о сущности социального обеспечения граждан современной России.
2. Обобщить и систематизировать знания о новых законодательных идеях и практике их реализации.
3. Развивать умения учащихся выделять основной смысл просмотренных фрагментов видеоматериалов, давать оценку различным точкам зрения с позиций современных представлений о социальном правовом государстве.
4. Решить предложенные ситуации, пояснить ответы ссылкой на законодательство.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию гражданско-патриотических качеств обучающихся;
- способствовать развитию творческой активности;
- сформировать культуру общения;
- воспитать уважение к нормам права, сформировать правовое мышление и выработать привычки к выполнению законов.
Развивающие:
- сформировать умения и навыки самостоятельного умственного труд;
- развивать умение коллективной деятельности в работе.
Планируемые результаты:
Личностные - уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность
решения, целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,
Метапредметные - формирование правового мышления, развитие логического мышления, развитие познавательной активности и самостоятельности, умение работать в команде;
Предметные - активное включение учащихся в продуктивную творческую деятельность, расширение представления о системе пенсионного и социального обеспечения в Российской Федерации.
Форма проведения: деловая игра.
Тип занятия: комбинированный.
Технология: эвристическое обучение с элементами деловой игры.
Методы работы:
1. проблемный
2. наглядный
3. поисковый
4. исследовательский
5. словесно-индивидуальный при эвристической беседе, ведущей к выводу
6. методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Материалы и оборудование:
- Компьютер, проектор/электронная доска, планшеты/телефоны.
- Материалы: жетоны 2-х цветов для деления на группы, сертификаты участникам, флипчарты по количеству команд.
- План проведения занятия
№ этапа | этап | Виды деятельности обучающихся | Виды деятельности преподавателя |
1 | Организационный | Выбирают жетон. Занимают места, поделившись на 2 группы (условно: оптимисты и пессимисты). | Сообщает цели и задачи деловой игры, правила проведения занятия, проводит жеребьевку. |
2 | Выполнение | Последовательно командами выполняют предложенные задания игры. Записывают свои выводы на флипчарте. | Отслеживает время выполнения заданий каждой командой, фиксирует выполнение заданий каждой командой. |
3 | Завершающий | Слушают подведение итогов, рефлексируют, анализируют ошибки. | Проверяет правильность выполнения заданий занятия, подводит итоги, объявляет результаты, награждает активных участников. |
- Этапы и ход деловой игры.
- Приветствие. Сегодня в ходе деловой игры мы постараемся найти ответы на спорные вопросы современной социальной политики России.
Тема нашей игры: «Социальное обеспечение граждан современной России: материнский капитал: «За» и «Против»».
- Главное богатство любой страны - это люди, человеческий потенциал. Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой социально-демографического развития государства.
Это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период. Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек. Рождаемость становится проблемой существования России вообще. Уже давно политики и общественные деятели на Западе высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.
Также следует обратить внимание, что в России достаточно низкий
уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с
низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении
является исключением.
- В чём причины такого явления с вашей точки зрения?
- Какие меры поддержки со стороны государства вы знаете?
- Назовите известные виды социальных пособий?
- Какой НПА закрепляет основные меры поддержки населения государством?
- Какова роль Конституции РФ в обеспечении поддержки населения?
При обсуждении можно использовать материалы по ссылке: https://materinskiy-semeyniy-kapital.ru/normativnaja_baza/
- Материнский (семейный) капитал - это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось). «Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки».
Исходя из этого, как вы думаете, какое из высказываний, которое вы видите на экране, наиболее подходит к определению «материнский капитал»? (слайд)
- «Материнский капитал- это инвестирование в будущее и поддержка населения»;
- «Материнский капитал - обеспечение семей воспитывающих детей»;
- «Материнский капитал - поддержка материнства и детства».
В современном обществе есть разные категории граждан, которые нуждаются в
социальной защите со стороны государства. Ст. 39 КРФ такую защиту
гарантирует и называет ее правом на социальное обеспечение.
- Нужна ли такая социальная помощь как материнский капитал?
- Предлагаю вам обратить внимание на два видео-фрагмента. Учащимся предлагается видео-материал «Послания президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию» 15 января 2020 г. (https://yandex.ru/video/preview?filmId=10681802832294930733 )
и видео-материал из Инстаграмма А.Водонаевой
( https://www.youtube.com/watch?v=0yUDtRExJvc) о материнском капитале.
- Вашим командам даётся 6 минут для того, чтобы обсудить отношение к материнскому капиталу с учётом, что 1 команда-это оптимисты и должны привести как можно больше доводов в пользу данной соцподдержки, а 2-пессимисты – должны назвать причины, по которым следует закрыть данную программу. Свои выводы нужно оформить на флипчартах для последующей презентации.
- Работа в группах.
- Выступление представителей команд.
- Как мы видим, наши мнения разделились, каждая команда по своему права. Нет однозначного ответа на поставленный вопрос. В данной ситуации предлагаю вам познакомиться с документально-правовой базой о Материнском капитале, может быть правовые знания помогут найти компромиссное решение? Для этого перейдите в сайт и познакомимся с законодательными актами. Для этого можно воспользоваться ссылкой или QR-кодом.
https://www.mos.ru/otvet-semya-i-deti/kak-oformit-materinskiy-kapital/
Необходимо ответить на вопросы:
- Кому положен материнский капитал?
- Когда можно получить сертификат? Могут ли отказать в выдаче сертификата?
- На что можно использовать маткапитал?
- Когда можно потратить средства из маткапитала?
На доску выводятся выводы по основным вопросам, которые школьники делают в ходе изучения и обсуждения при работе с документами.
- Учитывая приведенные доводы, можно резюмировать следующее:
материнский (семейный) капитал:
• является своевременной мерой государственной поддержки семей имеющих детей;
•является социальной инновацией современного общества, влияющей на демографические процессы;
• является современным инвестиционным
инструментом, позволяющим решать ряд наиболее острых проблем семьи
(улучшение жилищных условий, образование детей, оплата услуг
образовательного учреждения, оплата содержания ребенка в детском саду);
• продолжают совершенствоваться меры борьбы с незаконными действиями с
материнским (семейным) капиталом.
Решение об использовании материнского или как еще называют "семейного" капитала надо принимать осознанно. Данный вид господдержки вовсе не халява, а финансовый инструмент. Как любая финансовая производная он требует рационального применения. В противном случае вместо блага материнский капитал может обернуться ловушкой. Прежде, чем применять его надо четко взвесить все "за" и "против" и каждая семья имеет право на собственное осознанное решение. Для государства, чтобы увеличить рождаемость в стране, необходимо разработать комплексный подход, развивать все сферы общества, увеличить доходы населения, а для этого требуются грамотные специалисты.
Спасибо за активное участие в игре! Вручение сертификатов.
Список используемой литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) действующая редакция. 2. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339770/c344d6b8dba0ea2caa8207ae7df09d095e242e57/ 4. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. Учебник. / Издательство: М.: КноРус, 2015. 5. Пенсионный Фонд Российской Федерации / режим доступа: http://www.pfrf.ru/ 6. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации / режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/. 7. Национальный университет «Высшая школа экономики» / режим доступа: https://www.hse.ru/. 8. Министерство социально-демографической и семейной политики Москвы https://dszn.ru/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра " Озеро жизни" . ( проводится перед изучением темы " Гидросфера"
Подготовка к игре. В классе формируется 5 групп: 1) бизнесмены ; 2) представители жителей побережий озер; 3) активисты международных экологических организаций ; 4) журналисты ; 5) ученые - эксперты...
Урок – деловая игра «Школа» по русскому языку по теме: «Повторение и обобщение изученного о местоимении» 6 класс
Сценарный план урока русского языка разработан в соответствии с требованиями ФГОСА. Деловая игра - инновационная форма урока, во время которой работают все учащиеся класса, оценивают свои знания и зна...
Открытый урок по английскому языку на тему « Социальное обеспечение» 11 класс
Знакомство с системами социального обеспечения Великобритании и Соединенных Штатов АмерикиДальнейшее развитие речевой компетенци...
Конспект урока с применением компьютерных технологий на тему: «Как помогут старшеклассникам знания о Британии, как государстве всеобщего благосостояния, определить пути для улучшения системы социального обеспечения граждан России?»
Цель урока: совершенствование навыков устной и письменной речи по теме урока....
Методическая разработка деловой игры в 8-9 классах на тему:"Маркетинг в современной России"
Ведущая роль урока:экономика как предмет требует от уч-ся системного представления об окружающем мире, обеспечение системности обучения, овладение грамотой культуры делового человека.Планируемые образ...
статья на тему "Проблема обеспечения качества современного образования"
В статье рассматривается сущность проблемы....
Разработка классного часа для 6 класса на тему "Социальная солидарность в современных условиях"
Одна из самых насущных проблем, стоящих сегодня перед человечеством - это проблема мирного сосуществования различных народов, культур, религиозных концессий. Одним из важнейших аспектов воспитательног...