Методическая разработка деловой игры в 8-9 классах на тему:"Маркетинг в современной России"
методическая разработка по географии (8, 9 класс)

Ведущая роль урока:экономика как предмет требует от уч-ся системного представления об окружающем мире, обеспечение системности обучения, овладение грамотой культуры делового человека.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные

  • осмысление себя как части  своей страны;
  • пробуждение интереса к  предстоящему региональному изучению районов РФ;
  • развитие профориентации через предмет.

- метапредметные

  • развитие предприимчивости, артистизма у учащихся;
  • формирование умений мыслить аналитически, по-деловому.

- предметные

  • углубляются понятия: специализация, рынок, экспорт, импорт;
  • понятие об экономическом  районировании;
  • развитие способности применять имеющиеся знания в условиях новых учебных задач.

Программа, УМК, используемые для подготовки и проведения урока:

Алексеев А.И.   География России. Природа и население. Академический учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа, 2011г.

Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе». Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс,2008г.

Необходимые ресурсы:

Мультимедийный проектор, интерактивная презентация Prezi.com, политико - административная карта РФ, схема-контур России, атласы для 8- 9 класса, цветные конверты - карточки - задания для каждой группы, длительность урока - 45 мин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка деловой игры в 8-9 классах

 на тему «Маркетинг в современной России»

Учитель географии и биологии

ГБОУ СОШ  №352 с углубленным изучением немецкого языка

Маханова Ольга Владимировна

 

Ведущая идея урока: экономика как предмет требует от уч-ся системного представления об окружающем мире, обеспечение системности обучения, овладение грамотой культуры делового человека.

Планируемые образовательные результаты:

- личностные

  • осмысление себя как части  своей страны;
  • пробуждение интереса к  предстоящему региональному изучению районов РФ;
  • развитие профориентации через предмет;
  • воспитание самостоятельности  и ответственности.

- метапредметные

  • развитие предприимчивости, артистизма у учащихся;
  • формирование умений мыслить аналитически, по-деловому.

- предметные

  • углубляются понятия: специализация, рынок, экспорт, импорт;
  • понятие об экономическом  районировании;
  • развитие способности применять имеющиеся знания в условиях новых учебных задач.

Программа, УМК, используемые для подготовки и проведения урока:

Алексеев А.И.   География России. Природа и население. Академический учебник для общеобразовательных школ. М.: Дрофа, 2011г.

Савицкая Е.В. «Уроки экономики в школе». Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс,2008г.

Необходимые ресурсы:

Мультимедийный проектор, интерактивная презентация Prezi.com, политико - административная карта РФ, схема-контур России, атласы для 8- 9 класса, цветные конверты - карточки - задания для каждой группы, длительность урока - 45 мин.

Интегратор урока – маркетинг или рынок товаров и услуг.

  1. Мотивация к деятельности: в наше время вы должны быть готовыми к любым испытаниям. Сегодня у нас необычный урок. Попробуйте узнать, с каким видом деятельности связана жизнь современного человека в городах. Если Вы успешно пройдёте первое испытание, то это поможет сформулировать тему нашего урока.

Мозговой штурм (определение темы урока)

Учащиеся читают и обсуждают фрагмент русской сказки:  «Ивана - царевича, молодильные яблоки и живая вода»Посмотрим на нее глазами  современного бизнесмена. Авось, какие мысли и возникнут…

Жили – были царь и три его сына - Федор, Василий и Иван (учредитель и три топ – менеджера). Ослаб царь и понял, что без молодильных яблочек и живой воды скоро конкуренты царство его (компанию), схрумкают. Собирает царь пир на весь мир (тендер объявляет): кто привезет воду да яблоки - тому пол царства (50% акций, однако шутка ли). Выходит тогда Федор и говорит: «Неохота нам в люди царство отдавать. Сам привезу». На коня вскочил и погнал в тридевятое царство.

Доезжает до камня, а на камне надпись: «Направо поедешь – себя спасешь, коня потеряешь. Налево поедешь – коня спасешь, себя потеряешь. Прямо поедешь женатым будешь». И куда, вы думаете, наш Федя едет? Жениться!!! Стой, глупый, ты ж за яблоками едешь! Какие свадьбы? Нет, не слышит.… Ох, уж эти соблазнительные предложения о совместном бизнесе…

 А царю-то деваться некуда, снова клич на ту же тему. Пришел уж черед младшего, Ивана. Доезжает до камня, читает: «Направо ехать - коня потерять. Куда мне без коня? Не затем я в путь - дорогу выехал. Налево ехать - коня спасти. Эта дорога самая лучшая для меня. Так и поступил…

Подсказка 1:

В ходе рассуждений выделить ключевые слова урока - торговать, продавать, покупать, компания, экономика. Выбор варианта развития соответствует главной цели: «Без коня, т.е. без команды, успеха не жди»

Подсказка 2:

 Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» (цель маркетинга).

Учитель: фрагмент сказки поможет  вам сформулировать тему  урока (уч-ся в активном поиске: работа в микрогруппах)

Учитель: Вы готовы её озвучить?

Примерные ответы уч-ся: 

Торговля и рынок.

Мой бизнес.

Предпринимательство.

Маркетинг.

Учитель: итоговый вариант - «Маркетинг в современной России»

Вы сегодня самостоятельно создадите образ своей территории (своего «царства»), исследуете её рыночную активность, проявляя  при этом индивидуальные и коллективные  творческие способности.

  1. Содержательно - технологический этап

Осмысление перед началом игры

 (работа по теме урока)

Школьники объединяются в микрогруппы по 4 человека. С содержанием  деловой  игры участники заранее не знакомы, поэтому учитель объясняет смысл названия - маркетинг, на экран еще раз выносятся понятия экономических терминов (маркетинг, биржа, брокер, сделка, бартерная сделка.); обговаривается время выполнения всех видов работ. Размещается контур России на магнитной доске.

       1этап: Исследование ресурсов своей территории (экономического района), используя инструктивную карточку. Оформление  маршрутных листов (15 мин).

Приложение 1. Инструктивная карточка учащихся:

Содержание заданий для каждой группы: для активизации процесса заранее узнаю любимые цвета уч-ся, а они на выбор вытягивают конверты - карточки.

 А). Используя информацию о природных ресурсах заданной территории, назови отрасли специализации промышленности.

Б) Предположи, какое сырье, возможно, использовать для развития региона: местное или привозное.

В) Перечисли виды готовой продукции: экспорт продукции (если возможен)

Предположи и покажи на контуре России, где будет ориентировочно находиться «твоя территория». (Продукт урока:создание совместного цветного коллажа экономических районов РФ)

Приложение 2 

Карточки – подсказки

Группа №1. Центральная Россия

Бесплатные рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам Картинки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Скачать рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Скачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам глина и песок

Климат умеренно - континентальный, достаточно увлажненный на большей части.  

Группа№2. Северо – Западная Россия

Скачать картинки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам Скачать наглядный материал для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; фото-ответы к авторским flash играм, презентациям Картинки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Рисунки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам

Климат умеренно - континентальный, увлажнение больше 1,(К>1).

Группа №3. Европейский Север

Скачать рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Бесплатные изображения  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестам Рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира Скачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам 

Природные условия менее благоприятны, увлажнение избыточное.

Группа №4. Северный Кавказ

Скачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам Скачать изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам Картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира Скачать картинки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира Бесплатные картинки  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм

Умеренно - континентальный  благоприятный климат + субтропический климат. Длинное и очень теплое лето.

Группа №5. Урал - умеренный континентальный климат, дефицит пресной воды

Скачать рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к авторским презентациям, флеш играм Бесплатные рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам Рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира Бесплатные рисунки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестамИзображения  для средней и старшей школы. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; картинки к интерактивным урокам, flash-тестамСкачать изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокамКартинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мира 

Группа №6 Западная Сибирь – континентальный климат, вечная мерзлота, Скачать изображения для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокамКартинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским играм для уроков природоведения и окружающего мираСкачать картинки для начальной школы в 4 классе. Учебная программа общеобразовательной школы; изображения к разделу Символы и знаки; к детским образовательным flash играм, урокам лес  

 Краткие выступления представителей каждой из  «территорий» (предполагаемых экономических районов) по плану. Регламент для представителей районов 5 минут.

Учитель вводит понятие «Экономический район», уч-ся самостоятельно перечисляют свои исследованные территории, используя политико - административную карту.

2 этап: Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию 

(работа брокеров на бирже в течение 10 мин).

Представитель команды направляется на биржу (учитель) и заключает сделку с брокером на продажу товара. Взамен получает 1 условную единицу (рубль или доллар - если товар на экспорт). Взаимодействие учеников - активный обмен валютой на бирже.

Дополнительно: «Проект развития «своей территории» на будущее» по - выбору уч-ся или домашнее задание.

Физминутка: зарядка для глаз

Рефлексивный этап (подведение итогов)

Владелец популярной в России ресторанной сети тратил очень мало денег на маркетинг. Несмотря на это, в его ресторанах всегда было много клиентов. Как это ему  удалось? Твои комментарии!

Версия учителя: каждый раз, когда он открывал новый ресторан, он организовывал в нем грандиозный прием, на который приглашал всех парикмахеров города. Они веселились и вкусно ели за счет хозяина, а на следующий день в отличном настроении выходили на работу. А как работают парикмахеры? Именно! Они каждый день общаются с клиентами. И в течение нескольких недель с удовольствием распространяют информацию о замечательном ресторане, где можно хорошо провести вечер.

Подведение итогов (рефлексия): Что удалось? Что  не получилось?

Что бы вам хотелось ещё узнать?

Выставление оценок.

Заключение.

Почему я ввожу в  свою практику проведения уроков - интегрированные уроки с использованием ИКТ. Считаю, что интеграция совершенно по - новому способствует формированию целостного понимания мира, что является главной задачей школьного географического образования.

Обоснованием использования ИКТ-технологии в организации современного урока географии, выделяю следующие критерии:

Деятельностный подход

Мотивация к учению

Работа в группах

Планирование работы и прогноз ее результатов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка деловый игры по теме "Клетка - элементарная единица живого" с использованием активных методов обучения

В методической разработке по теме "Клетка - элементарная единица живого" приведены 2 варианта деловых игр с использованием активных методов обучения - дискуссий, упражнений-энергизаторов, коопера...

Методическая разработка деловой игры "Собеседование при профессиональном найме на работу"

Деловая игра позволяет имитировать профессиональную деятельность, ее участники оказываются в условиях, которые близки к реальным, и имеют возможность объективно оценить свои силы и знания. Целью делов...

Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"

данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....

Методическая разработка "Деловая игра Азбука потребителя"

Методическая разработка предназначена для 10-11 класса, предполагает использование методики интерактивного обучения в сочетании с игровыми технологиями. ...

Деловая игра для 10-11 классов по теме: «Социальное обеспечение граждан современной России: материнский капитал: «За» и «Против»».

Цель:1.изучить правовую природу материнского капитала как одной из форм поддержки семьи, материнства и детства. Задачи: Образовательные:1. Углубить знания учащихся о сущности социального обе...